ПЯТНИЦА, 11 НОЯБРЯ 1949 г. № 266 (10106)

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯНИХСЯ СССР
	В странах
народной
демократии
		ключение, что польский народ единолуино
клеймит агрессивные планы империали-
стического * лагеря и добивается запреще-
ния атомного оружия и других видов ору-
жия массового уничтожения, добивается
введения эффективного контроля над атом-
ной энергией, который схелал бы невоз-
можным использование этой энергии для
престунных военных целей и дал бы воз-
можность использовать ее в мирных це-
лях Для блага человечества.

На заседании комитета с большой речью
выступил представитель Советского Союза
Я. А. Малик.

Выступивший зам представитель Ира-
ка заявнл о необходимости выработать де-
хларацию, предусматривающую исключе-
ние атомного оружия из национальных во-
оружений. Такая декларация, по утверж-
дению иразского делегата, явилась бы пз-
гом к запрещению атомного оружия. Пред-
ставитель Ирака выступил в поддержюу
предложения Индии. Последнее предубмат-
ривает разработку упомянутой декларации
на основе все того же пресловутого плана
США и, следовательно, не решает вопроса
0 запрещении атомного оружия.
	Обсуждение  вопроеа о международном
контроле над атомной энергией иродол-
кается.
	НЬЮ-ИОРЬ, 10 ноября. (ТАСС). Специ-
альный политический комитет 9 ноября
продолжал обсуждение вопроса о междуна-
родном контроле над атомной энергией.

Предетавитель. США. не имея ни‘ аргу-
ментов, ни фактов, чтобы возразить по су-
ществу обвинений в том, что США пре-
пятетвуют решению вопроса о запрешении
атомного оружия и контроля над атомной
энергией, не нашел ничего лучшего, как
порекомендовать членам комитета вновь
перечитать рекомендации большинства
атомной комиссии, изданные по настоянию
делегации США в виде отдельного доку-
мента..

Американский представитель. вопреки
истине утверждал, что единственной сиете-
мой контроля, которая может достигнуть
поставленных целей, является система,
предложенная в американском плане, кото-
рый, мол, является теперь не планом США,
а планом 0б’единенных наций, так Kak
был принят на третьей сессии Генераль-
ной Ассамблеи. Между тем хорошо извест-
Но, что этот план был по сути дела навя-
зан Генеральной Ассамблее англо-амери-
канским большинством...

Он заявил, что поддерживает канадско-
французское предложение, так как конеуль-
тации шести государств якобы являются
наилучитим методом для поисков решеняя
вопроса.

Американскому представителю  вторил
представитель Англии Вадоган. Вынужден-
ный признать, что Советекий Союз, erpe-
мясь к достижению соглашения и сближе-
нию точек зрения, внес ряд новых пред-
ложений в течение обсуждения этого воп-
роса в разных органах 00Н, в частности
06 одновременном заключений двух конвен-
	ций. Валоган об’явил, что вовизна этих
	  а яваяется якобы лишь види-
MO

Английский представитель, поддерживая
американский план контроля, заявил, что
одной их, предлагаемой В советском
‚стижения эффективного  ОНтроля народы
должны отказаться от своего национально-
го суверенитета.

Английский представитель заявил о сво-
ей полной поддержке канадеко-француз-
ского предложения. _ ;

\ Представитель СССР Я. А. Малик в
краткой реплике по выступлению Кадога-
на указал, что английский представитель
извращает действительное положение ве-
щей, утверждая, что советские представи-
тели ие дали ответа относительно техниче-
ских обоснований советских предложений.
`Он указал. что ‹оветская делегация дала
ответ как Во время консультаций, так и в
выступлении советского представителя на
заседании Специального политичеекого ко-
митета. ‘

Малик указал, что опыт советеких уче-
ных, достигших высоких научно-техниче-
ских познаний в области атомной энергии,
опровергает утверждения представителей
англо-американекого блока о непреодолимых
технических трудностях ‘установления
контроля над атомной энергией. Эти утвер-
ждения, заявил он, диктуются политиче-
скими ©оображениями, не имеющими ниче-
го общего с подлинной наукой; об этом же
товорит и заключение научно-технического
комитета атомной комиссии в докладе за
1946 г.

