ВТОРНИК, 1 ФЕВРАЛЯ 1948 г. № 95 (9865)
		ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯШИХСЯ СССР.
	< дальнейшему расивету
_ советской‘ науки!
		В области физико-математических наук
следует отметить такле характерные для
1949 года проблемы, как проблемы атом-
ного ядра, космических лучей, онтиче-
ских методов анализа, разработка методов
прогноза погоды и изучения землетрясений.

В разделе химических наук особое место
занимает большая группа тем, посвящен-
ных исследованию химического состава ве-
ществ современными физическими и физи-
ко-химическими методами © целью позна-
ния химизма при малых содержаниях вё-
ществ.

Целый ряд крупных работ предусматри-
вается в области  геолого-географических
наук.

Дальнейшее развитие биологических на-
ук целиком базируется на учении Мичури-
ца. — Лысенко. Тематика отделения биоло-
гических наук существенно связана с нуж-
дами социалистического сельского хозяй-
ства, здравоохранения, пищевой промыш-
ленности, рыбного хозяйства. 060б0е место
занимают вопросы наследственности и её
факторов, проблема устойчивости высоких
урожаев. Ряд новых важных тем посвя-
щается травосмесям в условиях орошаемого
и неорошаемоге землелелия.
	Целая группа исследований направае-
на на изучение лесорастительных свойств
почв и ландшафтов в связи с осуществле-

нием больших работ по созданию государет-
венных лесных полосе.
	План отделения технических наук так-
ще весьма серъезно приближен к запросам
народного хозяйства. Здесь можно назвать
работы по автоматизации вычиелений —
машинной математике. Значительное раз-
витие получат исследования в области
керамической металлургии.

В нынешнем году по разделу историче-
ских наук закончатся весьма важные кол-
лективные работы. Среди них — фунда-
ментальный труд «История русской куль-
туры», десятый том «Истории CCCP»,
«Исторяя Москвы».

Одно из Центральных меет в тематике
отделения экономики и права занимает ра-
бота о составлению систематического
курса пелитической экономии социализма,
& также исследование ряда вопросов эко-
номики социалистической промышленности,
транспорта, сельского хозяйства. Продол-
житея разработка проблем хозрасчета, пе-
	`Нообразования и зарплаты как экономиче-
	ских рычагов нодема социалистического
производства,

Весьма разнообразна и обширна будет
деятельность отделения литературы и язы-
ка. Ученые продолжат разработку вонро-
сов русского языка, работу по составле-
нию словарей и грамматик различных ти-
пов, а также проведут группу чрезвычайно
интересных исследований, которые должны
лечь в основу сравнительных граммалив
языков народов СССР.
	Существенное место занимают работы по
литературоведению. Заканчиваются лесяти-
томная «История русской литературы»,
четырехтомный труд «История русской
критики». Большая работа будет проведена
в связи с исполняющейся в 1949 году
150-й годовщиной co дня рождения
А. С. Пушкина. Надлежащее внимание уде-
ляется изучению литературной леятельно-
	CTH русских революционных ACMOKRDATGR,
	Выполнение плана 1949 гола, мы на-
деемся, будет достойным вкладом советских
ученых в дело построения коммунизма в
нашей стране, неуклонно осуществляемое
народами Советского Союза под водитель-
ством великого Сталяна.
	В. ближайшее время состоится традицион-
ное годичное собрание Академии наук СССР,
воторое подведет итоги научной деятельно-
сти за прошлый год. На этом собрании уче-
ные ознакомятся и с планом работ 1949 гола.
	Б 1948 году Академия наук СОСР пролол-
	жала работать над осуществлением залачи.
	поставленной И. В. Сталиным в его речи
на предвыборном собрании избирателей
Сталинского избирательного округа города
Москвы: «Я не сомневаюсь, — говорил
Я. В. Сталин, — что если окажем должную
помощь нашим ученым, они сумеют не
	только догнать, но и превзойти в ближай-
	шее время достижения науки за пределами
чашей страны».
	Прошедший год в деятельности Академии
наук СОСР был голом большого нол’ема об-
	шего уровня научно-исследовательской ра-
боты. о
	Постановления ЦК ВКП(б) по итеолоти-
ческим вопросам, дискуссия по вопросам
биологии и торжество мичуринекого учения
помогли Академии наук в значительной ме-
pe преодолеть безидейность, аполитичность,
имевшие место в работах некоторых наних
ученых, содействовали повышению идеоло-
тического уровня всей научной деятельно-
сти в стране и разоблачению реакционной
сущности буржуазной науки.

