ВОСНРЕСЕКЬЕ, 10 ОКТЯБРЯ 1948 г.

Деревня Виткучи была одним из Бруп-
Иших, не затухавиих во все время войны
нагов партизанского движения в Албании.

Расположена эта деревня на юго-вос-
‚ной окраине страны, в горах, высоко
вд городом Корча. Город издавна стралал
п безводья. Водой его снабжает тенерь
иткучи, и водой; славяшейся своим вку-
5, ЧИСТОТОЙ и свежестью. Именно такую,
нобыкновенную по вкусу, живительную
“ly дает Виткучи городу е наиболее раз-
итой в ряду албанских городов промыш-
зННОСТЬЮ.

В Борче е конца тридцатых годов со-
ивалась и действовала подпольная груп-
в в0 главе ¢ Энвером Ходжа, обучав-
шыся, а затем преподававшим в старших
ииках корчинекого лицея. Эта групна
улужила основанием коммунистической
пртии Албании.

В Виткучи из Корчи в годы оккупации
инли рабочие-коммунисты, чтобы орга-
овать народ на борьбу с оккупантами,
 есь был создан знаменитый партизан-
й Батальон Отищения.

В Биткучи, освобожденной пафтизана-
летом 1943 гола находилея со своим
б0м Энвер Ходжа.
	двадцатикилометровая дорога из Ropar
‚Вриткучи вое время  держитея трасеы
провода, выходя в горах то слева, то
рава от нее, то поднимаясь над ней, то
звляя глубоко внизу, словно обви-
ch лентой вокруг этого  екрытого
сухих и почти безжизненных горах
ищного  живительного потока, устрем-
зрного Ев ropory. Трасеа обозначается в
“ex то узкой просекой меж колючих,
золистных кустарников, то ровной, ие-
зкокой трядой перерытой лопатами ка-
ecto осыпи, то самой трубой, вися-
вй над пустотой ущелий.

№ ими спутниками на этот раз были
вые албанекие поэты Алекс Чачо и
зр Силити, студент Московского лите-
‘ного. института, оба бывшие нарти-
“EBL,

( жителями Виткучи мы встретилиеь на
улице под старым, точно обглоданным де-
WM Pall, чаще других пород встречаю-
щися в горах возле жилья. Здесь нае уго-
ли ВИТКУЧИСКОЙ водо, которую пода-
ив емкой эмалированной кружке с ши-
aq носкомг мягкая приятно-тяжелая хе-
ная струя сразу освежала пересохший
т. Мы сидели на вынесенном из дома ков-
це, а хозяева — вокруг на серой, щебен-
0й земле, чуть-чуть затянутой реткой.
мВкоЙ, Среди собравшихея были Илья
№, председатель местного исполкома,
Стратобердо, бывший боец Батальона
упения, девяностошестилетний старик
mm Шоре и местный священник отен
гий, которого от внешности осталь-
х горцев отличали только подрясник из
темой дешевой материя и тяжелые
инки на гвоздях с широкими, источен-
ными о заменья шлянками.

jim Море выглядел старым - преста-
: он дышал ртом, вожа Ha его худой
ь ‚была покрыта желтоватыми пятнами,
: бы таоплывшимиея  взенушками,
0зь серо-седую поросль на подбородке
свечивала землистая бледность. Но он
зил, что ходит е палкой только потому,
 был ранен в ногу при обстреле деревни
ками противника.
Рассказ об этом обстреле, вернее сказать,
нтожении целой большой деревни мето-
ким огнем артиллерии, занял значи-
Бную часть нашей беседы. Деревия пала
ев сорок третьего года. Все 187 до-
з деревни были разрушены. Женщины,
1, старики, подобные этому Мити Шоте,
мбкались под огнем по крутым склонам
етных гор, уходя вместе с отступавши-
тпартизанами. Я слушал подробные еви-
Пльства этой ужасающей расправы кара-
33й с беззалщитной деревней, видел взвол-
занные этими воспоминаниями липа м№-
IHX и старых людей, и мне казалось,
у сквозь толщу времени, глухо, как
3ь ВОДУ, НО яветвенно слышгу грохот
релов м разрывов, сотрясающих горы
мающихся эхом в горах, треск и грохот
ших и обваливающихся строений.

do было давно. Партизаны Ton me
нью вновь заняли деревню, или, лучше
узать, ее пепелища, а Потом пришла и
ая победа, и на этих пепелищах уже
‘020 отстроены 130 опрятных, большею
тью двухэтажных жилых домов, новое
ние колы и другие общественные зда-
3, каких, пожалуй, и не было до войны.
№0 память о той жестокой поре жила в
зрбном и гневном выражении лиц и рас-
ззчиков и тех, что молчали, изредка ки-
1 толовами и прикрывая глаза. И все
11 точно прислушивалиеь к чему-то, жи-
и не одной только этой наней беседой на
ной сельской лужайке, но и еще чем-
1, отдаленным временем, фасстоянием, но
Чятным их внутреннему слуху.

