Центральный музей В. И. Ленина в фотодокументах

г. м. В октябре с. г. Госкиноиздатом закончена ра

бота по выпуску серии фотоальбомов, посвященных Центральному музею В. И. Ленина. Работа по выпуску этой серии была начата в 1937 г. бывшей студией «Фотохудожник». Нижеприведенные данные дают цифровое представление о значимости этой работы.
Альбомов по залам Музея (от I до XVII включительно) выпущено 17. Кроме того изданы один сводный альбом по всем залам, один альбом для школ и один альбом «Ленин в скульптуре». Всего издано 20 альбомов.
Общий тираж всех альбомов 96 000 экз.
Общее количество фотоотпечатков (фотолистов) во всем тираже 3 931 000 экз.
Таким образом, около 4 миллионов фотографий распространены в сети партийного про
свещения, среди клубов и школ — фотографий, являющихся ценным пособием для изучения жизни и деятельности великого Ленина.
Каждый альбом освещает определенный этап развития революционного движения в России, этап истории нашей славной большевистской партии. Так например, I альбом освещает пе
риод ют 1870 до 4893 гг., т. е. от рождения и юношеских лет Владимира Ильича до приезда в Петербург. X альбом посвящен 1918 году, XV, XVI и XVII —последним годам жизни Ленина (1922—1924).
Издание каждого альбома было осуществлено в тесном контакте с дирекцией и при активном участии колектива научных работников Музея. Исполнение контрольных отпечатков было осуще
ствлено фотолабораторией Музея В. И. Ленина. Все альбомы выпущены в однотипных художественно исполненных папках.
Перед редакцией альбомов стояла почетная задача: учитывая ограниченное количество фотолистов в каждом альбоме, отобрать из экспозиций залов Музея все необходимое для иллюстра
ции данного периода истории партии Ланина — Сталина. Наряду с документальными, фотографиями в альбомах дано большое количество репро
дукций рукописей и записок Ленина, партийных документов, печатных изданий периода граждан
ской войны. Лучшие произведения советских художников и скульпторов, иллюстрирующих героический жизненный путь Владимира Ильича, приведены в виде фотографических репродукций («В. И. Ленин в нелегальном рабочем кружке»— худ. Морозова; «Встреча тов. Сталина с Лениным в Таммерфорсе» — худ. Вепхвадзе; «Приезд В. И. Ленина в Петроград 16 апреля 1917 г. »— худ. Соколова; «В. И. Ленин и И. В. Сталин в Горках» — худ. Сварога и ряд других картин).
Необходимо при этом отметить, что сравнительно небольшой формат фотолистов (15X20 см) не дал возможности поместить некоторые репро
дукции рукописей Ленина так, чтобы их можно было без особого труда читать. Этот недостаток следует учесть при повторном издании: совер
шенно очевидно, что репродукции ленинских ма
нускриптов надо не только показать читателю, но надо сделать так, чтобы манускрипт можно было прочесть. Кроме того, в аннотациях к аль
бому, на титульных листах следовало не ограничиваться только ссылкой на год, к которому относится альбом, но и дать более развернутое содержание альбома. Можно было дать также несколько более расширенные текстовки к фотографиям и документам. Это увеличило бы учебнопознавательное значение альбомов.
Несмотря на эти недостатки, в целом все альбомы Центрального музея В. И. Ленина представляют собою весьма ценный вклад в изобразительную продукцию наших издательств, по
священных истории партии Ленина — Сталина. Эти альбомы помогают парткабинетам, школам и библиотекам в важном деле марксистско-ленинского образования миллионов партийных и непартийных большевиков.

Фотоальбом о жизни и деятельности М. В. Фрунзе

В ознаменование 15-летия со дня смерти выдающегося полководца Красной Армии Михаила Васильевича Фрунзе Центральный дом Красной Армии выпускает художественный фотографиче
ский альбом «Жизнь, революционная и боевая деятельность М. В. Фрунзе».
В многочисленных фотографиях и фотодоку
ментах будет показан жизненный и боевой путь этого замечательного большевика Альбом будет состоять из 12 отделов, в которых в хронологи
ческом порядке будет рассказано об отдельных этапах деятельности Михаила Васильевича.
На основе этих фотоматериалов Центральный
дом Красной Армии организует выставку.