БОСНРЕСЕНЬЕ, 10 СЕНТЯБРЯ 1950 г.
	10 сентября в странах, кооперативы ка-
торых входят в состав Международного
Кооперативного Альянса. отмечается ХХУШ
	Международный кооперативный день.

За прошедший с ХХУП Международного
кооперативного дня период потребительская
кооперация СССР продолжала неуклонно
развиваться. Это развитие является пря-
	мым результатом общего под’ема народного
хозяйства Советского Союза.
	Товарооборот потребительской коопера-
ции СССР в 1949 году значительно вырос
т 1948 года и продолжает” расти в

1950 году.

В 1949 году потребительская коопера-
пия открыла свыше 11 тысяч но-
вых торговых розничных предприятий.
(отни миллионов рублей были затрачены
в 1949 году организациями  потреби-
тельской кооперации на строительство но-
вых и переоборудование имеющихся скла-
ов, матазинов,  хлебопекарен, хранилищ
для сельскохозяйственных ‘продуктов, про-
пзводственных предприятий, зданий учеб-
HBX заведений, жилых домов, контореких
помещений.

В нынешнем голу советские KoonepaTt-
	зы продолжают работать над дальнейшим
расширением кооперативной торговли, над
	улучшением качества и увеличением ас-
сортимента товаров, над тем, чтобы наибо-
лее полно удовлетворить возросшие запро-
сы советских людей.

(Советская кооперация идет вперед, ибо
се могущественнее становится Советская
страна, все лучше и богаче живет совет-
ский народ. Иное положение в капитали-
стических странах. На состоянии  коопера-
ция этих стран не могут не сказываться
углубляющийся экономический кризис,
‘рост безработицы, прогрессирующее’ обни-
щание масс.

Центросоюз СССР является членом Меж-
дународного Кооперативного Альянса (MBA).
Представители советской потребительской
тооперации ведут последовательную борьбу
за укрепление единства международного
кооперативного движения, за превращение
МБА в подлинно демократическую органи-
зацию, прочно связанную с организациями
трудящихся в их борьбе за прочный мир,
против поджигателей войны, за улучшение
экономического положения масс. Противо-
положную позицию занимают агенты импе-

риалистов в международном кооперативном
движении.
	После ХУП Международного коопера-
тивного конгресса, состоявшегося в; сентя-
бре 1948 года в Праге, руководители. Меж-
хународного Кооперативного Альянса’ резко
повернули в сторону сотрудничества с ан-
тло-американскими империалистами.

‘Это особенно наглядно выявилось на засе-
аниях исполкома и ЦЕ МКА, которые со-
стоялись в августе‘ этого года ‘в Хельсинки.
Эти заседания руковедящих органов МКА
проходили. в. обстановке. нанряженной. боръ-
бы, показавшей, что ‘правые социалисты
активизировали свою’ раскольническую дея-
тельность в МКА. Советская, польская, че-
холовацкая, румынская, болгарская деле-
тацин и делегация Национальной лиги ко-
ошеративов Италии разоблачили реакнион-
	ную политику буржуазных кооператоров, .
	мторые срывают борьбу за мир и демокра-
тю, за единство международного коопера-
тивного движения. Вместо того, ° чтобы
призвать кооператоров всех стран 00-
ртыкя за мир, против поджигателей
новой мировой войны, исполком и ЦК МВА
стали на‘путь превращения МБА в орга-
низацию, которая поддерживает  агресеив-
ную политику англо-американских импе-
риалиетов.
		№ 216 (10365)
	ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ: ТРУДЯЩИХСЯ СССР
	ФИЯ, 9 сентября. (ТАСС). Ha тор-
жественном заседании в Софии по случаю
национального праздника Народной рес-
публики Болгарии ес докладом о достиже-
ниях народной власти в области строи-
тельства социализма выступил от имени
правительства заместитель председателя
Совета министров и член Политбюро ПА
	  Болгарской коммунистической партии Вла-
	димир Ноптомов.
	оклад 5.

