ВОСНРЕС НЬЕ, 12 ФЕВРАЛЯ 1350г.
		№ 37 (10186)
	ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯШИХСЯ СССР
	Достаточно напомнить, что только в про-
шлом году законом о высшем образовании
было установлено такое положение, сеглае-
но которому в высших учебных заведениях
имеют право учиться лишь сыновья и доче-
ря трудящихся. Мы пока еше не решили
задачу полготовьи специалистов для наше-
го народного хозяйства, для управления го-
сударством из людей, вышедших из среды
рабочего класса,

Проверка партийных кадров, вниматель-
ное изучение партийных работников, забота
05 их росте, об их правильном развитии и
своевременной критике их недостатков, 0
своевременной помощи их—эта столь важ-
ная часть работы партийного руководства
стоит у нае на низкой ступени.
	Работа отдела кадров Центрального Во-
митета и отделов кадров в партии вообще.
неудовлетворительна. Она протекает фор-
мально. И поэтому Центральный Комитет
не смог своевременно раскрыть веех ‘тех, вто
скрывал от партии свое прежнее лействи-
тельное повеление в полинни, свои связи с
полицией и евои обязательетва служить фз-
пгиетским органам «общественной безопае-
ности» и иностранной разведке.

Пронесе в Будапеште и Софийский про-
цесс показали, что враг в своей деятельно-
сти ориентируется особенно на: бывших
троцкистов, фракционеров, правых онпорту-
нистов; левых сектантов, а также на люлей,
которые жили много лет в западных кали-
талистических странах. Таких людей нужно
‘всегда внимательно изучать. На ответствен-
‚ную работу не следует выдвигать людей, в
отношении которых неясно или не совсем
ясно, порвали ли они со своим антипартий-
ным прошлым, Еели бы у нас, в Централь-
ном Комитете, правильно было бы ноета-
влено изучение кадров, мы бы смогли рань-
ше раекрыть наличие провокаторов - бан-
JATOR.

Вывод должен быть таков: ренительное
переустройство и улучшение работы ‘с ка-
драми в партии, в Центральном Комитете.

Была у нае, товарищи, и другая слабость,
которая давала возможность врагам ocTa-
ваться долгое время замаскированными. Я
имею в вилу отношение к сигналам, к раз-
личным предупреждениям, поступающим в
Центральный Комитет. Мы не всегда отно-
сились с необходимой серьезностью ко веем
сигналам. Нечуткоеть к сигналам является
большим -нелостатком. Она нам прегражлает
пути и лишает нас возможности ликвидирл-
вать серьезные опаеноети и провалы. Мы
должны извлечь урок и в корне изменить
Halle отношение к сигналам; поступающим
от партийных организаций, от членов пар-
тии, от трудящихея,

` Осневной слабоетью, оеобенно подчеркну-
той тов. Георгием Димитровым на 5-м с’ез-
де нашей партии, которая еше не изжита,
является наша теоретическая слабость. Во-
нечно, главное —— в правильности генераль-
ной линии партии, ее политики. Генераль-
ная линия нашей партии, ее политика пра-
вильны. Но проведение в жизнь этой полн-
тики должно быть подкреплено глубоким
марксистско-ленинским анализом изменяю-
щейся обстановки, путей и средств нашего
продвижения вперед к. социализму Teove-
тические знания и теоретическая зрелоеть
партийных руководителей являются жиз-
ненной необходимостью для того, чтобы оня
могли с успехом осуществлять правильную
политику.

Тов. Георгий Димитров отметил, что на-
ШИ ‘теоретические обобщения во многих от-
ношениях носят случайный характер, что
наша теоретическая мыель значительно от-
стает от практики, что мы недостаточно
умели применять  маркеистско-ленинекое
учение в наших условиях. что мы не сде-
лали всего необходимого для обеспечения
его правильного применения во многих
важных случаях. Причина этого заключает-
ся в отсутствии систематического коллек-
тивного обсуждения и решения вопросов в
Политбюро и Центральном Комитете и в
недоопенке необходимости коллективной
теоретической марксистско-ленинской раз-
работки основных проблем нашей политики.

Мы, члены Политбюро и Центрального
Комитета. сказал тов. Червенков, несем от-
ветственность за указанные слабости и
ошибки, которыми 0б’ясняется то обетоя-
тельетво, что не смогли раньше раскрыть
трайчокостовщину. Мы, члены Централь-
ного Комитета, министры, все мы лично от-
вечаем за те участки народного хозяйства
и государетвенного строительства, которыми
непосредственно руководим. Й Центральный
Комитет, и партия, и трудящиеся нашей
страны обязаны потребовать от каждого из
нас отчета в том, как мы работали и как
работаем. Никто из нас не может екры-
ваться за спиной Центрального Комитета,
за спиной Политбюро.

