14 ДЕКАБРЯ 1950 г. № 294 (10443)
	ЧЕТВЕРГ,
	ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР
	Pet ANSE PAA A АГА 44+

Смотр сельских
талантов
	ПЕТРОЗАВОДСК, 13 декабря. (Fo tenes.
от с66. корр.); Большой сельский праздник
посвящен сбору урожая. Девушки в ярвих
национальных кобтюмах танцуют вокруг
большого снопа. Но вот над кругом появля-
ются еще снопы. Это—осимвол возрастаю-
щего плодородия нашей земли...

Такой танцовальной картиной закончил-
ся концерт на сцене республиканского
театра русской драмы, посвященный ито-
там смотра сельской художественной само-
деятельности Карело-Финской CCP.

Первый тур смотра проходил в селах ий
деревнях республики, второй — в район-
ных центрах, Третий -— в Петрозаводске.
В столицу республики прибыля 350 луч-
ших исполнителей — певцы, танцоры, му-
зыканты и чтецы, Они представляли це-
лую армию участников сельской художе-
ственной самодеятельности.

Почти в каждом районе Карело-Финской
ССР существуют народные хоры. В этом
смотре заслуженную похвалу получил хор
Cerosepcroro района.

Велякому Сталину, нашой прекрасной
Родине, ее успехам в мирном труде, в
борьбе за мир’во всем мире были посвяще-
ны выступления коллективов и отдельных
участников республиканского смотра худо-
жественной самодеятельности сел и дере-
	вень Варело-Финекой ССР.
Н. КОБОВАЛОЕ.
	2? песном поселка
	ГОРЬКИЙ, 13 декабря. (Пе телей, от себ.
нерр.), Поселок лесорубов Сява в Горьков-
екой области являетея центром крупней:
шего леспромхоза, снабжающего строевой
древесиной многие шахты Донбасса и етуой-
ки страны. Ежедневно отсюда отправляются
эшелоны леса.
	В поселке до 400 домов. По вечерам его
широкие улицы озаряютея электричеством.
Тепло, уютно в просторном клубе поселка.
Лесорубы охотно посещают его; смотрят но-
вые кинокартины, слушают леклии. В по-
селке есть универмаг, несколько столовых
и другие бытовые учреждения. Недавно з8-
кончено строительство больницы.
	В эти дни в жизни Сявы чуветвуется
особая приподнятость. Лесорубы деятельно
готовятся в выборам в местные Советы,
Десятки рабочих ежедневно выполняют
по полторы — две нормы. Больших успехов
добился моторист-лесоруб С. В. Лебедев;
он уже дает продукцию в счет своего тре-
тьёго пятилетнего задания. Коллектив лес-
промхоза выдвинул его кандидатом в депу-
таты Гозьковекого. областного Совета.
	Б. ШЕЛЕНЕНКОВ.
и
	ПО СЛЕДАМ ВЫСТУПЛЕНИЙ
tH3BECTHH»
	«Адвокаты и аблакаты»
	Вак сообщает министр юстиции РСФСР
тов Беляев, факты, изложенные в фелвето-
Не «Адвокаты и аблакаты», проверены на
месте ревизором министерства. Была прове-
дена также финансовая ревизия Ефремов-
ской юридической консультации.
	‚ Проверкой полностью подтверждена пра-
BHIbHOCTR фелзетона и вокрыты факты
злоупотреблений со стороны бывшего члена
коллегии адвокатов Озерецковекого, против
которого возбуждено уголовное дело.

Министерство проверило также деятель
ность президиума Тульекой коллегии адво-
катов; В этой коллегии {председатель пре-
зидиума т. Богачев) нарушались больше-
вистские принципы подбора кадров, в 18-
зультате чего в коллегию проникали лица,
не отвечающие тоебованиям.
	Коллегия Министерства юстиции РСФСР
рассмотрела на своем заседании результаты
проверки по фельетону «Адвокаты и абла-
каты» и приняла меры к устранению недо-
статкоз в работе Тульской коллегии адво-
		B великом содружестве
ти теародовсь
	В дни, когла Трумэн и Эттаи замышля-
ют яовый заговор против свободы народов,
против культуры ‘и человечности, наша
великая Родина еще выше поднимает зна-
мя мира и созидательного, творческого
труда.

( большим успехом прошла в Москве де-
када азербайджанской литературы, явив-
наяся демонстранией великой сталинской
дружбы народов CCCP. Она превратилаеь в
праздник национальной по форме и социа-
листической ‘по содержанию литературы и
искусства аЗербайлжанекого народа.

