ВЫСТАВКИ „Социалистический Таджикистан

Эль-Регистан В числе образцов своего прекрасного нацио
нального искусства таджикский народ привез в Москву выставку. Выставка изобразительного искусства Таджикской ССР, открывшаяся в дни декады в Музее восточных культур, чарует взор посетителя своей красочностью и многообразием. Здесь мы находим и античные терракотовые ста
туэтки глубокой древности, художественную резьбу по алебастру и дереву, металлу и коже, пленительные вышивки народных мастериц, кера
мику, ювелирные изделия и серию картин художников далекой восточной республики
В этом почетном окружении великолепных произведений таджикского народного искусства про
изошла наша приятная встреча с фотоработами С. Фридлянда и В. Шаховского. Они оба могут гордиться тем, что фотография заняла в выстав
ке изобразительного искусства Таджикистана очень заметное место, выступая как большой самостоятельный ее раздел.
«Социалистический Таджикистан» — так называется этот раздел, которому Музей восточных культур отвел три обширных зала. Стены Музея ожили, украшенные фрагментами яркой и полно
кровной жизни советской республики, раскинувшей свои владения на стыке путей в Индию и Афганистан, среди хребтов и долин Гиссара и Дарваза и вершин суровой Крыши мира—Памира.
Мне не раз приходилось бывать в стране таджиков, но и я, бывалый путешественник, не мог не удивляться энергии и неутомимости В. Ша
ховского, заглянувшего со своей фотокамерой в самые укромные, самые недоступные уголки Тад
жикистана. Надо горячо любить свою профессию фоторепортера, обладать наблюдательностью подлинного газетчика и глазом художника, чтобы
создать серию таких снимков, какие выставил В, Шаховской в залах Музея.
Темы и сюжеты его работ многообразны, как сама жизнь. Их перечисление отняло бы немало времени. Достаточно сказать, что в каталоге вы
ставки изобразительного искусства их перечень занимает шесть страниц.
Среди полутораста фоторабот В. Шаховского имеется добрых два десятка фото, которые по своим художественным и техническим качествам могут быть отнесены к числу лучших произведе
ний советских фотомастеров. Зная творчество В. Шаховского, я бы сказал, что только в этой своей, продолжавшейся три года, поездке в Тад
жикистан он, наконец, нашел себя и завоевал право занять место в рядах ведущих фотомасте
ров. Наиболее сильное впечатление производит снимок, названный автором «На праздник». Здесь нет ни привычного для нашего глаза колхозного стола с обильными яствами, ни оркестров му
зыки, ни пляски, ни вереницы арб, украшенных лозунгами. Группа женщин уходит цепочкой по лугу мимо одиноких деревьев к горам. Сколько глубины и выразительности в этом снимке, как чист и прозрачен воздух, какой чарующей пре
лестью дышит природа!.. И название «На праздник» — это как раз те слова, которых недоставало для законченного художественного восприятия прекрасной лирической картины.
Блестяща «Атака» конников, мчащихся по горному ущелью. Очень хороши снимки «Мать», «Памирская женщина», «Дружеская беседа» и серия «Строительство Большого памирского тракта имени Сталина». Героика строительства, осу
ществленного в труднейших природных условиях, передана с предельной лаконичностью и выразительностью.
С. Фридлянд предстает перед нами на выставке в роли «цветника». Нужно прямо сказать, что человеку, который выступает в этой отрасли фотографии, предстоит преодолеть много трудностей.
На самом деле, кто у нас по-настоящему занимается цветной фотографией, в которой еще так много неисследованного, ненайденного и которая таит в себе большие возможности? Помнится,
группа мастеров — Д. Дебабов, С. Фридлянд, Я. Халип, Г. Зельма, В. Микоша и другие — с большой горячностью взялись за цветную фото
графию по почину Производственно-творческих мастерских Госкиноиздата (ПТМ). Мастера были воодушевлены лучшими намерениями, с большим увлечением начали работу, изучив в короткий
срок капризную цветную камеру. К сожалению, цветная фотография не получила дальнейшего развития на базе ПТМ. И группа распалась, опы
ты с цветной фотографией зачахли, не успев расцвести, хотя для этого имелись все условия.
С. Фридлянд остается одним из немногих энтузиастов «цветников». Работы, представленные им на выставку изобразительного искусства Тад
жикистана, показывают некоторые успехи в этой области. Вот, например, пейзажный снимок «Ветер в горах». Деревья склонились, подхваченные
порывом ветра, подувшего из ущелья, их блекло-зеленая листва трепещет и, смотря на нее, чудится шелест ветвей и завывание горного вет
ра. Замечательный снимок, показывающий вкус автора.
Пять цветных фотографий из числа экспонированных на выставке следует отметить как удачные. Это — «Ф. Салиева — солистка Таджикской государственной филармонии», «Муж
ской танец», «Детский памирский ансамбль», «Таджикские физкультурницы» и «Ветер в горах».
Как известно, национальная одежда таджиков отличается яркостью своих красок и резкой не
ожиданностью тонов. На первый взгляд кажется, что это наиболее выгодный для «цветника» съе
мочный материал. Но как раз в этом-то и лежит наибольшая опасность, опасность превращения цветного снимка в дешевую лубочную картинку.
Огромные трудности пришлось преодолеть С. Фридлянду, чтобы избежать этой опасности и сделать снимки, о которых мы говорили выше.