Ея
			К 30-летию
со дня рождения
В. И. Ленина
	ИРУ РИГИ Е
	(Продолжение. Начало см. на 1-й стр.)
	Было начато проектирование и ряда других электро-
станций. Разрабатывалась программа развития Урало-Куз-
нецкого бассейна, намечался итирокий план железнодорож-
ного строительства, начались подготовительные работы по
сооружению Волго-Донского канала, по созданию ороси-
тельных систем в Туркестане для развития хлопководства.
Еще тогда Ленин прозорливо указывал на огромное значе-
	ние сырьевых и энергетических ресурсов восточных райо-
	нов страны. Большое внимание Владимир Ильич уделял
переводу промьшленности на мирное производетво, орга-
низации ремонта и производства сельскохозяйственных ма-
шин и инвентаря, налаживанию выпуска товаров массово-
	го потребления. Были приняты меры, чтобы развернуть.
	товарооборот между городом и деревней, организовать го-
сударственную и кооперативную торговлю.
	Партия и правительство прилагали величайитие усилия,
чтобы вырвать страну из когтей разрухи и голода. Весной
и особенно летом 1918 года создалось крайне тяжелое про-
довольственное положение. Рабочие Москвы, Петрограда и
других городов иногда целыми неделями не получали хлеб-
ного пайка, голодало трудовое крестьянство потребляющих
губерний. Голод был вызван прежде всего тем, что кулаки
прятали хлеб, отказывались продавать его государству по
твердым ценам. При помощи голода реакционные силы на-
деялись добиться падения Советской власти. Судьбу рево-
люции решал вопрос о хлебе. «Борьба за хлеб — это борь-
ба за социализм», — говорил Ленин.
	Мысль Владимира Ильича настойчиво билась над тем,
чтобы изыскать меры по обеспечению городов хлебом.
И он нашел выход, указав на новые, пролетарекие методы
борьбы с голодом. По инициативе и при участии Ленина
в мае 1918 года были разработаны декреты по продоволь-
ственному вопросу. Они подтверждали незыблемость хлеб-
ной монополии и требовали беспощадной борьбы с хлеб-
ной спекуляцией и мешочничеством, строжайшего учета и
равномерного распределения всех хлебных запасов. Все
это дело централизовалось в руках Народного комиссариа-
та продовольствия, которому были предоставлены чрезвы-
чайные полномочия. Лица, скрывавигие хлебные излишки,