Участники декады ветретились © рабо-
чими автозавола ‘имени Оталина; железно=
дорожниками, воинами Советской Армия,
интеллигенцией великой столицы. Веюду в
переполненных аудиториях москвичи ока-
зывали нам исключительно теплый прием
и гостеприиметво.. Они горячо аплодирова-
ли нашим поэтам, читавитим на русеком и
азербайджанском языках свои стихи.

В Союзе советских писателей ССООР co-
стоялось широкое обсуждение азербайджан
ской поэзии, прозы, драматургии и крити-
ки. Выдающиеся мастера русской совет-
ской литературы, поэты и критики дали
тлубокий анализ произведений азербайл-
жанской литературы, изданных на русском
языке.

В чем сила нашей литературы? В том,
что онз одухотворена великими идеями
коммунизма, живет большими проблемами
современности, глубоко вросла своими кор=
нями в народную почву. Многогранная
жизнь советского народа — неисчерпаемый
источник вдохновения Jaa писателей и
поэтов Азербайджана. Азербайджанская ли-
тература вплотную подошла в разрешению
одной из важнейших творческих проблем
созданию образа советского рабочего. Мо-
сковские товарищи отмечали, что появле-
	ние таких пройзведений, как «Старые
прузья» Самеда Byprywa, «Anmepon»
Мехти Гусейна, «Тайна недр» Mana-
	фз Сулейманова, «Бухта Ильича» Расула
Рза и другие, знаменует качественно но-
	‘вый этап в развитии азербаиджанеком co-
	ветекой литературы.

Горячий отклик и одобрение получили
написанные с большой эмоциональной си-
лой поэмы Расула Рза’ «Ленин», Мамеда
Рагима «Нал Ленинградом», Сулеймана
Рустама «Сердце ТГафура», многотомный
роман. Сулеймана Рагимова «Шамо», Абул
Гасана «Вастион дружбы».

Тематическое и жанровое разнообразие
этих произведений является ` доказатель-
ством тото, что азербайджанская литерату-
ра живет полнокровной, внутренне богатой
творческой жизнью.

Во всех этих произведениях наши поэты
	‚И писатели роспевают великую дружбу н+-
	родов Советекого Союза, идеи пролетарекого
интернапионализма, Образы русских, армян
и представителей других национальностей
органически входят в художественную
ткань этих произведений, Тема борьбы за
мир во всем мире, против американо-анг-
лийских поджигателей войны занимает
большое место в современной asepdaliaman-
ской литературе.

Неуклонно. руководствуясь в своей работе
постановлениями ЦК ВКН(6) по илеологиче-
ским воПрогам, наследуя великие традиний
передовой русской культуры, учась у рус-
ских советских писателей, писатели Азер-
байджана добились несомненных. убпехов,

Мы можем без преувеличения. сказать,
что наша литература вышла нь большую
дорогу и развивается как литература со-
циалистического реализма.
	В Московской Государственной консер-
ватории имени П. И. Чайковского музы:
кальному искусству обучаются студенты
43 национальностей, ‘представители мно-
гих народов Советского Союза — будущие
композиторы, певлы, пианиесты, скрипачя,

В этом году приехали на учебу дочери
удмуртского народа’ певицы М. Байкузина
и Т. Фачталова. Хакасова Л. Балтыжакова
	по цехам, бригадам, лабораториям. Здесь
можно встретить немало последователей
Генриха Борткевича, Федора Ковалева, Низ
ны Назароной, Лидии Ворабельниковой. Их
ценный опыт партийная организация 050б-
шает и делает лостоянием всего коллектива.
	—-В послевоенные годы, = говорит Ми-
хаил Степанович, — наши люди внедрили
в производетво много интересных новшеств.
Вот хотя бы знаменатый метод наморажи-
вания. СОтрайтным его поборником являетел
Виктор Яковлевич ВКреч;

