живущих сна договорах», на эпизодических заказах учреждений, предприятий. Они не связаны ми нормами, ни расценками. Многие из них склонны зачислять себя в разряд
творческих работников, но свои дела ведут, как коммерческое предприятие—по принципу «по
меньше работать, побольше заработать». Эти дельцы сегодня делают альбом для торгующей организации, завтра оформляют выставку для клуба, послезавтра — заказ на серию и т. д. и т. п. Обставив на десятки тысяч одно легкодоверчивое учреждение, они едут в так называе
мые творческие командировки, заключая при этом несколько параллельных договоров с другими. Им оплачивают командировочные, и всем они обещают, у всех берут авансы и всем сдают «варианты» одного и того же материала.
Пора, наконец, навести порядок и на этом участке. Прежде всего ЦК союза кинофотоработни
ков должен установить такую систему учета, расценок и заключения договоров, при которой был бы обеспечен твердый и неослабный контроль со стороны профорганизации и ликвидиро
вана какая бы то ни была возможность рвачества и тунеядства. Такая система даст возмож
ность быстрее очистить ряды фотоработников от тех случайных людей, которые только позорят каждого честного фоторепортера.
Несколько слов о качестве продукции. Правительство издало закон о борьбе с браком и бракоделами. На предприятиях особое внимание
уделяется ОТК (отдел технического контроля). Когда смотришь фотоиллюстрации многих (даже столичных) газет, от всей души сожалеешь, что в редакциях нет отделов вроде ОТК или—учтем «специфику»—ОХК (отдел художественного контроля). Репортер может сдать один снимок хоро
ший или три... плохих. При уплотненных нормах надо не только не снижать требований к худо
жественному качеству снимка, но не грех эти требования сделать более серьезными, чем до сих пор.
**
*
В случае с Б. Дорофеевым, пожалуй, самым неприятным является то, что /некоторые фоторе
портеры на работе замечали, что от человека разит вином, замечали и... молчали. Точно так же зачастую некоторые товарищи замалчивают про
делки рвачей, шкурников, разгильдяев. Не то, что умышленно покрывают их, но просто не считают своей гражданской обязанностью разоблачить их перед коллективом, перед общественностью.
Сила коллектива—огромная сила. И эта сила репортерской общественности должна быть со всей решительностью направлена против дезорганизаторов производства, против рвачей, шкурников, против тех, «которые упорно держатся тра
диций (привычек) капитализма и продолжают смотреть на Советское государство попрежнему: дать «ему» работы поменьше и похуже—содрать с «него» денег побольше» (Ленин).

О торговле фототоварами

(Из писем фотолюбителей)
«В местных фотомагазинах давно не было в продаже пластинок, пленки, фотобумаги, химикалиев, особенно сульфита, метола, поташа», — пишут из Омска т. Хайдуков и др.
«В г. Запорожье нельзя купить аппарат «Спорт», — жалуется т. Карпенко. По словам т. Сузик, алтайский райпотребсоюз в 1935 г. не получал для продажи ни одной коробки пластинок. О том же сообщает из Ульяновска т. Куз
нецов. Нет пластинок и пленки в фотомагазинах Херсона.
«Как быть нам, фоторепортерам районных газет? — задает вопрос т. Соловьев. — При на
шей районной газете «За сталинский урожайорганизована фотолаборатория, но работы в ней и по сей день не видно, ибо ни в Мангуше, ни в Мариуполе фотопластинки достать невозможно». Не могут приобрести фотоматериалы, по словам т. Дронова, и фотолюбители Новосибирска.
Эти и другие письма свидетельствуют о том,
что торговля фототоварами на периферии организована плохо. Этот участок торговли передо
верен на местах малоквалифицированным работникам, которые не знают ассортимента фотото
варов, не интересуются нуждами фотолюбителей и не составляют своевременно заявок на закупку и завоз фототоваров.
Фоторепортеры и фотолюбители должны оказать организованное воздействие на торгующую сеть через местные советы, добиваясь всемерного улучшения торговли фототоварами. Почувствовав напор со стороны потребителей, торгую
щая сеть, в свою очередь, окажет давление на вышестоящие торгующие организации, заставит их заинтересоваться планированием и своевременным завозом фототоваров на места.
Центральным торгующим организациям, и в первую очередь ВОКТ Центросоюза, следовало бы заинтересоваться состоянием фототорговли на местах и принять решительные меры к ее упорядочению.