ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР. 5 METBEPT, 4 MAPTA 1948 r. HG 83_ (9589)
		Митвы
	Сталинские
стипендиаты
	В высших учебных заведениях закончи-
лось выдвижение кандидатов на Сталинские
	  Сталинский стипендиат — не просто от-
`личник. В Московском университете, на-
‘пример, больше двух тысяч отличников, удо-
`стоены же стипендии нмени И. В. Сталина
‘только сто семнадцать. Сталинские  сти-
` пендиаты — талантливая, одаренная моло-

дежь сочетающая блестящие учебные успе-
  хи с активной общественной деятельностью.
	Очень многие из полутора тысяч студен-
`тов, которым присуждена Сталинская сти-
` пендия в нынешнем учебном году, в дни
‘войны оставляли институты и уходили на
  фронт занищать родину. Они вернулись к
  учебе и, несмотря на длительный перерыв,
	показывают выдающиеся успехи.
	’ „ев Никифоров, студент биологического
а Московского университета, ушел
на фронт со второго курса. Вернувшись в
И он за один год прошел про-
грамму двух курсов, догнал своих товари:
  шей по учебе и удостоен Сталинской стипен-
‘дин. В этом году он заканчивает универ-
ситет.
	  Глеб Удинцев, студент четвертого курса
‘географического факультета МГУ, бомбил
Берлин в дни войны. (Сейчас он успешно
 продолжает учебу, увлечен научной рабо-
TOL
	Добровольно ушел на фронт студент Мос-
ковского высшего технического училища
имени Баумана Николай Егорычев. За бое-
вые заслуги он удостоен шести правитель-
ственных наград. Приступив снова к учебе,
Егорычев все экзамены сдаст на «отлично».
	В четвертый раз выдвигается на Сталин-
скую стипендию Герасим Мухин, студент
МВТУ. В третий раз присуждается Ста-
линская стипендия Валентине Борисовой,
	студентке факультета точного приборо-
строения МВТУ.
	Алтайские яшмы,
порфиры и мраморы
	БАРНАУЛ, 3 марта. (По телеф. от
соб. корр.). Природа щедро одарила пред-
горья Алтая редчайшими по раецветке мн-
‘нералами, Здесь встречаются черные, крас-
ные, серо-фиолетовые коргунские порфиры,
парчевые ревиевские яшмы, красноватые и
‘розовые белорецкие кварцы, красно-пест-
‘рые мраморы. В окрестностях Змеиногор-
‘ска и поселка Горная Колывань ведутся
разработки монолитов. Из них делаются
ценные вазы и памятники.
	Специальная экспедиция, возглавляемая
инженером-геологом Осколковым, недавно
произвела обследование района Ревневской
горы, где минералы занимают огромную
площадь и выходят прямо на земную но-
  верхность. :
	По мнению экспедиции, алтайская яшма
и порфиры явятся ценными отделочными
материалами. В Москву направлены пробные
экспонаты. Первичная‘ обработка минералов
будет вестись на заводе имени Ползунова
и Колыванской фабрике треста «Русские
самоцветы»,
	Подвиг моряка

АРХАНГЕЛЬСК, 3 марта. (По телеф.
от соб. корр.). Во время трудного и от-
ветственного рейса ледокольного парохо-
да «Дежнев» в одном из котлов корабля
лопнула дымогарная труба. Вода стала
просачиваться в топку и заливать уголь.
‘Судно в это время приближалось к шхе-
рам, опасным для мореплавателей, а на
море поднимался шторм.

Третий механик «Дежнева» тов. Митин
вызвался произвести ремонт на ходу. Из

топки был удален горящий уголь, и Ми-

тин, надев на себя для предохранения от
жары теплую одежду на вате, валенки и
рукавицы, приступил к работе, Он работал
в топке с небольшими перерывами в общей
сложности несколько часов, пока He
устранил повреждение. Котел снова стал
нормально работать, и машину пустили
на максимальное количество оборотов,
Благодаря этому опасный участок был
пройден благополучно. «Дежнев»  закон-
чил свой рейс в срок.
		значительное количество продуктов, колхо-
зы перевыполнили государственный план
хлебозаготовок, сдав десятки миллионов
пудов сверхпланового зерна.
	Одним из важнейших преимуществ со-
циалистического земледедия является вы-
сокий уровень его механизации.