Певольно впечатляясь этим выражением
щ наших собеседников, Я тоже велушал-
1в то, что сперва принимал за отгре-
BURG в этих горах и только чудивиий-
4 уне грохот артиллерии, и вдруг понял,
10 сльмиу  зеамделишную натуральную
злонаду. Учебная стрельба где-нибудь на
Улигоне? — подумал я, не предполагая,
10 нахожусь в десяти-—двенадцати кило-
трах от греческой границы, Но Алеке
‘1, поймав мой вопросительный рагляд,
Ивнул головой в сторону изжелта-лымча-
‘HX Top Ha оге и сказал одно только сло-
%, которое не требовало перевода;

— Граммос...

— Да, да, —= заживал Мити Шоре, а
чел за ним и другие торцы, услышав
1 слово. — Сорок второй день так...

Я понял, что они товорят о битве гре-
\ких патриотов се монархо-фалшистами, о
б‘ытиях, которые издали приковывали к
в внимание всего света, & у них были
№ соседству, совеем невдали...

— Маркос! воскликнул Чачо с какой-
9 восторженной болью в голосе. — Мар-
0! — Это имя так же не нуждалось в
вреволе или пояснениях, как и название
ры, уже вошедшее в прочный обиход га-
этных сообщений. Следующие его слова
№ревел Лазар Силити,

— Он видел Маркоса. Он был в прошлом
Gly на территории греческих партизан B
уетаве известной наблюдательной комис-
ут ООН. Маркосу очень трудно-трудно ©

№ 241 (9771)
	ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ. ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР
	ИЗ АЛБАНСКИХ
ЗАПИСЕЙ
	 Гребования рассмотрения
вопроса о Германии в Совете
миниетров иностранных дел
	БЕРЛИН, 9 октября. (ТАСС). Перенесе-
ние «берлинского вопроса» в Совет без-
опасности ООН и отказ западных лержав
продолжать четырехеторонние переговоры
вызвали бурю негодования во всех чаетях
советекой зоны оккупапии Германии. На-
селение принимает резолюции протеста, в
которых требует, чтобы вопросе о Герма-
нии вместе с берлинеким вопросом был
рассмотрен на заседании Совета министров
иностранных дел.

Премьер-министр земли Бранденбург
заявил представителям печати следующее:
«Берлинский вопрос не входит в компе-
rem СОН. Его может решить Совет ми-
нистров иностранных дел Большой четвер-
Ru как составную часть общегерманского
вопроса».

_ Воляектив рабочих ‘паровозостроитель-
ного завода имени Карла Маркса в Бабельс-
берге в резолюции пишет: «От политики
западных держав: в Германин страдают
трудящиеся всех зон и, прежде  веего,
Берлина. Организация (б’единенных на-
ций некомпетентна и‘ неспособна разре-
шить берлинский вопрос». В заключение
в резолюции указывается, что никакой
блокады Берлина нет и не было.
	Рабочие предприятий Магдебурга также
выражают протест против политики зацад-
ных держав. В своей резолюции они обра-
шаются к трудящимея со следующим при-
зывом: «Боритесь за единую «Германию
и единый мир. Это является одновременно
борьбой за разрешение берлинского воп-
реа».
	Английские профсоюзы
поддерживают советские
предложения о разоружении
	ЛОНДОН, 9 октября. (ТАСС): Окружной
комитет об’единенного профеоюза манино-
строителей  Саутхолла, представляющий
около 13.000 рабочих, принял резолюничю,
требующую серьезном внимания к сотет-
ским предложениям 0 сокращении воору-
жений.

