СРЕГА, 13 ДЕКАБРЯ 1959 г, № 293 (10442)
	ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ. ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР
		Для великих
строек
	УФА, 12 декабря. (По телеф. or cob.
	корр.). Рабочие, инженеры и техники тр>-  :
		ста «Гуймазанефть» принимают участие В
строительстве величайших сооружений на
Волге и Днепре, в Врыму-и Туркмении.

Комсомольская бригада первого участка
промыела № 3 обязалась давать ежедневно
несколько. тонн горючего сверх задания.
Это обязательство стахановцы свято вы-
HOAHAWT.

`На ‘промысле № 2 стахановские участ-
ки мастероз тт. Варенова, Хасанова и Паг-
лова добывают ежедневно по негкольку де-
сятков товн нефти сверх задания. За по-
слелнее время здесь большинство фонтапи-
руюших скважин оборуловали электроав-
томатическими лебелками, автоматическими
регуляторами. Благодаря этому операторы
стали оелуживать по три скважины вме-
	Сто двух.
. С, ОДАЙКИН.
	Новые дома культуры
	МИНСК, 12 декабря, (По телеф. от cod.
норр.). В районном центре Вобрине состоя-
лось открытие новом Дома культуры.
В двухэтажном каменном злании разме-
щаются зрительный зал, библиотека, чи-
	тальня и комнаты для занятий кружков
	_ Кобринский Дом культуры — одно из.
многих культурно-просветительных учреж-
	лений, открытых в поблелнее время в 3а-
падных областях Белорусеии. В районных
центрах и деревнях Брестской, Гродненской,
БАрановичекой, Мололечненекой и Пинской
областей построено 197 домов культуры, а
также большое. количество ‘сельских и кол-
хозных клубов.

Метолом наролной стройки сооружается
Лем культуры в районном центре Хойники
		Полесской области.

Лоток приветствий
	3 свази
	с семидесятилетием товарища
	Коллектив работников Полтавской o6-
	Кандидаты сталинского блока

коммунистов и беспартийных
	*

*
	тт
_ Большая
Укол.
	Три гола’ назад, выбирая депутатов в
городской Совет, трулящиеся Харькова ла-
ли ИМ, наказ. добиться, чтобы их р91-
ной город стал лучше и краше, чем ло
войны. Теперь; накануне новых выбороз,
избранники народа имеют основание счи-
тать этот наказ выполненным.

Харьков стал одним из крупнейших про-
мышленных и культурных центров страны.
`’ В услугам горожан — семь театров и
„15 кинотейтров. Действуют 475 библиотек
с более Чем девятью миллионами книг.

3з последние три гола на харьковских
‘улицах выросли десятки больших мног-
‘квартирных. домов. возникли новые рабо-
‘чие поселки. Многие улицы заново зали-
чы асфальтом. .

Проведены большие работы по озелене-
yaw. На улицах ‘и площадях горола выга-
	жено ‘323 тысячи леревьев и 140 600 ты-
	`сяч декоративных вустов. Бновь созданы
красивые скверы.

`В этом большая заслута’ депутатов, Кото-
рые с первых же. дней евоей деятельности
	- стали создавать актив. повседневно’ вовл8-
	Ras в работу постоянных вомиесий pre
больше и больше инициативных людей.
„Для активистов -это стало большой нколой
общественной и ‘rocyxapernenuoa деятель-
ности:

Большую энергию проявляет советский
актив в’ нынешней избирательной кампа-
нии. Сотни активистов работают агитато-
рами. Многие из них вошли в состав ок-
ружных избирательных - комиссий. - Лучшие
из лучшях выдвинуты. кандидатами в Де-
путаты. Так, ‘окружные комиссии зареги-
стрировали для баллотировки в Депутаты
‘городского: Совета Е. Гулязву и А. Цыта-

_-ненко’— пнипиаторов соревнования комие-
сий солействия сохранению ‘жалого фонда,
	‚ А; Малченко — прелеелателя совета одбше:-
	ственниц, М; Бонлареву в С. Ёвлокимо-
зу — председателей ‘уличных. комитетов.
	`зДесятки выросших активистов выдвинуты
канлилатами“в депутаты районных Советев.
	Избиратели уверены в том, что эти иви-
пиативные люли, беззаветно преданные ве-
: АИБоМу делу ‘партий Ленина’ Сталина,
Tpomeunne ‘большую. школу общественной
‚работы, оправдают зысозое ловериз народа.
	П. ИВАНОВ,
	В. Сталина приветствия. с: сердечными   ластной конторы Рлавкинопрокат,

wT... Е. КА 2 Та BA RA. 42 ow A
		ПЛомохозяйки домов №№ 46 и 48 по ули-
	‘te Глуй1ко. гор. Таганрог;
	лет жизни товарищу Сталину прислали;
Студенты 114-й группы технологического
факультета Краснодарского’ ияститута: пи-
шевой промышленности; \

