ожиданно Владимир Ильич поднялся на парапет Лобного места. Говорил он с большим подъемом, сопровождая речь энергичными жестами.
Я сделал два снимка, один из которых получил широкую известность. На нем Владимир
Ильич изображен с поднятой правой рукой и слепка откинутой головой. Фигура выступающе
го Ильича была исключительной динамичности, но затвор моего фотоаппарата не обладал до

статочной скоростью, чтобы схватить эти стреми

тельные движения Ленина. Так, рука Владимира Ильича оказалась немного не в фокусе. Тем не менее снимок с удивительной выразительностью воспроизвел говорящего Ильича. Резко очерченный контур головы в сочетании с поднятой рукой и общей напряженностью кориуса создает образ пламенного трибуна револю
ции. Когда я принес снимок в Кинокомитет, один из работников оказал: «Сегодня вам посчастливилось снять самую революцию».
Большинство из известных мне скульптур, изображающих В. И. Ленина во весь рост, исполь
зуют эту фотографию. Это была не первая моя фотосъемка Ленина. Незадолго до того мне до
велось сфотографировать Владимира Ильича на смотре Красной Армии, происходившем на Ходынском поле. Владимир Ильич приехал на ав
томобиле вместе с Надеждой Константиновной. К машине подбежал оператор П. Новицкий. Мы приступили к съемке, но дело у нас что-то не ладилось, мы сильно нервничали. Владимир Ильич успокоил нас, спросил, для кого мы это снимаем, и попросил этот снимок не публиковать.
Мне удалось фотографировать В. И. Ленина на II конгрессе Коминтерна, при закладке памятника Карлу Марксу, на празднике Всеобуча, на похо
ронах Я. М. Свердлова, на демоне грации по поводу отправки красных командиров на польский фронт в 1920 г.
Из этик работ лучше всего удался снимок Ильича, сделанный на проводах красных коман
диров на польский фронт. Митинг проходил в сквере у Большого театра, Владимир Ильич говсрил с небольшой деревянной трибуны. При
жав к барьеру кепку, подавшись всем корпусом вперед, он, казалось, бросал свои пламенные сло
ва, воодушевлявшие бойцов. Снимок я сделал с холмика пустой цветочной клумбы, благодаря чему получился угол в 35°. Это придало снимку еще большую выразительность.
Сойдя с трибуны, Владимир Ильич пошел в Копьевский переулок, Я последовал за ним в не
котором отдалении. Вдруг его остановили двое ребятишек—мальчик и девочка. Мальчик спросил: «Дяденька, как пройти в Охотный ряд?»
Владимир Ильич положил руку ему на плечо и стал объяснять, где Охотный ряд. Остановиться
было неудобно, и я продолжал итти. Владимир Ильич бросил лукавый взгляд, на мой аппарат и, когда я по ровнялся с ним, оказал:
— Товарищ, проводите, пожалуйста, ребятишек в Охотный ряд.
Нечего делать, пришлось взять малышей за руку и выполнить поручение Ильича.
Придя домой, я под свежим впечатлением сде
лал несколько эскизов выступления Ильича.