Неотложной задачей советских ученых
стала последовательная борьба с проявяе-
ниями буржуазной идеологии в науке, глу-
бокое изучение философии марксизма-лени-
низма и конкретное применение ее в нз-
учной деятельности сегодняшнего дня.

Ученые настойчиво работали над вы-
полнением плана научных проблем, а также
над отдельными заданиями и поручениями
правительства.

В 1948 году Академия наук осуществи-
ла ряд мероприятий по дальнейшему укрси-
лению связей и сотрудничества институ-
тов академии с промышаенностью, сель-
CHEM хозяйством и отраслевыми институ-
тами.

Товаринг Сталин в своей речи 9 февра-
ля, останавливаясь на планах работы ком-
мунистической партии на ближайшее бу-
дущее, говорил, что 0с0бое внимание будет
обращено «и на широкое строительство вся-
кого рода научно-исследовательских инсти-
тутов, могущих дать возможность науке
развернуть свои силы».

В прошлом году Академия наук обогати-
лась новыми институтами, лабораториями,
опытными станциями. Благодаря постояв-
ной заботе правительства, нартии и лично
Ц. В. Сталина: `` матернально-техническая
база академии значительно ‘окренла и воз-
росла.
	Члены Академии наук и коллективы ин-
ститутов академии добились значительных
успехов в различных отраслях знания и
техники. Новые важные результаты полу-
чены в области разработки физико-матема-
тических проблем. Крупные достижения
имеются в. области химических, геологиче-
ских, биологических, технических наук.
Советская страна обогатилась новыми зна-
чительными открытиями большого научно-
го и технического значения.
	Интересная работа проделана научными
экепедициями. Монгольская палеонтологи-
ческая экспедиция Академии наук в нес-
ках ранее неисследованных районов пуеты-
ни Гоби открыла огромные кладбища иеко-
паемых животных.
	Много дала Горно-Алтайская экспедиция
Института истории материальной культуры
имени Н. Я. Марра.
	Хорезмская  археолого-этнографическая
экснедиция сделала круйнейшее открытие
	Иностранные отклики на заявление Министерства
иностранных дел СССР о Северо-атлантическом пакте
		Одновременно в заголовках указывается,
что рост могущества Советского Союза и
его международного авторитета является
непреодолимым препятствием для осуще-
ствленяя планов мигового господства,
		полный тевет заявления. Лругие пражекие
и братиславекие газеты на видных местах
под крупными заголовками дают его под-
робное изложение. Печать единолушно под-
черкивает, что заявление МИД срывает
маску с поджигателей войны, строящих
сумасбродные планы мирового гоеподства,
и показывает простым людям всего мира,
что могучий Советский Союз зорко стоит
на страже мира и свободы веех народов.
		HBIO-HOPR, 30 января. (ТАСС). Откли-
ки в США на заявление Министерства ино-
странных дел СССР по поводу Северо-ат-
	 чензтического павта нока-что представляют
	6000й попытки отрицания того факта, что
целью пакта является насильственное
установление англо-американского мирового
господства и подрыв организации (б’еди-
ненных наций. Одновременно газеты пыта-
ются «доказывать», будто бы на Совет-
ский Союз ложится ответственноеть за со-
здание в мире такой обстановки, которая
«потребовала образования Западного сотоза».

Вашингтонский корреспондент  тазеты
«Нью-Йорк тайме» Хьюлен заявляет, что
амеряканские официальные круги явно на-
мерены продолжать переговоры о Северо-
атлантическом пакте, несмотря на совет-
скиз обвинения в том, что пакт преследует
цель подрыва организации (б’единенных
наций и установления англо-американского
мирового господства.

