Молодая колхозница («Таня») Фото А. Скурихина
(«Молодая колхозница»). Портрет Суриной прежде (всего отличается чем, что в нем нет внешней
«красивости». Советский фотохудожник достиг уже того уровня мастерства, когда он может убе
ждать зрителя не внешним великолепием натуры, а внутренней глубиной самого образа, его жизненной правдой.
Простое лицо с большими и проницательными глазами привлекает зрителя своим внутренним содержанием. Он убежден, что перед ним волевой и энергичный человек с сильным характе
ром. В устремленном вдаль взгляде — сосредоточенная мысль. Показать лучшие духовные сто
роны личности— силу ее характера, глубину ее мысли, благородство чувств, —в этом и состоит задача портретного образа советского человека.
Несколько иначе решен портретный образ «Молодой колхозницы» («Тани») Скурихина. Это образец современного реалистического советского портрета. Фотомастер сумел выразительно пере
дать образ молодой девушки. Композиционно кадр построен очень просто и эта простота находится в полном соответствии с темой изображения. Улыбающаяся крестьянская девушка показана на локальном фоне сельского пейзажа. Повидимому, выдался погожий день. Прямые сол
нечные лучи и естественный «рефлектор»—снег— способствовали глубокой и сочной моделировке формы лица. Несмотря на то, что направление световых лучей оставило резкие тени, общая тональная гамма снимка—радостная, светлая, со
ответствующая сюжету. Все изобразительные компоненты использованы очень удачно: складки полосатого платка окаймляют мягкие и спокойные формы молодого лица, которые в свою оче
редь контрастируют по тону с черным пятном одежды. Четкому поясному изображению первого плана соответствует нерезкий фон.
А. Скурихин—один из тех немногих мастеров, который, одинаково успешно пробуя себя в раз
личных жанрах, не перестает упорно работать над образом новой колхозной интеллигенции. Хотя Скурихин по преимуществу художник-бытописатель, но ему одинаково удается показы
вать людей и в производственной обстановке. В его работах на индустриальную тему машина не подавляет человека, и человек не выглядит при
датком к машине («Сталевар»). Скурихин любит людей, понимает их и умеет показывать их както по-особенному лирично.
Возьмите его «Трудодни» (см. № 7 «СФ», 1940 г. ). Вот произведение, где художник средствами фо
тоискусства с исключительной силой выразительности выявил черты новой социалистической жизни. (По остроте и свежести трактовки темы этот снимок перекликается с петрусовским «Обедом в поде» и несомненно также войдет в фонд советского фотоискусства.
По своему построению «Трудодни» не портрет в том смысле, как его принято понимать, одна
ко, образ советского человека-колхозника в нем глубоко раскрыт самим сюжетом. Снимок не нуждается в описании и в этом именно его первое преимущество. Автор сумел найти ситуа
цию, которая убедительно говорит и о новых трудовых взаимоотношениях между людьми, и об экономике колхозного хозяйства, и о бытовом облике сегодняшнего колхозника.
Конечно с формальной технической стороны эта работа оставляет желать лучшего. Придирчивые критики отметят некоторую схематичность композиции.
Можно требовать от Скурихина и более тщательной проработки тона (в частности второго плана). Но все эти недостатки никак не пе
рекрывают достоинств этого лучшего жанрового фотопроизведения 1940 г.
**
Сказанное выше не дает, конечно, оснований думать, что советские фотомастера исчерпали все многообразие фотографического метода изо
бражения. Наоборот, перед ними стоит еще много нерешенных творческих задач. Первая из них— уметь изображать нового человека новыми приемами. У нас еще мало фотохудожников, умеющих находить то внутреннее движение образа, которое заключает в себе и типичность явления и убедительность психологической характеристики.
Другая задача — развить в себе чувство нового. Надо научиться подмечать средствами своего искусства все то новое, что характеризует сегодняшнего человека. Современный советский чело
век живет и действует в качественно отличных условиях. Изменился не только его облик, но и окружающие его аксессуары. Все чаще мы видим его в производственной обстановке и в коллективе.
Живой объект изображения требует большой наблюдательности художника. Чтобы создать правдивый и яркий образ советского человека, (надо уметь находить такое кульминационное положение, когда объект представлен в своем наиболее типичном виде и состоянии.