В капиталистических странах тракторы
и другие машины находятся в руках не-
большой кучки земельных магнатов. До
второй мировой войны в земледелии США,
имевшем около двух миллионов тракторов,
только 4,5 процента ферм применяли ис-
ключительно тракторную тягу, 18,6 про-
цента ферм пользовались тракторами н ра-
бочим скотом, а около четверти всех ферм
не имели не только тракторов, но и рабо-
	чего овота.
Сельское хозяйство CCCP оснащено
мощной машинной техникой. Полавляю-

мощной машинной техникой. Подавляю-
щее большинство колхозов широко приме-
няот механизацию полевых работ,

В прошлом году мапинию-тракторные
станции произвели тракторных работ для
колхозов на 29 процентов больше, чем в
1946 году. Государственный план трактор-
ных работ перевыполнен но таким важней-
шим для получения высокого урожая рабо-
там, как предноеевная вультивация, носев
яровых, под’ем паров, нееев озимых. Сред-
няя выработка на один трактор увеличилась
по сравнению с 1946 годом на 21 процент.

Машинно-тракторный парк в истекшем
году получил значительное пополнение.
Производство тракторов составило 209
процентов, а производство сельскохозяй-
ственных машин — 206 процентов к
1946 году. Улучшилось также снабжение
колхозов и с0вх0зов минеральными YJ0-
брениями, проязводетво которых увелнчи-
лось на 35 процентов.

Эти цифры красноречиво говорят о том,
что социалистичеекое земледелие не толь.-
ко успешно восетанавливаетея, но и нз-
канливает могучие силы для  дальнейше-
го развития и расцвета. ‘
		Советской
	лайтие, Т. Тильвитие и другие создали
пенные произведения, мобилизующие тру-
дящихся на борьбу за новые победы Co-
ветской Литвы,

В нослевоенной литовской поззии 000+
бенно ярок мотив дружбы народов. Вид-
нейший поэт старшего поколения `В. Ми-
волайтис-Путинасе создал значительные
стихотрорения, воспевающие дружбу со-
ветских народов. Последняя книга талант-
дивого писателя П. Цвирки — книга
очерков «Сердце Грузии» — посвящена
великим достижениям  закавказских рес-
публяк.

Значительная часть произведений’ ли-
товских писателей посвящена великому
русскему народу, с которым литовский
нарох связан узами многовековой дружбы.

Проза в современной литовской совет-
ской литературе, к сожалению, не зани-
мает пока того места, которое должна 3за-
пимать. Литовонами писателями ещо
‚очень мало создано значительных  про-
‚заических произведений.

° Намного ярче и активнее в послез
военный период проявила себя литовская
драматургия. В театрах Советской Литвы
‘уже ставится целый ряд новых bce.
`Велущее место в литовской драматургии
сейчас принадлежит Б. Даугуветису, ко-
торый за последнее время создал несколь-
ко пьес на темы советской действитель-
ности: «Новая борозда», «Задание» и
другие. Необходимо отметить и ПЬ8еу
10. Балтушиеа «Поют петушки», изобра-
жающую противоречия деревни в буржу-
азной Литве. Проведенный недавно pec-
публиканский конкурс на лучшую пьесу
обогатил литовскую драматургию новыми
произведениями И, Марцинкявичюса,
А. Грицюса, В. Милюнаеа и других. Уро-
вень театра Советской Литвы поднялся.

В те времена, Когла Литва была бур-
жуазной, произведения литовеких  писа-
телей почти не переводились на другие
языки и оставалиеь известными Только
узкому кругу литовеких читателей. Иное
дело теперь, в уеловнях советского строя.
В братских республиках переведены и
‘вышли из печати избранные нроизведе-
‘ния Донелайтиса, Мемайте, Майрони-
са, Нерис, Цвирки, антологин литовской
поэзин и прозы. Эти книги, изданные
многотысячными тиражами на русском и
других языках, знакомят народы CCCP
с лучшими достижениями литовской ли-
тературы.