Но есть лве области, к которым в связи
с трайчокостовщиной необходимо пред’явить
особые требования, где необходимо тре-
бовать наибольшей ответетвенности, Я имею
в виду леятельность п6в обеспечению без-
опасности государства и по руководству
народным хозяйством. Мы вправе спросить,
как работало раныпше министерство внут-
ренних дел? Почему в хозяйственных ми-
нистерствах и органзх распространялась
трайчокостовская, антисоветская директи-
ва, а со стороны министеретва внутренних
дел не было никакого тревожного сигнала?
Как получилось, что в органах государетвен-
ной безопасности на ответственные посты
пробрались иностранные шпиноны? Как они
тула попали? В течение более четырех
лет товариш Югов был министром внутрен-
них дел. Следовательно, товарищ [ros
лично нееет ответственность за такое поло-
жение,

Трайчокостовцпы нанесли самый боль-
шой ущерб в хозяйственной области. Това-
pum Добри Терпешев был председателем
Плановой комиссии, а до этого — председа-
телем Верховного Хозяйственного. совета.
Почему же товариш Добри Терпешев не бил
тревогу? Как получилось, что он, член
Политбюро, зная 00 антисоветской дирек-
тиве Трайчо Коетова, не пришел в Полит-
бюро сообщить об этой директиве? Добри
Терпешев обязан дать отчет Центральному
Колитету партии о своей работе в Госудат-
ственной плановой комиссии, об’яснить, в
какой степени он ответственен за нанесен-
ный народному хозяйству ущерб веледетвие
отсутствия действительного руководства
Плановой комиесией.

Пусть товарищ Добри Терпешев скажет,
стоял ABR он на страже государственных
	_‘ интересов страны так, RAB долен стоять
	ервенкова на пленуме
	такие вредные Факты, как самовольное
уменьшение госуларетвенных поставок ми-
нистром торговли на две трети против утвер-
жденного правительством плана на 1949
год, как самовольное’ разрешение председа-
телем плановой комиссии в 1947—49 годах
стреительетв на миллиардные суммы.
	Нри такой практике, говорит тов. Чер-
венков, неудивительно, что Трайчо Востов
хитро плел свою контрреволюционную сеть,
собирал свою банду, тайно вредил нам и
разлагал наши ряды в чте ему удавалось
Jake некоторые свои вредительские уста-
новки и намерения протаскивать в офици-
альные решения. Неудивительно при такой
практике, что пресловутый комитет по эко-
номическим и финансовым вопросам при
Совете Миниетров превратилея на деле во
второе нравительство, что многие вопросы
ретались не только без Политбюро. но и
без товарища Георгия Димитрова, за спиной
товарища Георгия Лимитрова, нашего учи-
теля и вождя. Неудивительно нри такой
практике, что мы не могли быстро найти
концы нитей заговора, раньше разглядеть
действительное лицо  Трайчо Костова,
раскрыть и ликвидировать его банду, вре-
дительские действия иван-етефановцев, пет-
ко-кунинцев и им подобных.

Ч4т0 же из этого следует?

Из этого следует, что мы, члены Полит-
бюро, Центрального Комитета, несем ответ-
ственность перел всей партией за то, что
долгое время в партийном руководстве су-
ществовали и были тернимы вредные, не-
бельшевистекие метолы работы, которые
облегчили деятельность врага и не дали
нам возможности раньше раскрыть и лик-
видировать его деятельность. Из этого сле-
дует, что нужно осознать до конца вред
всякого нарушения коллективной работы в
партийном руковолетве, всякой недооценки
Центрального Комитета.
	Ци одно важное для нашей страны реше-
ние не может быть принято, ни одно важ-
ное для нашей родины и дая трудящихся
действие не может быть предпринято без
Центрального Комитета Болгарской комму-
ниетической партии, без его согласия и ут-
верждения. Это должно стать железным за-
коном для всех.

В работе Центрального Комитета партии,

помимо нарушения принципа коллегиаль-
ности, ло сих пор еще полностью не’. прео-
долены некоторые элементы либерализма,
взаимного прощения, благолушия.
. Мы часто руководствуемся  гнилымя,
непартийными соображениями: не обихеть
товарища, не подводить его, человек, мол,
имел большие заелуги в прошлом и пр., и пр.
Но эта практика не большевиетская, она
опасна. Она тем более опасна, если иметь в
виду, что мы являемся партией, стоящей у
власти в стране, что с нас не только берут
и должны брать пример все другие органи-
зации, все ‘трудящиеся, но что за каждую
нашу ошибку, за кажлое наше упущение
расплачиваются трудящиеся и на своем
собственном горбу испытывают последствия
наших ошибок и упущений.

Политбюро, например, говорит тов. Чер-
венков,  отнеслось с  непозволительной
снисходительностью к неоднократным ошиб-
кам и слабостям тов. Добри Терпешева каб
руководителя. Политбюро ограничилось за-
мечаниями, предупреждениями и уговорами
в своем тесном кругу.