Международный
кооперативный лень
	отт о мова
	на торжественном заселании в Софии 8 сентября
	правительством этой циничной и грубей-
шей «тотальной дипломатии» американ-
ских колонизаторов, не останавливающей-
ся перед самым грубым шинонажем, США,
как известно, порвали дипломатические
отношения с нашей страной. При таком
положении ясно, что необходима постоян-
ная бдительность со стороны нашего пра-
вительства и всего нашего народа.
	Шеестую годовшину со дня победы над
фантизмом—9 сентября,— продолжал Пон-
томов; мы встречаем в условиях укрепления
народной власти и полного доверия широких
народных масс к народному правительству
и его политике, возрастающего творческо-
го под’ема народных Macc B строительстве
основ социализма в нашей стране, раеши-
рения хозяйственного и культурного ‘ со-
трудничества между городом и селом, коопе-
рирования сельского хозяйства, в резуль-
тате чего еше более укренляетея и углуб-
ляется союз между рабочими и крестья-
нами, который являетея главной опорой
народной власти. Роль рабочего’, класса в
нашей стране как авангарла трудящихея
масс в их борьбе за построение сопиализ-
ма под руководетвом Болгарской коммуни-
стической партии все больше укрепляется.
Болгарекая коммунистическая партия яв-
ляется сейчас общепризнанным идейно-пюо-
литическим руковолителем народа и стра-
ны. Трудящиеся с полным доверием отно-
CATCH в нашей партии — партии Димитра
Благоева и Георгия Димитрова, — которая
сейчас под умелым большевистским руко-
волством Вылко Червенкова еще теснее
сплачивает трудящихся вокруг димитров-
ского Центрального Комитета и народного
правительства.

(Бурные — аплодисменты. Возгласы в
честь Вылко Червенкова).

В развитии народного хозяйства в теку-
щем году мы делаем значительный mar
вперед.
	Приведя данные о достижениях болгар-
ской промышленности, В.-Поптомов говорит:
	Мы с удовлетворением подчеркиваем, что
наше промышленное богатство находится
целиком в руках трудового народа. В круп-
ной промышленности частный сектор давно
уже не существует, а в местной промыш-
ленности год тому назад он составлял
0,7 проц., а сейчас — 0,2 проц.

В сельском хозяйстве в этом году также
намечается немало достижений. Уборка уро-
жая в текущем году была завершена в ко-
роткий срок. Благодаря проведенным меро-
приятиям нашего правительства и партии
улучшилось и получило, дальнейшее разви-
тие наше животноводство. Значительные
успехи достигнуты и в орошении полей. За
последние пять лет площадь ороттаемой зем-
ли утроилась и достигла 1.300.000 декаров.
	()’ быстром темпе развития у нас трудо-
	вых кооперативно-земледельческих хозяйств
	свободы в
	этого является TO, что под Стокгольмеким
Воззванием о запрещении атомного оружия
собрано уже около 350 млн. подписей.

Тлубокое возмущение нашего миролюби-
вого народа и нашего правительства вар-
варскими злодеяниями американских ин-
тервентов было выражено недавно в теле-
грамме протеста председателя Совета ми-
нистров Вылко Червенкова председателю
Совета безопасности и генеральному сек-
ретарю Организации 0б’единенных наций,
в которой говоритея о полной солидарно-
сти нашего правительства с требованиями
делегации Советского Союза в Совете бе-
зопасности о приглалнении представителя
Китайской народной‘ реснублики и о 32-
слушании прелетавителя корейското наро-
да, с требованиями 0 прекращении воен-
ных действий в Корее, немедленном выводе
из нее иностранных войск и мирном урегу-
лировании корейского вопроса.

Правительство Народной республики
Болгарии, оставаясь верным заветам Геор-
гия Димитрова, продолжает проводить по-
литику мира и сотрудничества с другими
народами на основе равноправия и взаим-
ного уважения национальной независимо-
сти и государственного суверенитета.

В центре наших международных отно-
шений продолжают оставаться неразрыв-
ная дружба и сотрудничество с нашим 0с-
вободителем и покровителем — великим Со-
ветеким Союзом.

Поптомов говорит о дальнейшем расши-
рении сотрудничества со странами народ-
	ной лемоклатий, 00 установлений диплома-.
	тических отношений с Китайской народной
республикой, Германской демократической
республикой, Демократической республикой
Въетнам; достигнуто согласие об установ-
лении нормальных дипломатических отно-
нений и с Монгольской Народной Респуб-
ликой.

Болгарии в текущем году успешно отстаи-
вало неприкосновенность гранип, напио-
нальную независимость и государственный
суверенитет нашей страны от попыток ан-
гло-американских империалистов вментаться
в наши внутренние дела.

