тельнее и нагляднее о росте советского человека, как сопоставление нескольких фотоснимков с одного объекта, снимаемых через известный период.
«13-летний мальчик-пастух, снятый мною в тот момент, когда только закладывался фундамент
грандиозной стройки (Днепростроя — Л. В. -Л. )— Толя Петренко, ныне студент алюминиевого техникума. В моем архиве запечатлен весь его жиз
ненный путь — ФЗУ, работа на комбинате, учеба», — вспоминает днепропетровский фоторепортер С. Альперин об одном из строителей пятилеток 1.
Рядовые энтузиасты социалистической стройки стали сейчас командирами производства. Хочет
ся пожелать С. Альперину, чтобы он продолжал следовать по всем ступеням лестницы, поднимающей советского человека, и показал замечательный путь роста недавнего пастуха Петренко.
Величие искусства сталинской эпохи не только в том, что оно в своих произведениях под
нимает интерес к человеку, но и в тем, что его главной темой становится конкретное человеческое действие.
Генеральная тема советского фотоискусства— это пафос творческой деятельности граждан первой в мире социалистической страны. «Народ— вот главная тема всех фотографий. — писала «Правда» но поводу Первой всесоюзной выставки фотоискусства, — народ отдыхающий, вооруженный, ликующий, гневный... » На этой выставке бы
ло много снимков, посвященных лучшим людям страны. Вслед за ней состоялось несколько те
матических выставок. Так например, на выставке «Советская женщина» едва ли не впервые в яр
ких фотодокументах зритель увидел прекрасный образ свободной и равноправной советской женщины («Охотница-немка» Д. Дебабова, «Физкультурницы» М. Альперта, «Сборщица виногра
да» Б. Игнатович, «Колхозницы, возвращающиеся
с полевых работ» М. Маркова, «Татьяна Федорова» В. Минкевича и т. д. и т. п).
***
Изображая лучших людей социалистического общества, фотохудожвик может дать произведе
ние искусства, ярко воплощающее смысл эпохи. Показывая образ нового человека, рожденного Великой Октябрьской социалистической револю
цией, необходимо показывать и новые качества
человеческой личности. Многие наши художники находятся на пути к успешному разрешению этик задач.
Как показали Первая всесоюзная выставка фотоискусства и «Выставка 20 лет ВЛКСМ», ряду фотохудожников уже удается образ советского человека— активного борца и строителя, в част
ности, молодого советского человека. Известны, например, выразительные потреты «Комсомолкакиргизка», Кадия Коконбаева» М. Альперта, «Девушка-азербайджанка» Я. Халила, «Кабардинская девушка» Г. Петрусова и др.
Советские мастера не обходят темы молодого человека, однако, все же удельный вес ее в общей тем аттике недостаточен.
В качестве примера можно привести известные снимки физкультурных парадов А. Родченко. Большой мастер фото портретного изображения
(автор незабываемых портретов В. Маяковского) умеет показывать в образах молодость и здоровье советского народа. Родченковские фотогра
1 С. Альперин, «Творческая перестройка». Статья в № 6 «Советское фото», 1940 г.
Валерий Чкалов Фото Г. Вайля
фии всегда ритмичны. В этом сказывается его большая изобразительная культура.
Яркий образ сплоченного и вооруженного народа дают снимки на оборонную тематику. Из «их выделяются работы Я. Халипа («Торпедист», «На страже»), А. Шайхета, Д. Дебабова, Н. Петрова, В. Темина и др. Многим фотомастерам уда
лось показать многонациональный состав армии, незабываемый образ волевого, смелого защитни
ка рубежей Советского Союза—героев Хасана, Халхин-Гола, войны с белофиннами.
Знаменательно, что отдельные фотографы взялись сейчас за углубленный показ так называемых «вечных тем» — тем дружбы, любви, материн
ства и ер. Эти «вечные темы» получают у наших
фотохудожников новое советское содержание. Разве «Семья летчика» М. Калашникова не подтверждает этого? Очень жаль только, что т. Ка
лашников, нашедший свою удивительно непосредственную точку зрения на сюжет, не продолжает ее развивать.
Тема материнства получила воплощение в портретной работе—«Мать-казашка» О. Игнатович.
Достоинство этой работы—в глубокой правдиво
сти сюжета, трактованного с позиций социалистического реализма.
Нам нужно искусство высокого идейного содержания, нужны произведения большого твор
ческого обобщения. Советские фотохудожники должны вложить в конкретный человеческий образ прогрессивные идеи своей эпохи. Некоторые элементы такого понимания задач портретного
изображения обнаруживают Б. Игнатович («Старый казак»), Е. Игнатович («Звеньевая Галина Погребняк» и «Татьяна Сурина»), А. Скурихин