В своей работе в Государственной плано-
вой комиссии т. Лобри Терпешев, как ее
	председатель, допустил много, серьезных
ошибок.
Непосредственно перед пятым  с’езлом
	партии, после того, как стало известно 00
антисоветских действиях Трайчо Костова,
т. Добри Терпешев заявил в Политбюро, что
он знал о директиве Трайчо Костова скры-
вать от Советского Союза цены, по которым
мы торгуем с каниталистическими страна-
ми. До этого он не пришел в Политбюро рас-
сказать об этой дирейтиве. Привлекли ли мы
т. Добри Тернешева к ответственности? На-
казали ли мы его? Подвергли ли где-либо
т. Добря Теопешева критике? Заставили ли
его выступить с самокритикой, дать ответ,
почему он так поступил? Нет. И ло сего дня
партия не знает, почему он поступил таким
образом. Мы и вэтом случае терпели, про-
щали т. Добри Тврпешеву—за счет партии,
государетва, в ущерб правильному воспята-
нию кадров. Сколько раз т. Добри Терпешев
бывал уличен в том, что он не соблюдает
тайны, говорит о делах. о которых нельзя
говорить? Наказали ли мы его, били ли мы
его за это? Нет. Мы терпели, прошали ему,
щадили его. Но разве не ясно, что такая
практика является гнилой и вредной, что с
таким вредным либерализмом мы должны
раз и навсегда покончить и выжигать его
каленым железом? Разве не ясно, что пэ-
добная практика может быть только на
пользу врагам нашей партии?

Такой либерализм был допущен не толь-
ко к т, Добри Терпешеву.

Мы должны признать, говорит далее тов.
Червенков, что существовали и вее еще су-
шествуют большие недостатки в работе с
кадрами, что совершенно очевидно создава-
ло благоприятную обстановку для деятель-
ности хорошо замаскированных врагов.
	Прежде всего необходимо отметить нални-
чие в течение продолжительного ‘времени
нерешительности в деле выдвижения новых
людей к руководству партией и государст-
вом, Новых кадров из рядов рабочего
класса.

Как будто наши новые руководящие ва-
дры должны упасть с неба готовыми, знаю-
щими свое дело. Нам, безусловно, еледовало
и следует использовать в народном хозяй-
стве старых, воспитанных в буржуазнсм
лухе специалиетов, помогать им перевоспи-
татьея и приобщиться в делу социализма.
Но в этом, мне кажется, мы допустили серь-
езную ошибку; мы некритичееки подошли
к использованию некоторых старых епециа-
листов, делавших вил, что они «нашн», п
мы им передоверили; не только передовери-
ли, Но и оставили их полновластныма руко-
водителями в целом ряде решающих отра-
слей нашего народного хозяйства; мы ве
сумели всюлу приставить к этим спецпиаля-
стам наших верных работников, которые,
хотя еще и не овладели спеннальностью, по,
е одной стороны, осуществляли бы вон-
троль над ними, а, с другой, — засучив ру-
кава, сами взялись бы за учебу и в краг-
чайший срок стали бы специалистами. Мы
запоздали е постановкой и разрешением во-
проса о подготовке вышедших из рядов ра-
бочего класса спецналистов для различных
отраслей нашего хозяйства, для хозяйствен-

ного и государствениего руководства.
	Доклад Вылко
	СОФИД, 11 февраля. (ТАСС). Газета «Ра-
ботничуско дело» опубликовала доклад се-
вретадя ЦЕ Болгарекой коммунистической
узртди Вылко Червенкова, на январском
утлонуме ЦЕ Болгарской компартии, «06
основных уроках раскрытия банлы Трайчо
Костова и борьбы за ее разгром, вгнедостат-
Бах в партийной работе и наших. залачах».
	В своем хокладе тов. Вылко Чедрвенков
заявил, что раскрытие и разгром шиионской
труппы Трайчо Бостова является большим
успехом компартии и болгарекогоз народа.

Разгромлена самая опасная вражеекая
	ПЕР. BURYCHO приБрывавшаяся пар-
TOHHEIM балетом.
	Наша страна, сказал тов. Червенков,
избавилась от страннюй онасности подверг-
нуться участи. нынешней ЖОтеславии— быть
изолированной от лагеря мира, демократии
H еспиализма, ет налтего великого оевобо-
хителя — Советекого Союза и быть брошен-
ной в хишничеекие ланы англо-американ-
ских колонизаторов и ‘их титовских наем-
HBROB.