Остановившись на возражениях англий-
ского представителя относительно того, что
англа- американежий блок использует для
своих целей автоматическое большинство,
сложившееся в ООН, советский представи-
тель напомнил, что в ряде органов ООН,
и, в частности, в атомной комиссии, засе-
дает большинство стран, связанных ©
США военно-агрессивными блоками либо
агрессивным  Северо-атлантическим  дого-
вором и европейским союзом, либо пан-
американским военным союзом. EHere-
ственно, что такое большинство прини-
мает решения, угодные США и тем воен-
ным союзам, которые возглавляются Сое-
диненными Штатами. Совершенно очевид-
HO, что такое же положение будет и в
проектируемом США международном атом-
HOM сверхтресте: и там военные союзники
CITA вместе с ними TaRme будут дикто-
вать свою волю тем, кто окажется в мень-
шинстве, Таковы дополнительные факторы,
делающие план США неприемлемым в са-
MoH своей основе, сказал Я, А. Матак.

Представитель Гаити,  подчеркнувший
настоятельную необходимость запрещения
атомного оружия и взаимосвязь этого 3а-
прещения с контролем нал атомной энер-
гией, внес проект резолюции, в котором
предлагаетея, чтобы аломное оружие было
об’явлено вне закона и чтобы междунарол-
ная конвенция 6 запрещении атомного
оружия и решение о Международном конт-
роле над атомной энергией были приняты
ий введены в действие одновременно,

В проекте резолюции Гаити предлагает-
ся учредить комиссию из 12 членов, ко-
торые с помошью экспертов по ядерной
физике должны составить к 31 июля
1950 г. проект конвенции и лекларацию
о правах и обязанностях государств в от
ношении атомного оружия.

Ввиду отсутетвия желающих выступить
по этому вопросу ero обсуждение было
перенесено Ha следующее заселание.
	Польский делегат Вербловекий подверг
критике проект оезонюцщии, пролетазленный
	больштинотвом подкомитета, отметив, что
резолюция нодкомичета № 17 с англий-
скими поправками является новым изани-
ем нлана Бевин — Сфорца.

Олнако, сказал  Вербловокий, времена’
колониального господства миновали 0е3803-
вратно. Утнетаемые народы ведут” борьбу
за свободу, с надеждой смотрят на OOH —
31 ливийцы, которым делегации СИА и
Англии пытаются отказать в национальном
об’единении, сомалийцы, которых англий-
ские власти преследуют, бросают в тюрБ-.
мы и высылают, и эритрейцы. родину ко-
торых делегации СМА и Анилии хотят ис-
кусственно разделить.

Польская делегация, заявил Верблов-
ский, продолжает поддерживать проект ре-
золюции, предложенной делегацией СССР,
так как этот проект предлагает правильное
и справедливое решение вопроса о бывших
итальянеких колониях и несет свободу на-
родам Ливии, Сомали и Эритреи в соответ
р с принципами самоопределения на-

Глава делегации Егиита Фавзи-бей зая-
вил, что ем делегация «не подпишется»
под проектом резолюции подкомитета. Он
указал, чю при решении в подкомитете.
вопрос» © Ливии «некоторые державы»
проявили «странную забывчивость относи-
тельно интересов населения Ливии», хотя
комитет должен был бы «прежде всего
принять во внимание интересы и чаяния
народа Ливии». Представитель Египта, вы-
ступил против английских поправок, по
существу предлагающих расчленение Ли-
вии на три части, и заявил, что его деле-
гация выстунает против рекомендаций под-
комитета относительно Сомали. Он указал,
что отклонение подкочитетом предложения
CCCP © предоставлении независимости (9-
мали через пять лет, за что голосовала де-
легация Египта, а также отклонение пред-
ложения 0 совместной опеке нал Сомали
свидетельствуют. о том, что некоторые стра-
 НЫ стараются оттянуть решение. вопроса о
предоставлении независимости народам Co-
мали. Он также указал. m0 «некоторые
державы», ранее воспрепятствовавииие до-
4тижению соглашения по Эритрее в пот-
комитете, теперь стремятся оттянуть при-
‚нятие в Политическом комитете фешения о
судьбе этой бывшей итальянской. колонии.

Обсуждение данного вопроса будет про-
должено на следующем заседании.

НЬЮ-ЙОРК, 10 ноября. (ТАСС). 9 ноя-
бря Политический комитет приступил % 10-
_лосованию предложенных ему проектов те-
SONI и поправок по вопросу о бывших
итальянских колониях. =

Первым был поставлен на голосование
проек’ резолюции СССР, предлагающий
предоставить незавиеимость бывшим италь-
янским колониям: Ливии — немедленно. а
Сомали и Эритрее — через пять лет, в те-
чение которых они должны были бы нахо-
дитьея под опекой ООН.

