поэт социалистической эры. Вот, что должен акцентировать фотопортрет.
На мой взгляд, никак не выражает этого работа М. Наппельбаума. Хорошо одетый старецказах посажен в кресло с наказом мучительнонапряженно смотреть в объектив фотоаппарата. Во-первых, это не поэт. Во-вторых, в портрете нет характерных черт, соединяющих облик Джамбула с социалистическим настоящим. Поза
ди, на фоне — непонятные заведения, долженствующие, очевидно, выполнять функцию «художественности». В общем, на портрете технически хорошо снятый старик в какой-то торжественный день своей жизни. Невольно вновь возвращаешься мыслью к приведенным выше словам
Дидро о латуровском портрете Руссо: хорошо одетый человек, сидящий на стуле.
Фотопортрет С. Бамунера не ставит перед собой сложных, ни даже простейших композиционных задач. Взятая крупным (планом голова долж
на сконцентрировать на себе все внимание. Казалось бы, такое сосредоточение на собственно психологическом состоянии должно было заставить т. Бамунера или, идя по пути моменталь
ной съемки, схватить какое-то ярко и типически характеризующее поэта выражение или добиться установлением (общего с (портретируемым понимания духа задумываемого портрета. На самом же деле выражение лица Джамбула зафиксиро
вано в искусственном состоянии, находящемся в явном противоречии с нашим представлением о нем. Облик его на этом снимке отмечен какой-то настороженной подозрительностью, чему, в ос
новном, способствуют резко скошенные влево глаза и плотно сжатые губы. Если к снимку т. Бамунера подходить как к фотопортрету (л именно такая задача была поставлена перед автором этих строк), то надо признаться, что портрет случаен, бездумен, пассивен. Такой фотопортрет носит характер более или менее случайной документации.
По формальными композиционным приемам очень схожи между собой работы тт. Минкевича и Гурария. И на том и на другом Джамбул изображен склонившимся над домброй, лады ко
торой он задумчиво перебирает левой рукой. В обоих портретах есть настроение сосредоточен
ности, приступа к поэтическому повествованию. Но портреты эти, серьезно и вдумчиво задуман
ные, все же различны по глубине и типичности образа.
В портрете работы В. Минкевича сохраняется налет специального позирования. Нет достаточно мотивированной композиционной и психологиче
ской связи между головой, повернутой в сторону, и рукой, неподвижно, бездеятельно лежащей
на грифе домбры. Кроме того произвольный, непродуманный срез фигуры в левом нижнем углу фотографии не дает возможности почувствовать массу фигуры, ее внутреннюю динамику. Несмотря на эти недостатки т. Мицкевич в какойто степени достигает передачи лирического состояния поэта.
Портрет работы С. Гурария счастливо избег многих минусов, свойственных портрету Минке
вича. Композиция хорошо мотивирована внутренней сущностью образа. Все — и сосредоточенный задумчивый взгляд, и руки, и свободный наклон фигуры влево — создает
впечатление той поэтической вдохновенности,
которая вот-вот выльется в прекрасные строфы. Этому настроению очень хорошо способствует «режиссура» света, который автор сконцентрировал на глазах, напряженно (застывших в ка
ком-то моменте внутреннего зрения. Свет вместе с тем выразительно скользит по руке, лежащей на грифе (свет в портретах С. Бамунера и В. Минкевича трактован механически, мало творчески).
Джамбул т. Гурария — образ поэта, полного вдохновения. В этом—удача этого портре
та. Жаль лишь, что срезы шапки и руки немного уводят восприятие к ассоциациям с кинокадром.
(Наиболее сложную задачу поставил -перед собой и прекрасно ее разрешил А. Штеренберг. Как будто совсем просто, «в лоб» взято погрудное изображение поэта. Однако, это та простота, то отсутствие «манеры», которые являются в лю
бом искусстве самым органичным и самым трудным методом. Ничего специально не «обы
грывая», не смакуя приема, рассматривая каждую деталь в натуре как аргументацию для целост
ного, художественного образа, — А. Штеренберг создает живописный портрет. (Ом. на вкладке).
Взглянешь на портрет, и тебя, как это всегда бывает в подлинной творческой вещи, захваты
вает именно целое, образ, как таковой, и ничто его не разламывает, не мельчит. Глазами, устремленными прямо на зрителя, но вместе с тем ви
дящими гораздо далее его, смотрит глубокая поэтическая образная мудрость. Как много знает
этот величественный старец, роющий лучезарное социалистическое сталинское дело с эпической силой, восходящей еще к родовым началам казахского быта. К образу Джамбула на фотопортрете Штеренберг а вполне относимы слова о Сулеймане Стальском, сказанные А. М. Горьким на