Исторические решения WR BRII(6) по
вопросам литературы и’ искусства сыгра-
	ли важнейшую роль в Нод’еме литовской
литературы. Литовские писатели в свете
оетрой большевистской критики и само-
критики внимательно обсудили недостат-
ки своей работы. Резкой критике  под-
верглись идиллические и пейзажные м0-
тивы в поэзии последнего времени, от-
ставанне прозы и критики, В работах 19
	изучению литературного наследетва выл
обнаружен ряд. ошибочных оценок, реци-
ливев буржуазной пдеологим. Литовские
писатели безгранично благодарны комму-
нистической партви за ее заботу о росте
советской литературы. Они уверены, что
литовская советская литература, влохнов-
ляемая великими идеями Ленина— Сталина,
достигнет в ближайшее время новых, зна-
чительных успехов.
	Костас КОРСАКАС.

Литовская советская  аитература  4B-
ляется одной из сзмых молодых в много-
национальной советской литературе. Толь-
ко с 1940 года, когда было свергнуто в
Литве тосподство буржуазии,  литовекие
писатели получили возможность творить
свободно. В прошлом, под гнетом фашиет-
ского рёжима, прогрессивные идеи в аи-
товской литературе жестоко преследова-
ЛИСЬ.

Советский строй открыл перед айтов-
ской литературой невиданные до того
возможности роста. Выражая чувства все-
го освобожденного литовского народа, та-
лантливейшая поэтесса Саломея Нерис
создала «Поэму о Сталине», которую она
читала на сессии Верховного Совета СССР
при принятии Литвы в Союз Советских
Сопиалистических Республик. Поэтическай
голое Саломен Нерис в условиях совет-
ского строя сразу окреп и стал слышен
во всем Советеком Союзе, Значительно
вырес и такой поэт, как В. Монтвила,
в лучших свонх поэтических произведе-
ниях ярко отразивший полем,  кото-
рый принес литовскому народу советский
строй. Талантливый беллетрист П. Henpra
создал новеллы на темы новой советской
жизни.

Гитлеровскае нападение нанесло значи-
тельный урон зитовекой культуре. Мил-
лионы литовских книг были сожжены и
уничтожены оккупантами. Гитаеровцы в
нервые жё дни оккупации расстреляли та-
лантливого советского поэта В. Монтвилу.
Ония увезли в концентрационные латери
писателей Б. Сруогу, Т. Тильвитиса и
других: ` ‘

Однако гитлеровцы и их пособники—
литовские националисты не смогли пре-
рвать роста литовской советской литера-
туры, которая в годы Отечественной вой-
пы расцвела еще больше. Видные ли-
товекие писатели в рядах Советской
Армии и в тылу в эти годы успелию
вели литературную работу, отдавая
Bee свой силы борьбе против  не-
мецких захватчиков. Нисатели Л. Гира,
С. Нерие, П. Цвирка, А. Венцлова и дру-
гие за время Отечественной войны 000-
гатили литовекую литературу глубоко
идейными и высокохудожественными про-
изведениями, способствовавшими успелтной
борьбе литовского народа против OKKY-
пантов. Стихи Саломеи Нерис были удо-
стоены Сталинской премии первой  сте-
пени.
	В послевоенный период литовская со-
ветская литература перешла к темам
восстановления страны, Сталинская пя-
тилетка, восстановаение городов и сел,
разрушенных  гитдеровсками оккупанта-
ми, осуществленная  созетеким  прави-
тельством земельная реформа, наделив-
ная землей десятки тысяч крестьян,
воспитание людей в духе социалистического
мировоззрения, организующая роль ком-
муннетической партии и историческое
значение великих идей Ленина и Сталина
в жизни летовекого народа, —вее это со-
ставалет основное содержание современной
литовекой литературы, источник ее влохно-
вения.

