Встречи с М. И. Калининым

П. Оцуп Михаила Ивановича Калинина мне довелось
снимать с первых дней Великой Октябрьской социалистической революции.
На рабочих собраниях Петрограда он был одним из наиболее популярных и любимых трибу
нов. М. И Калинин уверенно овладевал вниманием аудитории, не прибегая к приемам адвокат
ского витийства, как его противники из меньшевистско-эсеровского лагеря. Рабочие массы чув
ствовали в Михаиле Ивановиче своего человека, прошедшего с ними одинаковую школу жизни, мудрого их опытом, беззаветно преданного революции борца. Там, где пропагандисты и агита
торы подчас не находили готовой почвы для восприятия большевистских лозунгов, выступление M. И. Калинина всегда поворачивало настроение масс в нужном направлении.
Сама внешность Михаила Ивановича располагала к доверию. В косоворотке и простом пиджаке, в очках, которые обычно носят старые ра
бочие, он умел как-то особенно задушевно, ясно и понятно разговаривать с массами... Революци
онный Питер хорошо знал его и доверял ему. До революции Михаил Иванович сколачивал
большевистские ядра в революционных рабочих
кружках «Путиловца» и «Айваза», лично знал почти всех лучших представителей питерского пролетариата и это сильно облегчало ему пропагандистскую и организационную работу.
Популярность Михаила Ивановича Калинина в массах, его живая связь с рабочими и крестьяна
ми в течение четверти века сознательной рево
люционной деятельности подготовили в его лице достойного преемника первому председателю ВЦИК тов. Я. М. Свердлову.
Никогда не забуду исторического заседания ВЦИК 30 марта 1919 г., на котором выступал В. И. Ленин по поводу кандидатуры М. И. Калинина на пост председателя ВЦИК. Охарактеризовав качества, которые требуются от председате
ля ВЦИК, В. И. Ленин сказал, что никто другой не сможет так выявить на посту высшего пред
ставителя советской власти новые отношения
между городом и деревней, как тов. Калинин. «Вот почему я позволяю себе рекомендовать вам эту кандидатуру», — закончил В. И. Ленин.
После избрания Михаил Иванович Калинин выступал с ответной речью, в которой благодарил за оказанное ему доверие. Я сделал снимок
М. И. Калинина во время этого -выступления. Облокотившись на пюпитр трибуны, Михаил Иванович стоит в характерной для него позе задушевно беседующего с аудиторией человека.
Избрание Михаила Ивановича Калинина на пост председателя ВЦИК совпало с очень трудным положением для республики Советов. Весна и лето 1919 г. были критическими в ходе граж
данской войны. Тов. Калинин часто выезжал на франты. В качестве фотокорреопондента ВЦИК я сопровождал его в ряде поездок. На одной из фотографий, сделанной через несколько дней после взятия красными частями Оренбурга, изображены тов. Калинин и тов. Фрунзе, принимающие парад. Тов. Калинин стоит, приподняв кар
туз, с палкой в руке, рядом — тов. Фрунзе в простой красноармейской гимнастерке. Я чувствовал, что идущие мимо бойцы, герои недавних
схваток с врагом, видят в этих двух людях олицетворение своей власти, своей воли, своей правды.
Снимок, изображающий М. И. Калинина среди бойцов Первой Конной Армии в 1920 г., быть может, не так отчетливо передает эту приподнятость, зато лучше выражает жадную тягу бой
цов к тому, что скажет всесоюзный староста, посланец Ленина. Взвихренное море папах, кубанок омывает со всех сторон тачанку, на которой, как всегда спокойная фигура Калинина, го
тового объяснять, растолковывать, призывать массы к борьбе за дело Ленина, за дело всего трудового народа.
С 1920 по 1924 гг. я каждое лето выезжал с Михаилом Ивановичем Калининым на его родину в с. Верхняя Троица Кашинокого уезда Тверской губернии, где жили его родные и где он родился и рос. Помню, как в первый приезд одна по
жилая крестьянка подошла ко мне и спросила:
«Кому тут можно подать прошение? ». Михаил Иванович стоял рядом, я указал на него, и старушка начала излагать свою жалобу на незакон
ные действия какого-то администратора. Михаил Иванович, который узнал старушку, вспомнил ее имя и отчество, ласково обратился к ней, уверив, что ее дело будет немедленно решено и виновные в нарушении закона будут -наказаны.
Ежегодно Михаил Иванович проводил две недели в родном селе, участвовал в сходках, в беседах и во всех сельскохозяйственных работах
наравне с крестьянами. Понятно, что для фотокорреспондентской работы открывалось тут широкое поле, и я не упускал случая зафиксировать эти интересные страницы в жизни всесоюзного старосты.
Особенно любил Михаил Иванович покос. На одном из снимков Михаил Иванович сидит на та
бурете возле сарая и отбивает косу. Делал это Михаил Иванович всегда очень основательно, и,