Творческие вопросы.

О НАТУРАЛИЗМЕ В ФОТОИСКУССТВЕ

В. ГРИШАНИН
ников искусства советской фотографии.
Если формалисты выступали под знаком полного равнодушия к теме, к сюжетному, реальному содержанию произведения и считали, что сам изобразительный материал (краски, тон, звук, слово), и только он, составляет содержание картины, стихотворения или снимка, то натуралисты счита
ли, что произведение дано уже тем самым, что найдена тема в виде отдельного жизненного факта.
Формалисты считали, что чем дальше они уйдут в создании художественной формы от реального факта, чем он неузнаваемее и неожиданнее ста
нет под рукой художника, тем выше достоинства произведения.
Натуралисты, не думая над художественной стороной произведения, старались запечатлеть данное явление так, как они его видели в его частном, случайном выражении со всеми его основными и второстепенными чертами.
Формалисты не изучали явления, ибо оно было для них лишь первичным толчком, поводом для «творчества», а потому их произведения не имели никакой общественно-познавательной и идейнохудожественной ценности. Это особенно усилива
лось тем, что, не интересуясь явлением в целом, они обычно брали лишь одну сторону явления, часть его, отдельный кусок, соблазнивший их чи
сто внешне и не играющий определяющей роли в жизни данного явления. Натуралисты, показывая явление в его частной, случайной, примитив
ной форме, уже тем самым давали его в искаженном виде, поверхностно, и потому познавательная ценность их работ невелика.
Наконец, формалисты, показывая куски явлений, сбивались на грубую натуралистическую трактов
ку «сюжета», ибо выступали, например, мелкие детали фактуры и гипертрофировались частности, признаки второстепенного значения. В то же время натуралист, показывая как будто явление целиком, но в его случайности, дает также искаже
ние, при котором явление, факт теряют свои главные признаки, становятся неузнаваемыми и приводят автора к той же самой зауми, которая характерна для формализма.
Таким образом оба эти отклонения от полнокровного реалистического искусства способны в художественной практике переходить одно в дру
гое или уживаться вместе, несмотря на многолетнюю «теоретическую» вражду между формалистами и натуралистами.
Одной из специфических черт натурализма в художественной практике советского фотографа является погоня за «злободневностью» и «актуальностью» темы, пошлость и слащавость изображения, — как результат примитивного, поверхностного отношения к разработке темы, приспособ
ленчество, творческая холодность, непонимание глубокой сложности, противоречивости жизненных явлений.
У фотографов это приспособленчество выражается в том, что снимки делаются по одному шаблону, в кадры непременно включаются опре
деленные, якобы «обязательные» для данной те
мы компоненты. Глобус вводится в кадр при съемке учебы даже тогда, когда студент готовится к экзаменам по термодинамике. Патефон и ве
лосипед решают тему о зажиточности. Танцы под баян исчерпывают тему о веселье и т. д.
Признавая натурализм очень серьезным недостатком в работах наших фотографов, надо отме
тить очень важное отличие его от формализма: формализм сознательно, намеренно отказывается от идейного, содержательного искусства для мил
лионных масс. Натуралистические же ошибки по
лучаются в результате недостаточной работы над собой, над повышением своей культуры — и общей, и политической, и специально художественной, в результате неумения внимательно, политически остро наблюдать и изучать жизнь, нежела
ния овладеть богатствами смежных искусств, в первую очередь живописи.
В ходе дискуссии по вопросам натурализма отчетливо выступило стремление художников-живописцев заклеймить фотографию как специфического носителя вредоносных «бактерий» натура
лизма. При этом художники-живописцы ссылались на высказывания М. Горького и Ф. Меринга, за
бывая, однако, о том, что эти авторы говорили о фотографии, механически копирующей дей
ствительности и что эти высказывания относятся к репродукционной, прикладной или ремесленной фотографии и не имеют ничего общего с фотографией репортажной, художественной.
Для того чтобы внести ясность в этот вопрос и полнее осветить проявление натурализма в фото
графии, надо остановиться на тех специфических особенностях, которые для него характерны.
Развернувшаяся в связи с выставкой «Индустрия социализма» дискуссия о натурализме представляет огромный интерес и для работ