Газета «Нью-Йорк таймс» приводит вы-
держки из новой брошюры, которую «Аме-
риканская ассоциация 0б’единенных нз-
ций» в настоящее время рассылает членам
конгресса. В этой брошюре указывается,
что Северо-атлантический пакт вызывает
«опасение, что такого рода соглашение на
практике может усилить двухлолюсный
характер мира и его политическую не-
устойчивоеть».
		Беседа с президентом
Академии наук СССР
академиком С. И. ВАВИЛОВЫМ
			БУХАРЕСТ, 30 января. (ТАСС). Ве
газеты на первых страницах поместили
сегодня текст заявления Министерства
	иностранных дел СОСР о Северо-атланти-
чеком TARTS.
		в древней резиленции хорезм-шахов во
дворце Топрак-Кала.

Большие успехи имеются в деле подбора,
	подготовки и лучшего использования кад-
DOB ученых.
	Нлан  научно-исследовательеких работ
Академии наук СССР на 1949 год свиде-
тельствует о неувлонном росте советской
науки, ее стремлении оказать веесторон-
	нюю помощь народеому хозяйетву страны
в разрешении важнейших задач на пути
создания материальной базы коммунизма и
0б усилении идеологической борьбы с реах-
ционной зарубежной наукой.

Значительное место в работах Академии
наук СССР занимают вопросы философии и
методологии науки, разработка которых
имеет важное значение в борьбе прогрес-
сивных демократических сил мира во главе
с Советским Союзом против империалисти-
ческой реакции.

Предусматривается создание крупной
коллективной работы «История филосо-
фии», которая закончится в этом году.
Большое место занимают темы, поевящен-
ные разоблачению скрытых и явных прояв-
лений неофашизма в западно-европейской и
американской науке, разоблачению захват-
нических тенденций американского импе-
риализма.
	Философская тематика, связанная с борь-
бой на идеологическом фронте, предусмотре-
на также в области физических наук (раз-
облачение современных  идеалистических
воззрений в зарубежной физике), в биологи-
ческой науке (анализ реакционной сущно-
сти вейсманизма-морганизма), в астрономии
и других науках.

Второй существенной особенностью пла-
На 1949 года является его значительно
большая направленность Ha разрешение
важных народнохозяйственных задач. На-
учные силы отделений и институтов ака-
демии концентрируются на  разрабетке
крунных проблем экономического и общест-
венного значения.

Е таким проблемам, занимающим весь-
ма существенное место в плане академии,
относятся: проблема теории строения ве-
щества, проблемы белка, витаминов и
антибиотиков естественного и искусствен-
ного, синтетического происхождения.
	Особое значение получает разработка
	„Комплексной проблемы «Научные основы
	получения высоких урожаев». Впервые
планируется сотрудничество ‘учреждений
Академии наук с институтами, работающи-
ми над вопросами естествознания. Пред-
усмотрена подготовка крупной монография
«История отечественного земледелия».
	Будут разработаны проблемы, которые
должны уже в этом году обеспечить серь-
езные практические результаты в работе
отраслевых институтов или непоередетвен-
Но в народном хозяйстве — в промышлен-
ности, земледелии, на транспорте.
	В число таких проблем входит ком-
плекс вопросов, связанных с полимерами и
пластмассами, ряд вопросов технологии,
проблемы: органического синтеза, научной
основы животноводства, некоторые темы по
рыбной и пищевой промышленности п,
наконец, то, что связано с разработкой
принципов автоматизации и механизации
производственных процессов в промышлен-
ности, на транспорте и в других отраслях
народного хозяйства.
	НА ТЕМЫ СОВЕТСКОГО СГРОИТЕЛБЬСТВА
	Учеба и воспитание руководящих
‘советских калпров
		ском материализме», решения сездов пар-
тии по вопросам советского строительства
и другие.