После ликвидации главной ‘империали-
стической атентуры в нашей стране в ли-
це трайчокостовцев  англе-американские
империалисты начали дипломатический
штурм/ нашей страны, пытаясь найти явно
ложные. поводы к вмешательству, на 06-
новании несуществующих с нашей сто-
роны нарушений мирного договора, B A0-
носах так называемой Специальной бал-
канской комиссии, цель которой состояла
в поошрении и прикрытии вооруженных
провокаций на. нашей границе со стороны
балканских лисынмановнев — греческих
монархо-фашистов, фашистской клики Тито
и реакционной турецкой клики.

В результате отпора, данного нашим
		Празднование
	Советская и польская делегации внесли
в руководящие органы МКА проекты резо-
Люций, , одобряющие Стокгольмское Воззва-
цие, призывающие членов руководящих
органов. МКА и всех кооператоров подпи-
саться под этим Воззванием, активно
ВЕЛЮЧИТЬСЯ В борьбу народов за мир, про-
ведя под знаком этой борьбы и Междуна-
родный день кооперации.
	Резолюции, предложенные советской и
польской делегациями, сильно  обеспо-
коили противников мира. С целью срыва
этих резолюций шведекая делегация внес-
ла свой проект резолюции «о мире», в ко-
тором ничего не сказано о Воззвании По-
стоянного Комитета.

В ход была пущена машина голосования,
и ЦА МКА не одобрил историческое Воззва-
ние Постоянного Комитета Всемирного Кон-
гресса сторонников мира. Несмотря па это,
делегации СССР, Чехословакии, Польши,
Болгарии, Румынии и Национальной лиги
кооперативов Италии в полном составе под-
писали Воззвание Стокгольмской сессии По-
стоянного Комитета.

Боясь роста прогрессивных сил в МЖА,
правые социалисты упорно сопротивляются
приему в члены МКА демократических ко-
оперативных организаций. С этой целью
еще на заседании исполкома МКА, состояв-
шемся в Париже в ноябре 1949 г., члены
исполкома МВА Вебер (Швейцария) и Сау-
терн (Англия), пользуясь отсутствием
представителей ряда демократических ко-
оперативных организаций, навязали испол-
кому МИА незаконное решение © новых ус-
ловиях приема в члены МЁА. Под видом
«раз’яенения» статьи 8 устава МКА «0
членстве» реакщионные руководители МИА
стали на путь открытой ревизии устава
MRA, принятого ХУН Международным ко-
оперативным конгрессом,

Кооператоры СССР, стран народной демо-
кратии и Национальной лиги кооперативов
Италии решительно выступили против
антидемократического решения исполкома,
полчеркивая, что Саутерн, Вебер и дру-
‘гие проводят в MRA ‘раскольническую по-
литику и не выражают интересов миллио-
	HOB рядовых кооператоров, борющихся за
	единство MCard ya OULU RUC Po BDAY
движения.

Руководствуясь парижским решением,
реакционные руководители МВА не прини-
мают в члены Международного Коопера-
тивного Альянса  кооператоров  Венгер-
ской наролной республики и Германской
	демократической республики, а также He
первофориляют членства кооператоров’ Бол-
‘тарии и Румынии. с индивидуального на
коллективное.