Виктор Яковлевич — еще молодой ин-
женер, зачинатель движения за механиза-
цию чугунолитейного производства. Дав-
но ли на литье самых различных  дета-
лей, — в сутки надо их изготовлять ты-
сячи, — применяя исключительно руч-
пой труд? Брак захлестывал цех. Даже
лучшие бригады формовщиков Приходько,
Кошелькова, Латышева выпускали много
негодных гильз и бронзовых втулок. Меха-
ники, наезжавшие из соседних деревень,
привозили © с060й письма трактористов, ко-
торые жаловались на непрочноеть ходовых
частей.
	Начальник цеха внимательно,  крити-
чески изучал опыт других заводов. Фн
прислунтивалея к советам обрубщиков, фор-
мозщиков. При начальнике цеха организо-
вался своеобразный технический совет:
стахановцы рассказывали о евоей будниз-
ной практике; техники, мастера знакоми=
ли их е научными данными. На таком с9-
вете часто присутетвовали Металлурги за=
вола. члены ларткома.
	И вот коллективная мысль нашла путь
к новому решению. Конструкторы спроек-
тировали уникальную машину: жидкий
металл под вакуумнаеосом всасывалея в
специальный кристаллизатор, стенки кото-
рого охлаждалиеь пооточной водой. Оеты-
вая в искусствелных условиях, бронза при-
нимала форму втулки. Новый метод исклю-
чал необходимость применения формовочной
земли, резко снизилея брзк.
	По замыелу В. Я. Вреча недавно рекон-
струирован пятый формовочный’ конвейер,
установлены вертикальные печи для суш-
ки стержней, упрощена подача песка и
кокса. Так планомерно, неторопливо и точ-
HO Трудовой процессе переводитея на по-
	Вместе < тем папги московекие друзья
вполне Справедливо указали на ряд. недо
статков в творчестве, азербайджанских пй-
сателей, Поверхностный. показ жизни в не-
которых Ироизведениях, илляюстративность
и отсутствие глубокой пеихологической мо-
тивировки постунков героев дояжны быть
изжиты в нашей творческой практике.

Декада помогла нам еще глубже 000
знать, что нет никаких о оснований Для
успокоенноети. Необходимо в процессе
упорного труда. развить, углубить тот пе-
релом, кофорый наметился в нашей лите-
ратуре.

Наша декада явилась еще одним под-
тверждением того, что великая Москва —
самый взыскательный, строгий и требова-
тельный ценитель. То, что нравится М -
скве, нравится всем народам, всему ME-
py. To, что скажет Москва, — это всегда
правда, и эта правда помогает дальнейше-
му развитию и прогрессу.

Находясь в Москве в течение двадцати
дней, мы все время чувствовали великую
заботу нашей столицы о папиональной
вультуре народов СССР. Мы чувствовали
заботу партии, великого Сталина о совет-
ской литературе, искусстве и культуре.

Мы, азербайджанцы, особенно гордимел
тем, что у колыбели революционно-0с8000-
дительной борьбы нашего народа стоял
вождь прудового человечества великий
Сталин. Товарищ Сталин организовал и
возглавил революционную борьбу  бакин-
кого пролетариата и всех трудящихел
Азербайджана, борьбу за победу советевой
властя, за строительство еоциализма.

Все крупные достижения нашего нар
да в преобразовании республики, все зна-
чительные начинания в области промыш-
ленною, хозяйственного и BYALTYDEOTO
строительства в Азербайджане связаны ¢
именем великого Сталина. В первые #
годы советской власти в Азербайджан
товарящ Сталин поставил перед большеви-
ками Азербайджана важную задачу,
Товарищ Сталин писал: «Не гомневаюсь,
Что компартии Азербайджана удастся пре
вратить Азербайджанскую республику в
образёц для угнетенных народов Востока п
в знаменосца их освобождения от ига и\-
периализма». Трудяшиеся нашей рёспуб-
лаки под руководством партии большеви-
кб, < помощью великого русского народа
претворили в жизнь это указазие велико-
го вождя.

Писатели, поэты, художнийи, компози-
торы, мастера народного искусства Азер-
байджана в своих произведениях воспева-
ют великую любовь нашего народа к пар-
тии большевиков, к товаришу Сталину.
В дни выборов в Советы депутатов. трудя-
щихся, когда все советские люди охвачены
огромной политической активностью, 0с9-
60 трогательно проявление этой безгранич-
ной любви народа к свозму вождю, Всю
в Азербайджане избиратели первым своих
кандидатом в депутаты назызают товарища
Сталина. Бакинские нефтяники, хлонкоро-
бы колхозных полей и интеллигенция
Азербайджана, ВЫДВИГАЯ кандидатуру
товарища Сталина, берут на ceda новые
социалистические обязательства, показы-
вают новые образцы трудового героизма.

