Советское ФОТО

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

Орган Комитета по делам

кинематографии при СНК СССР № 1 ЯНВАРЬ 1941

В. И. Ленин на трибуне

(Из воспоминаний фоторепортера)
Г. Гольдштейн В 1903 г. я начал свою работу иллюстратора в
московской газете «Утро», помещавшей мои зарисовки улиц, отдельных бытовых сценок, дружеские шаржи и карикатуры.
Вскоре, однако, я почувствовал, что одними зарисовками невозможно охватить овсе разнообра
зие тем, которое приходится черпать газетному работнику из окружающей действительности.
Тогда же я пришел к выводу, что газетному иллюстратору нельзя обойтись без фотографии.
С тех пор я уже не расставался с фотокамерой. Она помогала мне выполнять то, что не всегда зрительно удерживалось в памяти. Теперь
я могу с глубоким удовлетворением отметить, что именно благодаря фотографии -мне удалось создать несколько исторических, неповторимых документов, в которых запечатлен образ гения Великой Октябрьской социалистической революции—Владимира Ильича Ленина.
После Октябрьской революции я начал работать в Кинокомитете, который поручил мне ряд съемок, представляющих историческую ценность. Интересные фотоальбомы, рисующие жизнь нашей страны в период гражданской войны, я сде
лал во время поездок по Волге на агитпароходе «Красная звезда».
Комиссаром «Красной звезды» был Вячеслав Михайлович Молотов. На этом пароходе ехала также Н. К Крупская, Каждое утро ее можно было видеть на корме, за маленьким столиком, набрасывающей тезисы выступлений иди читающей письма. Весь коллектив агитпарохода рабо
тал с большим энтузиазмом. Помню, как-то пона
добилось перегрузить на баржи хлеб. Грузчиков было мало. Тогда все мы дружно взялись за погрузку, словно это было нашим обычным делом.
В результате агитрейда «Красной звезды» было направлено в Москву 40 тыс. пудов хлеба. Такой ценный груз нуждался в надежном сопровождении. И вот наш агитколлектив превратился в вооруженную охрану. Ехали мы в Москву в теплушках, спали урывками, но все были бодры
В своем архиве я нахожу много. снимков, которые уже принадлежат истории: Москва в Октябре, баррикады на Пресне, на Арбате, здание думы с отбитыми снарядами углами, где теперь Центральный музей В. И. Ленина, пушки у Моссовета, Палата судебных установлений в Крем
ле с разбитой мебелью, могила коммунаров у Кремлевской стены с венками на снегу. По этой последней фотографии я написал картину, приобретенную Центральным домом Красной Армии.
Гордостью моей как фотокор респондента являются снимки В. И. Ленина, которые мне посчастливилось сделать в 1918—1920 гг. Надо ли го
ворить, что каждый из нас, работников советской фотография, стремился всеми средствами запечатлеть образ вождя революции.
На первомайской демонстрации 1918 г. я был на Красной площади. День выдался холодный, ветреный. Владимира Ильича, говорившего с трибуны, было плохо -слышно. Кончив говорить, он опустился с трибуны и пошел- по направле
нию к Ильинке. Отделившись от своих коллег, я

последовал за ним.