Наиболее полно и ярко новые темы
воплощаются в поэзии, которая в данное
время является ведущим жанром в ли-
товской литературе, Поэты А.  Венплова,
В. Вальсюнене, В. Мозурюнас, Э. Меже-
	Бчера в клубе Военно-Политяческой
академии имёни В. И. Ленина состоялея
	очередной вечер декады литовской лите-
ратуры. Литовскле писатели и мастера
искусств встретились е профессорами,
	преподавателями, генералами и офицерами
академии. Вечер открыл писатель И. Эрен-
бург. Вступительное слово сказал секретарь
Союза советских писателей Титовекой
	поеле жестокой засухи была отменена
карточная система на  продовольствен-
ные и промышленные товары, 065-
ществлен переход к продаже товаров но
единым государственным ценам при енн-
жении пайковых цен на хлеб н крупу,
Только от снижения розничных цен тру-
лящиеся нашей страны получат в течение
года чистую выгоду в размере более
57 миллиардов рублей,
	Советское государетво создало благо-
приятные условия для дальнейшего под’е-
ма сельского хозяйства. В 1948 году —
третьем году послевоенной сталинской пя-
тилетки — нланом предусмотрено равнги-
рить посевные площади в колхозах на
15,5 процента, а по яровой пшенице —
на 35 процентов. Намечено резко повы-
сить урожайность зерновых, техничееких,
овоще-бахчевых и кормовых культур.
	Решающим уеловием выполнения этих
задач являются своевременная подготовка
и успешное проведение весеннего сева.
Ныне подготовка к севу проходит лучше,
чем в прошлом году. В большинстве райо-
нов страны засыпано достаточное коли-
чество семян, которые сейчас доводятся
JO посевных кондиций. Затягивают эти
работы в западной Сибири и на Дальнем
Востоке, в Пензенской, Рязанской и Ka-
лужекой областях. В Ярославской, Ко-
стромекой и Молотовской областях отстает
засыпка семян льна-долгунна.
	Более организованно, чем в прошлом
году, проходит ремонт тракторов и сель-
скохозяйственных машин. Однако темпы
ремонтных работ еще низки в Курекой,
Чкаловской, Ростовской областях и в
Ставропольском крае. На Северном Кавка-

3е и в центрально-черноземной зоне мед-
ленно завозят горючее на нефтебазы МТС.
	Необходимо рентительно устранить все
	‚ Эти недеетатки и быстрее завершить (f01-
	готовку в севу. Бесенний сев -—— важней-
ший этап в борьбе за выполнение плана
дальнейшего под‘ема сельского хозяйегва.
Надо провести его в ежатые сроки, по
BCEM правилам передовой агротехники.
		Непша, работающей в Чановском районе на стипендии.
	молочно-товарной ферме колхоза имени
Лзержинского. Она просит сообщить, как
лучше подготовиться в очередной сессии
Совета. Мы послали депутату подробный
ответ.

Переписка с депутатами является для
облисполкома источником информации о по-
ложении дел на местах и в то же время
помогает депутатам  сосредоточивать свое
внимание на наиболее важных участках
работы.
	На одном из ближайших заседаний  ис-
полкома намечено обсудить вопрос о работе
сельских общественных судов. Готовят этот
вопрос не только работники судебных орга-
	нов и провуратуры, ве и депутаты 05-
	лаетного Совета. Мы послали им письма с
просьбой ознакомиться в своем избиратель-
	ном округе с работой сельеких обществен-
	ных судов, побеседовать с председателями,
членами и заседателями этих судов, выяс-

нить, какие у них имеются затруднения в
работе.
	Иоддерживается с депутатами облаетно-
го Совета и живая связь. Недавно, напри-
мер, ко мне пришла Вера Федосеевна Баш-
макова — депутат областного Совета, жи-
вущая в одном из окраннных районов Но-
восибирека. Она рассказала о недостатках
в работе торговых организаций, о неудовяе-
творительном коммунальном  обелужива-
нии населения. Тов. Башмакова пред
явила и другие претензни к исполкому o6-
ластного Совета. В тот же день были прн-
няты меры в исправлению положения.
	Депутаты местных Советов нового соста-
ва за первые месяцы своей работы показа-
ли глубокое понимание возложенных на
них задач и добросовестное отномение к
депутатеким обязанностям. Первые mpak-
	тические мероприятия исполвомов облаетно-.
	го и других местных Советов по организа-
ции связи с депутатами уже принесли свои
нлоды. Укренляя и расииряя эту связь,
	‚мы добьемся дальнейшего улучшения рабо-
	ты Советов и еще более активного участия
всех депутатов в решении вопросов хозяй-
	ственного и культурного строительства 00-.
	ласти.
г. НОВОСИБИРСК.
	Советское строительство

Исполком и депутаты
			1. СОКОЛОВ,
	В Советы Новосибирской области ‘избра-
но более 12 тысяч депутатов. Они с боль-
шой активностью принялись за выполне-
ние своих обязанностей.