‚ЦЕ МКА отклонил также проект резо-
люпии Центросоюза СССР о защите: эконо-
мических и социальных прав трудящихся и
таким образом показал, что он уклоняется
от выполнения важнейшей задачи, стоя-
	щей перех Международным Кооперативным
	АЛЬЯНСоМ.
	красноречиво говорят следующие фадты:
1 января 1950 г. у нас имелось всего
1.600 трудовых кооперативно-земледельче-
ских хозяйств, об’единяющих 156.483 дво-
ра с 5.508.366 декарами земли. 4 сентября
1950 г. мы имели уже 2.053 трудовых
кооперативно - земледельческих хозяйства, -
об`единяющих 361.966 дворов, имеющих.
14.330.330 декаров земли. :
Во время уборки урожая в текущем
голу и выполнения плана государствен-”
пых поставок трудовые кооперативно-зем-.
ледельческие хозяйства показали большое
преимущество кооперативной формы 00-
работки земли. Они первыми закончили
уборку и выполнили полностью  государ-
ственные поставки, Вошедший - в силу в те-
кущем году новый примерный устав тру=
довых кооперативно-земледельческих хо-
зяйств укрепил еше. больше их положение
и слелал ТЁЕЗХ еше более популярными:
среди крестьян.
Поптомов подробно рассказал 0б ycne-.
хах транепорта, об улучшении финансовой
дисциплины и системы кредитования, ук-
реплении лева, развитии внешней и внуг-.
ренней ‘торговли, здравоохранения, ‚народ-
ного образования, рассказал о под’еме и:
успехах во всех отраслях науки, искус-.
ства и культуры. .
Вее наши успехи, сказал Поптомов, ста-
ли возможными благодаря тому, что во.
главе нашего трудящегося народа стоит
коммунистическая партия, которая руБо-
BOICTBYeTCA великим  всепобеждающям
учением Ленина — Сталина, проникнутым
духом интернационализма, и которая вер=
но и неотступно следует по пути, на-.
чертанному Георгием Димитровым. (Бур-
ные аплодисменты).
9 сентября болгарский трудящийся на-
род продемонстрирует свою твердую волю
в миру, свою полную солидарность © с%-
ветскими предложениями о прекращении
‚американской агрессии в Корее с выводом.
иностранных войск с корейской земли и.
мирном урегулировании корейского вопроса.
	9 сентября болгарекий трудящийся на-
род продемонстрирует свою решимость
охранять всеми силами евои завоевания
мирного труда, свою свободу и националь-
ную независимость.
	Поптомов закончил свой доклад призыч
вом итти с0. всепобеждающим знаменем
Ленина — Сталина по пути, начертанному
Георгием Димитровым, здравицами в честь
Болгарской коммунистической партии, B
честь Вылко Червенкова. :
	Заключительные слова ето доклада:
«Да здравствует могучий и непобедимый.
фронт мира, демократии и социализма во
главе с Советским Союзом! Да здравствует
знаменосец мира великий Сталин!» —
покрываются бурными аплодисментами всех
участников собрания п возгласами в честь
	товарища Сталина.
	) сентября 1944 г., сказал Владимир
	Цоптомов, стало поворотным пунктом в
истории нашего народа. 9 сентября от-
крыло путь к новому общественному
	строю — путь к социализму в нашей
стране, прежде веега в Тезультате после-
довательной антнимнериалистической по-
литики Советского Союза, побед его доб-
лестной армии-освободительницы, благодаря
гениальному главнокоманлующему этой ар-
мии, мудрому руковолителю советской по-
литики и вОЖдто советского народа, великому
Сталину. (Бурные, долго не смолкающие
аплодисменты и приветственные возгласы в
	честь И. В. Сталина, ВИП) и БНП).
	5b связи с праздником  9. сентября нуж-
но отметить продолжительную борьбу, ко-
торую с упорством и героизмом вел наш
трудящийся народ во главе с рабочим
классом под руководством Болгарской ком-
мунистической партии, против тирании
реакционных и фашистских сил в нашей
стране.
	9) сентября вспыхнуло антифашистское
наролное восстание, которое смело антина-
	ролный фапгистекий режим в нашей стране.
	Слава героической Болгарской коммуни-
стической партии — руководительниие и
влохновительнице народного восстания
9 сентября! Вечная слава ее учителю и
вождю — бессмертному Георгию Лимитрову!
(Бурные аплодисменты, возгласы в честь
Димитрова).
	Шестую головшину 9 сентября мы пра-
зднуем в сложной и напряженной междуна-
родной обстановке. Причина тому та, чт
американские империалисты, которые воз-
главляют лагерь империалистов и поджи-
гателей войны, перешли от подготовки сво-
их агрессивных планов господства над. ми-
ром Е самой агрессии. Симпатии веех ми-
ролюбивых народов земного шара, в том
числе и налиего народа, находятся на с19-
роне героически защищающего свою свобо-
ду и независимость доблестного корейского
народа.

Слава и честь свободолюбивому и герои-
ческому корейскому народу! (Бурные апле-
дисменты, возгласы в честь ‘Ким Ир Сена).

Напрасно американские  поджигатели
войны делают попытки прикрыть. ево
агрессию в Ворее флагом Организации 05`-
единенных наций.

Огромное большинство народов мира —
против войны. ‘Ярким доказательством
	СОФИЯ, 9 сентября. (ТАСО). Сеголня в
Софии в ознаменование шестой годовщины
всенародного праздника — Дня свободы —
состоялись военный парад и массовая де-
монстрация трудящихся.

