ПРОФИЛИ

Фоторепортаж А. Шайхета

П. Краснов
Кое у кого в нашей журналистской среде существует еще, к сожалению, пренебрежи
тельное отношение к репортажу. Репортер еще не занял подобающего места в редакционном коллективе. О репортере даже говорят, что его «ноги кормят». Репортер, мол, не журналист...
Такая глубоко ошибочная точка зрения проистекает от недооценки значения информации для газеты. Забывают, что читатель беря газету в руки, прежде всего ищет в ней сообщений, ин
тересных фактов. Ведь ничто так не агитирует, не убеждает, не доказывает, как факты. Все дело в отборе фактов и умении их раскрывать.
Иные газетчики рассматривают функции репортажа слишком ограниченно. Они полагают, что телеграмма ТАСС или хроникальная заметка это и есть информация, а все остальное в газе
те — «высокая материя». Неверно! Понятие об информации — понятие глубокое и обширное. И корреспонденция, и очерк, если они лишены ин
формационной основы, если они ничего нового не сообщают читателю, мало чего стоят... Вот почему информация, репортаж для периодическо
го издания так важны. И вот почему людям, посвятившим себя этому виду газетной деятельности, место в первых рядах газетной семьи.
Об этом необходимо вспомнить, подойдя к оценке творчества А. Шайхета, одного из пио
неров, ведущих работников советского фоторе портажа.
В среде фоторепортеров тоже существует не кое деление на фотомастеров и фотокорреспон дентов. Фоторепортер считается рангом пониже Это в корне неправильно. Заниматься фоторепор
тажем в советской стране — значит участвовав выразительными средствами в решении больших политических задач. Не следует забывать при этом, что фоторепортеру решать эти задачи труднее и сложнее, чем репортеру-журналисту потому что к услугам последнего—слово, это не
превзойденное средство выражения идей, мыслей человеческих, в то время как для фоторепортера слово играет только подсобную роль. Бывают, впрочем, такие фоторепортеры, чьи снимки настолько убедительны и красноречивы, что часто могут обойтись без помощи слова.
Именно к этой группе фоторепортеров принадлежит А. Шайхет.
Его многочисленные снимки, печатающиеся в журналах и газетах вот уже свыше пятнадцати лет, являются богатейшим познавательным материалом, отражающим наиболее интересные сто
роны жизни и деятельности нашей великой страны.
Сколько раз случалось, что, подъезжая к какой-нибудь новой стройке, узнаешь ее, как буд
то ты уже здесь был. В действительности же она знакома тебе потому, что побывавший здесь до тебя фоторепортер Шайхет успел показать самое ха
рактерное и значительное в этой стройке.
Как подлинного фоторепортера, внимание Шайхе
та привлекает не один какой-нибудь уголок жиз
ни, подобно тому, как другие репортеры увлекаются либо Военно-Морским Флотом, либо спор
том, либо архитектурной съемкой. Все то, что в данный момент является наиболее существенным в нашей политической, про
изводственной и бытовой жизни, — это может быть завод, колхоз, праздник, парад, новый паровоз, лыжный пробег, защита советских рубежей, словом, жизнь во всем ее многообразии, — вот источники творчества А. Шайхета Он — не автор од
ной излюбленной темы. В его работах почти не най
ти ни лиризма, ни драма-У мартеновской печи Фото А. Шайхета