Фотолюбители

в высокоширотной экспедиции

И. Черевичный
командир самолета «СССР Н-169» Фотографией я занимаюсь давно, но, как ни
стыдно признаться, до сих пор не могу похвастаться большими успехами в этой области.
Простые, непритязательные снимки приносили мне всегда не только много радости, но и много неприятностей, хорошо знакомых многим фото
любителям, не имеющим своей фотолаборатории. Мучительное занавешивание окон от света улич
ных фонарей, залитые проявителем и фиксажем скатерти и столы, разбитая посуда вызывали постоянные нарекания домашних. Пришлось прекратить фотоработу.
Возобновить ее пришлось совершенно неожиданно и не совсем в обычных условиях.
Как известно, весной этого года экипаж самолета «СССР Н-169» получил задание произвести ледовую разведку в высоких широтах Арктики, проникнуть в малоисследованный и трудно доступный район восточного сектора полярного бассейна. Добытые нами данные должны были послужить делу дальнейшего освоения Северного морского пути.
О фотоаппаратах мы подумали не случайно. Фотография могла оказать нам, и действительно оказала, значительную помощь, позволяя доку
ментировать состояние льдов на трассе нашего маршрута. Но когда мы были уже готовы к поле
ту, выяснилось, что для кинооператора, которому предстояло снять всю работу экспедиции, места на самолете «СССР Н-169» не оказалось. Размыш
лять долго не пришлось: нужно было попытаться нам самим, — фотолюбителям из числа участников экспедиции, — хоть частично заменить кинооператора, взявшись за фотосъемку. Среди членов экипажа в роли фотолюбителей оказались, кроме меня, второй пилот т. Каминский, гидролог-маг
нитолог т. Острекин, штурман т. Аккуратов, радист т. Макаров и др.
Мне в этой экспедиции пришлось совмещать обязанности командира самолета и специального фотокорреспондента «Фотохроники ТАСС».
Несколько камер ФЭД, пленки советская (СЧС-4) и импортная, немногочисленные фотографические принадлежности, — вот все несложное фотографическое снаряжение, которое было у нас.
К сожалению, погода нас не баловала. Из-за тумана или низкой облачности мы вынуждены были нередко вести машину вслепую. Понятно, что при таких условиях нечего было и думать о фотографической съемке. Но каждый просвет
или сколько-нибудь подходящие световые условия мы использовали для съемки ледовой поверхности, над которой мы летали.
Помимо этого нами был сделан ряд снимков, отражающих деятельность экспедиции: подготов
ку материальной части самолета перед полетом, весь комплекс научно-исследовательских работ
во время пребывания на дрейфующих льдинах № 1, № 2 и № 3, жизнь экипажа на «полюсе недоступности».
Световые условия в те моменты, когда производилась съемка, были, примерно, одинаковые. Пленка «СЧС-4» чувствительностью 500° по X и Д давала возможность снимать с выдержкой от 1/20 до 1/500 секунды при диафрагмах от 3, 5 до 18. Учитывая наличие снежного покрова и поверхности льда, мы пользовались желтыми, оранжевыми и красными светофильтрами.
Много заботы во время съемки приносила нам низкая температура, достигавшая иногда 38° ниже нуля. Шторки аппарата мерзли и их то и дело приходилось отогревать за пазухой.
Несмотря на консультацию по фототехнике, полученную в «Фотохронике ТАСС», я не мог быть уверен в успехе наших съемок. Поэтому после
возвращения с льдины № 1 я воспользовался краткой остановкой на острове Врангеля и про
явил первые пленки. Результаты были неплохие. Это позволило в дальнейшем с большей уверенностью производить фотосъемку.
Пленочные негативы, сделанные по пути и в ледовом лагере № 1, я попросил доставить в Мо
скву тов. Чечина, бортмеханика самолета тов. Мазурука, находившегося в это время на острове Врангеля. Самого Мазурука я об этом не преду
предил. Как известно, первые снимки были опубликованы в печати еще задолго до нашего при
бытия на Большую землю. Легко представить себе удивление тов. Мазурука, когда из газет он узнал, что его самолет доставил мой негативы в Москву.
Всего за время нашей экспедиции мною было снято 16 катушек, а всеми фотолюбителями до 100. Почти 80% составляют снимки, имеющие узконаучный интерес, а остальные в большинстве своем уже известны, — они были помещены в нашей прессе.
Фотохроника ТАСС приняла у меня около 70 негативов, — результат для фотолюбителя моей категории, пожалуй, неплохой. Из наших снимков был выпущен специальный номер «Фотогазеты».