Имнериалистический план, сунествова-
ние которого было документально уетанов-
лено еще на будапентском процессе Райка
н Е, а именно: с помошью предательской
клики Тито. подготовить и осуществить от-
рыв стран народной демократии от/Совет-
ского Союза, восстановить в них ‘капита-
лизм и превратить эти страныгв базы англо-
америванской агрессии: против. Советского
Союза, потернел полный крах/как в Венг-
рии, так. и. в. нашей стране. Еже раз вскры-
та гнусная роль титовской бзнеистской кли-
Би, нак орудия англо-американской импе-
риалистинеской агрессии: / Разоблачены за-

хватнические намерения, титовцев В OTHO-
шений, болгарской террдтории.
	Несомненно, что рузгром банды Трайчо
Rocrona. свидетельствдет в силе нашей на-
родной: хемократии, #6; силе‘ коммуниетиче-
CROH НАрТИИ; 0; ее ИРи/имости сохранить вер-
ность и преданность нашего трудящегося
народа лагерю, мира, демократин и социа-
лиама, великому `Сиветскому Союзу, отетоять
национальную, Едзависимость и социалиети-
ческий. путь, рахвития нашей страны.

Берьба пракив трайчокостовшины еще
более. закалу5/ё коммунистическую партию,
повьинает 29 блительноеть, делает ее бо-
лее; сильнй, кренкой и мудрой. Трудящие-
сн, нашей страны еще теснее оплачиваются
БОБруг БАмунистической партви. Растет ах
ПодитиАеское сознание, повышается их бди-
тельЕдеть, крепнет государственная  хас-
ци. дина в стране. 06 этом свидетельствуют
огюмный трудовой потем, результаты е9-
тгазлистического соревнования, новые  ‘про-
азводетвенные успехи. 06 этом свидетель-
ствует блестящая побела Отечественного
фронта на выборах 18 декабря прошлого
lola.

Раскрытие и разгром банзы Трайчо Во-
стова являются новым поражением ихпе-
риадистав, поджигателей новой войны, на-
рушитезей порядка и спокойетвия на Бал-
канах и в Европе.
	Было бы, однако, недопустимой ошибкой,
товорит тов, Червенков, если бы мы, как
партия, ограничилиеь лишь этой правиль-
ной констатанией.

Мы смогли разбить предательскую груи-
пу Трайчо Костова. В этом отношении пзр-
тийное руководство оказалось на высоте
положения.

Не нужно признать, подчеркнул доклад-
чик, что для нас трайчокостовщина оказа-
лаеь неожиданностью.

Бак случилось, спрашивает тов. Червен-
ков, что Болварская компартия, разбившая
своих открыжых врагов, начиная от амери-
канскоге иитиона Гемето и кончая шиион-
ской групцюй евангелических пасторов, дол-
гое время’ не могла разоблачить замаскиро-
завшиххя в партии Трайчо Костова и его
соэбщяиков?

Hy.ma партия-— старая партия. Она имеет
нойалый опыт борьбы © различными ан-
хинартийными течениями и группами. Наша
нартия имела и всегда должна иметь в виду
богатый веемирне-исторический опыт борьбы
ВЕН(б) против вражеских течений и груп-
пировок. Она знала`об опыте борьбы ВЕП(б)
против троцкистско - бухаринеких  шиио-
HOB и вредителей. Мы изучали и из-
Учаем Ленина и Сталина. Ленин и
Сталин учат, а опыт ВЕП(б), опыт между-
народного рабочего движения всецело под-
тверждает их учение о том, что враг при-
бегает к льявольским усилиям и всяческой
хитрости, чтобы проникнуть в ряды комму-
нистичеекой партии с целью разлагать ее
изнутри, изнутри наносить ей удары; что
враг особенно евирепеет поеле прихода к
власти коммунистической партии, что он
чогла начинает особенно маскироваться, лву-
рушничать, лгать и изворачиваться, чтобы
пробраться и закрепиться на наиболее от-
ветственных постах, вредить как можно ис-
куснее, наносить своп удары в самые труд-
ные и опасные для партии моменты.
	Мы знали это. Мы знали и то, что враг
стремится использовать прежде всего неус-
тойчивые элементы в партии, те ‘элементы,
которые в той или иной степени отклоня-
лись от партийной линии, участвовали в ан-
типартийных груннах, етояли на троцкиет-
ских, левосектантеких и других антипар-
тийных позиниях. Как об`яенить, что Цен-
тральный Комитет партии долгое время ие
мог распознать настоящее лицо Трайчо Ко-
стова и его единомьпиленников?

Докладчик отмечает, что были предупре-
лительные признаки и тревожные сигналы
в неблагополучии © Трайчо Костовым, Й в
Нентральном Комитете партии они были из-
вестны. Нельзя и не елелует отрицать 97016.
Но они лолгое время не принимались BO
внимание. не послужили поводом для пз-
становки вопроса 0 действительном лице
Трайчо Востова.

Наше политическое чутье, наша рево-
зюционная бдительность не были на долж-
ной высоте:

В этих наших слабостях и ошибках мы
должны дать себе полный отчет. Мы 402-
жны их вилеть и осознать до конца.
	Мы не отдавали себе ясного отчета в н°-
избежноети обострения классовой борьбы
при нашем дальнейшем наступлении на Ка-
питалистические элементы и не приняли
евоевременно рсех мер к тому, чтобы под-
тотовить Центральный Комитет и всю пар-
тию к новым формам борьбы наших врагов
против нашей партии, народно-демоврати-
ческой власти.