Задача состояла в том, чтобы с самого
начала деятельности местных Советов но-
вого состава учесть способности, наклон-
ности, жизненный опыт, у уровень обтщеобра-
зовательной н политической подготовки
каждого депутата и привлечь его к правти-
	ческой работе именно на том участке. где
	он сможет принести наибольшую пользу.

С этой целью после первых сессий во
всех Советах области быми проведены сове-
шания и индивилуальные беселы с депутз-
тами. Облисполком издал «Справочник дё-
путата Новосибирского областного Совета»,
в который, помимо материалов о составе
областного Совета и его постоянных  ко-
мисенй, а Также сведений of исполкоме,
его отделах и управлениях, включена крат-
кая памятка — основные вопросы дея-
тельноети депутатов. Всем депутатам 05-
ластного Совета рассылаются планы pa-
боты исполкома и его решения по важней-
шим вопросам,
	Многие депутаты областного Совета вы-
разили желание учиться, повышать свой
культурно-политический уровень и деловую
квалификацию, не отрываясь от основной
работы. Идя наветречу этому желанию, ис-
полком приступил к проведению семина-
ров и инструктивных совещаний с депу-
татами и руководящими работниками об-
ластных советеких учреждений и opra-
	ВИЗаций.
	председатель исполкома Новосибирского
областного Совета депутатов трудящихся.
	o og
После первой сессии областного Совета
мы провели совещание председателей
	постоянных комиссий, ознакомили их с
ближайшими планами работы иеполкома,
‘рассказали о залачах. которые стоят перед
	ниях комиссий были рассмотрены планы

отделов п управлений облисполкома, после
чего комиссии составили свои планы.

Повседневная тесная связь с депутатами

—- членами постоянных комиссий помогает
нам более глубоко подготавливать решения
‘облисполкома. Постоянная комнесия по
коммунальному хозяйству и благоустрой-
ству, возглавляемая депутатом Н. С. Маке-
ровым, профессором Новосибирского строн-
тельного инетитута, подготовила для 0б-
суждения на заседании исполкома вопрое
e006 итогах работы коммунальных предприя-
тий в 1947 гду иоо мероприятиях на
1948 тод. Участие тов. Макерова п дру-
тих квалифицированных специалистов,
привлеченных постоянной комиссией в под-
готовке проекта решения, обеспечило высо-
5ое качество и техническую обоснованность
внесенных на рассмотрение исполкома
предложений.
. Успешно привлекаются специалисты и к
участию в работе постоянной комиссии по
здравоохранению и социальному обеспече-
нию, Йо предложению комиссии исполком
областного Совета заслушал отчет област-
ного отдела здравоохранения.

Активно помогает облисполкому бюджет-
но-финансовая комиссия областного Совета.
Члены комиссии проверяют, как в области
выполняется финансовый план первого
квартала, разрабатывают предложения 00
улучшении работы финансовых органов.
Вомиссия готовит для рассмотрения на за-
седании исполкома вопрос о работе ебере-
гательных кассе области.

С депутатами областного Совета, рабо-
тающими в районах, городах и селах об-
ласти, мы поддерживаем письменную связь.
На-днях в облисполком пришло письмо де-
  путата областного Совета Феклы Павловны

На этих семинарах и совещаниях будут
изучаться основы советского строительства,
обобтщаться опыт работы Советов по руко-
DOICTBY хозяйственной и культурной
жизнью области. Мы намерены ввести в
систему, чтобы после каждой сессии дач
депутатов читались лекции по вопросам
внешней и внутренней политики CCCP,
проблемам науки, литературы и некусства.
Е чтению лекций мы привлечем лучшие
культурные силы Сибири. Облисполком ра-
зослал депутатам областного Совета, рабо-
тающим в деревне, библиотечки. В каждой
из них общеноантическая, сельскохозяйст-
венная, техническая п художественная ли-
тература.
	Совет и экономика городского хозяйства
	Яенинградекий городской Совет депута-
тов трудящихея нового возыва начал свою
деятельность под знаком борьбы за режим
экономии, за прибыльное ведение комму-
нального и жилищного хозяйства и 0ез-
убыточную работу местной промышленио-
сти, за етрогое соблюдение веех статей
бюджета.

