КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
	‚ Шоэт-трибун венгерской революции
	предстает перед нами во весь свой
рост — «как живой с живыми говоря».
А когла читаешь сейчас эти строки пла-
менных стихов Петефи и вспоминаенть
последние события в жизни венгерского
народа, с 060б0й силой ощущаешь даль-
ний исторический их прицел. Через сто
лет после своей емерти, поэт-трибун р3-
волюции, он сражалея с врагами своего
народа, которые еще не так давно нале-
вали на мадьяр ярмо гитлеровской тира-
нии, а потом пытались заменить е:0 х9-
мутом зависимости, изготовленным В
Нью-Йорке, на позорно знаменитой улице
Уолл-стрит.
_ Прочтите гневные строки пламенного
Шандора:

Внешний враг, поверьте, там не ©

x страшен,

`Гле подохла внутренняя стая.

Лира, прочь! Бегу на колокольню! —

Грань, набат. к восстанью пронзывая!
	Через столетие трудящиеся Венгрии
услышали эти призывные слова своего
поэта и смели, как сор, со своего ‘пути
предательскую агентуру мировой реакции,
всех этих ференцев надь, бела ковачей,
пфейферов и им полобных. ,

И ныне, когда трудящиеся Венгрии от-
мечают столетие свосй национальной рево-
люции на земле, очищенной от корич-
невой скверны фашизма, воочию видно,
что сбылась мечта Петефи, выраженная в
его стихах «Душа бессмертна»:
	Что душа бессмертна — знаю!
Но ‘не где-нибудь на небе,

А вот здесь, на этом свете,

По земле она блуждает.

Межлу прочим, вспоминаю:
Кассием я звался в Риме,

В Альпах был Вильгельмом Теллем
И Камиллом Демуленом

Выл в Париже. — и возможно,
Здесь я тоже кем-то стану!
	И он стал Шандором ПНетефи — бес
смертным создателем самого прекрасного,
что внес в сокровищницу мировой поэзии
венгерский народ.

Шандор Нетефи близок советскому наро-
ду по самому духу его поэзии, любим со-
ветеким народом. Его стихи уже издава-
лись в нашей стране. Вышедший тенель
в Государственном издательстве художеет-
венной литературы  об’емистый том из-
бранных произведений Петофи — значи-
тельный вклад в дело дальнейшего куль-
турного сближения советского народа с вен-
гереким народом, знак памяти советских
людей о венгерской революции. Подобран-
ное с большой лтобовью и глубоким зна-
нием творчества поэта, это издание пред-
ставляет наследие Петефи во всем разно-
образии его жанров. Переводчики, в чис-
ле которых представлены крупнейшие co-
ветские поэты, слелали Bee от них зави-
сящее, чтобы разрешить трудную задачу
— донести до читателя ‘своеобразие и си
лу стиха Петефи.

Ознакомившись с этим новым изданием
стихов Петефи, мы еше сильнее чувст-
вуем, как близко его творчество по свонм
демократическим устремлениям тому на-
правлению в мировой поэзии,  продолжа-
тельницей и утвердителем которого по
праву считается наша молодая советская
	НоЭЗИЯ. os
Ал. СУРКОВ.
	Нетефи направляет гневные стрелы
своего сарказма и в тех, чья власть освя-
щает помещичий: гнет, ——в коронованных
душителей народа. .

Задолго до того, как взметнулась pe-
волюционная буря. он пишет. стихотворе-
ние «Лукавый пьяница», в котором весь-
ма недвусмысленно  говориг 0 короле:
«Пустить бы кровь злодею...». Тогда же
он пишет стихотворение «Против’ коро-
лей». . ,

Стихами гневными и страствыми Пете-
фи звал своих соотечественников ‘на бит-
BY © их исконными врагами, будил в их
сердцах чувство национальной‘ тордости,
чувство готовности в самопожертвованию.
С яростью обрушивал он гневные строк
своих стихов на головы предателей народ-
ного дела, тех, кто, тренеща перед разго-
рающимся пламенем народной революции,
готов был на сделки с чужеземный вра-
гами родины.