Нужно признать, что после 9 сентября
1944 ruta среди нас еще долгое время име-

олгарской
	большевик, член Политбюро, которому
вверено руководство Плановой комиссией?
Разве не факт, что под его председатель-
ством Плановая комиссия, не спрашивая
никого, благословляла явно заниженные
планы, а с другой стороны, благословляла
расход миллиарлов без наличия каких-либо
утвержденных Политбюро и правительством
проектов и смет? Кто же главный винов-
ник разбазаривания и расхищения материз-
лов, средств, их замораживания? Почему у
нас не планировалось денежное обращение?
Почему Плановая комиссия даже не поста-
вила этого вопроса? Вто в первую очередь
отвечает за извращение в планировании
товарооборота? Фондов зарплаты? За те без-
образия. которые были вскрыты при инвен-
таризации? Ёто несет главную ответствен-
ность? Ero прежде всего должен отвечать
за отсутствие действительной статистики,
без которой мы просто как без глаз и без
руЕ?

Это решающие вопровы, вопросы жизни
и смерти для нашего хозяйства. Некоторые
хотят ухватиться за значительные успехи,
которые мы, вопреки вредительству и без-
образиям, несомненно, ‘имеем и которые
свилетельствуют только © том, насколько
жизнеснособен. ‘наротно - демократический
строй, насколько велика самоотверженноеть
наших трудянихся; некогорые хотят ухва-
титься за успехи и YMCAUAT 06 огромном
вреде; причиненном хозяйству умышлен-
но и неумышленно. Этого нельзя допускать.
Только решительно раздавив вредителей и
без колебания  отстранив  самодовольных
руковохителей, которые не стоят; а «лежат»
на позициях марксизма, которые не руко-
водят, а наслаждаются своим руководящим
постом. ‘и поставив на их место людей
деловых, людей с сознанием своей ответ-
ственности, мы ликвидируем срывы и 0бес-
печим хозяйственный под‘ем страны.

В этом отнонтении не должно быть ника-
ких колебаний!
	Политбюро Центрального Бомитета, пре-
одолевая вышеуказанные слабости и ошиб-
ки. постепенно освобожлаясь от неправиль-
ных методов работы, вскрывая подлинное
лицо Трайчо Костова, раскрыле его подлую
шпионскую банлу и организовало ее раз-
гром. Штаб банлы Трайчо Костова разбит
наголову. Приняты все меры к тому, чтобы
довести ло конпа раскрытие трайчокостов-
ского заговора. Улары по этому’ заговору
не прекратятся до тех пор, пока он не бу-
дет полностью ликвидирован во всей стране,
где бы ни появалиеь его следы. Разгром
трайчокостовтины означает и OME
означать безжалостный, сокрушительный
разгром иностранной  капиталистической
агентуры в нашей стране. Мы должны очи-
стить и мы до конца очистим партию, го-
сударственный аппарат, общественные орга-
низации и вею страну от вражеских гнезд
и гнездышек.

Трудящиеся нашей страны 6 чувством
облегчения встречают решительную борьбу
нартии против врагов народа. Они с чув-
ством облегчения вилят, что наш Централь-
ный Комитет крепко лержит в евоих руках
знамя товариша Георгия Димитрова.

Далее тов. Червенков говорит о задачах
Болгарской компартии.

Слелует, отмечает он, укрепить Цен-
тральный Вомитет партии, обеснечить кол-
легиальность в его работе.

Необхолимо укреплять глубокую, не при-
знаюшую уступок и компромиесов принци-
пиальность, никогда не довольстроваться
достигнутым. быть непримиримыми в недо-
статкам, никогла He забывать 0б ответ-
ственности перед наролом и родиной.

В нынешней обстановке, когда мы отве-
чаем 33 государство, за судьбы народа,
строим основы социализма, нельзя рукову-
дить без знаний, без овладения учением
Маркса—Энгельса—Ленина-— Сталина. Что-
бы строить с успехом, необходимо озладеть
наукой.

Нам самим, членам Центрального Комите-
та, необхолимо учиться по книгам, у жизня,
у народа п прежле всего учиться на ве--
мирно-историчееком опыте великого Совет-
ского Союза. Укрепляя коллегиальноеть в
работе Политбюро и Центрального Комитета,
следует одновременно с этим усиливать лич-
ную ответственность. Центральный Комитет
лолжен быть монолитным. Необходимо поло-
жить конеп всяческому разнобою, положить
кснеп самовольных действиям. Централь-
пый Комитет отвечает за все в нашей стра-
не. В его руках находятся сульбы нарола
и государства. Он должен принимать ве
меры, чтобы работать’ образцово.

