Новое

в фотографическом оформлении ВОХВ

А. Вольгемут В этом году на Всесоюзной сельскохозяйствен
вой выставке демонстрируются новые достижения во всех отраслях сельского хозяйства, в
развитии культуры на селе. Особенное значение приобретает показ борьбы за выполнение исторических решений партии и правительства об изменении в политике заготовок и закупок сельско
хозяйственных продуктов, о мероприятиях по развитию общественного животноводства, о пла
нировании посевов, о дополнительной оплате труда колхозников и др.
На Выставке 1941 г впервые выступают молодые республики советской Прибалтики, Молдавская ССР и новые области УССР и БССР.
Огромный интерес представит демонстрация на ВСХВ невиданного доселе массового народного движения за устройство колхозных водоемов, оросительных систем и каналов (Большой Ферганский канал, Большой Гиссарский канал и др. ).
Значительно полнее показываются: работа пе
редовых звеньев; результаты сдельной оплаты труда; химизация и удобрения в сельском хозяйстве; комплексная механизация. Показатели роста и успехов животноводства и его продуктивности, новые животноводческие фермы, многоотраслевые колхозы и совхозы найдут отражение во всех зональных и отраслевых павильонах.
Демонстрация грандиозных побед социалистического сельского хозяйства, всего того нового, что за последний год дали колхозы, совхозы и МТС в борьбе за выполнение исторических ука
заний партии и правительства, ставит еще более ответственную чем прежде, еще более почетную задачу перед оформительским коллективом Выставки, в том числе перед фотоработниками.
До десяти тысяч квадратных метров экспозиционной площади заполнят работы советских фотомастеров. В условиях более сложного пока
за от фотоработников требуется особо серьезное, вдумчивое отношение к съемке и фотографическому оформлению. Без глубокого изучения ис
торических решений партии и правительства, направлевных на дальнейший подъем сельского хозяйства, без основательного ознакомления с осо
бенностями и изменениями, происшедшими в республиках, областях и районах за последние годдва, фоторепортер не может успешно, работать для Выставки.
Необходимость экономии средств и фотоматериалов и сжатые сроки работы заставляют в 1941г. значительно сократить общее количество
съемок. В меньшем количестве снимков, но тем не менее полно, убедительно надо показать успехи социалистического сельского хозяйства, сдвиги и изменения в нем. Это означает, что каждый снимок должен быть основательно продуман, должен быть ярким, доходчивым, насыщенным. Ряд ошибок в фотографическом оформлении прошлых лет должен быть учтен и из них сделан вывод. Прежде всего необходимо решительно отстранить от работы на Выставке тех людей, которые не отвечают высоким художественным и деловым требованиям, предъявляемым к фоторепортеру, всех тех, кто в погоне за длинным рублем пы
тались опошлить и принизить художественное оформление Выставки.
Наличие полноценных документальных снимков дает возможность отказаться от неоправданного излишнего увлечения фотомонтажами.
Обилие фотографического материала поставило еще одну новую задачу перед художниками и исполнителями оформительских работ. Наличие только однотонно-серых фотоэкспонатов делает их часто маловыразительными, однообразными. Поэтому в 1941 г. остро встала проблема применения виражей и тонирования. Эта задача оказалась одной из наиболее сложных и трудных, так как чрезмерное увлечение виражами приме
нение их без учета сюжета и характера-снимка; примитивная дешевая раскраска могут только ухудшить качество фотографического оформления,
Несомненно, что тонирование и виражи применять следует. Вовсе не обязательно, как полага
ют некоторые художники, окрашивать в один тон все фотографии зала или стенда. Наоборот, снимки, различные по тону, смотрятся лучше.
Протравное вирирование не всегда дает желательные результаты. Не возможность применения его на больших (свыше 50 X 60 см) форматах, непостоянство тона, сложность процесса де
лают этот способ мало пригодным для работы в больших масштабах в производственных условиях. То же в еще большей степени относится к многокрасочному виражу.
Не оправдай себя на практике при массовом применении так называемый химический вираж.
Практика показала, что лучшим методом тонирования снимков является «андреевский» способ масляного тонирования.
На Выставке 1941 г. впервые широко применен этот метод тонирования. Он имеет значительные преимущества перед химическим. Это сухой про
цесс, не требующий дополнительной загрузки моечных цехов и оборудования лаборатории, весьма простой, дешевый, прочный, обеспечива
ющий получение тонов, точно соответствующих заданным на любом формате.
Кроме обычной масляной краски, сикатива, лаков он не требует никаких химикалий, являющихся часто дефицитными. Кроме того в процес
се работы могут вноситься изменения (усиление н ослабление) тона. Недостаток «андреевскогоспособа — покрытие белых мест общим тоном — также устраним в процессе работы.
Большим недостатком фотографического оформления Выставки 1941 г., как и раньше, является совершенно недостаточное использование цветной фотографии. Невозможность получения трехцветной фотографии способом «Карбро» в больших форматах (фотостудия Госкиноиздата не де
лает цветных отпечатков больше 30 X 40 см), весьма высокая стоимость их и недостаточная активность самих работников Выставки до сих пор не дали возможности миллионам посетителей ВСХВ ознакомиться с этим прекрасным видом фотографичесого искусства.
С новой творческой энергией, с любовью и упорством армия фотоработников отправилась на съемки, чтобы добиться лучшего оформления ВСХВ, более высокой идейной насыщенности изобразительных материалов.