Творчество Петефи характерно слит
ностью духа воина революцин и ее” ноэта.
Для Петефи дело революций было делом
его поэзии и слово его стихов было делом
его революции. Неукротимый, гордый сын
своего народа в жизни и революционной
борьбе, он таким же’ неукротимым и rop-
дым предстает нерел нами и в звучных
строках его стихов и пееён.
	Свой подвиг поэта Петефи с первых
годов литературной своей жизни чувотво-
вал, как подвиг ‘борца- -революционера.
Ete задолго до своей героической гибели
OH нисал в стихотворении «Война приснн-
лась как-то ночью мне»:
	В день свадьбы, девочка, уйти Ha

смерть, —
Да, правда, это жребий страшный.
Но грянет бой, и я уйду, поверь,
Как я ушел во сне вчерашнем.
	И свои стихи он ощущал как оружие
солдата революции, Он говорил, что пес-
ня, — «что в этот миг родится, в
молнию готова превратиться!»

Обращаясь в поэтам ХГХ века, Петефи
писал:
	Не для пустой забавы пой

В угоду суетному миру!

Готовься к подвигу, поэт,

ЗВогда берешь святую. лиру.

Й если хочешь воспевать

Свою лишь радость. и страданья,

Не оскверняй заветных струн, —
Нужны ль тогда твой созданья?
	Й совсем, как через три четверти века
после написания этих строк прозвучали
строки Маяковского в советской поэзии,
звучат стихи ЦПетефи:
	я Учаествую в сраженьи.
Я — командир, а мой отряд —
Мои стихи: в них, что ни рифма
Й что ни слово, то — солдат...
Меня переживет ли песня —
Такой вбопрое не задаю,
Но знаю — иногда волдату ©
Бывает нужно пасть в бою.
	Девяносто девять лет прошло с того
дня, как перестало биться мужественное
	серлце Нетефи. Он умер как солдат на по-
	ле боя венгерекой революции. Но создан-
ные пм пламенные стихи остались веч-
ным памятником великому поэту и его
	энохе, — они не потеряли первоначальной
своей свежести. ибо озарёны были пла-
	еерхца. Он
	MCHOM его CBOCOTOIWOHBOTO 6
АННИНО ERD
	Завтра народ обновленной демократи-
ческой Венгрии празднует знаменатель-
ную дату своей истории — столетие со
дня начала национально-освободительной
революции 1848—1849 тг.

Сто лет тому назад—15 марта 1848 го-
да многочисленные толпы революционно
настроенной молодежи венгерской столи-
цы — Пешта вышли на улицы е револю-
ционными требованиями свободы печати,
свободы борцам за народное дело, томив-
шимся в тюрьмах.

Во главе этой молодежи был двадцати-
пятилетний поэт Шандор Петефи, чья
«Национальная песня», напечатанная в
тот же день, была первым плодом завое-
ванной свободы нечати.

- Революция 1848—1849 rr. выдвинула
целую плеяду общественных деятелей на-
ционально-освободительного движения про-
тив гнета Габебургекой династии. Последо-
вательным, ненодкупным демократом среди
этой плеяды был Шандор Петефи. Вею
свою ненссякасмую страсть революционе-
ра-демократа, Bech chow огромный дар
поэта-трибуна отдал он делу освобож-
дения родного народа. На поле боя в
ряду последних защитников революции
пал он смертью героя, и история не со-
хранила для народа той братекой могилы,
в которой покоятся его останки.

Недолгую, но трудную и яркую жизнь
прожил Шандор Петефи.  Подроетком он
покидает убогий родительский кров и
странствует по родной зэмле, становясь
то студентом, то бролячим актером, то
солдатом. В этих странствованиях и зло-
ключениях будущий великий поэт нозна-
ет все трагические. нротиворечия жизни
родного народа, скованного феодально-пе-
мещичьим гнетом, несущего двойное ярмо
социального и национального рабства.

В этих скитаниях, в этих семенах про-
фессий Петефи, наконец, находит и свое
истинное призвание — народного поэта.

В 1844 году он выпускает свой первый
сборник стихов. Яркая и глубокая народ-
ность его поэзии сразу сделала имя Петефи
популярным в народных массах. Его само-
бытный и красочный талант поэта-новато-
ра открывает новую стравицу в истории
венгерской поэзии. Он предстает перед
читателем как великоленный живописец
природы и чудесный  поэт-лирик, как бле-

стящий весельчак, юморист и гневный
	обличитель.