Олной из важнейших задач, говорит 10-
влалник, является укрепление партии, раз-
витие внутрипартийной демократии, раз-
вертывание критики и самокритики, но-
вышение революционной блительноети.
	Мы должны в корне изменить методы
руководства партийными организациями со
стороны Центрального Комитета. Нужно ре-
шительно ликвидировать последние остатки
какого бы то ни было командования.

Коллегиальность в работе должна вне-
дряться во всех наших партийных руково-
лящих органах, не только в Центральном
Комитете. Элементы командования в окруж-
ных, околийских и местных партийных ру-
ководящих срганах, несомненно. более зиз-
чительны. Эти элементы командования
должны быть ликвидированы без остатка;

Укрепить партию-——это значит е еще бозь-
шей настойчивостью соблюдать ввутрипар-
тийную , демократию. Необходимо внутьи
партии развивать критику и самокритику,
невзирая на лица, Без пгирочайшей крити-
ки и самокритики нельзя до конца вытра-
вить из партии трайчокостэвщину. Без ври-
тики и самокритики невозможно укрепить
революционную  бтительноеть в партии.
Против каждого, кто в той или иной сте-
пени мешает критике, душит критику в
партии, следует действовать строго, бесно-
щадно,

Тов. Червенков останавливаетея на важ-
ной роли партийной печати в развертыва-
нии критики и самокритики, говорит о зна-
чении рабочих и крестьянских корреспов-
дентов. .

Topapam Сталин учит, что для TOTO,
чтобы вожди, руководители не забывалисъ,
чтобы они не отрывались от масс и массы
пе отрывались от них, необходимы критика
и самокритика.

Товариш Сталин учит, что критика и
самокритика снизу должны разворачивать-
ся смело, что руководители должны при-
слушиваться к ней внимательно.

«Одно дело,— говорит товарищ Сталин, —
когла дДесяток-—пругой руководящих това-

рищей глядит и замечает недостатки в на-
шей работе, а рабочие массы не хотят или
не могут ни глядеть, ни замечать недостат-
вов. Гут есть все шансы на то, что навер-
няка проглядишть, пе все заметишь. Другое
дело, когда вместе с лесятком— другим ру-
коволяших товаришей глядят и замечают
недостатки в нашей работе сотни тысяч и
миллионы рабочих, вскрывая наши оптиб-
ки, впрягаясь в общее дело строительства
и намечая пути лля улучшения sera. Тут
больше булет поруки в том, что неожилан-
востей не будет, что отрицательные явле-
ния будут во-время замечены и в0-время
булут приняты меры для ликвилации этих
явлений». (Соч., т. 11. стр. 35 —36). -
	При помощи зритики и езмогритики ра-
бочий класс учится управлять страной,
экономикей, промышленностью. Чтобы ему
научиться управлять, нужно лать нростер
силам и способностям рабочего класса ври-
тиковать наши ошибки и недостатки. А
что значит критиковать недхостатки, чтобы
устранить их, улучшить работу, двигать ее
вперед? . ‘Это означает активное участие ра-
бочего класса в строительстве, управлении
страной. роет у него чуветва хозяина. Это
очень важное обстоятельства, товариши.
	Нужно жестоко бороться против 6ю080-
кратизма, против этого буржуазно-аряето-
кратического, тупего и бездушного отноше-
ния Е живому человеку — в партии, в
профсоюзах, в государственном зппарате;
в хозяйстве, — всюлу. 1

Говоря о необходимости борьбы © бюро-
кратизмом, тов. Червенкев напоминает ука-
зание товариша Сталина, что, «похымая
яроеть трудящихся масс против бюровра-
тических изврашений наших организаций,
приходитея иногда задевать некоторых на-
ших товарищей, имеющих в прошлом за-
слуги, но страдающих теперь бюрократи-
ческой болезнью». (Соч., т. 11, стр. 73).

Нужно организовать, развернуть  мас-
совую критику снизу, — говорит тов. Чер-
венков.

Мы должны сказать нашим рабочим,
всем трудящимся нашей страны:

Еритикуйте! Критикуйте смело и откры-
то язвы и недостатки в нашей работе! Не
бойтесь критиковать! Не колебайтесь кри-
тиковать по той причине, что не можете
выражаться изысканно и точно! Доетаточ-
но говорить честно и добросовеетно, лоста-
точно иметь желание помочь — критикуй-
те слабости, не миритесь с ними, не Пзохо-
дите мимо них! 3а такую критику никто
не пострадает! Постралает и должен по-
страдать но заслугам каждый. кто мешает
критике, каждый, кто пытается ее задушить!

Критика сверху — та критика, которую
мы вами, руководители, осуществляем,
является недостаточной. Она необходима,
но недостаточна.

Необходима критика и снизу. Критивь
снизу дая нае сейчае — главное.