Резолюция призывает членов профеою-
зов приложить все силы, чтобы  обеепе-
чить уничтожение всех атомных 60мб и
использовать атомную энергию для воци-
альното прогресса человечества.
	К отставке яповекого кабинета
	TORHO, 9 октября. (ТАСС). Как с000-
щает агентетво Дзилзи пусин, на допросе
арестованный лидер социалистической пар-
тии, бывитий заместитель премьер-миниет-
ра Нисио призналея в том, что он полу-
чил несколько миллионов иен наличными
от президента компании «Снова Денко»
	для финансирования членов парламента от
социалистической партии < целью замять
скандал, связанный с займами, предостав-
ленными компании «Сиова Денко» «Бан-
ком финансирования реконструвюции».

flo сообщению токийского радио, орга-
ны прокуратуры произвели обыек в доме
бывшем президента либеральной партии
Иниро Хатояма, который полозревается в
причастности к делу компании «Carona
	Денко», а также в проведении нелегаль-
	ной политической теятельноети.
	Послание Гофмана
	HBIO-MOPR, 9 октября. (ТАСС). Шо <9-
общению вашингтонского корреспондента
атентства Юнайтед пресе, админиетратор
но осуществлению «нлана Маршалла»
Гофман направил шестнадцати странам —
учаетницам «плана Маршалла» послание,
в котором предупреждает, что, если OHM B
ближайшем будущем не представят <ов-
местного плана выполнения требования
конгресса США о том, чтобы 50 проц.
американских товаров, полученных по
«плану Маршалла», транспортировались на
американоких судах, Соединенные Штаты
«будут вынуждены потребовать» сюответ-
ствующих гарантий в индивидуальном
порядке.

Как сообщалось, требование конгресса,
СПА вызвало протесты в ряде стран, при-
нявших «план Маршалла», поскольку оно
наносит существенный ущерб судоходству
этих етран.
	Военные действия в Греции
	АФИНЫ, 9 октября. (ТАСС). В ночь
на 8 октября крушные вилы Демократи-
ческой азомии © боем вошли в город Шир-
	roc на Целопоннеее. Дойствуя  противо-
танковыми гранатами против остатков
	гарнизона, засевших в здании гимназии И
в других больших зданиях, партизаны
прорзалиеь в центр города, оставались
там до утра и отошли до прибытия moe-
лазных в Пиргос моторизованных частей
королевской армий и жандармерии.
	Протесты против демонстрации
антисоветского фильма
<епезный занавес»
	НЬЮ-ИОРЕ, 9 октября. (ТАСС). Де-
монстранция антисоветского фильма «Же-
лезный занавес» прололжает вызывать
многочиеленные протесты в странах Ла-
тинской Америки. Выходящая в Варакасе
газета «Трибуна популар» опубликовала
протест организации «Демократическая
молодежь Венецуэлы», которая требует,
чтобы правительство запретило демонстра-
цию этого фильма.

Выхддящая в Гаване (Ryda) газета
«Ой» опубликовала телеграммы  несколь-
ких прогрессивных организаций, предетав-
ляюших рабочих и студентов, которые
протестуют против демонстрации фильма
«Жалозный занавае».
	ДЕЛИ, 9 октября. (ТАСС). Демонетия-
ция в Дели антисоветского фильма «Же-
лезный занавес» вызвала негодование п
протесты индийской общественности. Про-
гресеивная печать призывает бойкогиро-
вать этот фильм. Фильм демонстрировален
	под охраной полиции.
		оабастовочное движение
во Франции
	ПАРИ, 9 октября. (ТАСС). После прова-
ла нопыток ослабить забастовочное движе-
ние горняков C помошью раскольников из
«Форе уврнер» и руководства Французекой
конфедерации ` христаанеких трудящихся
(@EXT) правительство перешло к репрес-
сивным мероприятиям. Вчера в неекольках
местах произошли кровавые столкновения
между полицейскимя силама а бастующи-
ми порняками, в частности в городах Ма-
невиль (департамент  Мерт-э-Мозель) и
Мерлебат (зепартамент Мозель).

Газета «Се суар» пишет: «План борьбы
против забастовщиков», составленный на
заседании «военного совета», проясхоляв-
шем в миниетеретве внутренних дел, и до-
нолненный затём решением правительства,
ветупил в дейетвие. Правительстве начало
	применять насилия против бастующих».
«На наш призыв — велите переговоры

$ сабастовшиками и He провонируйте

их. — пишет газета «Фран-тирер». —
	правительство ответил9. отказом OT Uepe-
говоров н провокациями против забастов-
HELKOB»,

По сообщениям сегодняценей печати, всю-
ду; ге полиция и так называемые  «рес-
публиканекие отряды безонаеноети» пыта-
лись прензвести нападения на рабочих, они
получали отпор во стороны бастующих. В
результате нападения полиции и «реепуб-
ликанеких отрядов безопасности»,  приме-
низших в Мишевиле и Мерлебаше дубинки
и бомбы со слезоточивыми газами,  ерели
горняков имеются уситые и раненые. 0д-
нако везде, где полиция и «республикан-
ские отряды безопасности» пытались за-
нять предприятия, они были изгнаны ба-
стующими рабочими.

