Снимок «На охоте» интересен по использованию приема большого контраста. Против солнца свята фигура охотника. Она дана контржуром и расположена в центре снимка. Однако изображе
ние не оказалось статичным. Поворот фигуры охотника, положение ружья, тональная градация облаков создают ощущение отчетливого движе
ния по направлению к светлому краю неба и солнцу, повисшему над водой. Ветка кустарника за спиной охотника закономерно заполняет кадр. Она тоже контржурна и на фоне неба выделяют
ся тяжелые набухшие почки. Это, несомненно, весна.
В «Северной весне» — чудесная, крупно поданная ветка цветущей черемухи, через просветы которой виднеется река и дальний берег с нерезко рисующимися елями.
Здесь опять перед нами особое фотографическое видение природы. В живописи такой точный и детальный рисунок черемухи показался бы, ве
роятно, натуралистическим, но автор ушел от этой опасности и перед нами волнующий, нежный пейзаж.
Летний ландшафт в работах Скурихина необычайно богат: это плоты, ползущие по реке, это рыбалка, сбор грибов, охота, колхозные поля...
В снимке «Июльский полдень» — причудливо опрокинувшийся в реку небосвод. Мы видим в реке отражение плотных кучевых облаков и без
донную глубину неба между ними. Сила течении покрывает реку легкой рябью, и автор опять с огромным мастерством передает эту материальность, осязаемость воды.
В работе «На волжском просторе» перед нами та же река, оживленная яхтами, расправившим: свои белоснежные крылья Скурихин нашел вы
сокую точку съемки и вписывает яхты в поверхность реки, а по самому верхнему краю кадра проводит тонкую темную полоску противоположного берега. Пейзаж радует лаконизмом и ритмичностью изображения. Белизна парусов при
дает ему исключительную свежесть и бодрость. Можно смело сказать, что Волгу, с которой в
прошлом связано так много грустных песен и образов людского горя, немногим советским фотохудожинкам удавалось показывать такой праздничной и жизнерадостной.
«На поляне» — пейзаж, в котором использована симметричная композиция. Передний план темен. Над двумя человеческими фигурами, сидящими на траве в тени, опустившиеся почти до земли
дубовые ветки создают своеобразную рамку. Глубокая тень переднего плана и ослепительное солнце далей, дают необычайно яркое ощущение жары и летнего спокойствия. Формальный момент снимка — система трех треугольников — стог и две ветви — столь органичен и строг, что будет обнаружен лишь острым глазом специалиста.
Тема летней страды интересно дана в «Поре урожая». Слева полукругом цепочка из пяти под
вод с обмолоченным зерном. В правом верхнем углу скирды хлеба, верхушки которых срезаны, — они продолжаются за кадром. В центре и в пра
вом нижнем углу еще скирды. Яркое солнце вы
светлило убранное поле. Все тени прижались к скирдам и оттого они отчетливо округлы. Кри
вая подвод, ритмически повторяющая кривые линии скирд, воспроизведена на фоне чистого жнива в виде теней. Ничего лишнего. Удивительная ясность, простота. Здесь прием подчи
нен идейно-художественному замыслу. «Пора урожая» по продуманности, по степени вопло
щения замысла художника приближается к картине.
Картиной вполне законченной является также другая работа Скурихина — «Рыбаки».
Излучина реки. Здесь устроились у костра рыболовы. Очень тщательно показан весь их инвентарь — лодки и снасти. Костер с соблазнительным дымком. Продуманно и правильно располо
жены фигуры обоих рыбаков. Боком к зрителю сидит более пожилой—старший, он спокойно курит, опершись локтем о колено. Помоложе—хо
зяйствует у костра. Задний план спокойный, не отвлекающий внимания. А слева — прихотливые разводы пены на реке. Тональное богатство, сочность снимка, хорошо переданное настрое
ние — все это делает «Рыбаков» картиной, не лишенной, впрочем недостатков. Картина, пожалуй, излишне детализирована. Быть может, воткнутый в лежащую перед костром корягу то
пор не нужен — он несколько навязчив своей правдоподобностью.
Группу летних пейзажей можно закончить раз бором одной из лучших работ Скурихина—«Ве
тер». Работа эта широко известна и обошла ряд советских и международных выставок.
В центре кадра, у которого при низком гори
зонте весь задний план занят светлым небом с несущимися по нему облаками, семья берез. Вет
ви их согнуты порывом ветра. В нижней части снимка — волнующееся море колосьев и в нем
Яблоки Фото А. Скурихина