`’объявлялись врагами народа и предавались суду револю-
пионных трибуналов.
	Как всегда в самые трудные минуты, Ленин обратился
к рабочему классу. Он предложил создать продовольствен-
ные отряды из передовых пролетариев, направить их в де-
ревню и поднять бедноту на борьбу с кулачеством. 10 мая
Владимир Ильич принял представителя путиловцев — ра-
бочего, разметчика котельного цеха А. В. Иванова, кото-
рый подробно описал чрезвычайно тяжелую картину го-
лода в Петрограде. В ходе беседы Ленин прочитал Иванову
принятый правительством декрет о «продовольственной
`° диктатуре» и дал ему копию декрета, чтобы он ознакомил
с ним путиловцев. Владимир Ильич просил передать тру-
дящимся Петрограда, что Советское правительство приняло
решительные меры по налаживанию продовольственного
дела в стране, и подчеркнул, что в этом должны активно
участвовать рабочие. Тут же, при Иванове, Ленин написал
наркому продовольствия А. Д. Цюрупе записку о необхо-
димости оказать содействие в организации продоволь-
ственных отрядов из петроградских рабочих.
	Вскоре в газетах было опубликовано письмо Ленина
питерским рабочим «О голоде», в котором он призывал
пролетариат организовать великий поход против сиекулян-
тов хлебом, против кулаков, против нарушителей госудат-
ственного порядка в деле сбора, подвоза и распределения
хлеба. Кулаки, говорил он, являются главной опорой
контрреволюции, и либо рабочий класс, объединив вокруг
себя бедноту, подавит сопротивление кулачества, заставит
его подчиниться требованиям пролетарского государства,
‘либо буржуазия и кулаки сбросят Советскую власть. Ленин
объезжает рабочие районы Москвы, выступает на собра-
ниях и митингах, разъясняя задачи продовольственных от-
рядов, посылает телеграммы в местные советские оргавы
и на предприятия, в которых ‘дает указания по организа-
-ции и деятельности продотрядов.
	В борьбе за хлеб решался не только продовольствен-
ный вопрос — речь шла,о победе социалистической .рево-
люции в деревне и тем самым о судьбе диктатуры проле-
_ тариата. В ходе конфискации помещичьих земель и пере-
дела земли все больше обострялась классовая борьба
между кулаками и трудящимся крестьянством. Большой
организационной работой большевистская партия подгото-
вила дальнейшее развитие и углубление социалистической
революции в деревне, которая со всей силой развернулась
летсм и осенью 1918 года. `Рабочие, направленные в дерев-
ню, несли туда идеи социализма, сплачивали бедноту и
руководили ее борьбой против кулачества. Теснейший союз
и полное слияние с деревенской беднотой, уступки сред-
нему крестьянству и соглашение с ним, беспощадное по-
давление кулаков — вот в чем должна состоять политика
рабочего класса, указывал Ленин. 11 июня 1918 года
Ленин и Свердлов подписали декрет о создании комитетов
бедноты, которые стали опорными пунктами диктатуры
пролетариата в деревне.
	Поход рабочих в деревню и деятельность комбедов име-
ли решающее значение для победы социалистической ре-
волюции и упрочения власти Советов в деревне, для раз-
грома контрреволюционного кулачества и завоевания се-
редняка на сторону Советской власти. 50 миллионов гекта-
ров кулацкой земли перешло в руки бедноты и середня-
ков. Было ликвидировано засилие кулацких элементов в
волостных и сельских Советах. Упрочился союз рабочего
класса и трудового крестьянства. Большую помощь ока-
	словзечек и ФРраз. сто Вх ма
и нужд

правдой, глубиной мысли, знанием жизни
й логикой, непоколебимой убежден-

народа, несокрушимо
т. ща espa nonHbiy Macc, NDA-
	MAPA, ее м Е.

ностью и страстностью, верой в силы народных масс, пря-

мотой, доходчивостью. Она всегда давала что-то новое, и
это новое Ленин тщательно разъяснял, обосновывал,
не боясь повторить свою ‘мысль еще и еще раз.

В его выступлениях, как и в статьях, не было отвле-
ченных рассуждений. Теоретические положения всегда свя-
зывались с жизнью, сопровождались практическими со“
ображениями и доводами. Владимир Ильич исходил из про-
стых, знакомых массам жизненных фактов, примеров и,
таким образом, подводил слушателей к пониманию теоре-
тических положений, политики и. лозунгов “партии. Для
каждой аудитории он умел найти свой особый подход, под-
бирал особые аргументы, применял особую методику изло-

р рр ЖАзаТРАТАЛ ПО.
	жения; Ой ‘использовал B CBORA о ил
ского языка, любил приводить народные поговорки, посло-

Ев 2 ee INS PIUIALE
	Bar DENS NF PAPER ER OO ОИ

вицы, обращался к образам художественной литературы.
Он не терпел коверканья русского языка, употребления
без надобности иностранных слов и, заметив, как некото-

о о. Иа, ар ФАН
	ТТ А  2

рые ораторы иногда этим злоупотребляют, написал заметну
	«Об очистке русского языка».
Ленину нередко говорили о доходчивости его выступ:

ВЕЕТ Ус“ Г воен CU
	<  . 42-376 де ЕП

лений, и он как-то сказал: «Я знаю только, что, когда я
выступал «в качестве оратора», я все время думал о ра-
бочих и крестьянах как о своих слушателях. Я хотел, что-
бы OHH MeHA поняли. Где бы ни говорил коммунист, он
должен думать о массах, он должен говорить для них».!).

