Эти требования мы особенно вправе предъявить к фотомастерам-репортерам, ибо они представляют передовой отряд нашего фотоискусст
ва. Советские фоторепортеры должны показывать советских людей всех профессий и возрастов не только в различных условиях их социального бытия, но и показывать, не боясь нарушить эс
тетические традиции. Слишком много у нас еще
шаблонных снимков; наряду с индивидуальными портретами нужны групповые, наряду с поясными—портреты в рост.
Недавно в «Советском фото» (№ 10, 1940 г. ) был напечатан снимок А. Устинова «Нарком обороны маршал Советского Союза С. К. Тимошенко на тактических учениях». Это образец удачного группового фотопортрета, сделанного в ус
ловиях репортажа. В нем собственно портретная характеристика не принесена в жертву сюжетной мотивировке, как это часто бывает. Зрительным
центром оправданно служит главный персонаж— нарком обороны товарищ Тимошенко. (Он по
казан в момент наблюдения за воздушной атакой). Остальные участники группы (все сняты в рост) в соответствии с сюжетом логически до
полняют композицию. Найденный автором кульминационный момент отличается той непосредственностью и ясностью, которые сообщают вся
кому подлинному реалистическому произведению жизненную правдивость.
В так называемом групповом снимке очень важно сохранить соотношение частного и обще
го, т. е. показать не только внешнее различие каждого персонажа, но и то единство, которое
связывает нескольких людей вместе. В этом смысле репортажный снимок молодого фоторепортера В. Егорова «Подписка на заем» отвечает задаче коллективного портрета (см. журнал «Советское фото» № 8 за 1940 г. ) Зритель убеж
ден, что перед ним тесно спаянный коллектив, активные участники одного события. Это собы
тие убедительно показывает «будничную» жизнь советского человека.
Говоря о выборе сюжетов, нельзя игнорировать и личные склонности фотохудожника. Из
вестно, что старейшему советскому художнику М. Нестерову удаются портреты («И. П. Павлов», «хирург С. С. Юдин», «В. Мухина») по той причине, что он пишет их только с тех людей, образ которых он понимает. Мастера же фотографии, иногда прикрываясь «спецификой» своего искусства, снимают кого угодно, не задумы
ваясь о результатах. Фотохудожник (если он работает не в условиях срочного репортерского за
дания) должен уметь выбирать объект и раньше всего изображать того человека, образ которого его творчески захватывает.
Многое из того, что ярко и остро документируется нашими фоторепортерами, еще не выходит за пределы обобщения и не получает значения большого художественного образа. А ведь всякое искусство, и в том числе фотоискусство,
предполагает язык художественного образа. У нас еще нет больших портретных фотокартин, раскрывающих образ народа, нет жанровых тематических композиций.
В художественной фотографии, как и в живописи, вполне допустима свободная, широкая и даже подчас этюдная характеристика объекта. Однако она допустима при критическом, а не механическом подходе к натуре. Необходимо всегда стремиться сохранять свое авторское отношение к объекту. Художественный образ создает
Летчик-истребитель тов. Шарап Фото Я. Халипа
не протокольно беспристрастная фиксация, а творческое обобщение и типизация.
Необходимо также помнить, что фотография в отличие от живописи всегда строго докумен
тальна. Всякое фотографическое изображение имеет в основе единичное, конкретное, и поэтому художественное обобщение здесь мыслимо лишь в сторону типизации, У нас же нередко наблюдается, что критик глубокомысленно видит об
общение там, где его нет, и где сам снимок — результат случайной съемки.
Документальность фотографии ее большое преимущество. Особенности техники предоставляют фото художнику широкую возможность отразить все качественные изменения живой натуры. А ведь, несомненно, что новый тип человека требует и нового портретного образа.
Нельзя изображать, например, зачинательницу стахановского движения Дусю Виноградову в стиле репрезентативного английского портрета XVIII века, как это сделал один фотограф в 1936 г. Совершенно очевидно, что портретный
образ знаменитой стахановки требует и другой композиции и других аксессуаров. В частности, совершенно не обязательно показывать Виногра
дову на фоне ткацких станков, т. е. не следует непременно сводить всю характеристику к профессии.
-К художнику портрета предъявляется куда бо
лее серьезное требование—раскрыть внутреннее