Пролетарии всех стран, соединяйтесь:
Орган Комитета по делам
кинематографии при СНК СССР №12 ДЕКАБРЬ 1940

Фотодокументы о С. М. Кирове Прошло шесть лет с того дня, когда злодей

ской рукой троцкистско-бухаринских бандитов был предательски, из-за угла убит пламенный трибун революции, любимец советского народа, друг и соратник великого Сталина незабвенный Сергей Миронович Киров.
Светлый образ Кирова никогда не изгладится из памяти трудящихся всего мира. Бережно и любовно собираются материалы и документы, характеризующие его жизнь, его неутомимую революционную деятельность. Среди этих мате
риалов большое место занимает документальная фотография, почти исчерпывающе представленная в ленинградском музее С. М. Кирова.
Фотография не только сохранила для человечества мужественный образ вдохновенного большевика, но и историю его замечательной жизни: и домик в захолустном Уржуме, где родил
ся С. М. Киров, и одиночную камеру Томской тюрьмы, в которой содержался Сергей Миронович, и красный бронепоезд, прибывший в по
мощь бакинским рабочим: это пришла Красная Армия во главе с Кировым и Орджоникидзе. Исторические ценнейшие снимки — И. В. Сталин и С. М. Киров; Сергей Миронович на ленин
градской областной конференции; на заводе среди рабочих, вместе с Максимом Горьким; на параде; в гостях У ребят; на теплоходе, идущем по Беломорско-Балтийскому каналу им. Сталина; на колхозном поле в Казахстане; на трибуне XVII съезда ВКП(б) и многие другие, всесторонне знакомящие читателя с биографией выдаю
щегося политического и государственного деятеля-большевика.
Разно образны снимки кировских мест (сделанные В. Кинеловским и Н. Штерцером), виды го
рода Уржума, улицы, где жили Костриковы, приюта и школы, где воспитывался и учился Сережа Костриков, технологического института, подпольной типографии и тюрьмы в Томске и
др. Интересен малоизвестный портрет С. М. Кирова, снятый в 1912 году во Владикавказе. Ху
дожественно сделана фотография—И. В. Сталин и С. М. Киров в Смольном (апрель 1926 года).
Среди большого количества фоторепортерских снимков привлекают особое внимание С. М. Ки
ров и Г. К. Орджоникидзе у бронепоезда в Баку в апреле 1920 года; Киров несет гроб с телом В И. Ленина (1924 г.); С. М. Киров высту
пает на собрании нефтяников Ленинского района в Баку (1925 г.); С М. Киров и К. Е. Ворошилов (1929 г. ); С. М. Киров на охоте (1933 г.); пио
нерка прикалывает С. М. Кирову значок ГТО (1934 г. ). Ряд снимков посвящен трагической дате—1 декабря 1934 года — эти снимки, навеки зафиксировавшие скорбь великой утраты,
неизменно возбуждают гнев и ненависть против убийц.
По материалам музея С. М. Кирова был выпущен в прошлом году специальный номер жур
нала «СССР на стройке». В нем воспроизведен весь наиболее значительный фотографический материал о С. М. Кирове.
Собранные в музее С. M. Кирова драгоценные фотоснимки, надо надеяться, будут еще пополняться: в архивах у фоторепортеров могут оказаться новые, еще неопубликованные негативы.
Весь этот исторический документальный материал воссоздает во всей многогранности героический образ товарища Кирова
«... Память о товарище Кирове, светлый пример его бесстрашной и неутомимой борьбы за пролетарскую революцию, за строительство социализма в СССР будут вдохновлять миллионы про
летариев и всех трудящихся на дальнейшую борьбу за торжество социализма, за окончатель
ное искоренение всех врагов рабочего класса». (Из обращения ЦК ВКП(б).