утопает ветряк мельницы. При строгой экономии выразительных средств перед нами законченный образ.
Особое место занимает хорошо известный этюд Скурихина «Яблоки». Автор называет эту работу «Осень». И это название хорошо раскрывает мироощущение автора, его умение видеть природу в ее утверждающей силе. Нежная, глянцевитая
кожа плодов, сверкающая крупными каплями дождя, — дары золотой осени.
Из многих осенних сюжетов, созданных А. Скурихиным, мы отмечаем еще две работы.
Первый снимок — «Золотая осень». Это декоративное панно, тонкое и изящное. Белые стволы берез убраны узором золотой осенней листвы.
Картина в этой пестроте могла бы показаться монотонной, но Скурихин находит в березовой роще притаившуюся темную ель. Кадр строится так, что ель оказывается стержнем картины, внося нечто новое в окраску и рисунок.
Густая листва непрозрачна, заднего плана нет, небо не просвечивает, однако, острый глаз мастера находит внизу, меж стволами, тонкое пере
плетение тропинок, которые надо лишь суметь подчеркнуть, и тогда картина получит необходи
мую глубину. Автор находит выход. В левом углу кадра у одной из тропинок вписывает он фигуру женщины с коромыслом.
И вот этюд получает завершение. Перед нами картина, полная лиризма, яркая по настроению, и название «Золотая осень» полностью оправдано.
В пейзаже «Октябрь» основная тональность — глубокие серотемные тона. Здесь низко нависшее небо, по которому ползут тяжелые тучи. Поле пусто. Поредела одежда деревьев. Но и эту ти
пичную для поздней осени угрюмую гамму тонов автор смягчает. Он дожидается случайного луча, который украдкой пробежит по оголенным ство
лам берез, по продрогшим стогам сена и рас
кроет формы, погашенные осенним сумраком, и когда пейзаж заживет. Такой луч был пойман, и родился полный настроения образ русской осени.
Русская зима также очень широко и полно представлена в творчестве А. Скурихина.
«Голубые тени» — этюд из трек компонентов: снег — солнце — тени. Перед нами деревня в зимнем наряде. Взор идет к ней в горку, как бы опираясь на заснеженную изгородь. Солнце бьет сквозь эту изгородь на снежные сугробы, отбрасывая на них причудливые полосы.
Пейзаж «По снежной целине» представляет собой совершенно сказочную картину усыпанного снегом перелеска и поляны. Снег сохранил всю свою крупичатость и искрометность. Масса света. Особенно высветлены дали, куда взор зрителя ведет тропа, легшая по свежему снегу. Миниа
тюрная фигура лыжницы мастерски вписана в пейзаж целостный, живописный, радостный.
Сила лирических пейзажей Скурихина в их простоте, ясности, большой художественной вырази
тельности, формальном мастерстве, сочетающемся с отчетливым пониманием идейных задач работы.
В пейзажах А. Скурихина нет штампа, нет при. митивной подражательности живописи. Он учится и у Коро, и у Левитана, и у Саврасова, и у Куинджи, но он их замечательные образцы ста
рается осмыслить на языке своего искусства. Он многого достиг, ибо когда зрители смотрят на его этюды-картины, они не вспоминают о цвете, о колорите. Это пока один из наиболее надежных признаков успеха фотографических пейзажей.
Скурихинские пейзажи не оставляют зрителя равнодушным, они возбуждают в нем любовь к родным полям и лесам, к родине и ее богатст
вам, они подлинно живописны и эмоциональны. В этом их притягательная сила, обеспечивающая им место среди лучших произведений советского фотографического искусства.

Фотографическое оформление ВСХВ в 1941 г.

В мае этого года Всесоюзная сельскохозяйственная выставка в третий раз Гостеприимно откроет двери своих павильонов.
Фотография в экспозиции на ВСХВ занимает, как известно, значительное место. Однако одно
тонно-серое фотографическое оформление оказывается мало выразительным средством воздействия на зрителя. Оно вызывало справедли
вые нарекания многочисленных посетителей выс
тавки. Вместе с тем примитивное тонирование, а тем более грубое раскрашивание и всякие иные сомнительные по результатам способы «оживления» фотографических работ, применявшиеся в некоторых павильонах, ничего кроме чувства досады не вызывали.
Созванное 13 февраля с. г. по инициативе Иллюстрационно-издательского бюро ВСХВ и ре
дакции «Советского фото» совещание было посвящено вопросам применения наиболее рацио
нального и художественно-эффективного способа тонирования фотографических экспонатов.
Подробный анализ существующих методов тонирования фотоснимков сделал П. В. Клепиков,
продемонстрировавший различные образцы тонированных отпечатков.
После оживленного обмена мнениями участники совещания единодушно признали, что наиболее приемлемым в нынешних условиях подготовки оформления ВСХВ должен быть признан метод масляного тонировании, известного среди совет
ских фотографов под именем «андреевского». (Этот метод, найденный и впервые примененный Николаем Платоновичем Андреевым, описан в № 11 «Советского фото» за 1940 г. в статье С. Фридлянда «Масляное тонирование позитивов». )
Для фотографического оформления павильонов могут быть, разумеется, использованы и другие методы художественной позитивной печати. Од
нако «андреевский» метод тонирования наименее трудоемок, действительно повышает художественные качества отпечатков и обеспечивает прочность окрашивания.
Совещание признало также необходимым, чтобы ВСХВ активно помогала развитию цветной фотографии и наметила бы ряд тем для новых цветных съемок.