Интересно, на высоком уровне прошла
теоретическая конференция по книге
Н. Вознесенского «Военная  экономи-
ка СССР в период Отечественной. вой-
ны». Конференции предшествовала большая
подготовительная работа. Слушатели семи-
нара работали над нервоиеточниками. Участ-
никам конференции было прочитано семь
лекций на темы: «Социалистическая систе-
ма народного хозяйства и характер ве эко-
номичееких законов», «Закон стоимости и
деньги в СССР» и другие.

В работе конференции пррняли участие
62 человека. Большинство из них, изучая
предмет, творчески подошло к материалу.
Министр просвещения республики И. С.
Беляев, заместитель министра финансов
Б. П. Лякин, начальник строительной
группы Совета Министров А. Ф. Духов вее-
сторонне осветили основные законы ©9-
циалистического производетва и распреле-
ления в период Великой Отечественной
войны, показали принципиальные особен-
ности социалистической военной экономи-
ки, ее преимущества перед экономикой ка-
питалистических стран.

Теоретические конференции показывают
идейный рост слушателей семинара, их
стремление овладеть революционной теори-
ей. Слушатели семинара имеют календар-
ный план занятий и заранее знают их
темы. Неред каждым занятием читаются
лекции. Каждому участнику семинара вру-
чается разработка очередной темы е указа-
нием узловых вопросов, литературы. Забла-
говременно определяются и темы локлалов.
	Семинар сыграл большую роль в мар-
	коистско-ленинском образовании руководя-
	Создатели и вожди большевистской пар-
тии и первого в мире социалистического
государства В. И. Ленин и И. В. Сталин
неоднократно указывали на важность
укрепления советского апнарата, борьбы 3a
	его чистоту, за высокую организованность.
	ero работы, за укрепление его связи с
массами.
	«В чем состоит сила нашего государ-
ственного аппарата? В том, что он связы-
вает власть с миллионными массами рабо-
чих и крестьян через советы. В том, что
советы есть школа управления для десят-
ков и сотен тысяч рабочих и крестьян. В
том, что государственный аппарат не, отго-
раживается от миллионных народных масс,
& сливается с нини...» (И. Сталин).
	Роль Советов сложна и многообразна.
Взять, к примеру, местные Советы. Они
призваны руководить хозяйственным и
культурно - политическим строительством,
устанавливать бюджет, руководить деятель-
ностью подчиненных им органов управле-
ния, обеспечивать охрану государственного
порядка, содействовать усилению обороно-
способности страны, обеспечивать соблюле-
ние законов и охрану прав граждан. Ра-
ботник советского аппарата — винтик
огромной и сложной государственной ма-
шины. От его идейности, деловых качеств

зависит работа аппарата.
	Партия за годы советской власти воспи-
тала многочиелениые кадры работников
государственного аппарата. Эти люди про-
шли серзезную школу государственного и
хозяйственного строительства в годы пред-
военных сталинеких нятилеток, выдержали
испытание в период Отечественной войны и
теперь обеспечивают успешное решение за-
дач мирного строительства, поставленных
пятилетним планом.

В Карело-Финской ССР, в условиях по-
	БАРШАВА, 30 января. (ТАСС). Bee
польские газеты под крупными заголовка-
ми полностью публикуют заявление Мини-
стеретва иностранных дел СССР о Северо-
атлантичееком пакте,

Газета «Трибуна люду» в заголовке под-
черкивает, что Советекий Союз выступает
против козней империалистов, в защиту
мира и авторитета 008.

Газета «Курьер цодзенны» нубликует за-
явление Министерства иностранных дел
СССР под заголовком: «СССР разоблачает
политику Англии и США как политику
агрессни и разжигания новой войны. Ат-
лантический пакт служит планам варязы-
вания миру англо-сакского владычества».

«СССР, — заявляет’ газета «Речь Поспо-
лита», — верен Уставу OOH и принципам
международного сотрудничества».
		ОТТАВА, 29 января. (ТАСС). Вее газе-
ты, за исключением  торонтекой газеты
«Тлоб» и монреальской газеты «Газетт»,
поместили на видном масте изложение
заявления Министерства иностранных дел
СССР о Северо-атлантическом пахте.
	ШзеЕция
	СТОВГОЛЬМ, 29 января. (ТАСС). Вечер-
ние стокгольмекие газеты опубликовали
изложение заявления Министерства ино-
сгранных дел СОСР о Северо-атлантечс-
ком пакте.

