На первом этапе развития советского фотоискусства образ массы превалировал над индивидуальным образом. Фотохудожники не умели по
казывать типичных представителей масс. Однако
их съемка человека страны социализма также не решала целиком задачи создания портретного образа.
Дать художественный образ советского человека средствами фотографии, это прежде всего дать углубленную социальную и психологическую характеристику внешним физическим признакам.
Если вспомнить популярные произведения советской фотографии ее первого десятилетия, то мы увидим, что человек в них изображался, главным образом, как аккумулятор исторических событий. Персонифицирован и индивидуализиро
ван человек был слабо (рис. 1). Более того, сам портретный образ отличался протокольным натурализмом и одновременно некоторой ходульностью, статичностью. Как показывают даже са
мые лучшие работы того времени, фотомастера не сразу смогли преодолеть схематизм и экзотичность в изображении новых советских по облику и содержанию персонажей.
В фотоискусстве, как и в живописи, различают камерный индивидуальный портрет и монументальный, социальный. К социальному портрету советские фотомастера впервые обратились в период реконструкции страны, когда надо было разрабатывать темы ударного труда. Эта тема воплощалась в образе молодого, вчера пришед
шего из деревни энергичного и сильного парня. Трудовой энтузиазм, дисциплинированность, отвага, — все эти качества получали изобразитель
ное выражение в облике одного человека. Это был синтетический портретный образ рабочего класса — созидателя.
Социальный портрет по необходимости был несколько плакатным и отвлеченным. В нем пре
валировала внешняя, «типажная» характеристика человека. Фотохудожники стремились выбрать модель только по признакам выразительности
внешних черт человека. Иначе говоря, для социального фотопортрета более всего подходил фотогеничный натурщик. Это оправдывалось са
мой задачей портретного изображения того времени.
Вскоре советское искусство вступило в новый этап своего развития. Содержание портретного образа фотографы стремятся сделать адекватным содержанию новых общественных отношений эпохи социализма. Образ рожденного рево
люцией человека должен теперь трактоваться как социальный тип и как индивидуальная чело
веческая личность во всем ее богатстве новых чувств и мыслей.
Перед художником советского фотопортрета встала задача показать не только собирательный тип человека определенного класса, но и отдельного представителя этого класса, конкретную ин
дивидуальность. Здесь, как нетрудно понять, внешние «фотогеничные» черты больше не имеют существенного значения. Не прибавляет глубины образу излишний производственный антураж или нагромождение атрибутов (различные орудия профессионального труда, форменные значки и т. д. ). Нужно показать духовный облик советского рабочего, его внутренний мир, богатство его индивидуального характера.
Современный советский рабочий —- многранная личность, и нас прежде всего интересует, как эти качества нового человека преломляются в
Конкретном персонаже. Нас все более начинает интересовать человек со стороны его мировоззрения, творческих замыслов, личных чувств и переживаний и т. д.
Только во второе десятилетие советской фотографии зритель видит на снимках свой подлинный прототип. Колхозник увидел колхозника, а шахтер шахтера. В 1933 г. появилась работа
М. Маркова «Портрет Никиты Изотова». Это был один из первых фотоснимков, в котором правдиво запечатлен образ советского шахтера и где производственный антураж не заслоняет ха
рактерные черты человека социалистического труда — предшественника великого стахановского движения.
Новые люди создают новую жизнь и показывают невиданные результаты своего труда. Среди них не только потомственные пролетарии ин
дустриальных центров, но и вчерашние кочевники, веками испытывавшие двойной гнет баев и царских колонизаторов. Наши фотомастера стремятся показывать художественно-выразительными средствами и облик людей национальных республик. Не всем, однако, в одинаковой степени
удается раскрыть образ советского человека. Еще нередко наши фотомастера допускали в своих ранних снимках ту ошибку, что чрезмерно акцентировали внимание на этнографии. В результате
социальная и психологическая характеристика подменяется любованием костюмами или типажем (см. рис. 2). В таком подходе к объекту сказывалось прежде всего отсутствие устойчивого политического и художественного мировоззрения.
Между тем реалистический портретный образ создается не подчеркиванием физиономических особенностей объекта, а тем, что в индивидуальном облике раскрываются внутренние черты, общие лучшим представителям народа. В этом отношении более правильно поняли свою задачу фотомастера С. Бамунер и С. Гурарий — авторы портретов Джамбула (ом. № 2 «Советское фотоза 1941 г. ). Они дали образ не просто, старого казаха, а человека большой и ярко прожитой жизни — образ мудрого народного певца.
Своеобразно и как всегда мастерски дан портрет великого акына А. Штеренбергом. В лице этого автора советское фотоискусство имеет бесспорно одного из ведущих и крупнейших фотопортретистов.
Говоря о произведениях фотоискусства, в которых запечатлен облик лучших сынов советского народа, следует назвать фотопортреты Валерия Чкалова (работы Б. Кудоярова, А. Капелюша и Г. Вайля). Каждый из этих фотопортретов пока
зывает нам ставшие родными черты великого
летчика нашего времени. Особенно выразителен портрет работы Г. Вайля: в портрете отражены все благородство и сила характера Валерия Чкалова.
Советское фотоискусство, как и живопись, росло и поднималось в борьбе с враждебными тенденциями формализма и натурализма. Просмат
ривая комплекты журнала «Советское фото» за 15 лет, видишь, как разные мастера с разной степенью выразительности стремились запечат
леть все исторические этапы величественных побед социализма.
**
*
Фотография единственное из искусств, которое может применить метод длительного наблюдения над объектом. Ничто не говорит убеди