Советский фотограф стоял, таким образом, перед более или менее твердо сложившейся техни
ко-художественной традицией пейзажной съемки. Природа потеряла свои реальные черты, из пейзажа были изгнаны зачастую и бытовые, исторические и национально-этнографические особенно
сти местности Фотограф-пейзажист тяготел к пейзажу подчеркнуто экзотическому, неопреде
ленному, обезлюженному. Он оставлял зрителя наедине с выдуманной, ирреальной природой. Мерцающие полутона, дымка, размытый линейный рисунок — вот характерные черты в твор
честве советских фотопейзажистов в 1925—1923 гг.
Такой пейзаж не будил патриотических чувств у советского зрителя, не узнававшего в абстракт
ных, зачастую стилизованных и меланхолических этюдах подлинных красот природы своей роди
ны — строящейся и растущей. Кое-кто вообще считал, что пейзаж находится за пределами со
ветского фотографического искусства. Пейзажи неохотно брали на выставки, о них не писали статей.
За последние годы отношение к фотографическому пейзажу резко изменилось.
Перед художниками и в том числе перед мастерами фотоискусства была поставлена задача показать страну, родину, советские республики во всем многообразии их пленительных природных богатств. Пейзаж в фотоискусстве обрел свою осязаемость, он становится реалистичным, содержательным, познавательным и вместе с тем лирическим, эмоциональным, сделанным на уровне
подлинно художественном. В пейзаж все чаще включается человек, а с ним и новая природа, измененная его усилиями. Культурные поля, пастбища, плантации, гидростанции, заводы и рабочие поселки — все это развернулось перед нами, как знакомое, близкое и понятное. Появились такие категории пейзажей, как городской, индустриальный, колхозный, лирический.
Выставка картин Левитана в Москве оказала заметное влияние на развитие жанра пейзажа в изобразительных искусствах. И живописцы, и художники театра, и графики, и фотомастера на
чали настойчиво и плодотворно работать над пейзажами.
В области фотографического искусства наиболее успешно решает эту задачу А. Скурихин. Страстный любитель природы, охотник и рыбо
лов, какими-то чертами напоминающий писателя Михаила Пришвина, Скурихин такой же, как и
Пришвин, упрямый, терпеливый наблюдатель природы, хорошо ее знающий и понимающий. Скурихин способен часами и днями ждать нужного ему освещения — естественного, неповтори
мо выразительного. И вот мастер, влюбленный в нашу северную природу, взялся за лирический пейзаж.
Это не простое фотографическое воспроизведение тем и приемов великого Левитана. Скурихин оперирует собственно фотографическими ху
дожественными средствами и добился значительных результатов. Среднее течение Волги и река Вятка -- здесь находит фото-граф материал для своих пейзажей. Каждый скурихинский пейзаж прост и эмоционален. В нем всякий вспомнит что-то свое, милое, из ранней юности, каждый вспомнит реку, родные поля, лес, куда ходил по грибы... Но не просто вспомнит, но поновому, издали оценит ту красоту и очарова
ние, которые прежде не замечались, ибо были повседневны.
А. Скурихин мог бы показать большую выставку «Четыре времени года» — так широко и полно снята им наша северная природа.
Вот его «Половодье». Линия горизонта проходит по верхнему краю кадра, благодаря чему разлив реки кажется бескрайним. Два ряда торчащих из воды ветел говорят о том, что вешние воды покрыли прибрежные луга. От дальнего бе
рега разлившейся реки -сверкающей полосой проходят солнечные блики. Тонким узором раскинулись по воде последние остатки льда. Весь пей
заж решен в мягких тонах; самое яркое в нем— металл отраженного солнца. Отсутствие контрас
тов потребовало резкости изображения почти всего кадра, и передача фактуры воды в этом снимке стала одним из основных средств выразительности.
Второй весенний снимок—«Апрельское утро». Сделан он совсем иначе. Здесь необычная для живописца низко лежащая линия горизонта. Ран
ние скользящие лучи солнца оставляют землю и невысокие избы в тени, центром снимка худож
ник делает ряд берез, взятых крупным планом. Здесь контрасты глубже, но передача фактуры — и притом не натуралистическая — остается важ
нейшим средством в руках художника. Весеннее небо пусто, его прикрывает тончайшее кружево молодых ветвей и листвы.
Стволы берез обрезаны в кадре почти у корня и круто по вертикали проходят через всю изобразительную плоскость. Строгость изобра
жения, построенного до вертикальным прямым, хорошо подчеркнута светом.
Фото А. СкурихинаВетер