„Несмотря на все старания делегаций-
СНА, Англии и стран, поллерживающих
эти делегации, им не ухалось изолировать

справедливые предложения CCCP отноеи-
тельно дальнейшей судьбы бывших италь-
янеких колоний. За советекое предложение
Ф немедленном ‘предоставлении Ливии не-
зависимости голосовали 20 делегаций, про-
тив == 24, остальные. воздержались. За
	  предложение о выводе в трехмесячный срок
	всех иностранных войск и военного перео-
нала из Ливии и ликвыдации военных баз
голосовали 11 делегаций, против — 31,
остальные воздержались. 3a предоставле-
ние Сомали независимости по истечении
пяти лет и за установление опеки ООН над
Сомали из этот период голосовали 12 де-
легаций. . :

За советское предложение голосовали,
кроме делегаций СССР. УССР. БССР x
стран народной демократии, арабские стра-
ны — Египет, Сирия и друшие восточные
страны — Пакистан, Иран, некоторые ла-
тино-американские страны, в частности
Куба. Против советских предложений го-
лосовали колониальные державы —= США,
Англия, Франция и группирующиеся во-
круг них государства.

Большинетво Политического комитета
также отклонило предложение Либерии о
предоставлении Независимости Сомали по
истечении десятилетнего периода, на время
	которого Сомали было бы поставлено под
	опеку 00Н. 33 это предложение голосовал
21 делегат; против — 27: 5 хелегалов воз-
держались. Jlexeranm CCCP, Польши,
УССР, Чехословакия и ВООР голосовали за
предложение Либерии, представляющее не-
которое улучшение по сравнению ¢ уреко-
мендацией подкомитета, которая предуемат-
ривает установление ная Сомали итальян-
ской опеки и крайне неопределенно форму-
лирует возможность предоставления Сомали
независимости через десятилетний период.

Затем Политический комитет приступил
& разлельному голосованию различных
пунктов проекта резолюции подкомитета
№ 17 и ряда предложенных к нему по-
правок.

Комитет принял рекомендации. содержа-
щиеся в проекте резолюции подкомитета
относительно Тивни © рядом несуществен-
ных поправок, В этих рекоменляациях ука-
зываетея, что Ливия должна получить не-
завислмость не позднее 1 яйваря 1952
пода. В резолюции говорится, что Генераль-
ная Ассамблея должна назначить комиссара
ООН в Ливни и создать при нем консуль-
тативный совет для «предоставления это-
му комиссару помоши и заключений».
В состав совета будут входить предетави-
тели Англии. США. Франции, Пакистана,
Егинта, Италии, по одному представителю
от Триполитании, Киренаики и Фесана и
один представитель от национальных мень-
шинетв Тивяий.

Антло-американское большинство  от-
клонилб польскую ноправку к рекоменда-
ции подкомитета относительно срока, пос-
ле которого Ливия должна получить неза-
виеимость. Делегация Польши предложи-
ла. чтобы Ливия получила независимость
не позднее 1 января 1950 года, а He
1 января 1952 тода, как это предуема-
тривается в проекле резолюции подкоми-
тета. За поправку Польши голосовали 15
делегаций, в том числе СССР, Польши,
БССР, УССР, Чехословакии, Египта и дру-
rax, Против польской“ поправки голосовали
25 делегаций, в том числе США, Англий
и Франции. 11 делегаций воздержались от
голосования.

Болынинство комитета также отклонило
польскую поправку к рекомендации под-
комитета о составе консультативного 60-
вета при Kommctape OOH.

Поеле принятия рекомендаций по Ливия
комитет приступил к рассмотрению реко-
мендаций, содержащихея в проекте резо-
Люций подкомитета относительно Сомали.
Болынииством. голобов комитет отклонил
предложение Либерии послать в Сомали
комиссию ООН для выяснения мнения на-
селения относительно будущего Сомали.

Выступая против этого ‘предложения,
представитель СССР А. Арутюнян заявил,
что вопрос о Сомали, & также об Эритрее
должен быть решен на этой сессии Гене-
ральной Ассамблеи. Нельзя более отклахы“
вать вопрос 9 судьбе бывших итальян-
ских колоний.

Делегация Польши представила поправ-
KY к проекту рекомендации подкомитета,
предусматривающую, чтобы Сомали полу-
чила независимость не через 10 лет, хак
Это предусмотрено в рекомендациях подко-
митета, а через 3 года.