Колхозники и колхозницы колхоза «У дар-
ник», Ольхозатского района, Харьковской
области;

Медицинские работники поликлиники № 6
инвалидов Отечественной войны, гор. Крас-
нодар,

Рабочие и служащие Хорезмского обл-
потребсоюза Узбекской ССР;

‚Коллектив торговых‘ работников  Улан-
Удэнского универмага; => <. - -

Колхозники и колхозницы колхоза «Ве-
ликое начало», Ольховатского района, Харь-
ковской области; _

Депутаты Кировского ‘районного Совета
депутатов трудящихся гор. Магнитогорска;

Коллектив работников Бурят-Монгольской
конторы «Главсельэлектро»;

Исполком Перелского сельсовета Боро-
вичекого района, Новгородской области.

Собрание выпускников-геологов 67-й
группы Бакинского нефтяного техникума;

Бригада морзистов Новосибирского цент-
рального телеграфа, гор, Новосибирск;

Стахановцы, служащие и инженерно тех-
нические работникн авторемонтных мастер-
ских транспортной конторы строительного
треста № 34, гор. Новосибирск;

Коллектив работников Татарского пункта
«Заготзерно» Новосибирской области;

Коллектив работников Алтайского крае-
вого управления сельского хозяйства; гор.
Барнаул;

_`Колхозники и колхозницы колхоза «Пз-
nenoruns Corencvoro района Пензенской
	редовик», Соседского района, Пензенской
области;
Собрание хозяйственного и партийного
	актива строительного треста Г лавкурорт-
торга. Министерства торговли Союза ССР,

гор. Сочи;

Студенты 2-й группы 2-го курса исторч-
ческого факультета Курского государетвен-
ного педагогического института;

Собрание комсомольцев и молодежи
строительно-монтажного треста № 6 Лю-
диновского района, Калужской области; .

Коллектив пекарей Курского хлебозаво-
да № 2;

Коллектив учителей Черкасской школы
№   Саратовской. области;

Педагогический коллектив школы № 10
гор. Таганрога;

° Работники здравоохранения Орджоникид-
зевекого района, гор. Баку;

Коллектив санитарных работников Ста-
линского района, гор. Ростов-на-Дону;

Комсомольцы и молодежь Низаминското
района гор, Кировабада, Азербайджанской
ССР;

Рабочие, инженерно-технические работни-
ки и служащие Тамбовского химлесхоза;

Колхозники и колхозницы колхоза «Пя-
тилетка», Джидинского аймака, Бурят-Моз-
гольской АССР;

Коллектив работников Хорезмской об-
ластвой конторы «Сельхозбанка», гор. Ур-
генч; :

Учителя и учашиеся Обровской семилет-
ней школы, Телеханского района, Пинской
области;

Члены Рассказовской промыслово-кооп>-
ративной артели «Энергия» Тамбовской об-
ласти;

Коллектив. рабочих, служащих и инж?-
нерно-технических работннков Средне-Ах-
тубинского дорожного участка № 367
Сталинградской области; Г

Колхозники и колхозницы артели «Кыр-
мызы партизан», ‘Астаринского района,
Азербайджанской ССР:
	Многодетные и одинокие матери в Старо-
Оскольском районе получили в нынешнем
оду государственных пособий на воспята-
ние детей свыше лвух миллионов руд-
лей —— почти на миллион рублей больше,
чем в прошлом году.

Мать девяти‘ детей Дарья Ивановна Ря-
полова, проживающая в Старом. Осколе, по-
лучила 21.150 рублей: евыше 10 тысяч
рублей выдано  многолетной  колхознице
Марии Артемовие Сторожевой из сельхоз-
артели пхени Мичурина.