В своем обращений, опубликованном се-
годня в печали, генеральный секретарь фе-
дерашии горняков Дюге заклеймил поли-
цейскую провокацию, имевшую место вче-
рав Мерлебаше; и возлагает ответственность
за убийство п ранение многих шахтеров на
	министра торговли и промышленноети Иа-
	коста и его подручного Сино. Дюге призы-
вает шахтеров и трудящихся смежных от-
раслей промышленности еще теснее спло-
THTBCA для зашиты своих требований и
продолжать забастовку до победного конца.

Раскольники из «Форс увриер» предла-
тают провести новый референдум но вопро-.
су о проюлжении всеобщей забастовки.
Как сообщает печать, веюду, тде расколь-
ники из «Форс увриер» предлагают евой
новый проект, горняки  отказываютея их
слушать.

Печать сообщает о росте солидарности.
населения Франпии с бастующими горня-
ками. «Юманите» публикует стисов пред-
приятий и учреждений, которые вносят
средства в фонд помощи горнякам. Уже
собраны сотни тысяч франков. Говнякам
отиравлены десятки тонн продовольствия
и много одежды. —

Профсоюзная организация тТаботгиков
радиовещания (входящая во Всеобщт) ю кон-
федерацию трула) заявила о своей  соли-
дарчости с бастующими горнякалми и 0еу-
дила клевету, направленную против 199-
вяков, распространяемую правительствен-
ными оргажами по радио. Несмотря на за-
прещение, эта профооюзная организация
передала по радио призыв горнякам кре-
пить елинетво и продолжать борьбу до
победного конца,

С каждым днем все более ширитея за-
бастовочное движение на железнодорожном
транепорте. Почти полностью охвачены
забяетовкой  железнолорожные линии се-
вера и востока Франции. Некоторые 0603-
реватели полагают, что забастовечное двн-
жение на железных дорогах может пере-
расти во всеобщую забастовку железноло-
рожников. Правительство начало прини-
мать репрессивные меры также и против
бастующих железнолорожников. 8 октября
полиция заняла вокзал в городе Шалон-
с0р-Марн, но, встретившись с решитель-
ным сопротивлением железнодорожников,
была вынужлена покинуть вокзал.
	ПРАВИТЕЛЬСТВО. ПРИБЕГАЕТ К РЕПРЕССИЯМ
		комнату. эдесь я спросил ‘у неизменно
следовавшего за вами, но мало говорив-
шего Мити Шоре, сколько у него сыновей
было в партазанах. Мне казалось, что я
эзонибочно даю ему возможность по-
хвастаться, но он печально вздохнул и от-
рицательне покачал головой,

— Мой сыновья не были в TapTAsaHay,

— Почему?

— Потому что к этому времени в жи-
вых был только один, но он был уже
очень стар.

Тогда переводчик, желая замять неко-
торую неловкость минуты, возникшую
и3-3а моей  невольной бестактности, от
себя спроснл его о внуках, и лицо ста-
Рика оживилось, он улыбнулея своим бес-
помошно открытым ртом и удовлетворен-
но закивал.

— Внуков много было в партизанах. И
правнуков много.

— Значит. у него и правнуки есть?
	— $ Hero есть также и праправнуки,
Но этих уже так много, что слишком дол-
го было бы перечислять, и они еше малы.
	Вот жизнь, — подумалось мне при
этом, — одна человеческая жизнь, обни-
мающтая чуть ли не столетие, пять поко-
лений, и так непосредственно, ретиво пря-
частная к этому дню, ко всему, что нас
окружает здесь, о чем мы беселуем, и ко
всему, что внушает нам этот то затихаю-
щий как будто, то е яростью  возобнов-
ляющийся глухой гул в горах, донося-
ийся во стороны греческой границы.
	Девяносто шесть лет He такая уже
редкость возраста, но Мити Шоре женился
очень молодым и молодыми женилиеь его
сыновья и внуки. Поэтому его поколение
составляет значительную ‘чаеть населения
большой деревни. Мити Шоре, как многие
албанцы этих мест, побывал на заработ-
ках в Америке и побывал не один раз, &
целых три раза. Впервые он, гонимый
нуждой, пересекал океан еше в том веке.
Он сказал, что был бы куда крепче, чем
он есть, если бы не это путешествие и
работа в тяжелейших условиях в Детрой-
те, те он себе мог позволить снимать
лишь полкойки, т.-е. койку, на которой
в другую смену спал друтой рабочий, ос-
тавляя ему еще теплыми матрас и одеяло.

