НА__________ТЕКУЩИЕ ТЕМЫ Дисциплина и болтовня о „специфике

Е. Яковлев На одном из собраний, где резко критикова
ась работа фоторепортеров, выступил один уважаемый товарищ. В пылу раздражения он высказывался довольно решительно и откровенно:
— Вы не сравнивайте нашу работу с работой стахановца на предприятии. Снимки делать — это не гайки нарезать. Мы — творческие работники.
Надо ли особо доказывать, что в условиях социалистического труда радость творчества в равной мере доступна в любой отрасли произ
водства, любой профессии, любой специальности.
И, право, в работе немногих репортеров-мастеров видна хотя бы сотая часть того творческого
огня, который внесли в свою область горняк Стаханов, металлист Гудов, ткачихи Виноградовы и десятки тысяч их последователей.
Разговоры о «специфике» репортерского труда справедливы в одном: свою специфику имеет и труд художника, и труд врача, и труд инженера, и труд токаря, и труд моряка. К сожалению, разговоры о «специфике» и «особенностях» ре
портерского труда нередко используются для оправдания расхлябанности, распущенности, недисциплинированности, рвачества отдельных репортеров».
**
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня должен, наконец, положить начало борь
бе за самую суровую трудовую дисциплину и среди фоторепортеров.
За последнее время отмечены исключительно безобразные факты нарушения труддисциплины: фоторепортер Фотоклише ТАСС Б. Дорофеев «в состоянии легкого опьянения» (как записано в акте медицинского освидетельствования) явился
на весьма ответственную съемку и не был к ней допущен только благодаря вмешательству коменданта учреждения.
Собкор Фотоклише ТАСС по Крыму Е. Лангман, используя марку ТАСС, занялся выполнением посторонних заказов, привлек к себе в помощь другого работника и превратил свою фотолабораторию в коммерческое предприятие. В частно
сти от Наркомзема Крымской АССР Лангман принял заказ на сумму 4 000 руб.
Оба дезорганизатора производства уволены из Фотоклише за дискредитацию ТАСС и за грубейшее нарушение трудовой дисциплины.
Эти возмутительные факты—сигнал, говорящий об очень многом. Большую ошибку делают те то
варищи, которые Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня думают свести; к табелю или книге учета прихода и ухода с работы. Дело не только в этом. Учет организовать (даже при «специфике») не так уж сложно. В частности, в Фотоклише репортеры ежедневно в определен
ные вечерние часы являются в редакцию, чтобы отметить в книге, что они сделали за сегодняшний день и что будут делать завтра с утра. Ут
ром в редакцию являются только репортеры, не занятые на съемке.
Указ Президиума Верховного Совета СССР ставит вопрос значительно шире. Речь идет о большой и систематической работе, о повседневной борьбе за укрепление дисциплины, повышении производительности труда, уничтожении не
производительных расходов — об установлении большевистского порядка на предприятиях и в учреждениях.
Рабочий день репортера, как правило, не нормирован. Но репортер, работающий в редакции, имеет норму выработки, сдельную оплату за снимок (или негатив). Указ правительства требует «повысить нормы выработки и снизить сдельные расценки пропорционально увеличению произво
дительности рабочего дня». Если до сих пор еще в известной степени и был терпим разнобой и в нормах и в оплате негативов репортеров, то сейчас, наконец, пора потребовать от централь
ных комитетов союза работников печати и союза
кинофотоработников урегулировать этот большой и принципиальный вопрос.
Есть еще и по сей день такие группы фоторепортеров, которые, ссылаясь на злополучную «специфику», считают себя выше норм и расце
нок. Недавно, например, редакция Фотоклише ТАСС вынуждена была уволить собкоров Добро
вольского (Орджоникидзевский край), Злодеева (Омская область), Переведенцеву (Куйбышевская область), Михайлова (Казань) и Головачева (Энгельс) за невыполнение месячных норм. Редакция была абсолютно права, расценивая невыполнение норм как явное нарушение трудовой дисциплины.
Но существует еще категория людей, считающих, что для них никакие законы не пишутся. Речь идет о некоторых фотоработниках,