Шандор Петефи вошел в историю своей
родной венгерской и мировой литературы
как поэт-революционер, пламенный демо-
крат-бунтарь: провозвестник самых перз-
довых революционных идей своего бес-
покойного времени.

Плебей и по рождению, и по жизни,
Цетефи уже самые ранние. свои произве-
дения насышает острым презрением к
прехставителям «высших» сословий. Ка-
кой великолепный нрезрительный сарказм
звучит в его стихотворении «Дворянину!
	го привязывают к лавке,

Спина до плеч заголена.

Он вор, грабитель, — слов достойных.
Не сышешь — что за сатана!

А он артачится, п — в голос:
«Плетями? За какой провин?

Не прикасаться к благородным!

Я лворянян! Я дворянин!»
	* Петефи. «Избранное». Переводы с вен-
герского. ГИХЛ, 1948, 488 стр.
	завтра, 15 марта, в городе ВБирове Ha
катке’ стадиона «Динамо» открывается
	розыгрыш  лично-команлного Перзенства
CCCP по конькам.

Командное первенство страны будут ос-
паривать сборные команды добровольных
спортивных обществ «Динамо», «Спар-
так», сборный коллектив профсоюзов и
конькобежцы Советской Армин. В оозы-
грыше личного первенства на званге аб-
	— Rakas-To я смелая и бойкая ста-
ла, — об’яеняет хозяйка. — Как организо-
валея колхоз, так будто поднялись все
мы, будто  дорога-то перед нами шире
вдруг сделалась.
	Дальше идут групповые свимки, — х0-
зяйка на с`’ездах, на конференциях в Ко-
строме. А это —в Москве, на Веесоюзной
сельскохозяйственной выставке. Тут же
типломы, почетные грамоты.
	— А вот это тоже в Москве снималась
с министром Бенедиктовым. Вызвали нас
туда награждать за успехи в развитии
животноводства. Я тогда с министром-то
встретилась и говорю ему: «Вот что, Иван
Александрович, хвалить — это дело одно,
а помогать нам тоже необходимо. Что это
за порядок — коровники дранкой крыть?
Шифером надо. Окна как следует, большие
должны быть, значит, стекло требуется.
Колхозная жизнь развивается, строитель-
ство повсюду идет, а где материалы брать
будем? Этот вопрос продумать надо от
низу до министерства»... Вот этот ени-
мок в Кремле, когда я орден Ленина по-
лучала. А это — приятельница моя. Она
главным врачом в Костромской больнице
работает. Это другая подружка — предее-
дателем сельсовета у нас же, в Самети.
	Вот снимок с кипарисами и мрамор-
ной лестницей. В это нё жалкое подобие
деревьев, изображенных на дешевой деко-
рации базарного фотографа. Настоящие
кипарисы и розы.
	— В Ессентуках прошлым летом вме-
сте в мужем снимались. А что же такое?
Теперь и колхозники могут бывать на
курорте. Только мне это не очень на полъ-
зу было, — раесказывает Прасковья Анд-
реевна. — Конечно, природа и розы Kpy-
гом, а я все хожу и думаю: «Что теперь
на Фферме-то делается’? Bce ли в по-
рядке?..»

— dro Bor ‚партийная конференния, —
пояснила хозяйка, указывая ва следую-
ший снимок. — Во время войны я и в
партию вступила. Во время войны жен-
щины на себя всю заботу в хозяйстве
взяли, так нельзя же в стороне от поли-
ат Сй жизни стоять...
	Наконец, большой, вырезанный из га-
	(Окончание. пачало см. «Известия» от 11, 12 u 18 марта}
	84, Оруджеву Мамеду Бехбуд оглы — секретарю
Ждановского райкома КП(б) Азерба;.джана, обеспе-
чившему своей работой перевыполнение в целом ‘по
району планового сбора урожая хлопка на 74,2 про-
	цента.
	хлопка 62,9 центнера с гектара на площади 10 гек-
	95. Тагиеву Габибу Гусейн оглы — заведующему
районным отделом сельского хозяйства Таузского
района, обеспечившему своей работой перевыполне-
	ние в пелом по
	району планового сбора урожая
	“~ ЗЕ.

