ЛЮДИ ФОТОРЕПОРТАЖА

Фоторепортеры „Известий

В. Кан Телефонный звонок среди ночи. Человек
стряхивает сон, берет трубку, слушает, коротко отвечает: есть! Без суеты делаются дорож
ные приготовления. «Лейка» через плечо. Темп боевой тревоги.
Ночные улицы столицы безлюдны и особенно выразительны. Четче, строже контуры зданий, просторнее, объемнее ансамбли улиц и площадей. Пятиэтажная громада «Известий» бросает на ас
фальт пятна желтого и красного света. Бес
шумно струятся по фасаду буквы рекламы. В недрах здания суховато стрекочут линотипы. Скоро вступят в утреннюю симфонию ротации, заворчат во дворе авто, готовясь помчать на девять вокзалов свежие тиражи газеты. А чело
век с кепкой уже садится в кабину самолета или купе вагона или мчится по шоссе на мотоцикле...
Газетное событие рождается не в канцелярия. Это сама жизнь. Коллектив фоторепортеров «Известий» может с удовлетворением сказать, что роль восприемника событий он выполняет с полной ответственностью перед читателем... В любом уголке Советского Союза, ку
да обращены мысленно взоры масс, — везде мы видим неутомимого человека с фотокамерой, ищущего сюжета, который с максимальной выразительностью передаст смысл события. Мы
знаем их имена: Н. Петров, П. Трошкин, Г. Зельма, В. Мусинов, С. Гурарий, Д. Бальтерманц, М. Грачев, В. Джейранов, Н. Колли. Мы благо
дарны им за то, что они всегда на своем посту, за то, что с их помощью мы становимся как бы непосредственными участниками многих волнующих событий.
Нередко удачный снимок говорит больше, чем статья или очерк, делает ближе, роднее людей, с которыми связывают узы братской солидарности. Трудно забыть фото П. Трошкина, помещенное в «Известиях» 19 июня 1940 г. В нем запечатлено возвращение на родину, в отныне уже советскую Бессарабию, насильно мобилизованных румынскими властями солдат-бес
сарабцев. Фото помещено сверху страницы на несколько колонок. Группа солдат перепрыгивает через ограду: одни уже на этой стороне, другие заносят ноги, чтобы через секунду очутиться на родной земле, третьи еще там... Фигуры солдат полны динамики. Замечательно
схвачено в то же время и выражение лиц — они светятся радостью, волнением, благодарностью...
Фотокорреспондент дал нам возможность пережить с этими людьми самые глубокие человеческие чувства. Чутье советского гражданина
привело его в маленькое пограничное местечко Унгень, а мастерство советского фоторепортера
помогло создать композицию, которая блестяще отразила внутренний смысл события. Не будет преувеличением, если мы скажем, что это фото
лиричнее иных стихов. Явлением искусства фотоснимок становится тогда, когда из тысячи ва
риантов, в которых протекает явление действительности, фоторепортер выберет именно тот, который политически и психологически наиболее выразителен. Когда мы смотрим на пляску балтфлотцев в снимках Зельмы, или на несущих зна
мя физкультурников в снимках Петрова, мы убеждены, что в этот миг веселье моряков или радостно-горделивое чувство советских спортсменов, проходящих по Красной площади, достигло апогея. Настоящие мастера фоторепортажа всег
да «схватывают» момент, ибо они его чувствуют, в то время как для ремесленников съемка только лотерея.
Наиболее зрелый мастер в коллективе «Известий» бесспорно Н. М. Петров. В «Известияхон работает 16 лет. Н. Петрова мы знаем как летописца самых замечательных, торжественных событий нашей страны. В его активе—16 Первомаев, 16 Октябрей, все съезды, все встречи руководителей партии и правительства со стахановцами, орденоносцами, деятелями науки и искусства. Спокойный и сосредоточенный мастер, он более чем кто-либо на своем месте. Ма
стерство его известно и любимо широкими массами.
Четкость композиции, ясность замысла, безупречная техника — неотъемлемые качества фото
снимков Н. Петрова. В дни, когда пишутся эти строки, три витрины здания «Известий» запол
нены снимками физкультурного парада. Около них с утра до вечера толпятся москвичи. Две витрины целиком состоят из работ Петрова, третья составлена из фото Петрова и Бальтерманца. Точно магнит притягивают к себе взоры эти чудесные фото, полные света, динамики.
Глядя на разнообразие снимков, начинаешь удивляться: когда же успел это снять один че
ловек? Ведь парад продолжался всего несколько часов? Тут мы подходим к другой стороне фото
репортажа Петрова. Среди фоторепортерского коллектива «Известий» этот человек проявляет максимум оперативности и мобильности, несмотря на то, что ему 48 лет... В любое время дня
и ночи, в любой обстановке Н. Петров готов лететь, ехать, итти пешком, чтобы не упустить интересные события, чтобы дать читателю свежий, злободневный материал. Четыре месяца пробыл Н. Петров на финском фронте, сотруд
ничая в «Боевой красноармейской», выполняя задания высшего командования, деля с бойцами трудную фронтовую жизнь.
События последнего года были своего рода экзаменом для фоторепортеров «Известий». Качества, которые воспитывает работа в совет
ской прессе, подвергались испытанию в военной обстановке, и коллектив вышел из него еще более мобильным и дисциплинированным. Фото