репортеры «Известий» участвовали в польском и бессарабском походах, в финской кампания, в военных операциях на Дальнем Востоке.
Награжденный медалью «За отвагу» фоторепортер П. Трошкин в истекшем году около 10 месяцев провел в военной и походной обстанов
ке. В июле 1939 г. П. Трошкин — в Монголии на Халхин-Голе. В сентябре он уже шлет материал из Молодечно, Вильно, Белостока. С декабря до заключения мира он находится на финском фрон
те, сотрудничая в армейской газете «На страже». Совсем недавно читатели «Известий» имели возможность познакомиться с серией фотокорреспонденций П. Трошкина из Бессарабии.
«Работа военного корреспондента, — говорит П. Трошкин, — дает настоящую закалку фоторе
портеру, в ней каждый получает возможность развить все качества, которые требует наша профессия. Благодарная и интересная работа! Всегда ищешь, всегда готов ко всяким неожи
данностям, всегда стремишься к максимальной быстроте в работе. Я полюбил армию, теперь меня тянет в нее. Нельзя забыть той особенной атмосферы между людьми в военной обстанов
ке. Спаянность, правдивость, сердечность, — вот, что характерно для наших бойцов и команди
ров. Люди становятся друзьями так скоро и так прочно, как нигде и никогда. Встречая вновь человека, с которым познакомился всего два дня назад, радуешься, как будто встретил самого близкого друга. Все это делает для меня армию—родным домом. При первой возмож
ности я снова попрошу редакцию, чтобы меня послали в действующие части Красной Армии».
Боевое крещение П. Трошкин получил в Монголии. Отправившись по указанию командования на одну из сопок, фотокорреспонденты по
теряли ориентировку и попали на передовые позиции. Бойцы думали, что машина пришла за ранеными. Всего 30 минут назад окончился бой. «Пикап», разумеется, был отдан для перевозки раненых. Фоторепортеры П. Трошкин, М. Бернштейн и кинооператор Зимин остались с бойцами. Вскоре началась атака. Трудности и опасно
сти работы в военной обстановке увеличивали энергию и оперативность фоторепортеров. Они стремились запечатлеть события в тот момент, когда они совершались.
В условиях фронта и похода фоторепортеры всегда должны быть готовы к неожиданному повороту событий и никогда не забывать, что
прежде всего они должны выполнить долг перед родиной. Самому молодому фоторепортеру «Известий» Мише Грачеву в октябре 1939 г. приш
лось на время отложить «Лейку» и заняться не совсем обычными делами. Он вылетел из Минска на санитарном самолете, который должен был взять в г. Вилейке раненого бойца. Грачев намеревался попасть из Вилейки в Вильно. Самолет прилетел поздно, боец уже умер. Похо
роны его превратились в яркую демонстрацию
любви населения к Красной Армии. Лейтенант государственной безопасности, заместитель начальника временного управления уговорил Граче
ва задержаться немного в Вилейке, пообещав ему ценный материал для газеты. Самолет улетел. На другой день лейтенант сказал Грачеву:
— Я просил тебя остаться вот почему. Нас тут всего 30 человек. Правда, есть много желающих вступить в Красную гвардию, но мы еще
не знаем Людей... В лесах скрылись значительные отряды белополяков. Нам дорога каждая
боевая единица. Можешь ты остаться с нами на несколько дней?
Грачев остался. Ему приходилось стоять в караулах у нефтехранилища, у моста, дежурить во временном комитете, давать справки и сове
ты приходящим гражданам. Первое время это сильно озадачивало и смущало молодого фоторепортера. Но скоро он понял, что больше всего посетители хотят знать, как устроена совет
ская жизнь и поступать в полном соответствии с ее нормами. Тогда он почувствовал себя увереннее. Он стал хорошим агитатором.
— Никогда не забуду, — рассказывает Миша Грачев, —поездки в панское имение. Мы встретили
там батраков, работавших на помещика по 25— 40 лет. Они жили в таких лачугах, в сравнении
с которыми иная собачья конура показалась бы благоустроенным жилищем. А зато панский бульдог, отвратительный, дряблый пес, занимал две комфортабельные комнаты, одна из кото
рых, застланная коврами, служила ему спальней, а другая была собачьей ванной. Такова была реальность панской Польши. Глубокое удовлетворение испытывали мы, когда видели, что наши инструкции воспринимаются с величайшей радостью и энтузиазмом. К нам обращались с насущными вопросами: как делить землю, как
поступить с урожаем на панских полях, как обеспечить жильем батраков. В Вилейках мне посчастливилось видеть, что значит социалисти
ческая революция для обездоленных масс. Это урок на всю жизнь.
Разумеется, молодой фоторепортер не считал потерянными дни, проведенные им в Вилейке. В эти дни он проходил большевистскую школу, с которой не могут сравниться никакие книги и лекции. Через несколько дней в местечке Варняны Грачеву пришлось снимать митинг, на котором агентура осадников пыталась скомпроме
тировать мероприятия советской власти. Миша взял слово и в убедительной, горячей речи разоблачил врагов народа. Так, советский фоторепортер в нужный момент становится больше
вистским агитатором, подлинным полпредом великой страны, несущей освобождение всем трудящимся.
* *
*
Своеобразно творческое лицо коллектива фоторепортеров «Известий». Самый характер работы в крупнейшей ежедневной газете Советского Союза требует постоянного усовершенст
вования. Соревнование в мастерстве повседневно стимулируется коллективной критикой работы каждого и показом лучших достижений в выставочных витринах «Известий». Здесь невозмо
жно застыть на одном уровне, успокоиться на достигнутом. На летучках художественного отдела разбираются все фото, помещенные в газете, и без снисходительности критикуется шаблон, узость, небрежность. Одно время была установлена балльная система, по которой снимок получад от 5 до 12 баллов. При этом учитывалась оригинальность сюжета и композиции, тех
нические качества снимка, инициатива и оперативность, проявленные фоторепортером.
Фоторепортер «Известий» нс находится под мелочной опекой. В любом задании он может проявить свою индивидуальность. С. Гурарий уже за месяц до срока знал, что он должен