Вообще говоря, эмиграпия в Америку
редко кому из албанских горцев; необык-
новенно привязанных к родной земле, оправ-
цывала надежды на обретение надеж-
ного заработка, оносных условий сущеет-
вования. В большинстве люди, промаяв-
шись вдали от родной, хотя и мало
пригодной для пашки земли, год-два
или даже десять,  возвращалиеь домой.
Часто возврашалиеь разбитыми, больныхи.
И одной из отромных перемен в жизни
этого народа являетея то, что в народной
республике, тде земая по слраветливости
досталась тем, кто ее обрабатывает сволми
руками, отпала исконная необходимость
	искать кусок хлеба за пределами родины.
Устами древнего Мити Mlope народ гово-
ри: °

— У нас своя власть, своя земля —
никакой Америки нам не нужно.
	Но крестьяне-горцы получили не толь-
ко землю, они также впервые 3a
всю свою историю имеют возможность за-
работка, помимо земли, в пределах роди-
ны. Албания строится, прокладывает жз-
лезные дороги, возводит промышленные
предивиятия, она не может оставаться
попрежнему сплопть аграрной, экзотичееки
отсталой окраиной Европы. В ближайшем
от Виткучи городеком центре — КВорче
идет строительство крупного сахарного за-
вода, рабочее население гоподь будет воз-
раетать с каждым годом. Ни  правнукам,
ни праправнукам Мити Шоре не будет уже
нужды пересекать океан в поисках рабо-
ты на американоких хозяев, — OHM cMO-
гут работать на себя, на свою народную
республику, на свое будущее, которое в
Албании уже называют не иначе, как со-
пиализмом.
	hak в сущности немного нужно для
счастья трудового народа — велик ли он
или мал: нужно, чтобы ему не метали
устраивать свою судьбу в согласии е его
собственными подлинными интересами и
стремлениями. Чтобы на крыши его до-
мов не падали бомбы, чтобы ето не при-
нужхали к навязываемым извне всяким
«новым порядкам», чтобы он имел возмож-
ность сам разобраться, какие порядки
новы, какие стары, и чтобы он свободно
мог следовать примеру, какой ему пред-
ставляелея лостойным поллажания.
	Не 906 этих ли элементарных условиях
народного супествования идет речь там,
за чертой, отделяющей Албанию от Гре-
ции, откуда в Виткучи сорок второй день
слышатся угнетающая душу пальба и бом-
бовые разрывы. Не из-за этих ли элемен-
тарных условий греческий народ, уже
близко в десятилетию, бьется в родных
горах < иноземцами разных маетей, тер-
пит нечеловеческие лишения и не склалы-
вает, и никогда не сложит, оружия, как
не сложил ето албанский народ, в борьбе
завоевавший свободу, землю и будущее, до-
стойное свободного народа.

Мы уезжали под вечер, вновь то подни-
маясь над трассой водопровода Виткучи—
Корча, то оставляя глубоко внизу, видя ее
то слева; то справа от пороги, и грохот
боя, весь день стоявший в ушах, векоре
заглох за громоздкой массой вечереющих
гор. Но вряд ли он стихнул на вамом
деле. Так елешь, бывало, с фронта, кото-
рый был в двух-трех часах езды от сто-
лицы, и уже не слышно стрельбы, и ты
в мыслях занят тем, что тебе предстоит
делать еетодня по долгу твоей профессии,
и оторваться совсем от TOTO, что там,
позади, отмыслить Bee это не в силах,
хотя бы ты ехал п ехал так не только до
Москвы, но и до Влаливостока.

Я добрался ло Корчи,  переночевал в
пороле. и в половине следующего дня был
	‚в Тиране. Через день утром я ©ел © това-
	рищами По делегации в самолет и БВ в--
черу был во Внукове, нод Москвой. Шро-
шло уже болыне месяна, а я за^ воеми де-
лами и заботами не могу освободиться от
этого вмечатления, сильнейшего из всех,
испытанных мною в поездке; вечереющие
горы, прошанье в Виткучи,  затихающий
за горами тяжелый грохот войны, — He
могу и не хочу. Читатель, надеюсь, пой-
	MOT меня,
	А. ТВАРЛОВСКИИ
		боеприпасами, продовольствием, медикамен-
tamu. Ho ero бойцы-— народ, цвет нарота.—
	они никогла не сложат оружия, как бы им
	ни было трудно.