За указанную польскую поправку голо-
совало 18 делегаций, в том числе СССР,
Польши, БССР, УССР. Чехословакии, ` би-
рии, Афганистана, Эфиопии, Пакистана,
Филиппин и других. Против польской по-
правки голосовали 35 делегаций во главе
с колониальными державами — США, Анг-
лией и Францией. 6 делегаций воздержа-
лись при голосований.

Большинством голосов комитет принял
поправку Филиппин к проекту резолюции
подкомитета,  предлагающую, wrote из
этот проекта после слов 6 Tom; an Co-
мали получит независимость через 10: лет,
были исключены слова; «если Генераль-
ная Ассамблея не ренит. иначе». Последние
слова давали возможность в будущем от-
тянуть дальше предоставление незавиеи-
мости Сомали. на неопределенный срок. За
эту поправку голобовали 33 делегации, в
том числе СССР, БССР, УССР, Чехоелова-
кии и Польши. Делегации СТА, АНГЛИИ
и Франции и группирующихся вокруг них
стран голосовали против этой поправки.

Рассмотрение остальных предложений
проекта резолюции по бывшим итальян-
CREM колониям будет продолжено на еле-
дующем заседании. —
		Политическом комитете
	НЬЮ-ИОРЕ, 9 ноября. (ТАСС). 7 нояб-
ря в Нолитическом комитете продолжалась
общая дискуссия но вопросу о бывших
итальянских колониях.

С критикой проекта резолюции, предло-
женного большинством подкомитета № 17,
и разоблачением попыток колониальных
держав, и в первую очередь США и Ан-
тяни, добиться раздела бывших итальян-
ских колоний выступил делегат СССР
A. A. Арутюнян.

Перех Политическим комитетом, заявил
он, имеются два проекта резолюции: в9-
первых, проект резолюции большинства
подкомитета, по отдельным существенным
вопросам которого y этого большинства
были весьма серьезные разногласия, и,
во-вторых, проект резолюции делегации
СОСР, пожжерживаемый некоторыми хеле-
гациями, как, например, Полыни, Чехо-
словакии; УСОР и БССР целиком. а ря-
	{ом других делегаций — в весьма сущесе-
зенных пунктах.
	венных пунвьтах. .

Эти два проекта отражают две линии в
решении вопроса о бывших итальянсках
колониях. Одна линия, представленная в
проекте большинства подкомитета, отра-
zaet борьбу за передел бывших итальян-
ских колоний. Вторая линия, представлей-
ная в проекле резолюции делегации СОСР,
направлена на обеспечение уважения пра-
за на самоопределение населения бывших
итальянских колоний < сохранением об-
щих интересов ООН в целом.

Проект решения большинства подкомите-
18. продолжал А. Арутюнян, является ком-
промиссом между колониальными держа-
вами, показывающим, как они сумели до-
товориться на данном этане решения это-
1% вопроса относительно передела бывших
итальянских колоний. ;

Там, THe колониальным державам не
ухалось договориться между собой о реше-
нии сульбы бывших итальянских колоний,
они оставляют вопрос неразрешенным, от-
хладывают решение вопроса. Это мы ви-
дах на примере Эратреи. Там, где коло-
низльным державам не удалось добиться
окончательного решения, окончательной
хотоворенности, они прибегли к условному,
& не к огончательному решению. Так 96-
свят дело с решением вопроса о Сомали.

В основу этого компромисса между ко-
лониальными державами положено секрет-
Hoe соглашение Бевин — Сфорца, заклю-
ченное еще в мае этом года. Этот ком-
промиес на основе секретного соглаления
Бевин — Сфорца является прежде вез
Зомпромиссом за счет населения бывших
итальянских колоний, за счет общих ив-
тересов организации 0б’единенных наций
з целом для Toro, чтобы обеспечить но-
дитические и военно-стратегические ин-
теры колониальных держав.

Делегация Советского Союза сохраняет

3 сме свои предложения относительно
бывших итальянских колоний. Советские
предложения основаны на уважении пра-
за. .на самоопределение наролов этих Kd-
лоний. В соответетвия с этим делегация
Советского Союза считает, что самым глав-
ным в решении вопроса о сульбе бывших
итальянских колоний является решение
вопроса о действительном обеснечении не-
зависимости этих стран.