Долг советского писателя — итти в ногу
CO CBOUM народом, сделать свое творчество
летописью его великих трудов и духовно
жизни. Азербайджанские нисатели BOgBpa-
шаютея из любимой Москвы полные энер-
тии и желания создать произведения, до-
стойные великой сталичекой эпохи.
	Мирза ИБРАГИМОВ.
	андидаты сталинского

блока
	стовского областного Совета. Хорошо пора=
ботали депутаты и актив Жуковского
сельского Совета, чтобы завоевать в! сорев-
Норании первое место. Но интересен такой
факт: не все нынешние депутаты Совета
выдвинуты кандидатами в депутаты Совета
	HOBOTO созыва.
	оммунистов и беспартийных

Ночёю в окно осторожно постучали;
	Варвара Андреевна открыла глаза; спро-
сонья она Не могла ‘понять, что ‘же именно
Hapymuao ee крепкий сон. Стучали во окно
настойчиво и прололжительно.
	— Варя, sro в т60е;— сказал муж и
вьиНел во лвор. Там кто-то взволнованно
	епрангавал врача,
	Вожаки колхозного села
	хозников. В нять р8з увеличилаеь HaTy-
ральная выдача Ha трудодни. Выросла
культура села. Сельский клуб, библиоте-
ка, кинотеатр, книги, газеты, радио, — все
это прочно вошло в быт колхозников. Не-
давно открыта средняя. школа. Теперь в
селе Жуковском восемь тикол.
	Влохновенные беседы агитаторов о пре-
ображении засушливых степей, о стройках
коммунизма, о победе человека над стихи-
ей, о новом. что появилось в сельской
жизни, наполняют cepita слушателей 3a-
конной тордостью за свою зпобимую Роди-

пу, рождают стремление трудиться для нее
ее больше и лучше.
	юди дополняют беседы агитаторов при-
мерами из личной жизни, и У каждого на
памяти свой пример. Анастасия Неете-
ровна Чернова была рядовой волхозницей;
теперь она комбайнер. А. Н, Чернова выдви-
нута кандидатом ‘в депутаты районного
Совета. Колхозница Екатерина Михайлов-
на Евко за три года окончила учитель-
ский техникум в станице Пролетарской,
вернулась в родное село учительницей.
Тракторист Яков Михайлович Малахов
прослушал полный курсе Азовской школы
механизаторов: он работает старшим  ме-
хаником машинно-травкторной ‘станции.
	Велико стремление советских ллодей в
знаниям, Одни получили среднее’ образо-
вание, другие поступили. в трехгодичную
игколу мастеров социалистического земле-
делия и животноводства, у многих книга
стала постоянным спутником жизни. Bee
возрастающий политический и культур-
ный кругозор колхозников — итог боль-
mon ‚организационно-массовой работы Co-
вета, коммунистов села.
	DOr политический и культурный рост
избирателей родил у них и высокую тре-
бовательность к людям, вылдвигаемым кан-
дидатами в депутаты Советов. Недавно Жу-
ковекому сельскому Совету было вручено
переходящее красное знамя исполкома Ро-
	Плохото не’услышить © депутатах Ма-
pun Горобец, Григории Попове, Николая
Гречко, Пелатее `Гридиной и о других, ко-
торые не выдвинуты сейчас кандидатами
в депутаты. _

— Они честно трудилиеь, говорят сель-
чане и добавляют.—=—Но этого для депутата
очень и очень мало. Денутат — вожак 6е-
	ла. А какой он вожак. ежели не учится!!
	Вандидатами в депутаты сельского Co-
вета выдвинуты люди стахановекого тру-
да, новаторы, инициативные ’ обществен-
ники —= Николай Стефанович Кузьминов,
Гордей Никитович Дворников, Георгий Пет-
рович Евко, Варвара Андреевна Борисен-
ко, Евдокия Ефимовна Жукова и другие
лучшие люли села. 0 них говорят:
	— H сами вперед идут, и других за
собой велут.
	3 эти дни кандидаты в депутаты встре-
чаютея со своими избирателями. Ветречи
многолюдные, разговоры идут по душам.
Наказ новому составу Совета такой: твер-
до и неуклонно проводить «во всех делах
партийную линию как линию всего совет-
ского народа». Проводить инициативно,
равняться на завтрашний день.
	..оело Жуковское Песчанокопекото рай-
она Ростовской области = обыкновенное
село, каких тысячи на просторах нашей
	Ролины. Обыкневенны и люли. жнвушие
	в нем. Их славные дела; мечты, планы,
стремление быстрее построить коммунизм
присущи миллионам граждан страны с9-

циализма, .
Петр НИКИТИН,
соб. корр. «Известий».
	Ростовская область.
	Был третий час ночи. Bapsapa  Андреев-
на, сельский врач, привыкла к ночным ви-
зитам ис вечера тотова в неожиланностям,
но все-таки каждый такой стую в окно
или в дверь волнует.