На трибуне мавзолея Георгия Димитрова
находились председатель Совета минист-
ров и секретарь ЦЕ Болгарской коммуни-
стической партии Вылко Червенков, чле-
ны Политбюро ЦЕ Болгарской. коммунисти-
ческой партии, советская правительетвен-
ная делегация во главе с Маршалом . Со-
ветского Союза С. М. Буденным, делега-
ции Китайской народной республики, Во-
рейской народно-демократической респуб-
лики.и других стран народной демократии
й члены дипломатического корпуса.

После речи министра народной обороны
генерал-лейтенанта . Панчевского,  поздра-
	ра. Страшны: суховеи. Но часто и весенний
ветер губит посевы: он пытается с корнем
вырвать веходы, и случается, что срывает
почву с засеянного поля на всю глубяну
пахотного горизонта. Как тут применять,
скажем, черные пары или сеять житняк и
люцерну! Только усмирив неуемные ветры,
мыелимо думать о применении в поле: всех
приемов советской агротехники.
	иееные Полосы даже  «старомодных»
конструкций превосходно справляются е
беспрестанными степными’ ветрами. Уже
давно здесь ветер не сносит снег с полей
межнолосного пространства, не выдувает
почву, не обжигает растения. Система лес-
ных полюсе гасит скорость ветра: Ветер, что
на Волге разводит крутую волну, а в по-
лупустыне взвихривает песок, проникнув в
лесные полосы, едва колышет колосья.
Сила и скорость его словно остаются за
порогом.
	Вруглый год служат лесные полосы пло-
дородию земли. Зимой в межполосном
пространстве накапливается в 2 — 3 раза
болыше снега, чем в открытой степи; мень-
ше промерзает земля. Не только от сухо-
веев охраняет посевы лесная полоса, — в
самые жаркие месяцы среди межполосяю го
пространства испарение на 20—30 поо-
центов меньше, чем в открытой степи. Мо-
TOMY-TO земля полупустыни, защищенная
лесом, дает устойчивые урожаи даже в
голы, когда в открытой степи не собирают
саман. Потому-то урожай на полях 010э-
HOM пункта уже много лет всегда вдвсе
выше. чем в открытой степи:
	Пояеняя «среднюю» цифру, Федор Михай-
лавич для примера берет год, когла здегь
выпало 193 миллиметра осадков. Что мог-
ла родить земля, какой колос налилея в
такую еушь?
	Фелюор Михайлович припоминает: в 9т-
крытой степи с гектара было намолочено
5,2 центнера яровой пшеницы, 9,5 цене
нера ячменя, 5,8 центнера проса. Под тем
же солнцем и при тех же ветрах, рядом, нэ
в полях среди лесных полос, с гектара было
собрано яровой пшеницы 13,54 центнерз,
ячменя 19,9 центнера, проса 13,2 центнера.
Зерно урожая на межполосном простран-
стве было неизмеримо лучше: абсолютный
				Болгарии
	го, заместителя министра иностранных дел
СССР А. Е. Богомолова и посла СССР в
Болгарии М. Ф. Бодрова, делегации брат-.
ских стран, члены дипломатического кор-
пуса, лауреаты Димитровской премии, вы-
дающиеся деятели науки, искусств, куль-
туры ‘и труда, представители общественч
ных организаций и другие.

Гостей принимали председатель _Совета
министров Вылко Червенков, члены ЦЕ
БАЙ и члены правительства.

СОФИЯ, 9 сентября. (ТАСС). Conerenaa
правительетвенная делегация, возглавляе-
мая Маршалом Советского Союза С. М.
Буденным, в сопровождении работников
советского посольства в Болгарии- посети-
ла мавзолей Георгия Димитрова .и-возложи-
ла венок. Венок был возложен также Ha
надгробный монумент Василя Коларова.
	как это ни горько, но Богдинский опорный
пункт можно сравнить с уникальным of0-
рудованием, не имеющим производственной
нагрузки. ~ а

Сто семьдесят гектаров лиственного леса
выращено в районе, где за год выпадает
двести миллиметров осадков. Изумительный
опыт! Однако сегодня здесь ведут научную
работу лишь хва энтузиаста. В межполос-
ном пространстве — девятьсот гектаров
пашни. Опытного поля такой величины че
имеют и крупнейшие институты. Но что
сделают на этом поле два научных работ-
ника? Я

