Хранение документов истории

Центральный государственный фонофотокиноархив
В. Никандров Художинку понадобилось увидеть обстановку,
в которой происходил VIII съезд большевистской партии. После долгих поисков художник попадает в тихий, старинный дом в Лефортове... Перед ним пирамида ящиков, уходящая к потолку, — картотека Центрального государственного фонофотокиноархива. Через полчаса художник разглядывает снимок, который он дол
го искал и нигде не мог найти. В хранилищах Центрального государственного фонофотокино
архива сосредоточены ценнейшие документы из прошлого нашей страны. Десятки тысяч негати
вов, редчайшие хроникально-документальные фильмы, фономатрицы и фоновалики, с которых под сводами столетнего дома могут зазвучать голоса Собинова и (Карузо, крейслеровская скрипка, монологи Ермоловой или неторопливая рит
мичная речь олонецкого сказителя— Не так давно группа артистов Большого театра во гла
ве сю своим художественным руководителем т. Самосудом слушала здесь оперу «Иван Сусанин» в старом исполнении.
Фотографический фонд архива охватывает
эпоху примерно в 60 лет. Здесь можно увидеть фотографии «августейшего семейства» и солдат
ские землянки в Манчжурии, пышные парады и убогие кладбища на полях Буковины и Галиции, усеянные деревянными крестами, молебствия и газовые атаки, дипломатические приемы и ла
зареты, церемонию награждений и одинокие трупы, уткнувшиеся в неприветливую землю—
Раскрываем один из альбомов — Город Черновицы: в 1916 г. Группа стрелков у братской могилы в местечке Щурино. Памятник русским
солдатам в г. Залещики... Все эти земли политы кровью русского народа. Невольно вспоминают
ся фото 1940 г., на которых вместо мертвых улиц и кладбищ видишь массы людей, радостно встречающих своих освободителей.
Фото под № 34245 изображает группу женщин на учебном военном поле. Это бойцы одной из частей (Котовского. (На переднем плане две женщины стреляют в мишень. Слева — фигура легендарного комдива, наблюдающего за обуче
нием... Героическая борьба Котовского и его сподвижников—одна из славных страниц Октябрьской революции, которую история дописала сегодня образованием союзной Молдавской Советской Социалистической Республики.
Снимки послеоктябрьского периода дают иное представление о жизни (Москвы и Петрограда, провинции, многочисленных фронтов... Бурные деревенские сходки, заседания комбедов, суббот
ники, первые школы ликбеза, агитпункты, изъятие церковных ценностей, строительство первых новых заводов, электростанций, шахт, — все это дышит Октябрем, одухотворено ленинским гением и является ценнейшим материалом.
Много поколений будет обращаться с восхищением и благодарностью к октябрьской эпохе и через художников, скульпторов, писателей, ученых черпать материал из этой сокровищницы.
Центральный государственный фонофотокиноархив выступает как ближайший сотрудник работников искусств и науки, школ, (политико-просветительных и научно-исследовательских учреждений. Художественный коллектор строительства Дворца Советов просит архив предоставить
ряд снимков, отображающих творчество масс.
Артиллерийская академия PKKA просит отыскать снимки, показывающие, как был обеспечен ар
тиллерией прорыв 8-й армии у г. Станиславова в 1917 г., Учебно-педагогическое издательство обращается за содействием в подборе иллюстра
ций для учебника по истории народов СССР для 10-х классов. Районный партийный кабинет просит иллюстрации ко всем 12 главам «Краткого курса истории ВКП(б)». Все эти запросы архив,
по возможности, удовлетворяет. Артиллерийская академия получила 27 снимков об интересующем ее боевом эпизоде. Учпедгизу подобрали ориги
нальные и разнообразные снимки для учебника. Художники Дворца Советов получили необходимый материал для своих композиций.
Советская общественность заинтересована в том, чтобы собирание документов Центральным фонофотокиноархивом протекало как можно успешнее и быстрее. В различных ведомствах, музеях, галереях, несомненно, осело много ин
тересных фотодокументов, которые должны быть
переданы Центральному фонофотокиноархиву. Особо стоит вопрос о фотодокументах, находя
щихся в частных руках. Центральный архив совершенно не связан со старейшими советскими фоторепортерами. Это крупное упущение со стороны дирекции. Недавно в связи с болезнью одного из старейших фоторепортеров архив его оказался в руках случайных людей и много негативов исключительной ценности пропало.
Во всех отношениях нецелесообразно оставлять в руках частных лиц исторически ценные, документальные негативы, поскольку в центре страны создан Государственный архив, имеющий все возможности для их правильного хранеиия и использования.