Пока муж выводил ‘из таражь автома-

птину «Москвич», Варвара Андреевна пыт
лизо рабепрашивала колхозника 0 проие-
шествии.
	Через полчаса больной получил И
НУЮ помошь.
	. „Днем и ночью, в жару и в отужу мож-
но видеть Варвару Андреевну там, где че-
ловек нуждается в помощи,

‚ Три года’ назад в ееле Жуковском пе
было больнины, не было благоустроенного
родильного дома. Не. было. здесь и врача.
кочсомолки Варвары Андреевны Борисенко,
ныме ‘кандилата в депутаты сельского Co-
вета. Три года назад он еще училась в
Ростовском мадицинеком институте.
	Большие перемены произошли в селе за
эти годы. Мелкие артели укрупнены, ‘слэ-
лан новый шаг виерел в завоеванию изо-
билия. Навинномыеский канал дал’ засуш-
ивой степи ключевую воду горных кря-
жей и создал. условия для перехода на
орошаемое земледелие. Три года назад здесь
не было садов, теперь’ они имеются на
шестидесяти пяти тевтарах..

На полях много новых машин. Девятнад-
нать тракторов, девятнадцать комбайнов,
тридпать шесть сеялок и другой сельско-
хозяйственный инвентарь пополнили ма-
шинный парв МТС. Научное ведение х9-
зяйства повысило лохолы артелей и кол-
	реликие права
	Анастасия Лальчикова пришла на Пен-
зенский часовой завод, не имея предетавяе-
ния 9 сложности часовом производства.
Коллектив предприятия помог ей овладеть
квалификацией ‹боршицы ‘Часов. Упорно
работая над повышением своих ` техниче-
ских знаний; Анастагия Ладышкова ©50ро
стала стахановкой.
	Вюллектив нашего завода вместе © р3-
ботниками предприятий Заводекого района
города Пензы назвал беснартийную Ана-
стасию Сергеевну Ладышкову своим канди-
датом в депутаты областного и Заводского
районного Советов.
	В биографии А. С. Ладыштковой они ви-
дят жизнь многих советских людей, видят,
какой огромной заботой окружена у нае
прудящаяся женщина, какие возможности
предоставлены ей для культурного роста и
приложения своих способностей в хозяй-
стренной п общественной деятельности.
	Bot почему избиратели, выступая на
собраниях, первые свои слова блатодарно-
сти и любви обращают в создателю самой
демократической в мире  Вонституции,
великому Сталину. Трудящиеся единодуш-
но выражают евою тотовность отдать голо-
са.за кандидатов сталинского блока комму-
HECTOR и беспартийных.
	Н. РАЙКОВА,
мастер сборочного цеха Пензенского
часового завода.
	Город Рубцовск виден за многие кило-
метры. В заснеженной степи, окутанной сп-
неватыми сумерками, его огни переливают-
ся, манят иззябщего запоздалото путника.
И кажется, — город расположен от вас ве-
далеко. Но эта близость обманчива. Нало
проделать километров двадцать, не менее,
чтобы достичь городской черты,
	_ Наконец, вы под’езжаете в городу, и
вас обступают со всех сторон заводские
Борпуса, кварталы новых домов, обсажен-
ные тополями площади, яблоневые сады.
Эдесь живут и трудятся конструкторы,
тракторостроители, электрики, транспортни-
ки, студенты, мелиораторы Алейской си-
стемы.
	Py0mosckK—ropex молодой сибирекой ‘ин-
дустрии. Его можно сравнить е только что
отетроенным домом. Искусные плотники в03-
вели стены, сделали стропила; установили
рамы; кровельщики ладно покрыли кры-
ту; маляры нокрасили пол, окна и две-
ри. Но дом еще не обжит, в хозяйстве еше
не наведен стройный порядок. Так и в этом
городе: контрастов много и они резки. В
светлым цехам прикорнули старенькие ма-
стерекие, рядом с белокаменными особня-
ками стоят ветхие домишки, мещеные доро-
ги кончаются грязными проселками. “Mect-
ные жители, как домовитые хозяева, 3a60-
тятея о родном тороде, наводят блеск, озе-
леняют улицы, площади. лвор.
	Своими депутатами в городском Совете
экители Рубцовска хотят видеть людей, ко-
TCM HEC любовно строили заводские корпуса,
создают совершенные машины, проклады-
вают магистрали, своим трудом возвели-
чавая советскую Отчизну. Среди выдвину-
тых кандидатами в денутаты мы встреча-
ем тех, кто вел кладку жилищ, кто на
40-градуеном морозе собирал первый трак-
тор. В списке кандидатов в депутаты —
67 конструкторов, инженеров, рабочих Ал-
тайского тракторного завода. Творцы co-
зетских дизелей, они держат первенство
среди. коллективов заводов сельскохозяй-
ственного машиностроения, Ими уже завер-
пена послевоенная пятилетка: сотни ма-
	Лучшие люди Эвенкии
	С большим. под’емом. прошли прелвыбор-
	ные собрания трудящихся по выдвижению
	кандидатов в депутаты местных Советов
Эвенкийского округа.  Выступавшие на
собраниях эвенки вспоминали свое безра-
достное ‘прошлое, © гордостью товорили о
счастливой жизни при советской власти.
	Известно, что до революции народы Ёрай-
него` Севера презрительно назывались «бро-
дачими инородцами». Они нё имели никаких
прав. Их безжалостно угнетали и обманы-
вали купцы, царокие чиповники, шаманы.
И только при советекой власти эвенки,
ненны и остальные народы Севера получи-
ли подлинную свободу, стали равноправ-
ными гражданами великой многонациональ-
ней страны сбпиализма.
	На собраниях все эвенки выражали евою
горячую признательность, любовь и предан-
ность великому вождю и учителю
И. В. Сталину.
	Избиратели единодушно назвали канди-
датами в депутаты лучигих людей. Эвенкии.
Среди них — коммунист Яков  Елдогир,
18 лет возглавляющий Экандинекий сель-
ский Corner. Tos. Елдогир уже дважды
избиралея депутатом окружного Совета.
	Шри непосредетвенной помощи сельского
Совета и его председателя Колхоз «Новая
жизнь» стал одним из передовых в Эвен-
кии. В этом колхозе имеются школа, мед-
пункт. Волхозники из года в год успешно
выполняют план пушных заготовок и 3a-
дания по развитию оленеводства. В посел-
Re Эсконда полностью ликвидирована
	шин ваправлены в волхозную деревню
сверх плана.

