композицией и освещением. Достаточно хотя бы вспомнить, как в картине «Сватовство майораподана фигура жениха: он остановился в дверях на фоне светлой комнате и несмотря на то, что
композиционно фигура его далеко не в центре, мы сразу обращаем на него внимание и не толь
ко замечаем его, но благодаря тому контржуру, который резко очерчивает его залихватскую позу, мгновенно понимаем и характер майора.
Голландские художники обладали умением создать сильное впечатление не только разработкой сюжета, но и необычайно тонким чувством колорита, способностью передавать красочные соотношения светотени с их бесчисленными и разнообразными нюансами.
Таким образом мы видим, что для того, чтобы в области так называемого жанра создать высокие произведения искусства, требуется и ост
рая наблюдательность и умение находить яркие детали, и большое профессиональное мастерство.
Разумеется, гораздо проще сделать фотокартину на материале, который сам по себе красноречив.
Если Федотов мог месяцами с блокнотом и карандашом в руках искать типаж или даже де
таль обстановки комнаты, в которой происходит действие, а затем в течение такого же количества времени работать над наилучшим разреше
нием картины уже в мастерской, то фотографжанрист вынужден подчас чуть ли не мгновенно уяснить смысл происходящего перед ним явления и найти максимально выразительные средства для его изображения.
Но понятно, что за редким исключением, подобную работу способен выполнить только фотохудожник, в совершенстве овладевший мастерством своего искусства.
Мы хотим обратить внимание на несколько фотографий, которые, на наш взгляд, могут во многом служить примерами жанровой тематики в советской художественной фотографии.
**
*
Читатели, вероятно, помнят работу А. Скурихина «В колхозе праздник». По ней можно судить о том, какую огромную роль и в жанровой фо
тографии играет правильно найденная «подроб
ность». Ведь здесь, например, сверкающие медью трубы колхозного оркестра помогают художнику разрешить все главнейшие задачи как сюжетные, так и чисто фотографические. Поставленные на первом плане, трубы своим блеском как бы оза
ряют праздничным светом всю группу. Вместе с тем они своеобразный символ богатства колхоза, и мы сразу понимаем, почему так радостны эти люди, — они живут зажиточно.
Те же трубы дают возможность художнику исключительно выразительно построить компози
цию: несмотря на то, что почти вся плоскость фотографии заполнена народом, мы отчетливо
ощущаем пространство и, наконец, диагональное построение раструбов дает стремительный разбег танцу.
Другой пример. В фотографии М. Альперта «Встреча» белые птицы, на фоне которых происходит беседа молодых людей, как бы олицетво
ряют чистоту их чувства. Они же дают возможность художнику пространственно разрешить композицию.
В поэтическом эпизоде М. Прехнера «Песнятакая «подробность», как баян, служит и для пе
Во дворе колхозника тов. Коваля
Фото С. Шиманского
редачи «рисунка» и ритма песни свободной советской женщины и одновременно является основным элементом, определяющим композицию.
Очень интересна и другая работа М. Прехнера — «Возвращение с прогулки». Поставив перед собой задачу показать, как живут престарелые ветераны революции, М. Прехнер, пользуясь ис
ключительно лаконичными средствами, создает картину, полную глубокого смысла и взволнованности.
Возвращение с прогулки Фото М. Прехнера