Яркое и живое ленинское слово доходило до самых
глубин сознания масс, зажигало их энтузиазмом и жела-
нием действовать, вселяло в них уверенность в победе над
врагами. «Я как сейчас вспоминаю, — писал старый рабо-
чий завода «Динамо» А. Г. Панюнин о выступлении Ле-
нина 28 июня 1918 года в Симоновском подрайбне Моск-
вы, — говорил он так, что я готов был броситься с тех
его горящих слов прямо в бой. Голодные, разутые, разде-
тые, но с подъемом, с сознательностью слушали мы каж-
дое его слово».!1). .

А июля 1918 года открылся У Всероссийский съезд Со-
ветов. На съезде левые эсеры развернули ожесточенную
борьбу против Коммунистической партии и Советского пра-
вительства, Они требовали разрыва Брестского договора
и объявления войны Германии, прекращения борьбы с ку-
лачеством, ликвидации продовольственной диктатуры и
роспуска комбедов. Получив отпор со стороны большин-
ства съезда, левые эсеры 6 июля подняли мятеж против
Советской власти. Они убили в Москве германского посла
Мирбаха с целью спровоцировать войну Германии против
Советской России.

По указанию Ленина были приняты самые энергичные
меры для ликвидации мятежа. В течение нескольких часов
вооруженное выступление лево-эсеровской контрреволюции
было подавлено. Преступная авантюра левых эсеров вы-
звала сильнейшее негодование трудящихся и еще большее
сплочение народа вокруг болыьыневистской  партии, <...Рабо-
чие и крестьянские массы, — говорил Ленин, — еще силь-
нее, еще ближе сроднились в эти дни с партией коммуни-
стов-большевиков, истинной выразительницей воли варод-
ных масс», 1?). у

В докладе на У съезде Советов Ленин подвел итоги
развития Советской республики за прошедшее время. Он
указал, что по всей стране созданы Советы, что рабочие
и крестьяне, преодолевая величайшие трудности, сделали
громадный шаг вперед в социалистическом строительстве.
Съезд принял Нонституцию РСФСР, проект которой был
разработан на основе указаний и при участии Ленина.
Характеризуя историческое значение Советской Конститу-
ции, Ленин говорил: «Все существовавшие до сих пор кон-
ституции стояли на страже интересов господствующих клас-
сов. И только одна Советская Конституция служит и бу-
дет постоянно служить трудящимся и является могучим
орудием в борьбе за осуществление социализма».13).

Великий Ленин мудро и твердо провел советский коз
рабль сквозь бури и невзгоды первых месяцев пролетарской
диктатуры. Вся его деятельность была проникнута пафо-
ссм творчества, пафосом созидания ‘новых форм жизни.
Он разработал план приступа к социалистическому строи-
тельству и возглавил борьбу народных массе за‘его осуще-
ствление. Под гениальным руководством Ленина; партии
коммунистов трудящиеся Советской России, преодолевая
гигантские трудности, решили в тот период задачи. вс>-
мирно-исторического значения: они построили ‘новое, про-
летарское государство, осуществили ‘выход страны из вой-
ны и заложили краеугольные камни фундамента социа-
листической экономики. Впервые в истории рабочий класс
сумел не только завоевать государственную власть, но и
прочно удержать ее в своих руках. Уже первые ‘месяцы
Советской власти показали, что рабочий класс может с
	успехом управлять государством, руководить народным
хозяйством и создавать новую культуру. oo,
Ленин, партия ясно видели и разъясняли народным
	массам, что Советскую страну ждут впереди новые испы-
тания и трудности, бои с врагами. Но они уверенно. смо-
трели в будущее, зная, что советский строй, рожденный
Октябрьской социалистической революцией, дал рабочему
классу и трудящемуся крестьянству России‘ великую и
непреоборимую силу. т

«Победа будет на стороне эксплуатируемых, — писал
тогда Ленин, — ибо за них жизнь, за них сила числа, сила
массы, сила неисчерпаемых источников ‘всего самоотвер-
женного, идейного, честного, рвущегося вперед, просы-
пающегося к строительству нового, всего гигантского за-
паса энергии и талантов так называемого «простонародья»,
рабочих и крестьян. За ними победа»!1%),
	’) Воспоминания о В. И. Ленине, ч. 2, 1957, стр.   471.
!) Мы слышали Ленина. М., 1935, стр. 14.
	2) В. И. Ленин, Соч., т. 27, стр. 494.
13) «Номмунист», 1957, № 5, стр. 18.
14) В. И. Ленин. Соч., т. 96, стр. 364.