Свой сад богдинцы расширяли до вось-
ми гектаров. Для себя они заложили
прекрасный и большой парк отдыха. Мз-
ленький виноградник таит в себе силу
опыта, требующего размножения на тыся-
чах гектаров. Но из плана научной работы
пункта садоводство и виноградарство на-
чисто вычеркиуты. Эти темы сняты. Их
некому поручить. ь
	Хозяйство в таких полезащитных поло
сах обязано стать образцовым, показатель-
ным для огромной колхозной округя. Пока
что оно — рентабельное, но не разносто-
роннее. Рентабельность его достигается
преимущественно 3a счет увлечения бах-
чами; на выручку от продажи арбузов
опирается финансирование научной раб>-=
	  ты, проводимой на опорном пункте.
	He виноваты в Этом люди, отдавшие
годы жизни уходу за лесом на нолупустын-
ной равнине. Здесь дело в органах Мини-
стерства сельского хозяйства. Они словно 116
замечают, что четверть века стоит в астра-
ханской полупустыне зеленый редут, что
здесь приготовлено огромное поле для круг=
	ного центра пропаганды сельскохозяиствен-
ного опыта.
	Академик В.Р. Вильяме еще в 1938
году обращал внимание на. целесообраз-
ность организации в некоторых лесных
оазисах опытно-показательных хозяйств.
Уже тогда он называл богдинские полосы
рядом с лесными полосами Каменной степи.
	Не кажется ли министру сельского хо-
зяйства СССР тов. Бенедиктову, что пря-
шло время превратить Богдинский опорный
пункт в такое хозяйство, каким становит-
ся сейчас знаменитая Каменная степь’.
		спец. корр. «Известий».
	Астраханская область.
	агента англо-американского империализ-
Ma — фашистскую клику Тито.

Демонстрация, в которой участвовало
около 300 тысяч жителей Софии, явилась
свидетельством высокого морально-полити-
ческого. единства болгарского народа, ег
сплоченности вокруг своего руководите-
ля — Болгарской коммунистической пар-
тии. Болгарский народ еще pas проде-
монстрировал свою признательность Co-
ветскому Союзу и великому вождю и
учителю И. В. Сталину. .

СОФИЯ, 9 сентября. (ТАСС). Совет ми-
ниетров Народной республики Болгарии
устроил прием по случаю. болгарского на-
ционального праздника — Дня свободы.

На приеме присутствовали советская
правительственная делегация в составе
	Маршала Советского Союза ©. М. Буденно-
	Может быть, этого и не случится ни-
когла.—— для домов отдыха есть другие мз-
ста. Но как в дивный, неповторимый сад
отдыха входишь в фруктовый сад опорного
пункта. Он заложен двадцать лет назад,
едва лесные полосы управились с первыми
невзгодамя. Это тоже был смелый экспери-
мент. Дерзание улалось.
	Сад невелик, чуть больше гектара. Эн
замкнут со всех сторон защитными лесны-
ми полосами. Яблони были посажены в нем
двухлетними саженцами в шахматном по-
рядке на расстоянии восьми метров друг
от друга.

Со дня посадки, под защитой полос, пот-
ва в саду веегла содержится, как черный
пар. Никогда сад не поливался. Зато еже-
годно по весне приствольные круги после
перекопки и боронования мульчируются
(закрываются) слоем навоза в 1,5 — 2,5
сантиметра толщиной. Такое мульчирова-
ние равнозначно поливу. Оно повторяется
‚также глубокой осенью и предохраняет
почву от глубокого промерзания.
	За двадцать лет яблоневый сад в полу-
пустыне близ соленого озера Баскунчак
разросся, как под Рязанью. Дерево «пепиз-
ки литовской» в добром году приносит
здесь более двухсот кипограммов сочней-
пгих яблок, а подечятанный урожай с гек-
тара превышает 205 центнеров. Своему
яблоку весом в 540 граммов богдинны
давно не удивляются. Даже в 1946 году—
в засуху, которую люди запомнят надол-
го,—в саду на гектаре созрело 95,2 цент-
Hepa яблок. Они наливались так, как буд-
то суховей прошли стороной.
	На окраине яблоневого сада уже мно-
го лет плодоносит и небольшой виноград-
ник. Богинцы Как-то привыкли к тому,
что кажлый куст в добром году дает им
больше лвеналцати килограммов винограда.
	Оттого, надо думать, и не удивились
мирные солдаты зеленого редута, когда в
их лесных полосах запели соловьи.
	Да и почему бы не поселиться соловьям
среди полупустыни, когда лесные полосы
и здесь в силе преобразовать от века бес-
плодную землю—-исправить «ошибку при-

роды»!
4.
	И колхозники, и ученые приезжают 2т-
та, чтобы глянуть на дерзкий опыт, для-
пийся четверть века, и своими глазами
увилеть будущее лесных полос. Bee же,
	вившего бойцов и командиров © нацис-
нальным праздником, начался военный
парад.