ГОЛЛАНДИЯ
	ТААГА, 30 января. (ТАОС). Ряд голланд-
ских газет на первых страницах опублико-
вал выдержки из заявления Министерства
иностранных дел CCCP o Северо-атлан-,
тическом пакте. Газета «Хет парооль» вы-
деляет раздел заявления, в котором говорит-
ся 0б агрессивной пелитяке правительств
Англии, Франции и других маршаллизиро-
ванных стран.
	Газета «Ле ваархейд» помешает вы-
хержки из заявления Министерства
	иностранных дел CCCP, подчеркивая, что
Западный блок и находянийся в пронессе
подготовки  Соверо-атлантический nant
угрожают миролюбивым паполам.
	ФИНЛЯНДИЯ
	БУДАПЕШТ, 360 января. (ТАОС). Вее ra-
зеты опубликовали заявление Министерства
ческом пакте.

Газета «Непсава» сопровождает заявле-
ние зеголовком; «Советский Союз ведет
борьбу против поджигателей войны, за
прочный мир». Газета «Сабад сз» подчерки-
вает в заголовке, что Советский Сеюз борет-
ся за демехратический мир для всех наро-
дов. Газета «Хирлан» отмечает, что «Ми-
нистерство иностранных дел Советекого
Союза разоблачает об’единение западных
держав в военных нелях» и что «новые
пакты, подготавливаемые США и Анганей,
подрывают  озганизанию  0б’единенных
	нацин».
ИТАЛИЯ
	AQHTOH, 30 января. {ТАОС). Воскоес-
ная английская печать уделяет много вни-
мания заявлению Министерства иностран-
ных дел СССР о Северэ-атлангичееком пак-
те, но только «Обсервер» дает изложение
этого заявления размером: в одну колонку.
Остальные же газеты приводят по не-
скольку фраз из заявления Министеретва
иностранных дел СССР, обильно снабжал
их комментариями.

ЛОНлОН, 30 января. (ТАСС). Как пе-
редает агентство Рейтер, предбтавитель ан-
тлийского министерства иностранных дел
комментировал вчера заявление Министер-
ства иностранных дел CCCP o Cesepo-ar-
лантическом пакте. Из сообщения агентет-
ва следует, что указанный представитель
не пыталея отрицать антисоветской направ-
ленности проектируемого Северо-атлантиче-
ского пакта и стремилея оправдать созла-
ние этого пакта, утверждая, будто бы Со-
ветекий Союз отходит от политики сотрул-
ничества с западными лержавами. При этом
представитель министерства прелнамерен-
но искажал высказывания руководителей
Советского государства о возможноети со-
трудничества между лвумя противополож-
ными системами.
		ПРАГА, 30 января. (ТАСС). Заявление
Министерства иностранных дел СССР о Се-
веро-атлантическом пакте вызывает боль-
шой интерес широкой общественности Че-
хословакии. Вчера пражекое радио пере-
дало подробное изложение заявления. Се-
	годня газета «Руде право» опубликовала
	РИМ, 30 января. (ТАСС). Пальмиро
Тольятти дал интервью корреспонденту га-
зеты «Унита» но поводу приглашения вой-
ти в состав «Европейского единства», по-
лученного итальянским правительством от
совета министров иностранных лел пяти
стран, подписавших брюесельский пакт.
	Тольятти заявил: «Мне неизвестно, как
неизвестно и всем в Италии, каковы усло-
вия, на которых наша страна должна уча-
ствовать в так называемом «Европейском
единстве». Известно только, что в Лондоне
совершен важный шаг в области империа-
листической политики, направленный ие к
об’единению Европы и мира, а к их рас-
колу и нолготовке новой войны.
	Организация, создание которой намече-
но в результате лонлонской интриги имне-
	ших советских кадров республики. Он
дисциплинировал слушателей, повысил ин-
терес к вопросам теории.
	Положительным результатом семинара
является возросший интерес советских ра-
ботников к пропагандистской работе. На-
пример, министр коммунального хозяйства
С. В. Попов, заместитель министра лесной
промышленности С. В. Шамшин, председа-
тель исполкома Питкярантекого районного
Совета В. Т. Еремеев и другие стали чае
выетупать е докладами и лекциями.
	Для политического образования совет-
ских работников используются и другие фор-
мы. В прокуратуре республики 9 человек
учатея во Всесоюзном заочном юридическом
институте, 39—в республиканской заочной
юридической школе, пятеро заканчивают
Петрозаводский вечерний университет мар-
коизма-ленинизма, шестеро посещают лек-
торий Петрозаводского городского комитета
партии, 26 обучаются в районных вечер-
них партийных нжолах.