Критика и самокритика -— это  особен-
ный, большевистский метод воспитания
кадров. В нашей народно-демократической
обстановке критика и самокрятика — одна
из основных движущих сил,

Отсюда наша главная задача: развер-
нуть самую широкую, здоровую и повсе-
местную критику и самокритику.

Это диктуется коренными интересами
трудящихся, интересами социализма.

Так учит товариш Сталин.

Важнейшей задачей в борьбе за укрен-
ление партии — отмечает докладчик, —
является повышение илдейно-политичееко-
го. маркеистеко-ленинекого ‘уровня партий-
ных работников и ряловых членов партии.

Особенно необхолимо организовать рабо-
ту по самообразованию ерели членов ок-
ружных, околийских и местных комите-
тов. Наши руковозяшие калры должны в
пропесге практической работы овладеть
большевизмом. стать не только маркеист-
ски грамотными, но и высоко культуриы-
ми, политически закаленными и зрелыми
руководителями, енособными замостоятель-
но ориентироваться в межлунарохной и
внутренней обстанозке. От этого, товаришя,
зависит будущее нашей партин, нашей
страны.

Мы должны, — продолжает далее тов.
Червенков.— очистить нашу партию от
проникших в нее и обосновавшихея в ней
врагов п сомнительных элементов. С трай-
чокостовщиной внутря нашей партий мы
еше не покончили.

Необходимо ировести проверку партий-
ных кадров, начиная с Центральнего Во-
митета и кончая руководетвом первичных
организаций. В ходе проверки мы особенко
должны быть взыекательны и строги к тем,
кто в прошлем участвовал в фравционных,
антипартийных группировках в партии. Но
при этой проверке вало полхолить не огуль-
но, не вообще, а строго индивилуально.

Революционная блительноеть в отноше-
нии врагов должна стоять сейчас в партии
чрезвычайно остро. Строительство сониа-
дизма осуществляется в условиях обоетрен-
ной классовой борьбы. Бласеовая борьба
не булет. затухать. а булет `обостряться.
Капиталиетические элементы, опускающие-
ся на дно. бешено сопротивляются. ОФня
	пользуются поддержкой англо-американско-
го империализма. Постоянная бхительпость
в партии необхолима, как воздух. Надо
беспошално бороться против всякого само-
успокоения, против всякой нелооненки не-
обхолимости самой пристальной блительно-
ети в отношений врагов народной власти и
нашей партии.

Нужно об’явить войну благолушию, при-
мпренческому отношению в недостаткам.
Нало беспошално воевать против мелкобур-
жуазных, мешанских пережитков, бееприн-
ципности, угодпичеетва,

Враг жив. он окончательно не уничто-
ен, в нашей стране еще не ликвилирова-
ны условия, которые сбохряют врагов. Враг
действует. Разгромив трайчокостовекий за-
говор, мы нанесли ему ошеломляющий улар.
Но сейчас речь илет о .том, чтобы не дать
ему возможности окопаться. Надо его уня-
чтожить окончательно,

Национализм и напионалястические про-
явления золжны искорепяться, где бы они
ни встречались, как вражеская фашистская
HIPIOLER.. .

Национализм проявляется во вражлеб-
ноети к Советскому Союзу, в умалении его
успехов. в непризнании и отрицании ece-
мирно-историчеекого опыта _ Великой Ок-
тябрьекой  сопиалистической революции,
как образца и примера для рабочих и трудя-
	(Окончание на 6-й стр.)
	16 место и тяготело нал всей нашей практи-
ческой деятельностью представление об 0со-
бом, чуть ли не самобытном пути развития
нашей страны, который в охин прекрасный
день приведет нас к социализму. Это пред-
зтавление исходило из того предположения,
что после 9 сентября классовая борьба бу-
дет вее больше и больше затухать, что мы,
в отличие от Советского Союза, могли бы
перейти в социализму без пролетарской
диктатуры, безболезненно, так сказать, ор-
ганичееки, в силу простого количественно-
го и постепенного нарастания наших уепе-
хов. Отеюла — необходимость сотрудниче-
ства с представителями буржуазного клас-
са. которые после 9 сентября якобы при-
ручилиеь в социалистическому стреитель-
ству, началось. так сказать, их мирное вра-
етанне в соцнализм.

Ha ХУГ пленуме Центрального Комитета
нашей партия товарнш Гевргий Димитров
осудил н раскритиковал это представление
KAR вредное и опасное.

Наличие прелетавления о каком-то особом
пути в социализму в Болгарни, отличном от
пути к евциализму советеких рабочих и кре-
стьян, естественно, не могло содейетвовать
действительной и полной подготовке партии
Е обостряющейся классовой борьбе, повы-
умению революционной бдительноети и сне-
собности распознавать врагов, под какой бы
маской они ни выступали. Наоборот, такое
положение содействовало притупленяю бхи-
тельности наших людей. Оно давало врагу
возможноеть оканываться и использовать
невые формы борьбы протнв нае.

