ТВОРЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

Пять портретов Джамбула

Заметки критика-искусствоведа
О. Бескин Проспер Мериме в одном из писем своих рас
сказывает, что на вопрос, обращенный к некоему прославленному английскому художнику, — что является основой хорошего портрета? —он
получил примерно следующий ответ: надо уло
вить в облике человека главнейшую, наиболее характерную, наиболее выраженную его черту и воплотить ее на полотне совершенно точно; все же остальное сделать по своему усмотрению; тогда будут довольны и портретируемый, и заказчик, и художник.
Это был правильный, очень тонкий ответ. Художник должен ощутить и схватить то, что яв
ляется смыслом портрета, который он взялся писать. Он должен чувством и мыслью своею оп
ределить, какие качества характера его модели обладают той убедительностью и красноречи
востью, которые делают их основными. Художник ищет ту черту, которая и со стороны социальной и психо-физиологической типово характеризует
натуру, являясь вместе с тем чертой глубоко
индивидуальной, неповторимой, подчеркивающей особенность модели.
Художник, сумевший воплотить эту основную черту-смысл характера натуры, «совершенно точно», несравненно более свободно распорядится всем остальным в портрете, ибо теперь его задача будет заключаться в том, чтобы композиция,
колорит, антураж, одним словом, решительно все
служило бы подступами к этой основной черте. Такой портрет совместит в себе индивидуальное и общечеловеческое. Такой портрет, удовлетворяя современников впечатляющим сходством с оригиналом (обязательное для портрета качество), вместе с тем в грядущие эпохи будет покорять зри
телей глубиною выраженных в нем характерных общечеловеческих черт. Вот почему в «Портрете матери» Рембрандта для нас полно неотразимой силы индивидуально выряженное материнское на
чало: самоотверженная преданность, заботливость, трепетная взволнованность за судьбу детей и огромное количество иных ассоциаций, порождае
мых этим обликом тихой, печальной старухи. Изумительный «Папа Иннокентий» Веласкеза пред
стает перед нами, подобно шекспировским характерам, каким-то концентратом жестокости и своевластия, а «венецианский» по драгоценной живо
писи своей «Протодиакон» Репина рисуется как бы символом любострастия, чревоугодия, подлости и хамства всего российского духовенства, ос
таваясь вместе с тем похожим на конкретного чугуевского протодиакона.
Сходство в живописном портрете—качество отнюдь не идентичное точности передачи на
туры. Сходство, эта обязательная для портрета черта, призвано передать верность социаль
ного и физического облика натуры, передать смысл характера. Таким образом хоро
ший портретист - реалист, отступая от рабски точного воспроизведения, отнюдь не ис
кажая, но образно претворяя внешний облик натуры, — приближает портрет к более высокой,
внутренней похожести. Натуралист же создает лишь видимость внешней правдоподобности, живописный муляж, -некое подобие восковой фигуры в паноптикуме, которая кроме чувства брез
гливости ничего не вызывает. Как замечательно сказано обо всем этом в «Портрете» Гоголя:
«Это было уже не искусство. Это разрушало даже гармонию самого портрета. «... Что это? » не
вольно вопрошал себя художник. Ведь это, однако же, натура, это живая натура (разрядка везде моя. О. Б. ); отчего же это стран
ное неприятное чувство? Или рабское, буквальное подражание натуре есть уже проступок и кажется ярким, нестрой