Ленин предвидел, что мирная передышка может ока“
заться кратковременной, и отдавал много сил делу строи-
тельства Красной Армии. Мы — оборонцы с 25 октября
1917 года, указывал он, мы — за защиту социалистиче-
ского отечества; поэтому «мы говорим себе: для обороны
нужна тзердая и крепкая армия, крепкий тыл...»7).

Важным программным требованием партии большеви-
ков было требование замены постоянной армии народной
милицией. Однако опыт развития революции в России и то
обстоятельство, что Советская республика, оказавитись в
обстановке враждебного капиталистического окружения,
встретила яростное вооруженное сопротивление помещи-
ков и буржуазии, определили новый подход Ленина, пар-
тии к этой проблеме. В целях защиты завоеваний социа-
листической революции от посягательств со стороны вненг
них и внутренних врагов партия признала необходимым
создание сильной, хорошо вооруженной армии Советского
государства, не отказываясь, однако, от того, чтобы в даль-
нейшем при соответствующих условиях перейти от армии
к народной милиции.

Великой заслугой Ленина является то, что он первый
из марксистов разработал вопрос о вооруженных силах
пролетарского государства, сформулировал научные OCHO-
вы организации и строительства Советской Армии. Ленин
показал, что Советская Армия — это армия нового типа.
В отличие от армий империалистических государств, являю-
щихся вооруженной опорой эксплуататорских классов, ору-
дием порабощения своих народов и народов других стран,
	Советская Армия представляет собой армию освобождения
	трудящихся, армию, основанную и воспитываемую ва
принципах пролетарского интернационализма. При этом
Ленин подчеркивал, что до тех пор, пока не ликвидирова-
ны эксплуататорские классы, пока приходится подавлять
	их сопротивление, армия пролетарского государства Доля
	на носить строго классозый характер, быть армией рабо-
чих и трудящихся крестьян, руководимой пролетариатом
и его авангардом — Коммунистической партией.

В марте 1918 года под председательством Ленина со-
стоялось совещание военных работников, на котором были
обсуждены вопросы организации армии, Первоначально
Красная Армия комплектовалась на принципах доброволь-
чества. Но уже с весны 1918 года, учитывая необходи-
мость дать военный отпор интервентам и белогвардейцам,
Коммунистическая партия и Советское правительство по
инициативе Ленина начали подготавливать переход к с0-
зданию регулярной и централизованной армии на основе
обязательной воинской повинности. 29 мая ВЦИК принял
постановление об обязательном наборе трудящихся в Крас-
ную Армию. Благодаря огромной работе партии и револю-
ционному энтузиазму масс уже к осени 1918 года был за-
ложен прочный фундамент регулярной массовой Красной
Армин.

Ленин буквально горел на работе. Единственным отды-
хом для него были прогулки по Кремлю, а также поездки
вместе с Надеждой Константиновной и Марией Ильинич-
ной на Воробьевы горы и в окрестности Москвы. Он любил
посещать все новые места, ехать и думать, дьшша полной
грудью. Излюбленным местом отдыха Владимира Ильича
стал лесок на берегу Москвы-реки около Барвихи.

«Мы, — вспоминала Мария Ильинична, — выбирали
уединенное место на горке, откуда открывался широкий
вид на реку и окрестные поля, и проводили там время до
вечера... Иногда к нашей машине, когда мы проезжали по
деревне, со всех ног бежала стая белоголовых крестьян-
ских ребятишек с просьбой «покатать» их. Владимир Ильнзч,
который очень любил детей, просил Tuna (шофер Ле-
нина. — Ред.) оставовиться, машина наполнялась до отка-
за шумной, ликующей толпой ребят. Проехав километр-
полтора, ребята высаживались и с веселым криком бежали
обратно по направлению к деревне.

