Будни героической войны

Ю. Пригожин Линия Маннергейма! Советский народ хорошо
помнит, как героические войска разгромили железобетонные укрепления на Карельском пе
решейке, считавшиеся непреодолимыми. Много
численные снимки, сделанные нашими военными фотокорреспондентами и в равное время опубликованные в печати, восстанавливают в на
шей памяти суровые и величественные будни победоносной войны с белофиннами.
Эти фотографические документы выразительно показывают трудности боевой обстановки, в них чувствуется дыхание фронта. Ни на минуту нельзя оставаться равнодушным к тем эпизодам, которые успел зафиксировать советский фотокорреспондент.
Вот снимок, который характеризует начало этой военной эпопеи: он изображает двух крас
ноармейцев, сметающих столб на старой белофинской границе. Отдельные, глубоко волнующие фотографические кадры показывают героизм наших бойцов.
Советский народ, лучшие его сыны—на войне. Отвага и мужество—с ними. Во имя великой социалистической родины, на защиту великого го
рода Ленина, с именем Сталина на устах шли в бой и побеждали наши доблестные воины. Ни чудовищные искусственные и природные препят
ствия, ни трудности переходов, ни свирепая стужа не могли остановить сокрушительного продвижения вперед доблестных советских пат
риотов, тех самых, под портретами которых их авторы сделали лаконические подписи: «Те, которые брали ДОТы». Мужественные лица про
стых советских людей, образы патриотов нашей родины.
Это их вы видите на фотоснимках, это они разрушают хитрый вражеский завал, производят разминирование дома в предместье Райволо, переходят по молниеносно сшитому мостику, совершают переправу у Тайполен-Иоки под убий
ственным огнем противника... Бомбардировщик готовится к вылету для выполнения боевого
задания, тяжелые орудия неотвратимо и мощно выступают на передовую позицию, проламывая лесную чащу.
В окопах залегли бойцы, ведя огонь по неприятелю. Большое напряжение на лицах передает грозную тревожность обстановки. В снимках запечатлены военные эпизоды: наступление на ук
репленные позиции белофиннов, танки в действии, взрыв ДОТа.
Отступая под натиском советских войск, белофинны уничтожали на своем пути все, что мог
ли, сжигали целые деревни я селения. Снимки с исключительной силой сохраняют для истории эти варварские действия врага, превратившего целые районы в руины.
Большие, прекрасно сделанные во фронтовых условиях фотографические панорамы дают яркое представление о сложных и мощных укреплениях, составлявших линию Маннергейма. Огром
ные валуны-крепости, заграждения, пронизанные смертельным электротоком, тяжелые броневые колпаки и плиты, железобетонные ДОТы — все
это разгромлено, разворочено, раздавлено и опрокинуто огне нашей сокрушительной артиллерии, взято приступом советскими войсками.
Фронт: разведка, окопы, передовая линия огня, в непосредственной близости от противника, взрывы укреплений, наступление...
Эти снимки сменяются снимками, знакомящими нас с жизнью в прифронтовой полосе. Облюбо
вав местечко под деревом, сделав себе настил из сосновых веток, спят два друга после боя, ско
шенные усталостью. А невдалеке от них товарищи по оружию за беседой, может быть за воспоминаниями о только что прошедшей боевой схватке; другие у костра с газетой.
В операционной полевого передвижного госпиталя операцию производит профессор В. В. Гориневская; на фоне заснеженного леса идет боец-лыжник в белом халате с перевязочного пункта; кухни едут на передовые позиции; ленинградские артисты дают концерт участникам боев с белофиннами; танкисты получают подар
ки, присланные трудящимися; Герой Советского Союза Н. И. Русин беседует с финскими ребя
тами, оставшимися в селении Нессу после ухода белофиннов...
Запоминаются снимки, показывающие эпизоды, связанные с взятием последнего укрепления на Карельском перешейке — города Выборга. Бойцы подползают к последнему оплоту белофин
нов предместья города уже взяты, уже виден и самый город, опустевший и горящий. Вот исто
рический снимок: командование и бойцы Н-ского полка, первыми вступившие в Выборг, несут красное знамя, которое водружается над новым советским городом,
Наши фотографы создали также целый ряд фотопортретов замечательных людей этой героической эпопеи — Героев Советского Союза, крас
ноармейцев и командиров во главе с наркомом обороны, Героем и маршалом Советского Союза С. К. Тимошенко (работы Г. Вайля и др. ).
Большой, яркий фотографический материал, посвященный разгрому белофиннов на Карельском перешейке, сделан фотокорреспондентом «Правды» В. Теминым и фотокорреспондентом «Известий» Н. Петровым. Надо отдать им должное: в труднейшей боевой обстановке, передвигаясь имеете с частями Красной Армии, они самоотверженно и блестяще оправились со своими задачами, дав правдивую и волнующую фотодокумента.
ц: ию одной из исторических страниц героической войны с белофиннами.
Исторически ценнейший материал в съемках на Карельском перешейке создали фотокорреспон
денты Ленинградского отделения ТАСС Э. Хаикин, В. Федосеев, М. Редкий, Н. Янов, а также М. Бернштейн, Л. Бернштейн, П. Трошкин, В. Ободовский, И. Озерский, Н. Штерцер и др.
Обращают на себя внимание снимки красноармейца-фотолюбителя В. Юдаева. Только непо
средственный участник событий мог запечатлеть боевые эпизоды такого острого, насыщенного содержания, такой большой человеческой взволнованности.