хлопка на 35,8 процента.

96. Усубовой Аскиназ Абдулали кызы — звенье-
вой. колхоза им. Г. Асадова Ждановского района, по-
‚лучившей урожай египетского хлопка 62,9 центнера
< гектара на площади 3 гектара.

97. Фараджевой Марал Самед кызы — звеньевой
колхоза им. Г..Асадова Ждановского района, получив-
	шей урожай егип
	етского хлопка 63,6 центнера с гек-
3 гектара.

_Фатулле Г ани ‹ оглы — бригадиру
	колхоза им. Азизбекова ‘Ахсуинского района, полу-
	чившему урожай
на плошади 17 г

99. Халиловой
	пшеницы 92,22 центнера с гектара
ектаров.
	Ханум Гаджи кызы — звеньевой
		таров.
— секретарю   95.
	85. Петросову Арташесу Аракеловичу — бригади-
ру тракторной бригады Карягинской МТС, получив-
	урожай хлопка
	пему в обслуживаемых колхозах
	59.6 центнера с гектара на площади 64 гектара.

86. Рагимовой Гытыш Гейдар кызы — звеньевой
колхоза им. Сталина Тертерского района, получив-
шей урожай хлопка 93,1 центнера с гектара на пло-
	mann 3 гектара.
87. Рустамовой Гюльзар Махмуд
вой колхоза им. Ленина Карягинско
	тара на площади 3 гектара.
	вызы — звенье- 98. Фатуллаеву
го района, полу-   колхоза им Азя
	чившеи урожай хлопка 88,76 центнера с гектара на
	площади б гектаров.
88. Самедову Кудрату Ашур
	Ме MERIRIBY ENJAPALY 5%5ЫрР. ОБЗЫ == звеньевому
колхоза «Красный Азербайджан» Сальянского рай-
	она, получившему урожай египетс
центнеров с гектара на площади 4
89. Саркаровой Гюлуш Джебраил
вой колхоза им. Сталина Карягинс
	`Колхоза им. Ленина Сафаралиевского района, полу-
чившей урожай хлопка 88,42 центнера с гектара на
‚площади 5 гектаров.
	де Меджиду Аслан оглы — пред-
	седателю Казахского райисполкома, обеспечившему
своей работой перевыполнение в нпелем по району
	ревыполнение в целом по раиону
урожая хлопка на 25,7 процента.
	кого хлопка 73   чившей урожай .
гектара. _... зблощади 5 гекта:
кызы — звень- 100. Шариф За
кого раиона, по-

Ponaranin Wornnveunr
	планового сбора
— бригадиру : tht) Wer:
	лучившеи урожай хлопка 94,56 центнера с гектара
	на площади 6 гектаров.
	90. Саркисяну Исаку Погосовичу — бригадиру .
колхоза им. Верховного Совета СССР Ждановского_.
района, получившему урожай’ египетского хлопка
62,4 нентнера.с гектара на плошади 5 гектаров.

’ 91. Саркисяну Тевосу Айрапетовичу — бригадиру
колхоза им. Тульских рабочих Мартунинского рай-
она, получившему урожай пшеницы 34,16 центнера
	с гектара на площади 29 гектаров.
	92. Сафарову Качаю Мовсум оглы — бригадиру
тракторной бригады Джебраильской МТС,. получив-
	нему в обслуживаемых колхозах
	101. Шихалиеву Солтану Гумбат: оглы — предсе-
 Дателю Ахсуинского райисполкома, обеспечившему
своей работой перевыполнение в целом по району.
	планового сбора
‚ 102. Эфендиеву
	урожая хлопка на 409,0 процента.
Махмуду Мамед оглы — заведу-
	` Ющему районным отделом сельского хозяйства Са-