Во время беселы колхозного агитатора о
Сталинской Конституции Мария Артемовчз
сказала:
	пепла. Это глубоко символично для древ-
него русского города-воина, который не раз
за свою многовековую историю, как на-
дежный щит, прикрывал от врагов русскую
землю;

Не раз чужеземцы преврашали древний

Смоленск в руины, но вокруг кремлевских
стен и башен на Днепре снова вырастал
близкий сердцу каждого русского человека
город. Но еще ни разу столь взрварекому
и жестокому разорению не подвергалась
Смоленщина, как в годы, когда шла на ней
битва с фашистскими захватчиками. Война
прошла, оставив здесь пепелище и разва-
лины вместо сел и городов.
_ За семь лет после освобождения от фа-
шистской оккупации неузнаваемо измени-
лась жизнь на смоленской земле. Только в
колхозных селах отпраздновало новоселье
во вновь построенных домах более 150
тысяч семей. Сооружено около 60 тысяч
различных колхозных строений. Поднялось
колхезное хозяйство. Уже сейчас колхоз-
ники Смоленщины получают с каждого
гектара зерновых культур и льна больше,
чем до войны. Вновь работают машины в
восстановленных цехах. Смоленекого льно-
комбината, Ярцевекой прядильно-ткацкой
фабрики, на заводах, где перерабатывают
лен.

Уже не на чертежах архитектора, а в
кварталах новых домов, отетроенных улиц
вырисовываются контуры нового Смолен-
ска. Строительные леса окружают дома в
Вязьме, Рудне, Гжатске. Вечерами тысячи
огней горят во клубах, избах-читальнях,
библиотеках сел и горолов — на земле, ко-
торую фашисты пытались превратить в
«зону пустыни». Большой и полнокровной
жизнью живет Смоленщина. Ее люди вос-
станавливают и строят заново, пишут кни-
ги, изобретают новые машины, горячо ра-
ботают и учатся, < твердой . уверенностью
говерят о будущем. И среди них всюду —
в колхозном селе, на фабрике, в МТС,
школе, учреждении — в ряду передовых
героев труда идут женщины.

Еще не дождавшись с фронта мужей и
сыновей. вышли они за минерами на из-
раненные войной поля, умело, по-мужеки
плотничали нз пепелищах, пускали первые
ткацкие машины в Ярцеве, сеяли лен. дни
стали первыми в области Героями Сопиа-
листического Труда, получили ордена и ме-
Дали за свой доблестный трул. Лучшие яз
	Коллектив рабочих и служащих пром-
артели имени Сталина; Зеньковского райо-
на; Полтавской области;

Коллектив работников Posencxott KOHTO-
ры Министерства ‘связи, Саратовской об-
ласти;

Коллектив работников отдела здраво-
охранения Роговского района _- Краснодар-
ского края; }

Коллектив работников Упоавления по де-
aM. охоты и областного’ Совета o6ptectas
охотников, гор. Курск; т

Колхозвики я колхозницы колхоза «Ком.
муниет», Боровского района, Харьковской
области;

Коллектив Финанесво-банковских работ:
ников’ Ново-Псковского „района, Вороша:
‘лоягралской области:
	Коллекгиз финансово-банковских рабог-
ияков Веселовского района, Ростовской
области:
	Стахановцы, . инженепно-технические р:
ботники и служашие Барнаульского мель-
зазола Главмуки № 13;

Рабочие, служашие и инженерно-техни-
ческие ‘работники Курской междугородной
телефонной станции;

Собрание механизаторов Украинской,
Томской, Парунповской, Красноярояской,
Лушкияской и Серышевской МТС. Серы-
шезского района. Амурской области;

Коллектив рабочих и служащих Арма.
вирекой транспортной конторы «Гужтранс»,

Обком профсоюза рабочих сахарной про-
мытшленности Визниикой области;

Коллектив работникоз Егорьевской рай.
онной конторы связи Алтайского края;

Исполком Кзыл-Орлинского областного
Совета депутатов труляшихся;

Медицинские работники  Валковского
района Харьковской области:

Учителя и учащиеся средней школы
№ 30 Сталинского района гор. Харькова;

Комсомольцы и молодежь Ново-Ярычев-
ского района Львовской области;

Колхозники и колхозницы колхоза «Ко-
лос социализма», Красноярского района,
Куйбышевской области;

Колхозники И колхозницы колхоза «Но:
вый быт», Красноярского района, Куйбы-
шевской области;

Собрание рабочих и служаших промы-
словых артелей Уваровского района, Там-
бовской области;

Коллектив учащихся, преподавателей п
	служаших Мичуринского кооперативного
техникума:
Коллектив работников потребительской
	кооперации Ирдвысоцкого района, Кирово.
градской области;

Колхозникв и колхозницы колхоза ‹!2
лет Октября», Ново-Водолажского района,
Харьковской области;

Коллектив воспитателей и воспитанни:
ков Помарского летдома Марийской АССР;
	Коллекгив работников’ Ленинградской
конторы Главмегаллосбыта;
Коллектив работников Близнецовского
	райпотребсоюза Харьковской области;

Студенты 2-го курса литературного ф:-
культета Пинского учительского институ-
та;