На одном из последних заседаний иснол-
кома обсуждалея вопросе о том, как боролся
за исполнение бюджета 1947 года непол-
ком Дзержинекого райсовета,
	В свое время  предеелатель этого ис-
	полкома т. Паромонов получил предупреж-
	ACHHE 32 Ннеудовлетворительное  исполне-
не бюджета 1946 года. Однако он He
сделал необходимых выводов. Неудовлет-
ворительно исполнялся бюджет и в 1947
году. Доходы полностью не собраны; зада-
ние по снижению себестоимости  продук-
ция предприятиями районного коммуналь-
ного отдела п план снижения себестоимо-
CTH строительных работ ремонтно-строи-
жельными конторамн райжилуправления не
выполнены,

В самом анпарате исполкома райсовета
систематически нарушалась финансовая
и штатная днецинлина. Часть прибылей
районной промышленности  расходовалась
не на культурно-бытовое строительство и
благоустройство, а на ремонт администра-
тивных зданий. Исполком допускал пре-
вышеняе лимита  административно-хозяй-
ственных расходов. В коммунальном отделе,
	ского райсовета Ha серьезные недочеты в
экономике района, нсполком Ленгорсовета
потребовал обеспечить дальнейший рост
прибыльности предприятий и хозяйств,
соблюдать строжайший режим экономии.
Обеудив работу исполкома Выборгекого
райсовета по исполнению бюджета за
прошлый тод, Ленгорисполком признал ее
неудовлетворительной. Исполком Ленгорсо-
вета обратил внимание председателя ис-
полкома райсовета т. Иванова на недону-
стимость перёрасхода средетв по управлен-
ческому лимиту и обязал добиться си-
стематической планомерной работы по ук-
реплению хозяйственного расчета в пред-
приятиях и хозяйствах района, соблюдения
строжайшего режима экономии.
Ленинградский горсовет обсуждал ин та-
	кие вопросы, как выполнение трамвай-
	плана
выпол-
pa3-
	но-троллейбусным управлением
перевозок пассажиров за январь,
нение задания по’ товарообороту,
	вертывание выпуска предметов широкого.
	потребления предприятиями местной про-

мышленности,
Местный бюджет Ленинграда na 1947 rox

был выполнен по доходам на 103,9 про-
цента и по расходам на 100,6 процента.
Советы Ленинграда борются за то, чтобы
бюджет текущего тода выполнить с еще
лучшими показателями.

С. ШЕТИНИН,
	соб. корр. «Известий»,
	г. 1ЕНИНГРАД. (По телефону).

например, за счет средств, отпущевныхо
на очистку территорни района,  содержа-
‚лись на сверхитатных должностях лица,
He имеющие отношения к этому делу.
(председатель райкома профсоюза, бухгал-
тер и другие).

он Пенгорсовета дал суровую.
оценку пренебрежительному отношению
исполкома Лзержниского райсовета к фи-
нансовой дисциплине. Исполкому предло-
жено обсспечить мобилизацию имеющихся
резервов районного хозяйетва, осуществлять.
строжайший режим экономии при расходо-
‘вании средств и материальных ценностей.

Широкое обсуждение этого вопроса на
заседании исполкома  Ленгорсовета aa
лось хорошей школой для всех председа-
телей исполкомов райсоветов, работников
финансовых отделов города и районов,
депутатов  тородского Совета нового с0-
зыва.

В повеотках дня заседаний  ис-
полкома ФЛенгорсовета все чаше и чаше
фигурируют такие вопросы, как увели-
чение накоплений предприятиями местной
промышгленноети, дальнейшее разверты-
вание товарооборота, расширение  произ-
водства предметов широкого потребления.

С начала этого года заслушаны и 0б-
суждены доклады еще двух председателей
исполкомов районных Советов: Ленинско-
ro и Выборгского — об исполнении бюд-
жета за 1947 год.

Обратив внимание исполкома ФШенин-.
	На экономические темн
	В гостях у советских воинов
	ССР Р. Шармайтие. Ноэты В. Бальсюнене,
Т. Тильвитие, В. Сириос-Гира выступили с
чтением своих произведений на литовском
языке, Переводы стихов прочли московские
поэты.