фаралиевского района, обеспечившему своей рабо-
той перевыполнение в целом по району планового
“сбора урожая хлопка на 41.8 процента.
	Зейнаб Керим кызы — звеньевой
артс’езда Зангеланского района,
й хлопка 89,7 центнера с тектара
гектара.
	урожай хлопка.  103. Юсифовой
	района, получив-   На площади 5,53
ра с гектара на: 104. Ягубову ]
	вичу — чредсе:-
	20,48 центнера с гектара на площади 62,5 гектара.
93. Сафиевой Джейран Мухтар кызы — звеньевой
колхоза им. Сталина Карягинского района, получив-
	шей урожай пшеницы 30,55 центне
площади 10 гектаров.
94. Степанову Александру Авако
	дателю колхоза им. Верховного Совета СССР Жда-.
новского района, получившему урожай египетского
	Москва, Кремль. 10 марта 1948 г.
	Такой пестрой зимы на Дону не помнят

и старожилы. Теплые, тумапные дни с
ожлаие либо с мелкой, как песок, ле-
дяной крупой вдруг сменяются морозами
и метелани, затем снова теплеет. и
Подготовка к веене на полном ходу.
Она и He шекрашалаеь всю зиму, толь-
50 в одном месте в ту. подготовку руко-
творчество, _ пииааливу, а в другом ==
носились к ней формально. — Забот-
вый хозяин смотрит всегда  вие-
ет Он ухо соолна  соолоот pen.
		колхоза «Сталинский призыв» Лубовекого
	104. Ягубову Джахандару Мамед оглы — главно-
му агроному районного отдела сельского хозяйства
азахского района, обеспечившему своей работой

перевыполнение в пелом по району планового сбора
урожая хлопка на 23,7 процента.
	Председатель Президиума Верховного Совета СССР Н. ШВЕРНИК.
Секретарь Президиума Верховного Совета’ СССР А. ГОРКИН.
	АНА МНН
	их отеплили.. Семьдесят тысяч тонн наво-
за-сыпца вывезли колхозники на поле.
Усиленно собираются зола, куриный. no:
мет, На 15.000 гектаров проведено сне-
тозадержание.  Составлены планы ухода
за озимыми, агрономы и звеньевые знают,
тде нужна дополнительная подкормка:

Боронованив озимых, как. подтверж-
дает опыт мастеров земли, прибавляет
урожай ло двух. центнеров на гектар. В
прошлом году боронование озимых в Ko-
лункинском районе недоопенили, опразды-
ваясь тем, что было много весновонашки.
В этом году с весенней пахотой будет лег-
‘че: пополнен машинный нарк, в лучшем
‘состоянии живое `тягло. Ho боронование
‘озимых в плане предусмотрено на слишком
незначительной плошади.

. Ha. wre Ростовской области теплые,
солнечные дни. Все чаще народ’ выходит
в поле. Колхозники очинают посевы ози-
мых, подкармливают их. В Развиленском.
районе свыше тысячи гектаров озимых.
пробороновано. Это еще выборочные рабо-

Thi, HO OHH, как сигнал, предупреждают
тех, кто медлит с уходом за озимыми по-
севами, ETO еше не завершил подготовку
	к весне. Е :
‘ Петр. НИКИТИН,
спец, корр. «Известий».
	г. РОСТОВ-ва-ДОНУ.: (По телефону).
	CCUwU
	mina B белой date. Она прижалась к
`вему, как тростинка к тополю. Вероят-
но, это енимались. «молодые» перед вен-
цом. И не было у жениха, в чем вен-
чаться. Вот он и выпросил у товарища
праздничную НЫ Не надолго. Toab-
ко с’ездить к венцу..

А вот солдат в лихо сбитой набок
‚фуражке. Дескать, глядите, какой моло-
‘ден. Но глаза у солдата грустные, груст-
ные. Вот та же самая женщина, но уже
потускневшая. Целая куча ребят окру-
жает ее. А как попал сюда этот масте-
ровой в жилетке и в брюках На вы-
пуск? Это какой-то дядя или племянник,
`отрезанный ломоть, неё нашедший своего
счастья на родимых полях и подавшийся
в город. Прислал он оттуда весточку —
живу, мол, пока, а что дальше будет —
неведомо. .

Й, наконец, снова та женщина. Ho
уже окончательно высохшая. И лежит она
в сосновом гробу. -

Тяжко прошла она свой Путь от заму-

жества ло могилы.