В прошлогодних газетах было лаконич-
Н06 сообщение 0’ Новом дизельном тракто-
ре; спроеклированном конетрукторами Ал-
тайского и Сталинпрадекого заводов. Ску-
по описывались успешно проведенные
испытания дизелей под Ташкентом и Ар-
мавиром. Дизельный трактор показал боль-
шую изнобоустойчивовтЬ, он дасхоловал го-
рючего на 30—40 процентов меньше, чем
керосиновый тягач «ОТЗ-НАТИ». Вскоре
группе конструклоров, в том числе Михан-
лу Степановичу. Седельникюву, была при-
суждлена Сталинехая премия.
	Свою жизнь М. С. Седельников прочно
связал с отечественным тракторостроением.
Молодым инженером он приезжал на Харь-
вовский тракторный завод и строил колес-
ные тракхоры. В грозные годы Отечествен-
ной войны он стал главным инженером трак-
торного завода в Рубповске. В его профес-
сиональном росте отразился культурно-тех-
нический рест всего коллектива завода.
	...Йз окна комнаты главного инженера,
только что вернувшегося от своих избира-
телей, открывается панорама вечернего
	города. № северу. за высокой насыпью на-
	чинаетея заводекой двор. Там сейчае идет
погрузка машин, выпушенных сверх пла-
на в подарок крестьянам демократической
Вентрии. Михаил Степанович задумчие
склонился над альбомом, рассматривает 110-
желтевшие фотографии — страницы боевой
летописи завода.
	На одних снимках видны груды щебия,
деревянные сарай, старенький  энерго-
поезд, восемь лет назад посланный на по-
мощь строителям. На других засняты м0-
менты сборки первого, тыеячного и деея-
титысячного тракторов. В стройной фигуре
человека с открытым спокойным лицом й
сосредоточенным взглядом мы узнаем
М. С. Седельникова. Он стоит у. машины,
как бы прислушиваясь к гулу только что
заведенного мотора, мысленно взвешивая,
нет ли дефеклов;