С большим успехом прошел концерт с
участием мастеров искусств Литовской

CCP. Был также продемонстрнрован фильм
«Советекая Литва».
	что происходит не простоев восстановление
довоенного уровня, а серьезное изменение
всей структуры сельского хозяйства, улуч-
шение соотношения его отраслей, общее
повышение культуры земледелия.
	Ъ колхозах и совхозах развернулись рз-
боты по введению и освоению травополь-
HBIX ceBoosoporos, насаждаютзся WOAeIaUIAT-
ные лесные полосы, внедряется культур-
ная вспашка нлугом е предплужником,
расширяется применение ортанических и
	минеральных удобрений, увеличиваются
площади сортовых посевов. Осуществляя
решения февральского Пленума ПБ
	BRI(6), колхозники центрально-чернозем-
ных областей началн работы по облесению
н орошению, чтобы создать участки га-
рантированного урожая зерновых и техни-
ческих культур.
	Наряду с этим проделана огромная ра-
бота по обеспечению высокого урожая ны-
нешнего года. Прошлой осенью поевяно
озимых на три с половиной миллиона гек-
таров больше и зяби поднято на восемь
миллионов гектаров больше, чем в 1946
году. Это является прочной основой для
завоевания новых уепехов в социалиета-
ческом земледелии.
	Организованное большевиетской партизй
всенародное наступление за послевоенный
под’ем сельского о хозяйства породило в
колхозной деревне новую армию мастеров
высоких урожаев. Лучших из Лучших хле-
боробов страна венчает званием Героя

Социалистического Труда, награждает op-
денами и мелалями Союза. ССР.
	Богатейший опыт мастеров высокого
Урожая, успехи передовой агрономической
науки, неисчиелимые созидзтельные воз-
можности колхозного стрея, пламенный па-
триотизм советского крестьянства, высокое
сознание им государственных, общенарод-
ных интересов являются могучим источни-
ком новых замечательных побед социали-
стического земледелия. Наше сельское хс-
зяйетво располагает огромными резервами,
которые в 1948 году надо использевать
еше более полно и разумно, чтобы создать
в нашей стране обилие продовольствия,
обеспечить дальнейшее новышение благо-
сестояния советского народа.
	В. ДМИТРИЕВ. _
	Колхозы в послевоенные годы
	В ходе войны и вражеской окку-
нации ряда районов нашей страны сель-
ское хозяйство понеело большой урон. На
территории, нодвергавшейся неменко-фа-
тиетской оккупации, находилось 47 про-
центов ввех посевных площадей. Несколь-
ко десятилетний потребовалось бы для за-
лечивания таких рак при помещичье-капи-
талистическом строе.

Пятилетним планом и решениями фев-
ральского Пленума ЦК ВКИ(в) предусмот-
рено воестановление довоенного уровня по
важнейшим отраслям сельскохозяйственного
производства в три-четыре года. В концу
пятилетки, в 1950 году, довоенный уро-
вень 110 валовой продукции сельского хо-
зяйства должен быть превышен на 27 про-
пентов.

Воодушевленное сталинской программой
восстановления H развития народного хо-
зяйства CCCP, советское крестьянство
единодушно поднялось на борьбу за даль-
нейший полем соцналиетического земле-
делия. И сейчас мы уже имеем первые
результаты этой веенаролной борьбы.
	Первый год новой пятилетки — 1946-й
— для земледелия нашей страны был ие-
ключительно трудным годом.  Переходив-
Wiad HA мирные рельеы сонпналистическая
промеинленноеть еще не могла дать сель-
скому хозяйству необходимого количества
тракторов, почвообрабатывающих орудий и
уборочных машин, минеральных удобрений.
К послевовнным трудностям добавилось
влияние сильнейшей засухи. Такой за-
сухи He было на территории СССР за
последние пятьхесят лет. Размеры тер-
ритории, пораженной засухой в 1946 году,
быль больше, чем в 1921 году, и прибли-
жались в размерам территории, охвачен-
ной засухой в 1891 голу.
	«Пеемотря на 976, — указывалось в e0-
		Wa TV ARNE
	валовой
зерна В
	общении Госплана
урожай п товарная
	gs

