СЪЕМКИ БУДУЩЕГО ГОДА ДЛЯ ВСХВ

Ю. РЖЕВСКИЙ недели до официального открытия выставки.
Как известно, площадь фотографического оформления выставки занимает 19 тыс. кв. м. Значительное место отведено фотомонтажам, увлечение которыми привело в ряде случаев к отрицательным результатам. Во многих павильонах малоква
лифицированные художники, плохо знакомые со спецификой фотографии, механически клеили отпечатки, безжалостно их обрезая, искажая, и неоправданно увеличивая. Документальность фотографий нарушалась, выразительность фотомонта
жа оказывалась весьма сомнительной, и лишь стоимость этой работы, как правило, была непо
мерно высокой. Погоня за большим количеством фотомонтажей, гигантомания в области увеличения отпечатков — основные пороки в фотооформлении, которые должны быть искоренены.
Другой крупный, уже организационный недочет — слабая увязка в работе дирекции павильонов, художников-оформителей и фотографов, вы
езжавших на съемки. Не было между ними, как правило, необходимого творческого содружества, правильного взаимопонимания, четко очерченных обязанностей и обязательств.
К съемкам прошлых лет часто привлекались случайные люди. Негативов этого периода было использовано не больше 10%. Только в послед
ние месяцы этого года удалось навести кое-какой порядок и установить нормальные отношения фотоотдела с директорами павильонов. Совер
шенно очевидно, что в дальнейшем подбор кадров фотографов для съемок должен производить
ся фотоотделом самостоятельно или совместно с дирекцией павильонов. Это позволит квалифици
рованно контролировать работу фоторепортеров. Необходимость этого лучше всего доказывают попытки отдельных фотографов одновременно за
ключать несколько договоров, что не может не приводить к срыву заданий, к халтурной работе.
Своей производственной базы у фотоотдела выставки не было, если не считать кустарную, примитивно оборудованную лабораторию в бара
ке. Часть позитивных работ производилась студией «Фотохудожник», качество работ которой следует признать вполне удовлетворительным, а также лабораториями Всесоюзной торговой пала
ты, Академии наук СССР, ЛенИЗО, издательства «Искусство», Изостата и др. Кроме того в са
мое последнее время перед открытием выставки были организованы 12 кустарных лабораторий
«на дому», которые и выполнили все оставшиеся позитивные работы.
К крупным недостаткам нужно отнести плохую организацию работы по ретуши, в которой нуждались подретушные негативы, отпечатки и после
дующие увеличения. Подготовленных ретушеров не оказалось, а те, что имелись, не в состоянии
были справиться с работой. Сказалась здесь и техническая неграмотность ряда художников, делавших, например, фотографические стенды раз
мером в 1, 8 м, в то время как ширина рулона фотографической бумаги составляет 1 м. Это требовало дополнительных склеек, нарушало цельность фотографии и вызывало дополнительные расходы на ретушь.
Неудовлетворительно обстояло дело с оплатой фоторепортеров за негативы. Части фоторепорте
ров оплачивались суточные и командировочные, на них, таким образом, распространялись статьи КЗоТ. Большинство же фоторепортеров оплачивалось из расчета количества принятых негати
вов без оплаты командировочных. Это вызвало справедливое нарекание со стороны фоторепор
теров, которые были лишены в своей ответственной и трудной работе тех гарантий, которые пре
дусматривает трудовой кодекс. Кроме того необходимо производить оплату за негативы диференцированно с учетом качества негативов, с уче
том инициативы и оперативности, проявленных
фоторепортером. Уже сейчас выяснилось, что из 150 фоторепортеров, производивших съемки для ВСХВ, около 50 в будущем должны быть безусловно отсеяны как неподготовленные или недобросовестные работники.
В настоящее время ведется усиленная подготовка к съемкам 1940 г. Предстоит сдать павильонам 20 тыс. новых негативов. На этой работе будет занято не менее ста фоторепортеров. В пер
вую очередь будут посланы те из них, которые проявили ответственное, добросовестное отношение к съемкам, оправдали доверие, оказанное им.
Необходимо создать на выставке свою мощную фотографическую производственную базу, хорошо оборудованную, способную бесперебойно выполнять всю работу по изготовлению и увеличению отпечатков, для которых, кстати ска
зать, должен быть установлен известный предел. Гигантомании, безграмотной фотомонтажной стряпне нужно положить конец. Своя производственная база не только позволит создать нормальные условия для работы, но и освободит фо
тоотдел выставки от отдельных дельцов и халтурщиков, подвизавшихся на этом поприще.
Оформление павильонов для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки было в основном закончено еще 15 июля с. г., за две