Поэтому в отношении всех трех коло-
ний — Ливни, Эритрен и Сомали-—Совет-
ский Союз предлагает предоставить н6еза-
висимость: в отношении Ливии — немед-
ченно, а в отношении Эритреи и Сомали —
по истечении пяти лет. А в течение этого
перлюда и Эритрея, и Сомали соответетвен-
н0 должны управляться в соответствии ©
соглашением 06 опеке Советом по опеке
организации Об’единенных наций, кото-
рый назначит администратора, имеющего
полную исполнительную власть и несу-
щего ответственность перед Советом. При
нех будет состоять консультативный коми-
тет из представителей стран, являющихся
постоянными членами Совета безопасности,
алия и Эфиопии, & также одното евро-
пейского и двух туземных представителей
8 Эритрее и в Сомали, назначаемых семью
вышеуказанными представителями. `

Такова наша общая установка, сказал
бсовемкий представитель, которая, мы глу-
ко убеждены, может обеспечить справед-
18% демократическое разрешение вопро-
046 tyanée бывших итальянских колоний.

Вольнинство подкомитета приняло дру-
Гую точку зрения. Большинство подкоми-
Теа предлагает оттянуть предоставление
вии независимости на два © лишним го-
48. Эта оттяжка ничем не оправдана, если
исходить из Точки зрения интересов ва-
мой Ливии. Эта омтяжка вызвана не инте-
ресами Ливии, а чуждыми ей интересами.
Ё можно об’яснить только желанием ©0-
хранить или продолжить хозяйничание ан-
таийских и французеких оккупационных
вазстей соответетвенно в различных ча-
стях Дивии.

Колониальные державы, поддержавшие
предложение of оттяжке предоставления
Фавии независимости на’ два с лишним го-
Aa, сказал советокий представитель, хотят
обеспечить насаждение марионеточных пра-
вительлв на территории Чивии, 0беене-
THT создание такого режима, такого поли-
тичёского строя, Таких органов власти, Ko-
Торые  полностью находились бы’ фавтиче-
ки и по существу нод контролем Вели-
хобритании, Франции и других коялониаль-
ных держав. Этот. процессе уже начался.
1 пюня этого года Великобритания с00б-
Щила о своем намерении создать первое
Такое марионеточное правительство — пра-
вительство Киренаики во главе с эмиром
Сенусеи. Изгнанная из Палестины Анг
лия 10461 обёсть В Ливии, создать и ук-
репить свою военную базу здесь, в бас-
еейне Средиземного моря.

Одновременно Великобритания, в нару-
шение мирного договора © Италией, одно“
сторонне предоставила в январе 1948 ro-
а в распоряжение Соединенных Штатов
зоенно-воздушную базу Меллаха в Трипо-
lata,

Советский Союз уже обратил внимание
Англии и других соответственных властей
Ha 10, что это являеея односторонним и
незаконным действием, нарушающим по-
жжения мирного договора е Италией. Од-
нако Великобритания пошла на это, видимо,
8 оплату той помощи, которую Соединен-
ные Штаты предоставляют Англии; поли-
тичеекой, военной н экономической помо-
Щи, и, можно сказать, взамен плана Мар
алла. Создав там свою военно-возхушную

базу с начала 1948 года, Соединенные
Штаты приобрели особую заинтересован-
ность — политическую, военно-стратегиче-
свую и волоннальную — в этом районе.
Если до последнего времени в районе Ли-
вии сталкивались интересы трех колонизль-
ных держав — Великобритании, Франции,
Италии, 10 теперь в борьбу за передел
итальянских колоний открыто вступают и
Соединенные [iver
	Ёели Политический комитет, сказал co-
ветский предетавитель, хочет по-настоя-
щему решать вопросе ® Ливии, исходя из
интересов самой Дивии, а не чуждых ей
политических интересов колониальных
держав, то он должен потребовать вывода
иностранных войск и военного персонала
йз Яивии и ликвидации военных баз в
Ливии в течение самого короткого срека —
в трехмесячный срок, как 91% предложил
Советский Cons.

А. Арутюнян отметил, что основная
идея проекта резолюции большинства под-
комитета № 17 в отношении Ливий-—9то
идея расчленения, раздела, передела Ли-
вии в пользу колониальных держав.