1946 poly незравняме выше уровня 1221
	года, что могло иметь место только бааго-
даря социалистической организации  про-
	центов к среднему за восемнадцать чет.
Спустя тод он несколько увеличился, но
едва достиг 50 процентов к среднему уров-
ню урожайности за указанный период. В
помещичьих хозяйствах поденная плата
«пешему рабочему на своих харчах» с0-
кратилаеь в два-три раза. Во время сева
мужчина получал одиннадцать копеек в
день, женщина =— почти вдвое меньше.
Сотни тысяч голодающих бродили по стране
в поисках куска хлеба. Распространялись
болезни, люди вымирали.
	1946 году, в условиях  колхозно-
го строя почти такая же сильная засуха
не оказала и не могла оказать столь губи-
тельного действия на сельское хозяйство.
Советское государство, руководимое великим
вождем тоБарищем Сталиным, во-время
пришло на помощь колхозникам облзетей,
пострадавших от засухи. В тяжелый за-
сушливый год они получили хлеб на пи-
тание, семенное зерно, фураж для скота,
тракторы и другие машины. Правительство
и большевнстекая партия вооружили тру-
кеников колхозной деревня четким планом
мероприятий по преодолению последствий
засухи и ликвидации ее причин.

Колхозы Воронежской области уже ле-
том 1946 года расширили на нолтораета
тыеяч гектаров плошадь паров, а осенью
увеличили на четверть мнллиона гектаров
посев озимых культур и вепахали на
вятьсот сорок тысяч гектаров зяби больше,
чем в предыдущем году. Много зяби также
было подготовлено на полях Курской, Op-
ловекой, Тамбовской и Пензенской обла-
стей. Это дало возможность в 1947 году
увеличить посевные плотали более чем на
	уиллнон гектаров. В этих пяти облаетях
	выли расширены посевы He только зер-
новых, но и технических, овоще-бахчевых
культур. Площадь иод многолетними тра-
вами здесь была увеличена на семьдесят
  лишним тыеяч гектаров, и в этом проя-
внлась забота колхозников в новышения
плодородия земли.
	В прошлом году все эти области добились
высокого урожая, колхозники получили
	ИзВодСТВа Сс 60 — машинно-тракторными
станциямн и колхозным строем, созданным
за годы сталинских пятилеток».

Преимущества социалистического строя
нашего земледелия особенно ярко прояви-
лись в том, что в 1947 году, после войны
п сильнейшей засухи, обеспечено огромное
увеличение производства  сельскохозяйет-
венных продуктов за счет расширения по-
севных площадей и повышения урожайно-
сти. В дореволюционной России засуха
обычно вызывала последующее сокращение
посевных площадей и катастрофическое
уменьшение поголовья скота. Известно, на-
‚пример, что поеле засухи 1891 года Воро-
нежекая губерния линь в 1893 году. до-
стигла среднего многолетнего уровня произ-
водства зерна, а Саратовекая и Цензенская
— только в 1594 году. При соцналистиче-
ском строе оказалось возможным уже в
‘следующем ‘году после жестокой засухи
‘резко увеличить производство зерна.
  Валовая продукция сельекого хозяйства
в 1947 тоду увеличилась по сравнению с
1946 годом на 32 процента, при чем про-
дукция земледелия возросла на 48 процен-
тов. Валовой урожай зерновых культур
‘увеличился на 58 процентов, хлопка — na
21 процент, картофеля — на 30 nponen-
тов, а сбор сахарной свеклы почти утроил-
ся, Огромной победой колхозного крестьян-
ства И веего советекого народа являетея
то, что уже в 1947 году урожайность зер-
новых культур в целом но стране достигла
довоенного уровня. Государственный план
хлебозаготовок вынолнен полностью, и
страна получила примерно столько же хле-
ба, сколько получала его в лучшие довоен-
ные годы.

If.

Центром засухи 1946 года, каков
засухи 1891 года, были центрально-чер-
‘ноземные районы н особенно Воронежекая

‘и Курекая области. Интергено сопоставить
	посчедетвия засухи в этих районах.
В результате засухи валовой сбор
хлебов в бывшей Воронежекой  губер-
	ний снизился в 19891 году go 28 upo-
	Ha базе социалистической промышален-
ности и незыблемого колхозного строя, 06-
ладающего неисчернаемыми созидательны-
‚ми возможностями, в СССР уже через гол
	Аарактерная особенность послевоенного
под‘ема сельского хозяйства состоит В ТОМ,