ТВОРЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

СТАТЬЯ II

Проблема сходства в фотопортрете

Л. Волков-Ланнит И так, в художественном портрете сходство
есть результат правильно найденной изобразительной характеристики объекта. В светописи еще более, чем в живописи, существует опасность пассивного натуралистического отображения внешних признаков объекта. Поэтому отбор и обобщение здесь играют решающую роль. Нельзя получить сходство, добросовестно передавая все то, что видит объектив. Натурали
стически протоколируя видимые объективом подробности, всегда рискуешь потерять постоянное в случайном, главное в второстепенном.
Фотопортретистам-практикам хорошо известно это коварство стеклянного глаза. Пассивное, ме
ханическое отображательство не способствует созданию реалистического художественного портрета. Столетняя практика портретной фотографии показала, что только активное и творчес
кое вмешательство художника во все технические процессы может обеспечить создание подлинного произведения искусства. Даже тогда,
когда требуется самое точное протоколирование натуры (например, в судебной портретной фотографии). все же имеет место сознательное вмешательство снимающего,
Как получить художественный снимок с наибольшим сохранением портретного сходства? Очевидно, что для этого надо дать в изображении все типические черты оригинала (социаль
ные и психологические), но выразить их через позу, поворот головы или даже выражение лица еще недостаточно. Надо еще показать объемную форму головы и лица в их индивидуаль
ных признаках. Это условие достигается как техническими средствами, так и собственными творческими усилиями автора. Фотохудож
ник волен при разработке задуманного образа так или иначе изменить и деформировать
объем. Объемная форма всякого лица имеет свое наиболее выгодное положение, при кото
ром снимающий может уменьшить или усилить портретную характеристику. И тот фотограф, который хочет подняться до уровня портретиста-художника, должен уметь безошибочно на
ходить это наилучшее положение раньше, чем будет «предоставлено слово» объективу.
Творческий процесс в работе над фотопортретом начинается там, где мастер руковод
ствуется сознательным выбором изобразительных средств и, в первую очередь, освещения моде
ли. Для получения портретного сходства фотохудожник обязан различать самые малейшие светотени на лице снимающегося в зависимости от изменений условий освещения.
Старая портретная фотография утверждала, что «тайны» получения хорошего фотопортрета можно постигнуть только эмпирическим путем. Современная фотография разъясняет, что прак
тика без теории мертва и что одна практика *
* Начало см. «Советское фото» № 8.
может легко привести в ремесленному дилетантизму. Нужно еще кроме субъективного восприятия модели объективное, научное изучение ее.
Нет в мире двух человек, совершенно схожих по чертам своей внешности. Эта непохожесть и служит основой изображения индивидуальных признаков личности. Оригинал, желающий видеть портрет, похожий на него, а не на друго
го человека, вправе требовать от фотомастера умения различать и выделять на снимке его индивидуальные черты. И так же, как нет абсо
лютно тождественных в портретном сходстве людей, также не должно быть одинаковых усло
вий изображения этих людей. Каждая модель требует своих условий съемки—своего освещения, фона, поворота головы, жеста и т. д.
Для того чтобы правильно выбрать эти условия художник должен разбираться в характере внешности человека, понимать ее форму и, сле
довательно, должен уметь показывать различие этих форм. Здесь ему приходит на помощь изуче
ние основ пластической анатомии. Если фотомастер понимает анатомическую архитектонику человеческой фигуры и головы, то для него не составит никакого труда создать художественное произведение с сохранением портретного сходства.
Из всего сказанного остается сделать вывод, что сходство—результат не механического под
ражания натуре, а сознательное изменение в интересах наших зрительных представлений о ней.
Так проблема сходства решается теоретически. Теперь посмотрим, как она решается практически.
Получение портретного сходства зависит в основном от четырех условий: 1) оптики. 2) точки съемки, 3) освещения, 4) положения головы.
Первые три условия в значительной мере предрешаются техникой, а последнее — автор
скими намерениями. Остановимся коротко на каждом из них.

1. Оптика

Оптика определяет прежде всего перспективное положение объекта. Изменение перспективы
зависит от фокусного расстояния и угла зрения фотообъектива. Длиннофокусные объективы, как правило, передают форму объекта, приближаю
щуюся к представлениям нашего бинокулярного зрения, а короткофокусные изменяют ее относительно наших привычных представлений настолько, что мы говорим о деформации натуры Это свойство объектива может быть использова
но в портретной съемке как средство усиления реалистически зрительного образа и как фор
мально-технический трюк. (Прием оптической деформации, например, широко используется в фотокарикатуре, рекламном фотопортрете и т. д. ) Формалистская игра в оптические иска