‚Нак ни примитивен был такого рода отдых — о дру-
гом в то время трудно было думать, — он оставлял у всех
нас очень хорошее воспоминание, и мы возвращались ло-
	MOH освеженные и довольные».3).
	зали номитеты бедноты в
преодолении продовольствен-
ных трудностей — в. снабже-
нии хлебом городов и Крас-
ной Армии.

“Осуществив отмену частной
собственности на землю, Со-
ветская власть’ провела ряд
мер по организации крупно-
го социалистического земле-
дцелия. На базе лучших по-
мещичьих имений стали со-
здаваться государственные
социалистические хозяйства—
совхозы.. В частности, по
инициативе Ленина недалеко
от Москвы, в селе Мальцево-
Бродово, где он побывал ле-
том 1918 года, был создан
животноводческий совхоз
«Лесные поляны». В совхо-
зах МЛевин видел опорные
	пункты социалистического
преобразования деревни и
подъема производительных
		сил сельского хозяйства. По-
ошрение и поддержку со сто-
роны партии и правительства
встретили первые сельскохо-
зяйственные коммуны и арте-
ли. По предложению Ленина
был создан о специальный
фонд, из которого выдавались
пособия и ссуды коллектив-
ным хозяйствам.
Установление Советской
власти положило начало
культурной революции. С
первых же дней после побе-
ды Октября вопросы куль-
турного строительства зани-
мали большое место в дея-
тельности Ленина. В беседе
с А. В. Луначарским о зада-
чах Народного комиссариата
просвещения он обратил вни-
мание на необходимость
серьезного, государственного
подхода к делу народного об-
разования, широкого развер-
тывания  политико-просвети-
тельной работы в массах. Вы-
полняя указания Ленина,

Наркомпрос сосредоточил в

своих руках управление  ‘учеб-

ными заведениями страны и

начал перестройку школы. В

июне 1918 года Совнаркомом

был принят и опубликован
за подписью. Ленина декрет

06 организации дела народ-

ного образования в. Совет-

‚ской республике.

д. Важной задачей Ленин
считал завоевание учитель-
ства на сторону Советской

власти, Он неоднократно выступает перед учителями,

разъясняя им политику Номмуниетической партии в обла-
сти народного образования. Советская школа, говорил он,
должна стать средством просвещения и’ воспитания’ ‘Масс,
служить делу строительства социалистического. общества.

Широко были раскрыты для рабочих. и. NpOcTPAH двери

высших учебных заведений.

Владимир Ильич чутко относился к культурным запро-

сам трудящихся. «Покровскому. Построить школу. Ле-^.
	нин» — такая резолюция была написана на клочке бумаги
с трудноразбираемыми буквами — письме. крестьян из
глухой деревни северного края, в котором они жаловались,
что. безуспешно добивались в уезде и губернии постройки
школы, и просили Ленина помочь им. «А еще, — говори-
лось в письме, — шлем тебе привет и желаем здорово ру-
ководить пролетариатом и ‘бить’ буржуев:

Мы тоже сорганизовали себе комбед. Хорошая штука,
дай бог тебе здоровья, говорят, ты придумал».). Помог
	Ленин и путиловцам, которые решили организовать * при.
	заводе художественную студию для‘ детей. Когда делегаты
путиловцев рассказали Владимиру Ильичу, что в Отделе:
народного образования им посоветовали подождать ‘с этим,
	ленин, обращаясь к присутствовавииим в ето ‘кабинете, .
	азал: ке

— Вы слышите, что путиловцы хотят? Они хотят со-
здавать свою трудовую интеллигенцию, а им говорят: «По-
дождите годик». Никаких промедлений, студию надо opra-
низовать!5).