Работники Куйбышевской районной кон-
торы связн Ростовской области;

Коллектив работников Управления ‘про:
мышленных ^ предприятий . Министерства
связи, гор, Москва;

Коллектив работников исполкома. Леннн-
	ского райсовета депутатов трудящихся,
гоп. Харьков; я. ее
Коллектив работников TemuproeseKoro
	райфинотдела Краснодарского края.
	(Продолжение — в следующих номерах)
		онатный металлу
	Это произошло четырнадцать лет, назад,
Московский автомобильный завод’ имени
Сталина переживал период второй рекон-
струкции. СОтроились новые пехи— терми-
ческий, ‘литейный серого. чугуна из другие.
Перед металлургами завода стоял вопрос:
какая технология должна быть в новых
цехах? Ответ на него лал главный метал-
	лург управления. по ‚расеширевию завода
	Алексанлр Денисович Ассонов.

— Нало запроектировать конвейериза-
цию всех пропессов.— заявил он,— вне1-
рить газовую цементацию, закалку токами
высокой , частоты... термическую обработку
деталей в нейгральчой газовой среде,

Это было смелое решение. В те годы ня
на заводе, ни в стране такие процеесы в
массовом производстве еще не применялись.
Инженер Ассонов по-государетвенному no-
дошел к решению задачи. Он смотрел
вперед. З

Автозаводцам памятен и друмй случай.
В термическом цехе требовалось. осуще-
ствить процессе газовой цемситации. Тов.
Асеонов провел. большую исслелователь-
скую работу. На заводе был построен
агрегат для получения крекинга йпиролиз-
ного газа из керосина и пущена‘ впервые
в Советском Союзе метолическая печь га-
	30B0H цементапай, Это позволило высробо-
	ДИТЬ производственные площади в термиче-
ском цехе, резко повысить качество деталей
й уменьшило потребность в рабочей силе.
	Автозаволекий инженер Ассонов известен
в стране как талантливый металлург, ‘но-
ватор, большой знаток’ литейного и терми-
ческого дела. № решению любой задачи он
подходит оне. только е-точки зрения. cero-
Дняшних, оперативных нужл производства,
но и с учетом булущегю, перепейтивы, по-
	” государственному. Вот почему литейщики и
	металлурги завода, выдвигая кандилатов в
депутаты Московского областного Совета,
назвали имя Александра Денисовича Ас-
сонова. .
	Двадцать восемь лет работает тов. Ассо-
нов на производстве и отдает все свой си-
лы и знания любимому делу. Он. награж-
ден орденом Ленина, орденом Врасной Звея-
ды и медалями. За изобретение метода ус-
коренного отжига ковкого чугуна А.Д. Ас-
совов удостоен Сталинской премии.
	В 1947 году трудящиеся Пролетарского
района столицы оказали тов. Ассонову вы-
	сокое доверие, избрав его депутатом М9-
	сковекоге областного Совета.
	——= Алексанлр Денисович оправдал. наше
доверие, — сказал ‘недавно на’ предвыбор-
ном собрании Главный инженер’ проектно-
о института Г. И; Лыков.— Он ‘и теперь
будет нашим достойным избранником в’ 0б-
лабтком Совете депутатов трулящихся.

Н. УШАТИКОВ,
А. НОВИЧКОВ. ,
	Ima Отечественной войны ушел на фронт,
15-летняя `Эльмине села за руль трактора.
Qua хоропю изучила машину и в числе
‘лучших механазаторов была направлена на
куры‘ коябайнеров. Теперь имя волителя
‘комбайна Эльмине Отеман широко извеетно
в республике. 0 жизни и`труловой леятель-
ноети т. Иеман рассказали на собрания

избирателей бригадир полеволческой брягя-
	лы тов. Горм. предеедатель артели тов. Юр-
eHCOH и другие. =. д
° Пюлаектив‘ Вильянлиской МТС назвал
своим кандилатом в депутаты районного
Совета бригадира тракторной бригады ‘тов.
Альберта Трейал, который работает на ма-
шинно-тракторной станции Co дня ее осно-
вания. Ею бригала систематически пере-
выполняет залание.
	Канлидат в’ депутаты Тырваекого район-
ного Совета, директор  Хельмеской МТС
Юлиус  Пэрэр. ветретилея в избирателями-—
`Колхозниками артели «Валгуе». Выстунив-
шие доверенный тов. Ранник, кузнеп. тов.
Эльбрехт и другие охарактеризовали тов.
Пэрэра как верного сына эстонского народа.
Четыре года он работает в МТС и завоевал
себе заслуженный ‘авторитет среди населе-
ния. Избиратели, заявили, что они в день
выборов будут дружно голосовать за Юлиу-
	ед Порара.
Г. КЛЕВАКИН,
	г. ТАЛЛИН.
	соб. корр. «Известий».
	Механизаторы сельского
’ хозяйства Эстонии
	Срели кандилалов в депутаты местных
	Советов Эетонийи — сотни передовых меха-
	‚ пязаторов сельского хозяйства.
На-днях состоялась ветреча кандидата в
‘тепутаты Tiipsackoro районного Совета
	бригалира тракторной бригады’ Хельмеекой
	МТС Эдуарда Сюста © избирателями—кол-
хезниками артели «Энергия» и «Кандел
тее». Е а

