Автор не показывает нам дома, в котором живут престарелые ветераны революции. Мы видим только часть передней и через растворенную дверь густую зелень. Но сразу бросается в глаза, что пол передней выложен кафелем, на стенах висят картины, а двери выходят в чудесный сад. И этого оказывается вполне достаточ
но, чтобы мы поняли, какой заботой окружены престарелые ветераны революции.
Но Прехнер не ограничивается только внешней информацией. Те же элементы он использует для
того, чтобы раскрыть душевное состояние этих людей, которые отдали всю свою жизнь борьбе за наше счастье. Вся фотография проникнута глубокой, спокойной красотой. Она чувствуется и в поступи стариков и в мягкой тени передней и, наконец, в том, с какой щедростью дарит свои лучи солнце, освещая сад.
Впрочем, это умение через окружающую обстановку и, в частности, через природу раскрыть внутренний мир людей и их отношения друг к другу М. Прехнер проявляет и в других своих работах.
Так, в фотоработе «Сельский учитель» Прехнер показывает своего героя не в классе, а на фоне пейзажа. По широкому полю, окруженный дере
венской детворой, идет седой человек. И то, что он не в школе, а на прогулке, сразу делает нам ясным образ этого человека: он не только учи
тель, но и друг деревенских ребят. И невольно кажется, будто есть что-то общее между этим седым человеком и большим ветвистым деревом, что возвышается над молодой порослью, и дружба, связывающая деревенских ребятишек с их
За кулисами колхозного театра Фото М. Озерского
учителем, представляется такой же гармонической, как расстилающийся вокруг них пейзаж.
Другим примером мастерского использования пейзажа в жанровой фотографии может служить работа Г. Зельма — «Весна». Здесь, так же, как и у Прехнера, природа рассказывает нам о чувствах и взаимоотношениях людей.
Выше мы говорили о том, что голландцы достигали огромной выразительности благодаря умению использовать в своих картинах свет. Но ес
ли свет играет такую важную роль в живописи, то в фотографии его роль должна быть во много крат больше. Очень убедительна в этом отно
шении работа В. Шаховского «Друзья» (№ 4 «СФ»).
В ней свет играет первостепенное значение. Он придает всей сцене беседы пограничников с декханином исключительную теплоту и задушевность, а сноп солнечных лучей, упавший на ла
донь старика, служит как бы символом чистоты их дружбы.
Эта фотография интересна еще и в том отношении, что она показывает, насколько убедительно в простой жанровой сцене раскрываются та
кие большие политические темы, как дружба народов и любовь советских людей к своей армии.
Нам кажется, что вполне достаточно приведенных примеров, чтобы убедиться в том, какие ши
рокие возможности таит в себе жанровая тема в фотографии.
«За кулисами колхозного театра» М. Озерского, «Заседание правления колхоза» и другие работы
A. Скурихина, «Семья летчика» М. Калашникова, «Возвращение с поля» М. Маркова, «Встреча Молокова» В. Мусинова, «Сервис комбайнера
B. Шаховского и другие, известные читателю ра
боты правдиво отражают куски нашей народной жизни.
Овладение жанровой тематикой будет, по нашему мнению, способствовать разрешению важнейшей задачи советского искусства — созданию образа человека эпохи социализма.
Возможности жанровой фотографии велики, увлекательны. Но это область фотоискусства трудоемка и требует творческих усилий.
Нашим фотомастерам, повседневно соприкасающимся с живой жизнью, надо обратиться и к жанровой тематике, освоение которой таит в се
бе огромные творческие радости для советского фотохудожника, стремящегося своим искусством
служить народу.Сервис комбайнера Фото В. Шаховского