Встреча Фото М. Альперта
когда эти вопросы стояли так в центре общественного внимания, как сейчас?
Нет, не «дурной вкус», а здоровое стремление «столько же в больших, сколько и в малых ве
щах» увидеть плоды своего труда, движет нашим зрителем, когда он проявляет интерес к жанровому искусству.
Что же касается «дурного вкуса», то сие больше относится к тем скептикам, которые продол
жают смотреть на жанровую тематику, как на профанацию искусства.
В свое время вокруг жанровой тематики происходили острые разногласия между «передвижниками», с одной стороны, и представителями
«Мира искусства», с другой, отвергавшими ее с позиций «искусства для избранных», с позиций узкого эстетизма. И однако, не кто иной, как А. Бенуа, один из основопо
ложников «Мира искусства»,
писал о жанровых картинах Федотова «Сватовство май
ора» и «Светский кавалер», что «это истинные перлы в чисто живописном отношении», а «Анкер, еще анкер— «одно из самых поэтич
ных и необычных произведений искусства XIX века».
Нет, видимо дело здесь не столько в жанре, сколько в самих художниках: посредственности и в области жанра оставались таковыми, талантливые же создавали «истинные перлы».
Лучшие живописцы жанровых картин обладали таким творческим зрением, которое давало им возможность за
мечать значительное там, где другие видели только скуку, томительный набор лиц и со
бытий; они умели, говоря словами Стасова: «передавать
действительную народную нашу жизнь, ее, на первый взгляд, некрупные черты,
ее кажущуюся мелочь со всей правдой, поэзией, потрясающими слезами, тихими или порывистыми радостями, со всей истиной чувства, нам близкого и понятного, потому что взятого с натуры».
Вот, например, картина художника Мясоедова «Земство обедает». У порога земского собрания
расположились крестьяне-гласные. Одни тут же на земле спят, другие уныло жуют хлеб. Карти
на на первый взгляд ничем не волнует и, кроме скуки, казалось бы, навеять ничего не может. Но вот мы увидели в окне силуэт повара, который
с белоснежной салфеткой в руке остановился возле богато сервированного обеда земских «ту
зов». И эта подробность мгновенно оживила картину, придала ей острый обличительный характер.
Но если у Мясоедова подробность превращает картину в почти публицистическое произведение, то Федотову она дает возможность раскрыть и душевное состояние героя.
Так в картине «Анкор, еще анкор» жизнерадостный и суетливый пудель, прыгающий через
палочку, помогает нам проникнуть в атмосферу убийственной скуки, в которой влачит свои дни «офицер, квартирующий в деревне».
В картине же «Сватовство майора» оброненный посреди комнаты платочек подчеркивает смятение, которое охватило девушку, когда ей сообщили о приходе жениха,
Но Федотов пользуется подробностью не только для того, чтобы раскрыть внутренний мир своих героев. В той же картине «Сватовство майора» умывающаяся на фоне общей суеты и приготовлений кошка дает нам возможность до конца уяснить себе отношение художника к изображенному им событию: он не сердится, не обличает, а только снисходительно подсмеивается.
Однако было бы ошибкой утверждать, что вся работа жанриста сводится к тому только, чтобы найти убедительные «подробности».
Лучшие жанристы в совершенстве владели всеми средствами художественной выразительности, начиная от умения отобрать типаж и кончая
В колхозе праздник Фото А. Скурихина