— Да, да- строго и сдержанно  пол-
твердили все слушатели. Они по себе зна-
ЛИ, что № так, они имели право утверж-
дать это как непреложный закон. Не толь-
KO потому, что они знали по’опыту, что
такое война и ее муки, но и потому, что,
трудясь над восеозданием бесчеловечно
разрушенного своего дома. они вместе с
бесчисленными миллионами тружеников во
всем мире противостояли темным, разрути-
тельным силам этого мира.
	—- Нойлоумте посмотрим, что мы уже
построили и чего еще не построили, —
предложили хозяева, и Мы весе трону-
лись в обход деревни. Это оказалось не-
легким делом. Покамест мы были на око-
лице, где происходила первая встреча, мы
видели только треть селения. Ono pacio-
лагалось По трем разносторонним секатам
гор, закрывающих одну его часть от дру-
гой.

Мы осмотрели новую школу, еще, прав-
да, недостроснную за недостатком иных
материалов, но уже стоявшую под крышей
ий отличавшуюся от других домов деревни
размерами и планировкой специального зда-
ния. Вроме школы и помещения исполни-
тельного комитета, из построек обществен-
ного назначения здесь можно было ВИДЕТЬ
здание сельской милиции.

В домах, куда МЫ заходили, еще наб-
людались. приметы недавности новоселья:
вся семья порой располагалась в одной
из четырех комнат дома, — остальные
еще не были отделаны. Но всюду было
опрятно, всюду можно было видеть лю-
бовное стремление устроить и украсить
новое жилище по-новому.
	Не редкостью были тахты или желез-

ные кровати, накрытые  домотканными
коврами, табуретки или стулья. Там, где
мы по просьбе хозяев оставались присесть
	на минуту и покурить, выставлялась и6-
	пельница на самодельной деревянной под-
ставке. На стенах комнаты, кроме семей-
ных фотографий и плакатов, чаще всего
изображающих албанского солдата в пол-
ной фопме, непременно мы видели пор-
треты Сталина и Энвера Ходжа.

Мы обошли не всю деревню, — довольно
трудно было бы это сделать за такой ко-
роткий срок пребывания,

Hama беседа все время возвраталась к
дням жестокой борьбы, может быть пото-
му, что, куда бы мы ни шли, поднимались
вверх по тропинкам или спускались вниз,
за нашим слухом неотступно следовал глу-
хой тяжелый гул канонады — то усили-
вавшийся и нараставший, то чуть редев-
ший, так что уже можно было различить
отдельные выстрелы,   Е

Здесь все помнят, как Энвер ходил то
этим улицам и тропинкам: как он гово-
рил речь перел Ватальоном Мести, нака-
	нуне его выступления в бой за последнюю
деревню Лесковик.

— 9716 было так далеко все — Совет-
ский Союз, русские, Сталин, — переводил
мне Лазар то, что говорили, вопоминая ту
речь, партизаны, — ato было так дале-
ко, И в том далеке была тоже война, и
пративник был на русской земле, и Энвер
говорил: «Мы победим, хотя нае мало,
победим потому, что у нае есть великий
друг и верный зашитник малых народов—
Советский Cows, великий союз больших
и малых народов. Там, на своей земле, он
беретея не только за бебя, но и за нае, &
он так могуч и силен, что врагу, нашему
общему врагу, не устоять против не, И
мы должны боротьея с твердой верой в
победу», Так он говорил, и тогда всем
казалось, что Совелекий Союз и его армии
BOT злееь, за ближайшим перевалом, и
мы вот-вот. ветретимея с ними.

Идея встречи с советскими воинами, как
я заметил, имела в сердцах албанских пар-
тизан большое место. Олин тенерал албан-
ской армии рассказывал мне 9 том, как
по освобождении Тираны и всей страны
албанцы устремились, преследуя и громя
фашистов, на помощь ютославеким парти-
занам. Это были две или .три албанских
дивизии. Они беззаветно сражались на
югославской земле, воолушевленные побе-
ионоеным продвижением войск Советекой
Армии. приближавшихся тогда к Белграду.
	В Биткучи очень гордятея тем, что эта
деревня дала так мното солдат и команди-
ров партизанекой борьбы, тем, что офице-
рами нынешней албанской амии служат
пятьдесят два человека из Виткучи, что
из Виткучи родом свынпе тридцати человек
работают сейчас на больших партийных п
государственных должностях республики,
что в Виткучи долго находилея организа-
пор и руковолитель освободительного дви-
жения, нынешний глава государетва Энвер
Хотжа.