Величественний и мощной была де-
монстрация ‘трудящихся столицы Народной
республики Болгарии.

Колонны ° демонстрантов” возглавляли
лучшие люди страны — лауреаты Димит-
ровеких нремий, передовики промышлен-
ных предприятий.

Демонстранты несли портреты И. В.
Сталина, Г. Димитрова, В. Коларова,
В. Червенкова, членов Политбюро Wh
	BRITO) и ЦК БЫ! портреты газв прави-
	тельств и гуководителей” коммунистиче-
ских и рабочих партий  братеких стран.
	  Плакаты и лозунги призывали крепить
	лагерь мира и демократии, возглавляемый
великим Советским Союзом. разоблачать
	вес тысячи зерен пшеницы, выращенной в
открытой степи, был на 57 пропентов
меньше, чем вес такого же количества зер-
на, уродившегося среди лесных полос, хотя
семена для посева были звзяты из одного
закрома.

Год, что был взят для примера, в 06з-
водной степи считается благоприятным:
193 миллиметра осадков! В такие годы,
судя по многолетним данным, лесные по-
лосы дают среднюю прибавку к урсжаю:
7,4 центнера мягкой пшеницы, 6,8 центна-
ра ячменя и т. д. Но и в годы с меньшим
количеством осадков урожай на межполо?-
ном пространстве остается устойчивым. Под
охраной лесных полос уже давно растут
здесь люцерна и житняк. Люцерна дает че
только сено, но и До трех центнеров семян
гектара. Еще лучше удаются знаменитые
астраханские арбузы, — за, последние семь
лет урожай бахчевых культур с гектара
межполосного пространства был на 70
центнеров выше, чем в открытой степи.

Сочные, крупные арбузы, рано посие-
вающие среди лесных полос, нежданно-нега-
данно стали причинять богдинским лееово-
дам некоторые хлопоты. В полупустыне у
арбузов появилея неслыханный вредитель.
Это — волк: За многие километры, как па
водопой, приходят к бахчам из песков
волчьи выводки. Не ‘углядит об’ездчик,—
за ночь выгрызут вредители не один арбуз.
	Столь же неожиданные вредители появ“-
лись и у зерновых посевов. Изменившаяся
природная обстановка на большом участке
полупустыни ‹воеобразно воспринимается
животными. И лаже пугливые степные ан-
тилоны — сайгаки, промчав десятки килэ-
метров, врываются иногда на яровое поле.
		Кооператоры СССР и стран народной де-
мократии на прошедшем заседании ЦА МКА
последовательно `азоблачали правых co-
циалистов —— злейших врагов мира и при-
зывали кооператоров. всех стран к активной
борьбе за мир и демократию, против под-
жигателей новой мировой войны, за укре-
пление единства международного коопера-
тивного движения и улучшение экономиче-
ского положения трудящихся масс.
	Toy этими лозунгами и проводят совет-
	ские кооператоры Международный коопера-
	тивный день.
Н. СИДОРОВ,
	заместитель председателя правления
	Центросоюза СССР.
	Федор Михайлович Касьянов, в мМо0ло-
тости закладывавший эти полосы, а сей-
час директор опорного пункта, припоминает,
с какой робостью и почти без надежды са-
жал он молоденькие дубки. Мало кто ве-
PHA, что они выживут в необычайно тяже-
лых условиях. Поэтому в полосах посажено
мало дубов; сажали их преимущественно в
пентральный ряд и на немногих учаетках.
	Сколько лет усмехались скептики! Х0-
рошо роели тополи, вязы, ясень; подкупал
яркой зеленью клен’ ясенелистный; осокорь
за четыре года вырое на 4,5 метра, а дубы
оставались низкорослыми. Лишь к началу
второго десятилетия ежегодный ‘прирот
дуба в высоту выравнялся, а се четырна-
дцати лет дуб в росте стал обгонять все
породы.