Может быть, и Прасковье Андреевне
пришлось бы свиматься лить’ вод венцом
ла на смертном одре и этими двумя кар-
точками оставить о себе память. Но веля-
кая сила советского строя сломала старые.
рамки крестьянской жизни. Историю H0-
вой судьбы рассказывают нынче фотогра-
фические карточки, развешанные на стене.
	‘деревенского дома,
	за высокий урожай озимых
	заны предусмотреть. Самую малость воз-
можного. не упуетить.

Так и выйцю.. Похолодало . и. выпал
снег. У шитов он .задержалея. а на голом
	месте его сдуло ветром. Ошиблиеь те, Ето.
	а не le
’ области каких-то: инетрукций.

творчески борется за урожай. Общеизве-
_стная истина: чем лучше уход за озимы-
ми, тем выше сбор зерна. Вели судить по
 долам колхозов Белокалитвенского и Лит-
  виновского районов, то. не все руководи-
тели понимают эту простую истину.

В Белокалитвенском районе, да и в дит-
  виновском. трудно узнать, на каком участ-

айона Екатерина Самошкана ло послед-  ке какой уход озимым нужен. Составлен-
	НИХ дней тревожилась 0 снегозадержании
(седн носмеивалиеь:

— Зря шиты переетавляете, зиме ко
nen, Екатерина Михайловна.

Снега не-
чето ждать.

Самошкина смущенно улыбалась и про-
хлжала осуществлять выношенное зямни-
у! вечерами, когда собирались на квар-
тре и всем звеном обдумывали, как ло-
стичь высоких урожаев. Ее звено загото-
120 12803, золу, куриный помет. поста-
Вио щиты для снегозадержания. Подруж-

кам, у которых разговор соседей рождал
сомнения, Самошкина говорила:

— № знает? А вдруг выпадет снег?
Бывали снегопалы и в марте. Мы весе обя-
	го
	#7
	ные нланы ухода за озимыми не вовтроли-
а нет проверки, царствует самотек.
	— OPA щиты перветавляете, зиме ко- Удобрений мало, их нехватает, но в Бело-
‚ Екатерина Михайловна. Снега не- калитвенском отделении Сельхозенаба вот
	уже год лежат тонны аммиачной селитры.

Велики ресурсы местных удобрений, их
` надо умело использовать. Показателен
пример Сальска п Целины. Главный агро-
‚ном Целинского райсельхозотдела тов. Че-
уовский  по-государетвенному поставил
уход за ознмыми. Он опирается в работе
на звеньевых, которых в районе оноло
$00, действует в контакте с постоянны-
мн  сельскохозяйственными комиссиями
Советов, ему помогают районные органи-
запии, Когла посевы озимых оголились,
	убины
	не может. Самостоятельная гражданка, Она
зейчас молочно-товарной фермой заведует.
Лучшая  колхозная ферма по области.
Миллион с лишним годового дохода. Там
у них 97° коров костромекой породы,
и каждая в год чуть ли не по две тысячи
килограммов молока дает. Недавно Прас-
ковья Андреевна на ‘совещании в Костро-
ме выступала. «Мы, — говорит, — в
этом году берем обязательство добиться
такого положения, чтобы от каждой фу-
ражной коровы не менее 41 центнера
молока получить». Как они этого доби-
ваются, сказать не’ могу. По животновох-
етву не спен Мое дело `— машина. На
ферме у них из интереса бывал. Чисто-
та. Доярки там пли телятницы в белых
халатах ходят. Корм, как в аптеке, сог-
лаено ‘рецепту дают. Труда на это поло-
жено много, но зато и доход большой. А
коренной организатор всего — она же,
Прасковья Андреевна.
		На первенство СССР по конькобежному спорту
	солютного чемпиона страны и чемпионов   конькобежцы, наиболее отличивииася в
	  ЭТОМ С5З0Не.
В нрограл

eg
	В нрограмме соревнований — скорост:
	по отдельным дистанциям примут участие
	32 скорохола в женской групне и 62—
	в мужской. Среди них сильнейшие: конь-
	кобежцы -— чемпионка мира М. Исакова,
	i, Селихова, 3. Холщевникова, И. Ани:
канов, К. ВКулрявцев, Н. Петров, В. Про-
	шин, А. Дюскин и другие. Вне конкурса
	Б соревнованиях примут участие молотые
	зеты портрет, и под. ним краткая биогра-
фия. Весь ее жизненный путь. Вее тут
изложено.