На собрании выступил предеедатель кол-
хоза «Аиндел тее» Хуго Вальлмаа.,
	— Весь труюзой путь Tos. Coctacy wie}
	На вилу.— сказал он.-— Мы помним, как
	Элуарл Сюета. бывший батрак, пришел пять
	‚лет назад в Аельмекую школу механизл-
ции сельского хозяйства, успешно окончил
ее и стал работаль в МТС тракториетом.
Скофо он слелалея бригалиром, & сейчас
тракторная бригала Элуарла Сюста — одна
	  Из передовых -B республике. Все работы,
		проязведенные — трактористами из этой
бригады: мы ‘аринимаем; как правило, е еа-
мой высокой оценкой, Советекое правитель-
ство к 10-летию Эстонской ССР наградило
тов. Сюстё орденом Ленина. В этом голу его
бригала выполнила план тракторных ‘работ
больше чем на 200 процентов и сэкономи-
ла пять се половиной тонн горючего. Эдуард
Сюста — активный общественник.

На собрании в Колхоз6 «Койлула» вы-
ступила кандидат в депутаты Вильянли-
ского районного. Совета Эльмине Отемал.
Она— дочь тракториста. Когла отец во вре-
	Имя звеньевой сельскохозяйственной ap-
тели «1-в мая» Героя Сониалистического
Toye Ольги’ Гонаженко широко извеетно
в’ Казахстане, В нынешнем голу она‘выра-
етила на своем участке 1.630 нентнеров
сахарной свеклы 6 гектара, а на площали
всего звена выращено болыпе чем по 800
центнеров.

Ольга Гонаженко стремится передать
свой богатый опыт сотням колхозных свек-
	Памятник генералу армии
И. Л. Черняховекому
	ВИЛЬШЮС, 12 декабря. (По rene. of
с0б; корр.). Литовский народ чтит память
прославленного; полковолна, дважлы Tepoa
Советского Союза. генерала армии И, Д.
Черняховского. В центре Вильнюса на пло-
щади, носящей имя полковолна, воздвигнут
скульптурный памятник. Автор — лауреят
Сталинской премин скульптор Н. В. Тэм-
ский запечатлел образ Черняховского ©т-
дающим приказ о продвижении вперед.

В. воскресенье состоялось торжественное
	открытие памятника. Митинг открыл ПрРл-
	селатель Президиума Верховного Совета
Литовской ‘CCP: tos. Палейкие. С речами
	выступили Председатель Совета Миниетров
	итовской ССР. тов. Телвилае и секретарь
Вильнюсского горкома КП(б) Литвы тов. Бе-
ляускае. На митинге’ ‘участвовали тыся-
чи трудящихся Вальнюса. }

- В. САМОУКОВА.
	Отовсюду .
	‘Интересные материалы ‘©. творчестве
34 лучших сказителей Абхазии собрали ра-
ботники сухумского Дома народного твор-
	чества. Среди записанных сказов — произ-.
	ведения старейшего’ певца, 133-летаего Ха-
сана Палба ‘из Гудаутского района. `Ма-
стера народного творчества создали много
новых сказов, посвященных борьбе совет-
ского народа за мир.

* Традиционный праздник сельского хора
состоялся в селе Косауцы Сорокского рай-
она Молдавской ССР. Косауцкий хор —
старейший в Молдавии, он существует, б0-
лее сорока лет. Сейчас в ав хора —
100 человек.