В Албанию, на имя преньер-министра
и главнокомандующего притлю письмо из
Советского Союза от одного украинца ©
поздравлением, кажется, по случаю пяти-
летия албанской армии. Этот украинец,
родом чуть ли не из Закарпатья, воевал
па одном из южных фронтов, раненым 1о-
пал в плен и был увезен в Италию. 0т-
туда он затеял фантастический побег и
занесло ето в Албанию. Здесь он, не зная
ни страны, ни языка, кроме одного ело-
ва — партизан, которое по-албански зву-
чит так же, как и по-русска, нашел в
горах партизан, вошел в отряд и возвал
плечом к плечу с албанцами против общего
врага © сорок второго года до полного 0-
вобожления этой страны, был отмечен
наградами ш возвратилея на родную ук-
рапнскую землю, откуда теперь привет-
ствовал и поздравлял вождя албанских
воинов. Чем не сюжет для ховременной

баллалы!
	Мы залили отдохнуть в ОДИН Из домов,
На-днях только заселенных хозяевами. На
пороге нас встретила приветливо улыбав-
шаяся и поспешно вытиравшая полотен-
цем руби женщина в ситцевой городской
кофточке и домотканной пестрой сукон-
ной юбке. Она привела нас в первую, уже
	обетавленную и обряженную, Езк жилье,
	Корейская общественность требует
вывопа американских войск из Кореи
	ПЛЕНЬЯН, 9 октября. (ТАСО). В своих
выступлениях 0 пхеньянскому  ралио
	представитель етулентов горолекого Uela-
	гогического инетитута и _ представитель
профессорско-преподавательского = состава
университета горячо благодарили  совет-
ское правительство за решение © выводе
советских войск из Кореи.

Советские войска, разгромив японских

империалистов; сказал представитель сту-
дентов, принесли корейскому народу <в9-
боду. Советекий Союз боролся за незави-
симость Кореи на Московском совещания
трех министров иностранных дел в декаб-
ре 1945 года и веячески помогал корей-
скому народу в его самостоятельном раз-
витии. В Северной Корее, вотупившей на
демократический путь развития, проведе-
на земельная реформа, построены и pado-
тают новые институты, техникумы, еред-
ние и начальные школы, значительно
повыеилея жизненный и культурный у10-
вень населения.
о Совершенно иное положение в Южной
Ворее. Американские военные власти, про-
лолжал представитель студентов, растуетн-
ли созданные народом после капитуляции
японской армии народные комитеты, пре-
следуют демократические элементы. Мариэ-
неточное «правительство» предателя Ли
Сын Мана заключило соглашение е СПА,
предусматривающее превращение Южной
Вореи в американскую колонию.

На просьбу Верховного Народного собра-
ния Кореи вывести иностранные войска из
Кореи советское правительство ответило
сотласием, а американские правящие круги
всячески уклоняютея от прямого ответа.

Представитель  профессорско-преподава-
тельского состава Пхеньянского универеи-
тета, приветствуя тешение советского
	правительства о выводе советских войск
из Кореи, назвал это решение «исключи--
тельно дружественным и благородным ах-
том»,

Политика советскюто правительства, про-
должал представитель ПШхеньянекого уни-
верситета, обеспечивает равноправие воем
нациям и способствует политичеекому,
экономическому и культурному фазвитаю
налшей страны, У Советского Союза нет
таких намерений, как у амеряканцев, ко-
торые проводят политику превращения
Южной Rope B свою колонию.

Освобожденная советокими войсками от
‘японского ига, Северная Корея уверенно
идет по пути демократического развития.
Усилиями народа здесь ‘восстановлены
19 электростанций, 49 угольных шахт,
многие заводы и фабрики, построено более
трех тысяч школ, в которых обучается
свыше 1.800.000 учажихся. Напротив. в
	1 Южной Ворее, гле хозяйничают американ-
	цы, растет число бездействующих фабрик
ий заволов и с каждым днем увеличивает-
CH численность безработных.

Йз 30 тысяч человек, подавших заявле-
ния в высшие учебные заведения в Юж-
ной Корее, получили возможность учитьея
только около 7 тысяч человек. В Север-
ной Корее в высших учебных заведениях
обучается свыше 16 тысяч юношей и де-
вушек. .