— А сколько ясех`об’ехала, на сколь
&их собраниях выступала! 0 жизни своей
рассказывала, и о работе, и о том, как
дальше жить надо. Это вот когда меня
депутатом в Верховный Совет РСФСР вы-
бирали. Я в те дни столько всего переду-
мала и будто итог собственной жизни
подводила, а Получалось, что я государет-
венный итог подвожу.

Так скупо и так выразительно: расска-
зывают эти деревенские фотографии 0
жизни советской крестьянки. И верно
ведь, — в этой жизни, как солнце в кап-
ле воды, отражается необыкновенно бога-
тая и многогранная жизнь нашей родины.
		и 19.000 мэтров. для мужчин и 500,
1.000, 3.000 и 5.000 метров для женщин;
По окончании соревнований на первен-
	— А Я, знаете ли, не могу ни одного
дела без ответа оставить. Да и как же
оставить, если народ поручил. Вот и те-
церь собираюсь в Москву на сессию и се-
бе заметочки делаю: по одному делу с мн-
нистром- поговорить, ^ по другому в Прези-
диуме Верховного Совета у товарища Вла-
сова выяснить, трегьему делу по других.
направлениям ход дать. Что же’ касаемо
наших колхозных дел, то я в Москве уж
обязательно к министру сельского хозяй-
ства Бенедиктову зайду. Скажу, надо опыт
передовых шире пропагандировать. Мы у
себя в области провели курсы колхозных
животноводов. Я сама лекции там читала.
Очень интересуются, и результат налицо:
На-днях нарочно проверила: те, кто с
курсов вернулся, лучше фаботать стали.
Сейчас без учебы нельзя..

Сама-то Малинина в детстве училась
немного. Удалось ей кончить всего трв
класса приходской школы.

— Тут и весь мой университет кончил-
ся, — с горькой улыбкой сказала она.—
Это уже после я урывками да самоетоя-
тельно начала заниматься. Математику
подогнала немножко, ’счетоводетво, `кое-
что из ботаники, зоологии. Историю, ко-
нечно. Да и сейчас, хоть и много работы,
а продолжаю учиться. Нет, теперь без
ученья нельзя. Без ученья лаже в про-
стой деревенской жизни человек отетаю-
щим становится, — убежденно заключила
она.

Утром Гриша опять отвозил меня в
Кострому.

— Авы когда, Прасковья Андреввна?—
спросил он у Малининой.

— Завтра, должно быть.

— Ну, счастливо!

Уже за селом, когда опять по сторонам
дороги синей зубчатой кромкой встали
некрасовские перелески, замаячили крыши
колхозных построек и разговор опять
обещал принять  историко-литературный.
характер, шофер сказал:

— Вот вам и костромекие места. Смот-
pare, какой народ из глубины Россик-то
подымается!
	г: КОСТРОМА, март.
	В. ПОЛТОРАЦКИИЙ.
		)-

„Вак только выехали за Кострому и
вяли направление на. село Саметь, ‘слово-
охотливый шофер исполкомовской маши-
“ны Гриша стал ноказывать примечатель-
вые места.
. — Bor эта деревня Некрасово назы-
st вается, — говорил он. — А вон, где ле-
a синеет, там Вёжи. Не знаете? Да ведь
3. Вёжах-то дедушка Мазай жил. Это ко-
1 ый зайцев спасал в половодье. Нико-
_ 1ай-то Алексеевич туда охотиться ездил.
в, бывало, приедет на охоту. а сам все
Te подмечает и —на карандаш. Ездил же он
7 ТИз все больше вот этой дорогой...
	8 [Гриша с таким жаром говорил о ноезд-
ках Некрасова и пускался в такие уди-
вительные подробности, что можно было
Подумать, будто он сам не далее как не-
делю тому назад возил писателя на своем
Открытом исполкомовском газике.