Говоря © Сомали, советский предетави-
тель указал, что по отношению к (Сома-
ли по существу сохраняется предложение,
значившееся в секретном соглашении Be-
вин-—Сфорца и состоящее в передаче Сома-
ли под итальянскую опеку. Такое реше-
ние вопроса противоречит желаниям и воле
населения Сомали. С этой волей населения,
не желающего итальянской опеки. требу-
ющего независимости или, в крайнем елу-
чае, кратковременной опеки организаций
0б’единенных наций, сказал А. Арутюнян,
напга организания не может не считаться.
	Особую тревегу, продолжал А. Арутю-
нян, вызывает еще то обетоятельетво, что
решение большинства подкомитета о пре-
доставлении опеки над Сомали Италии,
принято в такой форме, что создает воз-
можность сохранения итальянского конт-
роля в Сомали на неопределенное время,
В решении большинства подкомитета гово-
рится, что итальянская опека будет пре-
доставлена на десять лет, если только к
концу указанного срока Генеральная Ас-
самблея не примет иното решения. Такам
образом, мы видим, что здесь нет оконча-
	тельного решения 9 соке опеки... Такая
	неопределенность в сроке итальянекой
опеки создает для Италии и для италь-
AHCKOTO правительства возможность так
управлять Сомали, чтобы не подготовить
эту страну к независимости к концу де-
сятилетнего периода.

Делегания Советского Союза, сказал
советекий представитель, считает, что в
отношении Сомали надо принять решение,
которое обеспечивало бы действительную
независимость Сомали по истечении пяти-
летнего периода, & в течение этого пери-
ода была установлена Такая опека, вото-
рая по-настоящему могла бы обеспечить
	полготовкх Сомали к независимости —оне-
ка организации 06’единенных наций, опе-
ха, которая отвечает требованиям и воле
самого населения Сомали.

Что же касается Эритреи, заявил совет-
ский представитель, 10 делегация Совет-
ского боюза считает, что имеются все 06-
нования решить вопрос и об Эритрее Tak
же, как предлагается решить вопрос отно-
сительно других бывших итальянеких ко-
лоний, а именно, предоставить Эритрее нё-
зависимость 16 истечении пятилетнего
срока, а в течение этого периода устано-
вить опеку организации 0б’единенных на-
	ций,
Мы, продолжал Арутюнян, понимафм,
что Нельзя решить вопрос о бывших
	итальянских колониях. особенно 06 Эрит-
рее и Сомали, без учета требований Эфио=
пии. Мы считаем, что сессия Генеральной
Ассамблеи должна удовлетворить мини-
мальные законные требэвания Эфиопии.
Эти минимальные законные требования
Эфиопии, по нашему глубокому убежде-
нию, состоят в том, Чтобы предоставить
ей выход к морю. / г

Поэтому делегация Советского Союза
считает, что необходимо Эфиопии уступить
часть территории Эритреи, необходимую
для предоставления ей доступа к морю
через порт Ассаб. Советские предложения
не означают, сказал А. Арутюнян, что 069-
бые интересы итальянского народа не
должны быть учтены при решении воп-
роса о бывших итальянских колониях. В
соответствии < этим советские предложения
предусматривают включение наряду ©.
представителями других государств, велю-
чая и представителя Эфиопии, также
включение представителя Италии в КОН-
сультативный комитет по Эритрее и Coma-
ли.
Кроме того, наши предложения преду-
сматривают включение в этот консульта=
тивный комитет не только предетавителей
местного туземного населения, но также и
представителей европейского населения.

Таким образом мы организационно пре-
дусматриваем уважение интересов итальян-
ского народа в этих районах. Мы считаем,
что только организация опеки 00Н может
обеспечить мирное урегулирование отноше-
ний между итальянцами и туземным }асе-
лением этих территорий.

Только опека ООН может обеспечить
действительное удовлетворение законных
интересов итальянцев в этих районах не
в ущерб местному назвлению или Эфиопии,
а в демократическом сотрудничестве обеих
‹лорон на общее благо.

Выступивший после А; Арутюняна де-
легат Перу поддержал предложение боль-
шинства подкомитета, Направленное Ha
раздел бывших итальянских колоний.

Делегат Либерии Купер выступил против
рекомендаций, которые содержатея в про
екте резолюции подкомитета в отношении
Сомали, Он указал, что среди народа Co-
мали. сильно стремление к независимости,
Что отмечается даже в докладе комиссии
OOH в составе представителей четырех
держав, проводившей обследование в Сома-
ли. Обратив внимание комитету на ToT
факт, что антлийские власти используют
вооруженные силы для разгона «народных
демонстраций сомалийцев, борющихся за
независимость», Купер отметил, что анг-
лийский представитель в подкомитете не
ответил на вопрос, будут ли английские.
власти и в дальнейшем использовать вой-
ека, против населения, выступающего 3&
независимость своей страны.
		КИНОФЕСТИВАЛЬ СОВЕТСКИХ ФИЛЬМОВ
	БАРШАВА, 9 ноября. (ТАХО). В Ноаь-
пе закончилея нроходивший © большим
успехом фестиваль советских кинофильмов.
	В заключение фестиваля в Варшаве в
кинотеатре «Палладиум» состоялось тор-
жественное собрание, на котором присут-
ствовали члены правительства, председа-
тель главном исполнительного комитета
Общества польско-советской дружбы ми-
ниетр Свентковекий,. предетавители поли-
тических партий, деятели культуры и др.

