ТВОРЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

Скурихин — пейзажист

В. Гришанин Пейзаж как самостоятельная художественная
форма появляется значительно позже других живописных жанров. Эволюция пейзажа в искусстве— поучительный и интересный материал для
самостоятельного исследования, уводящего нас к истокам искусства древнего Востока, Греции, Рима.
Любопытно, что искусство готики не знает пейзажа, а если он порою и проступает в сложных композициях на религиозные мотивы, то переда
ча природы здесь весьма условна, аллегорична и порой наивна. Лишь в эпоху позднего средневе
ковья и Ренессанса у Луки Кранаха, Рафаэля, Леонардо да-Винчи и других появляется пейзаж сначала лишь как фон для человеческих фигур
(Джиоконда), а позднее у Брейгеля, Рубенса и Пуссена изображение природы подучает само
стоятельное, необычайно яркое и разнообразное развитие. Рубенс создает пейзаж чувственный, полный стихийных космических сил, а Пуссен— строгий, ритмический, героически приподнятый. Современник и последователь гениального философа-математика Декарта Пуссен создает новую школу в искусстве пейзажа. В его произведениях пространство трактуется в строгом подчинении
А. Скурихин
геометрически четкой композиции. Для него природа целостна, стройна, разумна и оттого его пейзажи удивительно совершенны.
Пейзаж у Рембрандта психологичен и полон напряжения. В более поздний период голландские
художники расширяют тематику пейзажа, внося в него мотивы городской жизни. Они разрабаты
вают новые художественные приемы. У них мы находим уже воздушную перспективу, художест
венный эффект которой они усиливают глубинностью композиционных построений.
В XIX веке великие пейзажисты Курбе, Коро, Э. Моне, Левитан поднимают на небывалую вы
соту искусство реалистического пейзажа, наделяя его огромной лирической взволнованностью, правдивостью и блестящей колористической техникой.
Поздний импрессионизм уже отходит от подлинного живого интереса к природе, и пейзаж становится лишь предлогом для субъективистских формалыных упражнений.
Наши советские пейзажисты Сарьян, Куприянов, Рылов, Грабарь продолжают лучшие традиции мастеров XIX века, боровшихся с академи
ческим, поверхностным, итальянизированным пейзажем и вымученностью рационалистических исканий в духе Сезанна или Ван-Гога.
Фотографический пейзаж родился в пору, когда сложилось все богатство приемов и средств выражения в области живописного пейзажа. Тех
ника живописного искусства позволяла с необычайной полнотой передавать красками наблюдав
шиеся в природе формы, свет, цвет, материал вещей и пространство. Эти пять элементов, данные в действительной жизни в слитом, как бы сплавленном состоянии, художник расчленяет и передает после технико-теоретического и чувственного анализа различными изобразительными средствами.
Часть компонентов ландшафта может быть изучена в деталях ранее творческого процесса (например, цветы, виды деревьев и т. д. ), а такие компоненты будущей картины, как свет и про
странство, являясь средой и той определяющей характеристикой, в которой ранее изученные предметы каждый раз выступают по-новому, изу
чаются и воспроизводятся уже непосредственно при работе над этюдом.
Поздний импрессионизм материал природы и живые формы растворяет в свете и воздушном пространстве, которые изображаются краской без предварительного или отчетливо выступающего линейного рисунка.
Фотографический пейзаж под влиянием того же позднего импрессионизма из пяти основных эле
ментов живописного искусства оставил для себя лишь свет, цвет и пространство, причем в силу специфики фотографического искусства цвет был заменен тональной градацией, подчиненной свойствам объективов, эмульсионного слоя негативного материала и фильтров.