* Экспедиция ученых Карело-Финского
филиала Академии наук CCCP и специали-
стов рыбного хозяйства провела в нынеш-
нем году большую работу в юго-западной
части Белого моря. Ученым удалось просле-
дить процесс осеннего охлаждения вод и
благодаря этому выяснить, в каких райо-
нах происходят массовые сезонные скопле-

ния рыбы.
	— горячее стремление к новым успехам в
мирном созидательном труде, уверенность в
своем будущем. Они беспокоятся не только
® своем родном колхозе, районе, — они за-
ботятся © дальнейшем процветании своей
любимой Родины,

Одна из этих женщин-новаторов. — кан-
дидат в депутаты областного Совета, звень-
ввая колхоза имени Ленина Мурыгин-
ского: сельсовета Починковекого района Ма-
рия Кенденкова. Эту колхозниць и другие
мурыгинские льноволы известны не Только
на Смоленщине, Мурыгинцы’ выступиля
инициаторами движения, в котором участ-
вуют теперь льноводы Смоленской, Кали-
нинской и других областей. Они. взялись
вырастить на каждом гектаре по одной тон-
но льноволокна, И пе на отдельных участ-
ках, & Ha огромных: площадях,

«Плохих почв нет, а есть плохие хозяе-
ва»,—= эти слова @ще раз на деле подтвер-
дили мурыгинцы. Мы не можем, сказали
они, ‘Давать по 2 центнера льноволокна 2
гектара, когда нашей стране; налим фабри-
кам с каждым днем нужно вее больше и
больше северного шелка.

В первый гол работы, применяя перодо-
вую советскую агротехнику, мурыгинские
льноводы заставили свои земля давать бю-
гатый урожай. Они сняли по 5 центнеров
ЛЬноволокна с гектара на площади в 235
гектаров. Еще большего урожая добились
новалоры на следующий год. А звено Ма-
рии Кенденковой с участка в 3,8 гектара
получило по 8,2 центнера льноволовна я
по 4 с лишним центнера семян,

Прошлым летом мурыгинские колхозни-
RH обратились ко воем льноводам страны ©
призывом покончить с потерями в льно-
водстве, дать стране высокономерное волок-
HO. Колхозники подсчитали, что если Смо-
ленекая область сласт волокно только. од-
ним номером выше, то страна’ получит д9-
полнительно 1.300 тони льнотоваров. Оии
рассказали в своем письме о том, как 6u-
рютея за высокие урожаи, о своем долге
перед Родиной за ее Заботы © советеких
людях. Этот документ, в котором яркб про-
явилась большая госуларственная забота
советских людей о своей стране, вместе с
другими потписала и Мария Кенденкова,
простая колхбзница, советская патриотка.

На древпем гэорбе Смоленска изображена
пушка со сказочной птицей, обладающей
чудесной способностью возрождаться из
	секретарь исполкома Харьковского: го-
родского Совета депутатов трудящихся.
		`.. Отличный ›шлифов
	Па многих предприятиях города Свердлов-
ска. и Свердловской области существуют
‚стахановские полы. отличного качества.

Первая такая школа была создана В
прошлом. году на’ Свердловском инетрумен-
лтальном заводе. Шалифовщик. инструмен-
Тального завода Г. Кузнеченков понял. как
много может дать государству реализация
этого почина. Одним из первых он заслу-
Жил звание отличного шлифовшика. —
	Затем тов. Кузнеченков выступил ини-.
	„.Циатором, созлания стахановских школ. и на
‚других предприятиях.
Его. почин получил широкое распрострз-
	нение ий помог сократить количество брака.
	Рабочие, инженеры, техники и служа-
щие Свердловского инструментального 3а-
вода единодушно выдвинули знатного ста-
‚хановца Г. Кузнеченкова своим канлидатом
в депутаты Свердловского тородекого Co-
Beta,

r. СВЕРДЛОВСК.   (flo телеф. от соб.
“Kopp.).
	Забота о матери
	— Я мать восьми детей. Я счастлива,
что живу и работаю в стране, которая тах
тепло заботится о нас, матерях. Ло Ок-
тябрьсвой. революции дети в семье рабо
чего человека из-за нужды п лишений бы.
ли в тягость. О советских детях 3a60-
тятея СОтзлин. вся страва.

Орлевом «Материнская слава» и «№
далью материнства» в Старо-Оекольскох
районе награждено свыше двух тысяч че-
ловек: 17 многодетным матерям присвоею
почетное звание «Мать-героиня».

А. ФЛЯГИН,

г. СТАРЫЙ ОСКОЛ Курской области.
	них избраны депутатами Верховного (403
та СССР, Верховного. Совета РСФСР, рук:
водят учреждениями, колхозами, преднирия-
тиями. 41 женщина Работают председате-
лями сельских Советов, 167 — предеедате
лями колхозов, более 4 тысяч — возглав
ляют бригады и животноводческие ферув..
несколько тысяч трудятся звеньевыми, }+
эти дни, накануне выборов в местные (№
веты, более 20 тысяч смоленских женщи
работает в избирательных комиссиях, 11
тысяч — агитаторами. .