Придавая огромное значение привлечению научных сил
к социалистическому строительству, Ленин горячо отклик-
нулся на решение Академии наук о сотрудничестве c Co-
ветской властью в деле изучения естественных богатств
страны. В первый же год социалистической революции бы-
ли организованы новые научные институты, лаборатории,
	испытательные станции, опытные производства, Под руко-
	водством Владимира Ильича было разработано“ постанов-
ление правительства о создании марксистского научного
центра — Социалистической академии общественных наук,

В короткий срок Советское государство обратило в.-06-
щенародное достояние величайшие художественные. совро-
вища. Ленин был инициатором мероприятий по национали-
зации ценнейших художественных коллекций (прежде- все-
го — Третьяковской галереи) и ‚охране памятников` искус-
ства и старины. Вскоре после переезда. правительства в
Москву Владимир Ильич дал указания о реставрации важ-
нейших исторических зданий Кремля. Ou выдвинул план
«монументальной пропаганды» — художественного укра-
шения советских городов, в первую очередь Москвы и Пет-
рограда, памятниками, барельефами и надписями на зда-
ниях, призванными пропагандировать идеи. социализма,
прославлять героическую освободительную борьбу трудя-
щихся масс против угнетателей, закреплять в памяти на-
рода образы великих деятелей культуры.

«Раньше, — говорил Ленин, — весь человеческий ум,
весь его гений творил только для того, чтобы дать одним
все блага техники и культуры, а других лишить самого необ-
ходимого — просвещения и развития. Теперь же все чуде-
са техники, все завоевания культуры станут общенарод-
ным достоянием, и отныне никогда человеческий ум и ге-
ний не будут обращены в средства насилия, в средства
эксплуатации».5).

В области государственного строительства одной из са-
мых важных задач в тот период Ленин считал укрепление
Советской власти на местах. Он внимательно следил за ра-
ботой местных Советов, горячо поддерживал их инициати-
ву и передовой опыт. Так, Владимир Ильич высоко оценил
книжку А. И. Тодорского «Год — с винтовкой и плугом»,
изданную Весьегонским уездным исполкомом. В ней очень
живо описывался опыт строительства в уезде новой экизни
и, в частности, опыт использования капиталистов для на-
лаживания лесопильного и кожевенного заводов. Принимая
делегации с мест, он говорил им о необходимости укреп-
ления новых, рабоче-крестьянских органов власти, усиле-
ния их связи с массами, отмечал, что трудящиеся имеют
право отзыва своих депутатов. В своих статьях и выступ-
лениях Ленин указывал, что Советское правительство от-
нюдь не намерено умалять значения местной власти и
ограничивать ее права и самодеятельность. В то же время
он решительно боролся с проявлениями местничества, се-
паратизма, областничества, рассматривая их как сопротив-
ление мелкобуржуазной стихии централизованному проле-
тарскому государственному руководству. Местнические тен-
денции он считал крайне опасными для Советского госу-
дарства.

Важную роль в организации и упорядочении деятель-
ности органов Советской власти Ленин отводил быстрому
и точному выполнению всех законов и распоряжений Co-
ветского правительства. Он сам показывал личный пример
строгого соблюдения законов и установленных правил,
не допуская для себя никаких исключений. Об этом, в
частности, красноречиво говорит тот факт, что в мае 1918
года Ленин объявил строгий выговор управляющему дела-
ми Совнаркома В. Д. Бонч-Бруевичу и секретарю СНК
Н. П. Горбунову за самовольное и беззаконное, ‘как он
писал, повышение ему, Ленину, заработной платы.

В целях внедрения и укрепления революционной, со-
ветской законности Ленин дал указания Комиссариату
юстиции издавать Собрание узаконений и распоряжений
Советского правительства, разработать и осуществить ме-
роприятия по организации и улучшению деятельности на-