С отчетом о фестивале выступил . глав-
ный директор государственной польской
кинокомпании «Польский фильм» Альбрехт,
который сообщил, чо в течение месяца
около 10 миллионов зрителей просмотрели
советские фильмы, ‘которые демонстриро-
вались 578 кинотеатрами и 163 кинопе-
редвижжами, Произведения советекого ки-
HOHCKYCCTBAa показаны в школах, светли-
нах и на презириятиях,
	Затем выступил советский кинорежис-
сер Г. В. Александров. От имени деятелей
COBETCKOPO кинь он. передал сердечный
привет польской общественности,

— 30 лет советекого кино, — сказал
Александров, — это Непрерывная служба
народу. Наше искусство служит делу друж-
бы и братства народов.

Торжественное собрание закончилось
просмотром документального фильма «Вла-
димир Ильич Ленин».

ап
	ЧЕХОСЛОВАКИЯ
	‚ НОВЫЙ МАГАЗИН
СОВЕТСКОЙ КНИГИ В ПРАГЕ.
	ПРАГА, 10 ноября. (По телеф. от cob.
корр.}. В одном из лучших помещений в
центре города Праги, на Ваплавской пло-
щахи, в торжественной обстановке открыт
новый магазин «Советекая книга». На тор-.
жестве присутствовали представители На-
циональното собрания, министерства иност-
ранных дел, министерства информации, ©0-
ветского посольства в Чехословакии, пред-
ставитель канцелярии президента реепуб-
лики и приматор города Праги. Новый мз-
тазин располатает фондом советекой худо-
жественной, политической и научной ли-
тературы. Магазин хорошо оформлен. Он
пользуется большой популярностью у. пра-
жан, & Также обслуживает спрое на книги
советских изданий читателей других горо-
TOR.
	` На этих же днях (Союз чехословацко-с9-
ветекой дружбы открыл в Праге читальню
советских журналов. Читальня будет также
давать консультации о СССР. Организована
таже выютавка на Тему «ССООР строит»,
& в здании Национальното музея в дви
праздника Великой Октябрьской революция
устроена большая выставка советской
RWUTH.
	А. БУЛГАКОВ.
		ПРАГА, 10 ноября. (ТАСС). 10 ноября
1944 года, во время словацкого нанио-
нального восстания, в борьбе против #е-
мецко-фалнистеких оккупантов потиб вы-
дающийся деятель коммунистической иар-
Tan Чехословакии народный ‘герой Ян
Шверма. Чехословацкий народ чтит в6т-
дня память Шверма — одного. из лучших
своих сынов. В организациях коммунистя-
ческой партии, на предприятиях, в учеб-
ных заведениях проводятся беседы о жиз-
ни и деятельности Яна Шверма.

Излательство «Свобода» приступило &
изланию собрания сочинёний Яна Шверма,
		Демонетрации в Триполи
против английского
империализма
	КАИР, 10 ноября. (ТАСС). Как заявля-
ют в информированных кругах, 7 ноября
в Триполи состоялись крупные демонетра-
ции, направленные против английского
прелложения, выдвинутого на ©6еии Ге-
неральной Ассамблеи организации 0б’ели-
ненных наций, — отложить принятие како-
го-либо решения о елинетве Ливии до по-
лучения ею независимости.

