Некоторые итоги и задачи

Г. Гейлер Истекший 1940 год по праву будет записан в
великой книге история нашей социалистической родины как год замечательных подвигов и успехов нашего народа, одержанных под знаменем партии Ленина—Сталина.
Новые и серьезные успехи социалистической промышленности и сельского хозяйства привели
к усилению оборонной мощи великой Страны Советов. Мудрая сталинская внешняя политика, основанная на растущей силе СССР, обеспечи
ла новое расширение базы социализма. Образование новых союзных республик—Эстонской, Ли
товской, Латвийской, Молдавской — наполнило сердца советских патриотов гордостью за свою славную и могучую родину.
Эти радостные итоги воодушевляют нас на новые, еще более великие дела. Не успокаиваться на достигнутом, а работать с еще большим
энтузиазмом и напряжением — этого требует от нас сложная международная обстановка, чреватая всякими неожиданностями.
В этих условиях советское социалистическое искусство в целом и фотоискусство в частности призваны всей силой своего идейно-художественного воздействия на массы способствовать мо
билизационной готовности советского народа, дальнейшему усилению коммунистического воспитания масс.
Воспитание трудящихся в духе коммунизма, железная трудовая дисциплина, укрепление мо
рально-политического единства народа, повыше
ние его оборонной мощи, решительная борьба с малейшими проявлениями мелкобуржуазной распущенности, приоритет общественного перед личным, строжайшее соблюдение общественных и государственных интересов, —таковы, сжато гово
ря, те важнейшие задачи, которые характерны для развития нашего общества, задачи, в разре
шении которых почетная роль отводится всем видам искусств.
Показ образа советского человека — образа гражданина и воина, члена великого творческого коллектива — является ответственной и благодарной темой советского фотоискусства. Со
ветских людей надо показать как людей большаго человеческого темперамента, большой воли и творческого размаха, одухотворенных величи
ем выпавших на их долю исторических задач, как людей, побеждающих своих врагов, несмот
ря на всю их силу, накопленную веками. Это не абстрактные образы людей, а образы, взятые в теснейшей, органической связи с их общественной и производственной деятельностью. Руко
водствуясь жизнеутверждающим принципом социалистического реализма, мастера советской фотографии всех жанров и стилей должны всемер
но повышать идейно-политическую насыщенность своих произведений, подымая их уровень до больших художественных обобщений, произведений, правдиво показывающих нашу действительность в ее движении к коммунизму, отражающих благородные и мужественные черты советского человека — строителя нового общественного строя.
С какими же итогами пришло к 1941 году советское фотоискусство? Как работали наши фоторепортеры?
Оценка общих итогов истекшего года позволяет говорить об известном идейно-художественном росте советского фотоискусства, о повышении большевистской оперативности фоторепор
тажа, о большем внимании фотоработников к оборонной тематике.
Ряд фотовыставок в западных областях Украинской и Белорусской ССР; в Эстонии (рабо
ты Н. Петрова и В. Темина); съемки на оборон
ную тематику М. Бернштейна, Я. Халипа, Г. Зельма, С. Гурария, B. Федосеева; выставки («Военно- Морской Флот», «Разгром линии Маннергейма на Карельском перешейке» и пр. ); юбилейная выстав
ка работ старейшего фотомастера П. А. Оцупа;
интереснейшие работы фотожурналиста-кинооператора Р. Кармена; отчетные выставки Б. Фабисовича, В. Микоша, С. Струнникова, А. Воротынского; посмертная выставка работ Ю. Амур
ского; выставка ленинградских фотомастеров; успехи советских фотомастеров за рубежом (ус
пех работ М. Альперта и Ольги Игнатович на выставке в Бостоне, А. Скурихина на салоне в Лондоне и др. )— все это следует отнести в актив советского фотографического искусства.
Идейно-художественные успехи советской фотографии связаны прежде всего с тем, что в советской фотографии, как и в других областях
нашего искусства, мастера искренне стремятся к овладению методом социалистического реализма, единственным методом, который позволяет со
ветскому художнику успешно творить, оставаясь на принципиальных марксистских позициях.
Руководство социалистическим искусством со стороны ЦК ВКП(б) и лично товарища Сталина обеспечили могучий расцвет искусства и культуры народов СССР, культуры—национальной по форме и социалистической по содержанию.
Основой плодотворного творчества советского художника может и должно быть только ясно осознанное марксистское мировоззрение и как художественный метод —метод социалистиче
ского реализма. Советский художник, сочетающий в своем творчестве высокое мастерство и
знание законов марксистско-ленинской науки, знание науки об обществе и законах развития пролетарской революции, законах развития со
циалистического строительства, художник, твор
чество которого глубоко партийно, — такой
художник создает произведения, которые народ смотрит с любовью и интересом.
Все вышесказанное целикам относится и к фотоискусству как одному из изобразительных средств коммунистической агитации и пропаганды. Но это в свою очередь обязывает нас поставить перед работниками советской фотографии ряд серьезных задач тем более, что мы от
нюдь не можем считать достигнутый ею уровень вполне соответствующим требованиям нашего времени.
Одним из серьезных вопросов в этой связи является вопрос о создании в среде фотомастеров атмосферы коллективного творческого обсуждения стоящих перед ними проблем, атмосферы
большевистской критики и самокритики, которая бы способствовала дальнейшему идейно-художественному росту фотоискусства и его кадров.
Общую слабость литературной критики, отме
ченную недавним решением ЦК ВКП(б) (см.