Осокорь давно выпал из полос. На мнз-
THX почвах полвел лесоводов ясенелистный
клен. У тополей кое-где наблюдается сухо-
вершинность. И время показало: в тех же
почвенных условиях, где может расти и
тополь, дуб черешчатый — наиболее устой-
чивая и долговечная порода. Выйля в верх-
ний полог, дваднатилетние дубы поднялись
над вязом, ясенем, кленом. Они как бы
только-только начинают расти и поражают
лесоволов стройностью ствола, могучим
развитием кроны. Не одному поколению гэ-
ветеких людей послужат эти богатыри сво-
ей зеленой силой!

Кроме просчета при выборе пород, есть
в богдинских полосах и другие, столь же
убедительные ошибки. Но едва войдешь в
эти опытные посадки леса среди полу-
мертвой равнины, как поневоле останавля-
ваешться на кажлом шагу.
		Сто семьдесят  тектаров леса, когла
лесной участок в степи, квадратный, — без
труда обойлешь за час, шагая по тропе
вдоль опушки. Хотя такая роща — неодо-
лимая преграда для ветров, однако длина
эюй преграды — лишь 1.300 метров. Не-
велика, следовательно, и площадь пашни,
на которой лес охраняет здесь труд. чело-
века и плодородие земли. Ведь известно,
Что за лесом ослабление ветра сказывает-
ея только на расстоянии в 50 раз бюль-
шем, чем высота леса.

Зато не одни сутки придется шагать по
троне тому, кто вздумает обойти вдоль
опушки 170 гектаров’ лесных полезащит-
ных полос шириной в 17 метров. Въется и.
тянется эта тропа на многие километры.
(то семьдесят тектаров полезащитных п0-
106 — лесной ‘заслон длиной в сотню ки-
лометров! На таком протяжении он изау-
чает в поле свою преобразующую силу.

ВБогдинский опорный пункт, история ко-
чорого была коротко рассказана в корреснан-
Jena «Зеленый редут»*),— это 170 гек-
таров лиственного леса среди полупустыни.
Но это не дубрава, а частая лесная сеть,
сплетенная  лесоводами из полезащитных
полос протяженностью в 96 километров.

Десятки параллельных основных 1П0л0с
на массиве опорного пункта посажены пэд
прямым углом к вамым неуемным ветрам,
набегающим из пуетынь Средней Азии.
Мех собой они связаны полосами-перемыч-
ками. Конструкции  полос различные и для
наших дней «старомодные»: деревья и ку-
старники растут в них то в пять, то в де-
вять, то в. одиннадцать рядов, а породы
перемешаны в рядах и полосах по многим
схемам ошибочного подеревного смешения.
Оттого полосы местами изрежены, расет-
роены. Такие полосы сегодня не вызовут
зависти у колхозников.

Время —— четверть века! — сурово про-
верило и указало на все промахи, допу-
щенные при закладке полос, и наглядно
одобрило смелое дерзание — опыт посадки
дуба черешчатого в безволной, иссушен-
ной. от века бесплодной полупуетыне.

*) См. «Известия» от 10 августа 1950 г.
	Казах Ахмет Толпаков, сажавший полэ-
сы, на верблюде полвозившяй к ним сз-
женцы и уже третье десятилетие с семьей
живущий ереди лиственного леса в полупу-
стыне, не порвал связей с друзьями по ко-
чевью. Его часто навещают сверстники 3
далеких колхозов Казахетана. Обычно,
обойдя поля среди полос, подивившизь
увиленному, гости спрашивают у хозяяна—
лесного 0б’ездчика: чем удивит он при
следующей встрече?

— Думаю, что. в нашем лесу мы от-
кроем дом отдыха!— < душевной убежден-
ностью отвечает человек, растивший этот
	TCG на мета кочевья.
	Ветер, ветер...

Помногу месяцев подряд здесь не бы-
вает безветренных дней. А ето двадцать
суток в году ветер мчит со скоростью @0-

лое 8 метров в секунду.
	Метели в лютые морозы часто сдирают
со степи даже защитную холетину — уно-
сят обычный снежный покров «глубиной»
в лесять сантиметров. Оттого беззащитная
	зомля и промерзает иногда на полтора ме1-