рии, где формировалась русская народность, во-вторых, то обстоятельство, что город находился в междуречье Оки и Волги, на пересечении важных торговых путей, и, в-третьих, от
даленность Москвы от южных степей, что обеспечивало ее безопасность от набегов половцев. Вот почему в Московском княжестве сравнительно быстро росли производительные силы и город превращался в экономический и политический центр объединения русских земель.
Москва стала инициатором создания сильного централизованного государства, способного отразить нашествие кочевых народов, в первую очередь татаро-монголов.
Товарищ Сталин в своем приветствии Москве, столице нашей Родины, в день ее 800-летия писал:
«Заслуги Москвы состоят не только в том, что она на протяжении истории нашей Родины трижды освобождала ее от иноземного гнета — от монгольского ига, от польско-литов
ского нашествия, от французского вторжения. Заслуга Москвы состоит, прежде всего, в том, что она стала основой объединения разрозненной Руси в единое государство с единым прави
тельством, с единым руководством. Ни одна страна в мире не может рассчитывать на сохранение своей независимости, на серьезный хозяйственный и культурный рост, если она не сумела освободиться от феодальной раздробленности и от кня
жеских неурядиц. Только страна, объединенная в единое централизованное государство, может рассчитывать на возможность серьезного культурно-хозяйственного роста, на возмож
ность утверждения своей независимости. Историческая заслуга Москвы состоит в том, что она была и остается основой и инициатором создания централизованного государства на Руси».
Предлагаемое вниманию читателя второе издание книги П. В. Сытина «Из истории московских улиц» повествует о застройке и планировке когда-то феодального города, от которого остались ценные исторические памятники.
Каменный Кремль, стены Китай-города, Белого города, сотни церквей, каменные палаты бояр и богатых купцов и тысячи деревянных домишек, расположенных около бревен
чатых мостовых, — вот облик феодальной Москвы. Материалы, приведенные в книге, рассказывают и о том, какой ожесто