«Большевик» № 23), следует целиком распространить и на критику, специально относящуюся к фотоискусству. На довольно редких собраниях и совещаниях фоторепортеров творческие вопро
сы зачастую оттесняются материально-бытовыми вопросами и жалобами на качество фотобумаги; взаимная амнистия, нежелание задеть, оби
деть кого-либо из «маститых», отсутствие заостренности и достаточно высокого принципи
ального уровня в творческих дискуссиях, щед
рое расточение взаимных похвал или, наоборот, огульное охаивание творчества молодежи, вер
хоглядство, —от всех этих пороков фотоработникам надо скорейшим образом освободиться.
Надо также остерегаться поспешных и чрезмерно хвалебных рецензий, иногда расточаемых по адресу начинающих фоторепортеров. Фотоискусство — дело серьезное, овладение им тре
бует упорной работы над собой, глубокого знания техники, а нередко и призвания. Преждевре
менными и не в меру восторженными отзывами можно только повредить молодому, хотя бы и талантливому товарищу.
В среде фотографов-художников мы бы хотели видеть ту требовательность к себе и другим, которая является одной из характерных черт нашей переходной эпохи, нашего общества, строящего свою жизнь в условиях капиталистического окружения.
(Надо воспитать в наших фотографах правильное отношение к культурному наследию, чтобы использовать его для (благородных целей настоящего и будущего. И если старые и молодые фотохудожники критически, под углом зре
ния актуальных задач нашей эпохи будут изучать художественное наследие прошлого, им несомненно легче будет создавать свои полноценные советские, классические произведения.
Другой важнейший, давно назревший вопрос— это вопрос об идейном воспитании фо
торепортеров. Им надо учиться, надо упорно и настойчиво овладевать знаниями законов общественного развития, знанием истории нашей великой партии. К сожалению, политическая уче
ба среди фоторепортеров чрезвычайно запущена. А ведь совершенно ясно, что без политической учебы нельзя создавать художественно-полноценных и правдивых произведений советского фотоискусства. Репортер, не работающий над собой, над расширением своего общеполитического и культурного кругозора, может легко скатиться
в болото формализма, штампа и шаблона. Работники других искусств приступили к серьезному изучению марксизма-ленинизма. Для них орга
низованы курсы и лектории, к чтению лекций привлечены виднейшие специалисты.
ЦК союза кинофотоработников и Госкиноиздат, располагающий солидной производственно-твор
ческой базой — фотостудией, должны активно включиться в дело политического и культурного воспитания фоторепортеров; эту же задачу долж
ны поставить перед собой редакции газет и крупнейших иллюстрированных журналов, и, разумеется, журнал «Советское фото». Фоторепорте
ры-коммунисты и комсомольцы должны показать пример большевистской дисциплины и организованности в выполнении этой задачи.
Ответственной задачей является также оборонное воспитание кадров фоторепортеров, проблема военного фоторепортажа. Опыт работы В. Те
мина, (Н. Петрова, (В. Федосеева, С. Гурария, С. Лоскутова, М. Бернштейна и других свиде
тельствует об известном улучшении, правда еще скромном, в этой области. Излишне говорить о громадном значении военной подготовки фоторепортеров в настоящее время.
Следует коснуться также еще одного вопроса, — о творческом лице фотомастера. В живо
писи у каждого художника имеется свой жанр, своя тематика, своя область, где творческое мы
шление и художественные приемы проявляются в наиболее характерном виде для данного художника. Почему бы некоторым нашим фоторепортерам не специализироваться на определенной тематике и совершенствовать свою работу в одной какой-либо области? Московская редакция Фотохроники ТАСС, например, предостави
ла каждому репортеру съемку в определенной области хозяйства и культуры с тем, чтобы репортер сам находил и организовывал тематический материал. В творческих поисках такого рода, в большой творческой самостоятельности, несомненно, заложены стимулы для дальнейшего роста нашего фотоискусства.
Советское искусство прошло целый ряд этапов своего развития. Направляемое великим учением Маркса — Энгельса — Ленина — Сталина совет
ское искусство уже создало немало ценных и достойных нашей эпохи произведений. Но для искусства всякое самодовольство, всякое зазнайство столь же опасны, как и в любой другой области культурного и /хозяйственного строи
тельства. Партия зовет поэтому всех работников культурного фронта и фотоработников, как не
отъемлемую и важную его часть, к новым достижениям, к усиленной творческой работе, к созданию новых полноценных художественных произведений, прославляющих великую сталин
скую эпоху, ее мужественных и сильных людей, сметающих на своем пути все преграды.
С новыми творческими успехами должно притти и советское фотоискусство к 25-летию Великой Октябрьской социалистической революции.