ТВОРЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

Образ советского человека в фотоискусстве

Л. Волков-Ланнит Советское фотоискусство служит интересам
народа, служит идеям коммунистического воспитания масс. Наряду с художниками кисти, пера, сцены и экрана мастера художественной фотографии в своих произведениях рассказыва
ют об изумительных людях нашей страны — об их подвигах и трудовом энтузиазме.
Главный объект портретной съемки — «советский простой человек», энергичный, целеустрем
ленный и мужественный. Чтобы запечатлеть его образ, фотохудожник едва успевает итти за ним на новостройку, в цех, к трибуне собрания. Порт
рет современного советского человека создается не только в уютной тишине павильона, а на широких площадях и улицах, в заводском клубе, на колхозных полях.
Быстрый хозяйственный и культурный рост нашей страны находит яркое отражение в жанровом и портретном снимке. Мы видим, как изме
няется быт рабочей семьи и даже внешний вид самих людей.
Просматривая выцветшие от времени портретные фотографии, сделанные до революции, во
очию убеждаешься, до какой степени изменился социальный облик человека,
В царской России так называемый бытовой портрет был доступен преимущественно имущим классам. Если же рабочий и крестьянин получа
ли возможность фотографироваться, то разве только через посредничество самого второраз
рядного разъездного «пушкаря». Что это за снимки—нетрудно представить. Сколько все
го приходилось одалживать, чтобы хоть на снимке выглядеть «счастливым» и «зажиточным».
Только Великая Октябрьская социалистическая революция принесла невымышленную, а настоящую зажиточность и счастье всем народам нашей страны.
Посмотрите на фотографию современного советского рабочего и колхозного крестьянина. Радостные, здоровые привлекательные лица, загорелые, мускулистые тела. Люди в своих собственных, по фигуре скроенных, костюмах, с настоящими, а не бутафорскими баянами, патефонами и велосипедами. Советский фотопортрет показывает лицо новых людей.
С ростом культуры и зажиточности неуклонно растет опрос на портретный снимок. Совет
ский колхозник и рабочий хотят запечатлеть на
фотоснимке все значительные моменты своей общественной и личной жизни. Советский гражданин хочет увидеть Свое изображение, наполненное средствами искусства.
Как указывал в своем обращении к фотомастерам комитет Первой всесоюзной выставки фото
искусства, «создание подлинно художественного портрета нового советского гражданина — рабочего колхозника, стахановца, героя и знатного
человека страны является задачей, нами еще далеко не решенной».
Всемерное овладение художественно-выразительной формой и фотографической техникой обеспечит дальнейший рост советского фотопортретного искусства.
Буржуазный реализм не мог вскрыть противоречий общественной борьбы своего века и понять красоту во всем сложнейшем ее внутреннем многообразии.
Подлинно реалистический художественный фотографический портрет—это не объективистский реалистический портрет времен Надара и Левиц
кого. Это уже произведение высшей ступени реализма—реализма социалистического, когда
явление берется в развитии и за внешним физи
ческим обликом показывается новое человеческое сознание.
«Социалистический реализм, — говорил М. И. Калинин на собрании московских работников искусств 9 января 1939 г., —должен отвечать условиям нашего социалистического общества. Он есть высший принцип искусства. Это требует иного подхода к обрисовке характеров и типов. Это предъявляет иные требования ко всей композиции художественного произведения».
Указания товарища Калинина целиком относятся и к фотоискусству. Советское фотоискусство призвано воплотить в портретных образах мечту о возвышенном и героическом, о том, к чему бесплодно стремилось в своих лучших произве
дениях академическое искусство прошлого. В портретном изображении — образе — советский фотохудожник должен показать цельный гармо
нический характер нового человека — олицетворение надежд трудящихся всего мира.
Рис. 1. «Ударник» Рис. 2. «Старый узбек
(Снимки 1928—1929 гг. )