Мы ечитали, чте ваша партия но суще-
ству застрахована от такой заразы, как нз-
ционализм.
  Мы не смогли раньше осознать как, сле-
дует, что сейчас, после разгрома буржузз-
ной оппозиции, после национализации,
тлавную опасность лля нас представляет не
открытый, & скрытый враг, враг с партий-
ным билетом. Мы не представляли себе
ль этой опасности и потому оказались
захваченными врасплох трайчокоетовщи-
ной, не заметили ее.

Мы не сделали всех выводов из того
обстоятельства, что после 9 сентября двери
партии были широко открыты для веех.
Трайчо Костов был ярым зантитником ши-
рокого приема в партию новых членов,
приема без всяких ограничений. Как из-
вестно, в члены партии принимались без
каких-либо требований, а кое-где просто
на публичных собраниях. Поэтому в пар-
тию, наряду с честными и преданными
людьми, вступилн и случайные, неустой-
чивые, гнилые и карьеристские элементы.
Ветупилн и враги. Сейчас совершенно яг-
но, что внутренние и внешние враги из
империалистических разведывательных шта-
бов не преминули воспользоваться нашим
гестенриимством, засылали в ряды вашей
партии своих людей.

Наши призывы к бдительности, к борь-
бе против врагов не могли быть достаточ-
но и веегда эффективными, т. к. за врага
принимали лишь того, кто открыто в дан-
ную минуту полнимал на нас руку. Вра-

га мы искали нрежде всего и главным 00-

разом вне партии. Мы не вогпитывали с
необходимой последовательностью, настой-
чиво, ежедневно нани’ партию и народ то-
му, что, чем далыне мы будем итти вие-
ред. тем с большим остервенением враг
будет хвататься за самые гнусные методы
и средства, прибегать к всевозможным ма-
неврам, хитроетям, к самым утонченным
средствам маскировки.

Мы знали, что так было в Советском
Союзе. Мы знали 0б этом, но считали, чте
наша страна будет исключением, что она
не пойдет по тому же пути, что у нас это
не повторится.

Несмотря на то, что нз опыта всего
международного рабочего хвижения мы зна-
ли о неуклонном стремлении буржуазии
разлагать коммунистические партии ‘путем
засылки в них провокаторов, путем вер-
бовки в трудной обстановке неустойчивых
элементов в качестве шпионов, мы поеле
9 сентября 1944 года, в момент, когля
после более двух десятилетий фашистской
диктатуры наша партня вышла из под-
полья и встала во главе государства, не
подвергли серьезной проверке наши партий-
ные кадры-—енизу доверху и сверху донизу.

В свете уроков. борьбы ‘с трайчокостов-

шиной мы особенно ясно видим нашу сла-
бости, недостатки и ошибки.
.. Прежде всего нужно отметить наличие
в течение длительного времени после
9 сентября неправильных, непригоаных
методов работы в ЦК партии, в еге и“-
полнительном и постоянно хейетвующем
органе — Политбюро, на что товариш Ге-
оргий Димитров. на ХУ! пленуме ЦЕ обра-
тил серьезное внимание партии.

В партийном руководстве отсутствовала
необходимая коллегиальность в работе, в
связи с чем Центральный Комитет и его
Политбюро не были всецело полновластны-
ми руководителями политической, обще-
ственной, хозяйственной и культурной
жизни страны.

Наш Центральный Комитет почти не рас-
полагал и сейчае еще не вполне располагает
необходимым аппаратом. Это совсем не елу-
чайно! Это — прямое следствие явной недо-
оценки роли Центрального Комитета.

Центральный Комитет до недавнего вре-
мени почти не занимался серьезно вопроса-
ми партийного строительства, регулирова-
ния сопиального состава партии, работой
отдельных партийных организаций. Очевил-
но, что при таком положении опыт партий-
ных организаций учитывается совсем нздо-
статочно, связь Центрального Комитета с
партийными организациями не находится нз
должной высоте, внутрепартийная демокра-
тая в должной мере не соблюдается, крити-
ка и самокритяка, несмотря на наши при-
зывы, стоят еще на низкой ступени.

С другой стороны, и с Центральным Коми-
тетом. с его решениями не всегда считались.
Для многих наших общественных, государ-
етвенных и даже партийных организаций
Центральный Комитет‘ нашей партии на де-
ле является лишь одной из многих сущест-
вуюших руковолящих инстанций. Частое
явление у нае, что член Центрального Во-
митета — миниетр или друго5 ответетвен-
ный работник— решает некоторые вопроеы
сам, не спрашивая мнения Центрального
Комитета. Подобная практика чужда боль-
шевизму, чужда ленинско-сталинским ме-
тодам работы, но у нас она’ имела и про-
должает иметь место.

Вследствие практики несоблюдения кол-
легиальности в работе Политбюро и Цент-
рального ВКомитета оказались возможными