родных судов. Он требовал беспощадной борьбы с казно-
крадством и взяточничеством.
	*) Об Ильиче. Рабселькоровские заметки и воспомина.
ния, Л. 1934, стр. 77—78.
	$) Воспоминания о В. И. Ленине, ч. 2, 1957, стр. 75.
8) В, И. Ленин, Соч., т. 26, стр. 436.
	В. И. Ленин в своем кабинете. 1918 год.
	Деятельность Ленина после переезда из Петрограда бы-
ла непосредственно связана с Москвой. Жизнь и насущные
	нужды столицы всегда находились в поле его зрения. По
	его инициативе в Совете Народных Комиссаров неодно-
кратно обсуждались вопросы, связанные с благоустрой-
ством и снабжением Москвы. Тогда не было возможностя
развернуть жилищное строительство, и Ленин указывал,
что нужно правильно использовать старые дома, пересе-
лять рабочих в квартиры, где жили богачи, привлекая к
делу распределения жилого фонда самих рабочих. В то же
время он думал и о будущем столицы. Рассматривая план
реконструкции Москвы, который тогда разрабатывался, он
дал архитекторам много ценных советов, проникнутых за-
ботой о нуждах простых людей. Владимир Ильич поддер-
жал мысль о развитии нового жилищного строительства в
юго-западном направлении, в районе Воробьевых гор
(ныне Ленинские горы), уделил большое внимание вопро-
сам озеленения города, городекому хозяйству, транспорту,
строительству метрополитена. При этом он подчеркивал.
что нужно сохранить памятники древнего зодчества, обере-
	гать все ценное, что создано художественным гением pyc-
	ского народа.
	«Слушая Ленина, — вспоминал академик архитектуры
И. В. Молтовский, беседовавший с ним по этим вопро-

сам, — я отчетливо представлял себе, каким прекрасным
	городом должна стать будущая Москва»?).
Ленин был избран членом Московского комитета пар-
	тии и. депутатом Московского Совета, и, несмотря на ко:
	лоссальную загруженность общегосударственными делами,
добросовестно исполнял эти обязанности. Он принимал
активное участие в работе МК, городских и губернеких
партийных конференциях, совещаниях партийного и совет-
ского актива, следил за деятельностью Московского Совета
и был тесно связан со своими избирателями.

С весны 1918 года в Москве пло предложению Ленина
были введены регулярные (по пятницам) выступления чле-
нов ЦН и ответственных работников на митингах. Влади-
мир Ильич живо инте-
ресовался, какие вопросы
задаются докладчикам, какие
предложения выдвигают рабо-
чие. Он сам регулярно вы-
ступал Ha митингах и рабо-
чих собраниях, иногда по
два-три раза в день. Напри-
мер, 28 июня ‘1918 года Ле-
HHH выступил с речами на
тему <Гражданская война»
на трех митингах: в Симонов-
ском  подрайоне (на заводе
«АМО»), Замоскворецком рай-
оне (на заводе 6. Михельсо-
на) и в Советск@м саду Ро-
гожского района.

Тысячи и десятки тысяч
рабочих и красноармейцев
видели JleHHHa ua трибуне,
слышали его пламенные при-
зывы. Вот председатель со-
брания называет имя Ленина,
и сейчас же раздаются‘ гром
аплодисментов, бурные воз-
гласы: «Да здравствует
Ильич! Ура!». Ленин быстрой
походкой подходит к трибу-
не, кладет на нее свои часы
и заметки. Но говорит он не
возле трибуны, а сразу же

подходит поближе к слуша-
	телям, К самому краю сцены.
Как только сон. произносит
первое слово «товарищи», в
зале наступает полная тиши-
на. Его слушают с напря-
женным вниманием.
Выступал Ленин обычно
или совсем без записей, или
имея на руках лишь краткий
план речи, да и то федко в
него заглядывал. Но видно
было, что его речь или до-
клад — не экспромт, а ре-
зультат большой предвари-
тельной работы мысли. Речь
Ленина проста, без всяких
словесных украшений и вы-
чурностей; в ней не было ни-
какой надуманности,  теат-
ральности, никаких заранее
заготовленных эффектных
	 ) B. И. Ленин. Соч. т, 27,
стр. 343.

$) Воспоминания о В. И.
Ленине, ч. 2, 1957, стр. 334.
	?) Воспоминания о В. И.
Ленине, ч, 2, 1957, стр. 320,
	В. И. ЛЕНИН направляется к
труд». Москва, 1 мая 1920 года,
	месту закладки памятника «Освобожденный