Звеньевая Галина Погребняк
Фото Ел. Игнатович
содержание образа. Это требование прекрасно сформулировал товарищ М. И. Калинин в своей речи 9 января 1939 года.
«Когда вы правдиво «пишете жизнь», надо выявлять не только те черты, которые каждому бросаются в глаза, но и те черты, которые обыкновенному глазу трудно заметить. Предположим, что ваш персонаж корявый. Рисуйте, что он — корявый. Но оттеняйте и внутренние черты, ко
торые не столь заметны, но которые типичны для наших людей. Например, любовь к родине. Она сказывается у различных людей в самых различных формах. Надо у каждого человека найти и показать эту любовь, выразив ее не умозрительно, а конкретно.
Мадонна Микеля Анджело очень красивая фигура. Все от нее в восхищении. Но я уверен, что простая неуродливая девушка для живого человека ближе, чем Мадонна.
Так вот пора, наконец, понять, что социалистическое государство надо любить не только умо
зрительно, а конкретно, т. е. с его природой, полями, лесами, фабриками, заводами, колхоза
ми, совхозами и т. д., с его стахановцами и стахановками, с комсомолками и комсомольцами».
Присуждение Сталинских премий лучшим, наиболее выдающимся и замечательным деятелям науки, техники, искусства открывает перед советскими фотомастерами новый вдохновляющий ис
точник тем для творчески полноценной работы над созданием образов передовых людей, которых любит и уважает вся наша страна, весь советский народ.
Можно не сомневаться, что мастера советского фотографического искусства понимают свои творческие задачи именно так и сумеют создать ве
личественный образ советского человека, красота которого превзойдет все образы прошлых времен.

Фотография и живопись

Игорь Грабарь Мы, художники, обычно недолюбливаем фо
тографию. Даже более того: мы питаем к ней недобрые чувства, переходящие временами в ненависть. Но надо тут же честно признать, что фотография как таковая в этом решительно не
повинна. Не ее вина, если некоторые художники, вынужденные пользоваться фотографическим материалом для своих картин, не умеют исполь
зовать более ценные стороны фотографии, пере
нося в свое искусство случайные, сомнительные и отрицательные ее свойства.
Есть такое явление: «фотографизм в живописи». Надо ли говорить, что оно порочно по са
мому существу, ибо природа живописи и фото
графии в корне различны. Фотография имеет свои законы, живопись—свои.
То, что хорошо в фотографии, никуда не годится в живописи, и наоборот.
Художник, подражающий в своем произведении фотографии, перестает быть художником, но и фотограф, стремящийся подменить фотографию тем, что ему кажется «искусством», в результате ложно направленных усилий не получает ни хорошей профессиональной фотографии, ни подлинно художественного произведения, сделанного под живопись.
Между тем существует искусство фотографа. Особенного расцвета это искусство достигло в Советском Союзе.
Как часто, развертывая утренную газету, любуешься и восхищаешься прекрасными снимками,
иллюстрирующими события вчерашнего большого дня: отлично сфотографированная группа в Президиуме Верховного Совета, группа награжденных героев или участников декады и т. д.
Советской фотографии удавались отдельные групповые снимки, по композиционному замыслу и остроте наблюдения не уступающие иным картинам. И все это исключительно средствами чистой фотографии.
Как хорошо, что такие фото существуют. Как это облегчает работу художника, не имеющего возможности добиться сеанса из-за перегруженности тех, кого он хотел бы изобразить.
Но как мало используются, —не в плане механического, слепого подражания, разумеется, —нашими мастерами живописи и скульптуры эти чудесные фото. А кому придет в голову, что дивный кавказский гарный пейзаж на картине Вру
беля «Демон» написан целиком по фотографии? Фотография здесь так переработана и преобра
жена в творческом горниле художника, что от нее не осталось и следа.
А бывают и обратные явления: художник пишет с натуры, без посредства фотографии, но пишет так «фотографически», что с трудом верится, будто он обошелся без фото.
Таким образом фотография может быть другом и врагом художника. Все зависит от него самого и его отношения к своему искусству, природе и жизни.