Демонетранты выкрикивали лозунги:
«Долой англо-американский империализм!
Да здравствует единая Ливия! Да здрав-
ствует Советский (оюз-—= защитник неза-
висимоети народов!»
	Участники демонстрации выражали свое
возмущение политикой английского прави-
тельства, поддерживаемой американцами,
которые пытаются нарушить единство Ливии.
своими маневрами в организации 0Об’еди-
ненных напий.
	Судебный террор
в Аргентине
	НЬЮ-ИОРА, 10 ноября. (ТАСС). № ы-
общению корреспондента агентства Юнай-
тед пресс из Буэное-Айреса, артентинекий
cyl приговорил к тюремному заключению
на срок от 4 д 30 дней 579 коммуни-
слов, арестованных полицией 5 ноября Bo
время празднования 32-й годовщины (к-
тябрьской революции. По сообщению пё-
чати, суд приговорил трех лидеров ком-
партии — Кодовилья, Ларральде и Резляк

тюремному заключению роком на 15 дней
кажлого.
	Полицейские репрессии
в Чили
	НЬЮ-ИОРЕ, 10 ноября. (ТАСС). По с00б-
щению корреспондента агентства Юнайтей
npece us Сант-Яго, министр внутренних
дел Чили издал распоряжение 0б аресте
200 видных коммунистов после столкнове-
ния, происшетшего 5 ноября, когла поли-
ция напала на участников митинга, соз-
ванного 0 случаю 32-й годовщины Ок-
тябрьской революции. Во время столкнове-
ния было ранено 30 человек и несколько
	человек арестованУ.
	В Специальном политическом
комитете _
	рессивных устремлении мировых империз-
листических крутов. <

Остановившиеь далее на выступлениях
на заседании комитета французского и ка-
надекого представителей, которые разви-
вали «теорию» о необходимости отказа от
суверенных прав для достижения воглаше-
ния в контроле над атомной энергией,
Нашковекий отметил, что, к сожалению,
именно такова в настоящее время поли=
тика нынешнего французского правитель
ства, но это не является примером, до-
стойным подражания, и что эта политика
Не соответствует также Традициям борьбы
французского народа за свою свободу.

Польекий представитель указал, что,
стремясь шантажировать мир атомной
липломатией, Соединенные Штаты упорно
распространяли миф о своей монополии на
секрет атомной бомбы. Однако этот миф
был рассеян в результате известных в0-
общений, что Советский Союз также обла-
дает атомным оружием.

Советский Союз, неемотря на 10, что он
обладает секретом атомного оружия, непо-
колебимо остается на позиции безусловное
го запрешения атомного оружия и введе-
ния контроля над атомной энергией; Этот
чрезвычайно важный факт разоблачает
лживую аргументацию англо-американеко-
го большинства, будто бы CCCP хотел
уничтожения американеких бомб и запре-
щения их производства только потому, что
сам не облалал секретом их производства.

Нашковекий подчеркнул, что CCCP,
страны народной демократии и все про-
грессивные силы во всем мире. включая
нрогрессивнюв общественное мнение Соеди-
ненных Штатов, требуют запрещения атом-
ного оружия, потому что это — оружие
атрессии, потому что оно представляет со-
бой большую угрозу для гражданского
населения мирных городов.

Преетавитель Полыни отметил в 3а-

НЬЮ-ЙОРК, 9 ноября. (ТАСС). 8 ноября
Специальный политический комитет про-
должал обсуждение вопроса о международ-
ном контроле над атомной энергией.

Представитель Польши Нашковский в
©в06м выступлении отметил, что докумен-
ты, представленные на обсуждение Специ-
алвьног политического комитета: офици-
альный отчет атомной комиссий. две. 1630-
Люций эй же комиссии от 29 июля
1949 г. и доклад шести государств. прово-
дящих в настоящее время конеультаний по
атомному вопросу, свидетельствуют о том,
910 аНгло-американекое большинство atom
ной комиссии продолжает свою прежнюю
политику срыва сотлашения 0 запрещения
аломного оружия. :

Польский предежавитель указал, что во
время консультаций шести государетв —
постоянных членов аломной комиссии —
была повторена кампания, которая на про-
Тяжении нескольких последних лет не да-
вала возможности притги к соглашению по
вопросу о контроле над аломной энергией.
Каждый pas, Когда появлялась малейшая
належла хотя бы на частичное соглашение,
представитель Соединенных Штатов немед-
ленно принимал меры, чтобы устранять
возможность подобного соглашения.

Осуществляя эту политику, англо-аме-
риканекое больнтинетво выдвигает на пер-
вый план контроль над ‘атомной энергией,
отодвигая запрещение атомного оружия на
неопределенное время. И это не случайно,
тав как Соединенные Штаты не хотят за-
прещения атомной бомбы. В то же время
совершенно ясно, что американский план
контроля, имеющий целью, в нарушение
суверенных прав заинтересованных наро-
дов, отдать сырье и производство атомной
энергин в распоряжение международного
органа, находящегося в руках Соединеа-
ных Итатов, является не чем иным, как
	NjGXG замаскированным проявлением аг-