Это люди, выращенные большевиетеки
партией я советской властью, — хозяев
своей судьбы. Многих из них, самых 1‘
стойных, трудящиеся области выдвигают
сейчас в местные органы государствення
власти.

С большим единолушнем на собрания
избирателей в колхозах, на заволах, в }*
реждениях 39 женщин названы канлил“
тами в депутаты Смоленского областног
Совета.

Вместе с колхозницами Ксенией Петр
ной Мухтаровой, Зоей Фроловой, Екатери
ной Ивановой, Марией Кенденковой труду
щиеся Смоленской области выдвинули ка!
дидатами в депутаты областного Совета ¢e
лекционера-мичуринца Зинанилу Никаноро
ну Бородич, талантливого инженера Н
талью Евгеньевну Воскресенскую, знатНу
ярцевскую ткачиху Ккатерину Феофанови
Посредникову и других.
	На берегу река Гжать, недалеко от по
лей, где сеет лен Герой Социалистической
Труда Кеения Петровна Мухтарова, сто
бревенчатый дом с невысоким крыльшу
Каждый, кто прохолит мимо этого до
останавливается, чтобы прочесть памятны’
слова, написанцые па. прякрепленной }
стене доске. В августе 1943 года, coser
шая поездку но оэнтирному участку фроте
та, B-ATOM доме останавливался Генералис
симус Советского ‘Союза Иосиф Виссариоее:
вич Сталин;

Как святыню, берегут советские люд
этот дом. Сегодня сотни люлей, жителей
Гжатска и близлежащих сел, приходят с
ла, чтобы еще раз от. всего серлца сказат
спасибо великому Сталену; который веде!
советский народ по пути к коммунизму,
	F. MOJIOTKOB,
соб. корр. «Известий».
Смоленская область
	Мастер высоких урожаев
	левичниц, Она выступала во многих 504л-
хазах с докладами и написала брошюру
06 опыте выращивания высоких урожаев.
Избиратели Таллы-Курганской областа
ЕЫсокю оценили трудовую и общественную
деятельность Ольги Гонаженко нп единолуш-
но вылвинули ее кандидатом в депутаты
Таллы-Курганского областного Совета.
	г. АЛМА-АТА. (По телеф. от соб. корр.).
	Б дни, когда в Москве шла Первая Все-
союзная конференция сторонников мира,
ве делегатка ВАсения Петровна Мухтарова
писала из столицы своим землякам: «Мы,
смоленские, лучше других знаем, что’ та-
кое война. Я помню, как меня, пожилую
женщину, бил по щекам фашистский офи-
цер... Мы помним 42 наших односельча-
нина, погибших в эту войну. Мы, шилов-
ские, в ответе за судьбу мира...».

Смоленская креетьянка Взяла на себя
благородную заботу о. судьбе миллионов про-
стых людей, которым угрожает война, за
судьбу мира! ° =

Зоя Фролова не знала тяжкой участи
Жсении Петровны Мухтаровой. Ей не при-
шлось батрачить на чужих, работать с ут-
ра до ночи за кусок хлеба. Она родилась,
когда на Смоленщине уже‘были колхозы.
Ей исполнилось пятнадцать лет, когда ee
земляк, смоленекий колхозник Михаил Ето-
ров, водрузил знамя Победы над рейхета-
том в Берлине. В те дни Зоя Фролова стала
работать в родном колхозе.

Девушку взяла в ученицы опытная те-
лятница Рощина, & вскоре ей доверили
группу телят. И каких телят! За одного
бычка, Которого выращивала Фролова, ве
деду нужно было бы отдать помещику
шесть простых крестьянских буренок. это
были телята новой, сычевской породы.

По всей области заловорили о. телятнице
Рощиной, получившей звезду Героя Социа-
листического Труда и орден Ленина, об ее
ученице, трудолюбивой, энергичной  30е
Фроловой. В первый год самостоятельной
работы молодая телятница была награжде-
на медалью «За трудовую доблесть»; а на
следующий -—— правительство наградило ее
орденом Трудового Красного Знамени. В
1949 году был опубликован Указ о при-
сроении 30е Фроловой, девятнадцатилетней
Комсомолке, звания Героя Социалистичееко-
% Труда. Она добилась замечательных pe-
зультатов: каждый теленок, за которым
ухаживала, ежедневно прибавлялея в весе
на 1.212 граммов. м

Смоленских женщин — колхоэниц и аг-
рономов, зоотехников и учителей, врачей
и трактористок — роднит одна общая черта
		оветские nam
	Всения Петровна Мухтарова; немолодая
	_ женшина 6 глалко причесаннымй ‘веде:
	` щими волосами, с глазами, живыми и 4о00-
	. рыми, говорит о своей жизни, Кандидат в
	депутаты Смоленского. областного Совета
выступает пвред ‘избирателями. Из ее ряс-
сказа встают картины жизни’ глухого доре-
РОЛЮНИОННоГо Смоленского села: узкие по-
‘лоски земли, зароешей лебелой, растрепан-
ные ветром соломенные крыши покосив-
‘WANG изб, беспровветная ‘нужда.