Полятика Советского Союза в ropeli-
ском вопросе обеспечила все условия для.
самостоятельного существования и разви-
тия Кореи. Созданное народно-демократи-
ческое правительство во главе с Вим Ир
Сеном пользуется подлержкой абсолютно-
го большинства корейского народа. В зак-
лючение оратор потребовал, чтобы амери-
	канские войска были выведены из hoper.
	Выступление Херты Вуусинен
	ХЕЛЬСИНЕЙ, 9 зктября. (ТАСС). Вче-
ра в рабочем доме финляндокой столицы
состоялось собрание столичной организа-
ции компартии. “

На собрании © of30poM  политичеекого
положения выступила Херта Кууесинен.
	Аасаясь запроса Демократического сою-
	за народа Финляндии правительству н
разговоров о том, что будто бы он был не
нужным, Куусинен сказала: «Это непра-
вильно. Ведь речь идет о наших отноше-
ниях < Советским (С0ю30м.

Неудивительно, что буржузаля сталь
на сторону правительства.

Речь шла также, — указала Вуусинен,—0
детише реакционной буржуазии, о. пнои-
коре и о продолжении его деятельности в
новом виде. Правительство защищало дея-
тельность шюцкора, a буржуазия защи-
шаль правительство».

Куусинен подчеркнула далее, что реак-
ционная буржуазия готова поставить етра-
ну под иго «плана Маршалла». Котла же
буржуазия Финляндии потерпела неуда-
чу, то в Финляндии по примеру некото-
рых других стран решили произвести
опыт, — может быть, успех будут иметь
«маршаллизированные социалисты».

Если бы буржуазия пыталась прямо на-
пасть на рабочий класс и друзей мира в
Финляндии, то цель обнаружили бы ера-
зу, но когда дело поручают находящимея
в кругах рабочего класса  приспешникам
Маршалла, то надеются, что это, может
быть, заметят не сразу.

Куусинен заявила, что иностранные им-
перизлисты могут быть довольны ныней-
ним финским правительством. Мирный до-
говор нарушается. Советекий Союз делает
заявление о. необхолимеети исправить 0-
ложение дела, но финское правительство
ведет себя таким образом, будто никакого
заявления сделано не было. Лаже сейму
He дают прямого ответа, было ли сделано
заявление и что оно в себе заключало.

Наоборот, требование Советского Союза.
стараются йзобразить как иёобоснованное..
Обвиняют не нарушителей мирного догово-
ра, & КОММУНИСТОВ.
	Указав затем на стремление правятель-
слва ухудшить положение трудящихся и
поставить. коммунистов в положение лю-
дей третьего сорта, Куусинен подчеркну-
ла, что коммунисты не боятея правитель-
ства Фатерхольма, но что они предосте-
регают его. Они не желают допустить,
чтобы страна была ввергнута в новые не-
счастья, они желают исправления совер-
шенных ошибок.

В заключение Вуусинен отметила, что
если бы нынешнее правительство было
подлинно рабочим правительством, оно не
преследовало бы рабочих, считающих ce-
бя коммунистами и даже социал-лемокра-
тами, если говорить о членах JICHO, a,
наоборот, сотрудничало бы с рабочими В
их. борьбе за свой интересы,

Куусинен призвала рабочих к совместной
борьбе, к оказанию взаимной полдержки, к
обеспечению мира и  самостоятельности
Финляндии. Она призывала положить во-
нец проискам финской реакции.

Собрание приняло резолюцию, в которой
говорится, что положение стравы и, в 065-
бенности, отношения с Советским Союзом
ухупиились. Свобода и независимость фин-
ского народа подвергаются опасности, и их
угрожают поинести в жертву чужим це-
лям, враждебным миру и демократии.

Террор в отношении демократически на-
строенных граждан страны и в 060бенно-
ети в отношении рабочих, борющихся 3a
свой права, усилился. Несмотря на бы-
етрый рост производетва, экономическое по-
ложение снова ухудшается и обнаружива-
ются ясные признаки кризиса. Жизненный
уровень трудящихея вновь снижается. Це-
ны и косвенные налоги возрасталт.
	Собрание от имени организованных ра-
бочих Хельсинки обратилось ко всем тру-
дящимея Финляндии с призывом положить
вонец попыткам реакции толкнуть страну
на путь старого антидемократического ре-
жима, лапуасското движения и террора. 00-
брание призвало обеспечить дружбу и co-
трудничество с Советским Союзом, бороть-
ся за повышение жизненного уровня на-.