Видно, шоферу было очень приятно, что

в, ЭТИ любезные: его сердпу костромские про-

ae Торы описаны и прославлены знамени-
ТЫМ ПОЭТОМ.

_ `— В столицах-то шум, — продолжал

$, Гриша, — а Николая Алексеевича сюда,

18. Как говорится, во глубину России тянуло,

it № здешних людей писал. К нам сюда

1 Мог ездило. Новиков-Прибой охотитьея

91 приезжал. А то еше один какой-то, —
Фамилию я позабыл, — вот так-то, как
вы, в село Саметь поехал, к той же са-
ной Прасковье Андреевне. Он с ней и с
Председателем колхоза в Костроме встре-
тился: Поехали они не на машине, а на
санях. Председатель, конечно, правит. Но

зулошадь норовистая, разбаловалась, не слу-

му Шается. Прасковья Анлиеевна смотрела.
пемотрела, да и говорит: «Разве‘так правят?
в-ДаЙ сюда вожжи!» И отобрала. У нее ло-
шадь, как миленькая, пошла... Потом этот

в. Фиезжий в Газете все описал натурально,

oft было. И как она вожжи взяла в. свои

eens п как вообще работает... Я про нее

‘екажу вам, товарищ, — это такая жен-

mana, у которой от рук ничего отбиться
	Вечером Прасковья‘ Андреевна готови-
лась к от’езду в Москву на сессию. Она
перебирала папки с многочисленными снис-
ками, делала для себя заметки в записной
книжке. Нисьма были из разных мест и
от разных людей. От колхозников — напи-
санные неровным, ‘крупным почерком;
аккуратные—=от учителей. Были письма из
области и из Москвы, от министров.
	Пинтут ей много п обо всем. Люди рас-
сказывают о заботах — своих и общест-
венных. Делятся планами, замыслами,
Рассказывают о постройке сельского клу-
ба, о механизации работ на лесоучастках.
Просят содействия, помощи.

И вот она, эта женщина, костромская
крестьянка, подняла на свои плечи мас-
су людских забот. Сельские горизонты
раздвинулись. Прасковью Андреевну забо-
	тит теперь не только. колхозная ферма, нэ.
		И т0, как справляется область с заготов-
ками леса, как готовятся к севу тракторы
в каком-нибудь отдаленном районе и как
обеспечены учебными пособиями студенты
педагогического. института...

Мы долго засиделись с Прасковьей Aut-
реевной. Она рассказывала о том, что из-
биратели не только пашут ей письма, но
порою сами приезжают за несколько де-
сятков километров, чтобы поговорить. по-
советоваться со своим депутатом.
	Изба Прасковьи Андреевны Малини-
Ной стоит в середине села Саметь, неда-`
леко от колхозного клуба.

В избе — небольшая кухня с призе-.
мистой русской ‘печкой, боковушка и
светлая передняя горница. Стены перед-
ней украшены фотографическими сним
ками в рамочках, выпиленных из фа-
неры.

0, эти пожелтевшие от времени дере-
веские снимки! Их встретишь повсюду

ий без труда прочтешь по ним неслож-

нул историю крестьянской жизни...
Откуда-то из глубины далекого детства
память выводит сумеречный — передний
угол избы. Старые семейные фотогр?фяй
На них изображены испуганные женщи
ны и каменно-сосредоточенные мужчины
зиляшие на венских стульях. Руки с
растоныренными пальцами лежат на. ко-
ленях. Позади нелепая лекорапия: кипз-
рисы. лебеди и луна. Вот пара: высокий
худой парень в узенькой и не по росту
короткой визитке. Рядом — молодая жен-
	Впрочем, фотография, с которой обычна
начиналась старая история крестьянской
	семьи, здесь ele есть. молодые перед

венцом.
— Замуж я вышла в 1926 году, —

рассказывает Прасковья  Анлреевна. —
Пожениться-то поженились, а жить было
негде. Я выросла в бедной. семье. С лве-
надцати лет пришлось - в няньках рабо-
тать. И у мужа ничего не было. Плохо

жили, чего говорить!
Но вот снимок организаторов колхоза.

Среди них и Прасковья Андреевна. Это
тысяча тевятьсот тритцатый.