`` б давних пор на смоленекой земле сея-
‘ли ‘лен. - Шелковиетый, ‘серебристый... А
колько грустных песен сложено O нём в
этих краях — ва` полях, где он зацветал,
‘Ha лугах, гле ‘в пору тяжелых августов-
	ских рос ‘расстялали его до: рассвета, на
	токах, PIE трепали, чесали ero, Woo
осенью за гроши продать на’ рынке В уезл-
ом горюлде!.
	Лен сеяли и дед, и отец №сении Петров-
пы Мухтаровьй. За прялкой состарилиеь,
так и неё выбившись из нужды, ее байка
и мать. И вряд ли знали Мухтаровы, что
за спиной скупщиков, грабивших . кресть-
ян, стояла фирма «Интернациональное 99-
Щество эвспортировки русеком льна», в
котором заправлял английский лелец. Лен,
за бесценок скупленный в России, шел на
английские фабрики и возвращался гото-
ЗЫм полотном, за Которое нужно было паа-
тить втридорога.

Шести лет осталась №сения Петровна
‘сиротой и уже через год стала в гребаю
прялки.

Был на Смоленшине обычай: девушка
должна выткать лвенадцать полотен в дар:
крестному, попу и другим, а самое ширд-
Roe oH белое —— суженому, 0 котором гала-
ла в длинные зимние вечера. Долго виее-
ли в доме Мухтаровой белые © краеными
узорами широкие полотна. Кому нужра
‘была невеста-батрачка, не имевшая ните-
о, кроме работяших рук?
`_ На вю жизнь запомнились Всении Пет-
ровне слова отца: «Пиеарем тебе не быть!».
На этом и. вончилиеь разговоры o том,
чтобы послать девочку в школу. Да и кво
мз крестьянских девочек мечтал в то вре-
мя 06 сбразования! Смоленская. губерная
	среди других занимала по грамотности три-
дцать шестое место. Здесь на сто. человек
было всего лишь семнадцать грамотных. В
1900 году губернекая земская управа вы-
пустила сборник «Грамотность дётей сель-
«кого населения в Смоленской губернии».
Почти восемьдесят процентов всех детей
крестьян от семи до шестнадцати лет были
неграмотными.
	Будущая . неграмотность населения, пя-
сали составители сборника, в середине два-
дцатого столетия будет очень выбока, а
именно: для мужского населения — 45—48
процентов, a для женского — 92—94 ‚про-

LeCHTB...
	Ho не угадал отец; говоривший лочези,
что не бывать ей писарем, не’ сбылись н
мрачные предеказания земских леятелей.
	Небольшая книжка в обложке цвета мо-
лолого льна, Она издана в середине ‘два-
дцатого столетия, в бывшей Смоленской
губернии, где сейчас нет неграмотных срё-
ди взрослых, где все дети учатея в шко-
ле, где’ около 7 тысяч студентов, сотни
изб-читален, библиотек, клубов. Внига па-
писана смоленской колхозницей, звеньевой
артели «Ленинский путь» Гжатского райо-
на Ксенией Петровной Мухтаровой, и гово-
ритея в ней о большом, настоящем челове-
ческом счастье,
	—щ На 53-м году жизни своей пережила
большую ‘радость. Советское правительство
удостоило меня звания Героя Социалисти-
ческого Труда. В грамоте, подписанной
Николаем Михайловичем Шверником, сказа-
но: «За ваши исключительные заслуги
перед государетвом, выразившиеся в по-
лучении льна-долгунца 6,3 центнера и се-
мян — 7,3 центнера с тектара, на пло-
щали в 2.5 ra...».
	Ь, П. Мухтарова пишет в своей книге
06 агротехнике возделывания земли под
лен, о богатетве и планах своей артели,
о мичуринекой школе, которую она окон-
чила, о том, вак поднимается разоренный
войною колхоз. Это — рассказ колхозни-
цы о Том, как творит.она свою жизнь В
	труде, как; свободно, уверенно шагает по
	родной земле.