Отодвинув в сторону альбом, Михара
Степанович гозорит:
	неграмотность: Яков Влдогир постоянно свя-
зан 6 кочующими по. тайге бригадами охот-
ников и оленеводов.
	Аорошо известно в округе также имя
бригадира-оленевода волхоза  «Краеная
звезда», непартийного большевика Василия
Vuuirnp. Благодаря его уменью п настойзи-
BOCTH колхоз выполнил план увеличения
поголовья оленей на 118 процентов. Or
сотни оленематок ежегодно выращиваетея
по 83 теленка. Очень часто стаи волков
нападали на оленей и губили их. Василий
Удыгир так организовал охрану животных,
ЧТо за последние три года ни один олень че
пострадал от хишников.

За 68-й параллелью в тундре находитея
Колхоз-миллионер «Путь Фенина». Пять
лет руководит. им коммуниет Христофор
Устай. Он является членом Илимпийекого
райкома и окружкома партии, депутатом
районного и окружного Советов. Под руко-
BOICTBOM тов. Уодай в колхозе за последние
два года общественные стала оленей увели-
чились с 4.984 голов ло 7.150. В. артели
«Путь Ленина» — 62 фермы крупного ро-
гатого скота и черно-серебриетых лисиц,
имеются семилетняя школа, медпункт,
клуб, радиоузел, магазин, почта.
	Яков Илдогир, Василий Удыгир и Хри-
стофор Уодай — достойные кандидаты в
депутаты местных Советов.
	В. УВАЧАН,
секретарь Эвенкийского окружкома
ВКП(б), депутат Верховного Совета
CCCP. .
	— Да, это было памятное время. Очень
трудное! —Он вотряхнул оедеющей головой
и продолжал: — Вонечно, фотоанпарат te
может зафиксировать. все, чем живет ч-
ловек и о чем он думает. Многое забывает-
ся, Тусвнеет. Многое ясно представляешь
cede спустя десятки лет. Надо знать. как
	создавалея первый алтайский трактор, ч-.
	бы видеть советского строителя во весь его
богатыревий рост, знать жар его бердца,
непреклонность его воли. Никогда не Забу-
ду тех дней. Представьте себе картину:
стоит холодная зима, завода еще нет, и
люди работают под открытым Небом. Дета-
ли подвозятея в станкам па’ самодельных
санях и железных лиетах. Электростанцию
заменяет маленький энертопоезд. Собирал-
ся первый трактор. Вузнецы бригады. Сте-
пана Зотова на морозном воздухе ковали
массивные детали; литейщики бригады
Зайко вручную нссили ковши е расплавлен-
ным металлом и заливали формы весом в
300 килограммов; y станков  замерзали
эмульсия и масло; А завод е каждым днем
поднимался, Вместе е ним ое и город.
Всего восемь лет, только восемь! А как
преобразилиеь пустынные степи, как выеф-
ко потнялея советский человек!
	Июди шли на стройку из сел, с дальних
пастбищ. Они приезжали с юга и севера,
Здесь получали квалификацию, станови-
лись мастерами, инженерами. В заводском
доме техники сотни рабочих и специаля-
тов — пожилых и юношей — брались за
науву и. постигали ее. Факт примечатёль-
ный! Возьмите начальника цеха Виктора
Яковлевича Кроч, комеомолку Нину Наза-
рэву, инженера Гвоздевича, лекальшину
Таиесию Гулидеву, мастера Григория Ивано-
вича Васильева. Это — наши кандидаты в
мзетный Совет. Я смотрю иной раз на To-
го, на другом, и не могу узнать. Новое
выражение лица, энергичная, твердая по-
ходка. Завод стал для них школой и до-
МОМ.
	О себе Михаил Степанович не сказал ни
слова; но, повествуя о близких товарищах,
подмечая новые черты йх характера, стрем-
доние лорзать; он невольно раскоыл. перел
	Студенты 43 национальностей
	и таджичка А. Муладжанова занимаются
по классу сольного пения. Сольному пению
учится. бывший пастух узбек Carrap
Ярашев. :

На национальном отделении — 71 вова:
лист, 15 композиторов, 13 хоровых дир
жеров и 5 дирижеров симфонических п
оперных оркестров. Е
	труд делается еще более производительным,

Не так давно старшему мастеру мото]-
ного. пеха Григорию Ивановичу Васильеву
присвоено звание лучшего мастера авт
травктерной промышленности. М. С. Седель-
ников отозвался © HOM, как о работнияе
ищущем, беспокойном. Его участок одних
из первых перешел на коллективную ‹1а-
хановекую работу, а большинство бригал
получило право ставить на деталях cob-
ственное клеймо.