В различных учебных заведениях учат-
ся работнаки министерств просвещения,
финансов, торговли и другие, заведующие
отделами и инструкторы районных и горол-
ских Советов обучаются в районных пар-
тийных школах, участвуют в семинарах
партийного актива, посещают вечерний
университет маркеизма-ленинизма.

В 1948 году в первом выпуске партай-
ной школы при ЦК КП(б) Карело-Финской
ССР было 20 советеких работников. Сей-
час ‘в партийной школе и на курсах при
ней обучаются еще 13 председателей и
заместителей председателей  исполкомов
районных Советов.
	Ряд руководящих советских работников
	готовит кандидатские диссертации. Сре-
ди них — секретарь Президиума Bep-
хорного Совета  Царело-Финской CCP
	П. И. Ихалайнен, работник Совета Мини-
стров республики М. Г. Чирков, замести-
тель министра сельского хозяйства респуд-
лики И. А. Петров, работник республикан-
ской прокуратуры Я. Н. Бравый. Заме-
ститель Председателя Совета Министров
Карело-Финской ССР И. И. Сюкияйнен за-
	щитил вондидатоквую диссертацию на тему;
	АВЯБСИНЕЙ, 30 января. (ТАСС). Газе-
ты спубляковали сегодня переданное по
московекому радио зачвление Министерства
иностранных дел ССОР о Сэверо-атланти-
ческом пакте.

Газета «Тюэкансан саномат» подчерки-
вает, что заявление Министеретва  ино-
странных дел СССР ясно векрыло преступ-
ный характер политики руководящих ЕВу-
гов запалных держав.

Каковы бы ни были результаты сове-
щания в 0сло, продолжает газета, фактом
являетея, что угроза войны со стороны ру-
воводящих — империалистических  лержав
приблизилась как в Скандинавии, так ик
Финляндии.

В отношении Финляндии и вообще ча-
лых государств соответствует действитель-
ности констатация 8-го с’езла компартии
Финляндии, что «малые государства могут
обеспечить свою независимость лишь путем
борьбы в рядах антиимпериалистяческого,
демократического лагеря». Ответом на уси-
ливаюшуюся подготовку войны империа-
листами, пишет газета, должно быть вее-
мерное укрепление сотрудничества с Сэвет-
ским Союзом и стоящими рядом с ним наз-
родно-демократическими странами,
	вительство не может брать на себя ника-
ких обязательетв в этой области, не про-
консультировавшись с парламентом. Боль-
ше того, если бы христианско-демократи-
ческое правительство руководилось честны-
MH людьми, оно должно было бы анпелли-
ровать в стране, так как всем известно,
что де Гаспери во время предвыборной
кампании 18 апреля клялся на всех пере-
крестках в том, что он никогла не приве-
дет Италию к участию в каком-либо блоке.

Ё сожалению, еше, повидимому, не кон-
чились времена, когда итальянцы узнава-
ли из газет, что их страна вступила в
«‹антикоминтерновский пакт» или присое-
динилась в какой-либо другой оси или
треугольнику. Однако всем памятно, каков
был результат подобной политики»,
	Г критика — движущая сила советского об-
	цества»,