Григорий Иванович Васильев занимам
видное место в ряду заводеких мастеров,
Фрезеровщикя;, токари, сверловщики el
участка совмещают по две-три профессия,
и многяе из них давно перевыпелнили пя:
тилетние задания, Опытный Мастер по-
	желал вооружить каждого рабочего пере
	довыми стахановскими приемами. H of
стал пропагандистом вылдающихел JOCTHR-
ний знатных людей. екции Васильева,
посвященные труду Николая Российского,
Александра Чутких, Лидии Корабельнико-
вой, насыщены фактами и примерами 13
жизна моторного цеха. Рассказывая 0
новаторе с Краснохолмекого камвольног
комбината, Григорий Ивзнович поделился
опытом лучшей в цехе бригады Соколовой,
полностью устранившей брак при обработке
деталей. Метод мастера Васильева стал рае-
пространенной формой технической препа-
ганлы. .

Булничная жизнь завода изобилует прут:
мерами творческих дерзаний. Имена cro
роетников; изобретателей, талантливых ста-
хановцев упоминаются на техническом со-
вете завода, на институтских занятиях, 3
местной многотиражке. Их, лучнгах сыне
вей и дочерей рабочего класса, неутомимых
строителей новой жизни, заводской колдёк-
тив назвал кандидатами в депутаты меет-
ного Совета.

*

Люди дааекого города, возникшего па
стыке путей из Европы в Азию, делают
великое дело — строят коммунизм; Выра-
стут здесь новые заводы, зацветут салы.
Ч®изнь человека степного города стане
еще ярче, еще полнокровнее. Этому посвя-
тят свои силы депутаты Советов. избран
	ники нареда.
В. БИРЮКОВ.
	1 с9б. корр; «Известий».
г. РУБЦОВСК Алтайского края.
	` нами свою собственную биографию. Ряло-
	вой конструктор стал главным инженером;
направляющим техническую политику за-
вода. Он удостоен звания лауреата Оталин-
ской премии. Творец новых машин, Ми-
хаил Степанович вместе с тем и активный
гоеуларетвенный деятель;
	Послезознная пятилетка для М. 0. Се-
дельникова была особенно плодотворна, С
групной инженеров он вдохновенно работал
над новым типом дизеля и добилея успе-
ха. С конвейеров Сталинградекого и Харь-
KOBCROTO 328B0103 ныне сходят дизельные
тракторы Марки, ‘&ДТ-54». Жизнь, одна:
ко, требовала большего. Бурно растущее
сельское хозяйство, широкое применение на-
учных методов в колхозном земледелии обя-
зывали конетрукторов создать трактор наи-
более экономичный, который можно приме-
нять На травяном пласту, в лесозашитной
полосе, на поливных участках се временны-
ми оросителями. М. С. Седельников еформу-
лировал творческую задачу так:
	— Нужна машина более мощная, облег-
ченная, © yaRoH колеей. Такая машина
лолжна иметь пятискоротную коробку пе-
редач, широкую гусёницу и широко агре-
гироватьея с приценным инвентарем. Я
уверен, такзя маптина будет еозлана!
	В конструкторских бюро, лабораториях,
цехах, в тихих комнатах библиотек идут
поиски нужных технических величин,
производятся вычисления, подсчитывается
то, что уже слелаво, и намечается то, что
еще предетоит сделать. В творческих пои-
сках видна пцелеустремлениая направляю-
щая воля коммуниста-новалора М.С. Ce-
дельникова. Уже изготовлен первый обра-
зеи желанной машины.
	Среди помощников главного инженера
можно видеть етарых, умудренных опытом
производетвенников и совсем еше юных,
недавно прошедших куре обучения в тех-
никумах и вечерних школах, -—— коммуни-
стов, комсомольцев, бесплартийных. Это они
перевели сотни станков на CKhOPOCTHDIe pe-
ЖИМЫ, ВЗЯЛИ шефство над десятками pa-
циенализаторов, разработали и освоили про-
грессивный метод нагрева металла в элек-
тролите, много сделали для внедрения пере-
товой технологии, Каждое слово новаторов,
сказанноз в Москве. Летинграле. на Урале.
	подав ЕВ
	тоя ва заводе, распространяется ‚ въыченные сТахачовские скорости. А самый