ного явления и изображает его как случайное, нетипичное.
Нередко натуралистические ошибки сказываются у фотографов, когда они хотят разрешить нужную тему путем простого нагромождения различных «обязательных» компонентов, зача
стую друг друга исключающих. Так получилось у М. Альперта, в его в общем содержательной ра
боте «В новой юрте». Автор показывает семью в новой культурной юрте. Что в ней? Прекрасные ковры, хорошая постель, книги, патефон, на ре
бенке и его отце европейские костюмы. Да, это новая юрта! Но в каком взаимодействии находятся все эти компоненты? Ребенок оживленно рез
вится на ковре, «запущен» патефон, и тут же, притулившись у края стола, работает с книгой глава семьи. Совершенно ясно, что такое «собрание вещей» не раскрывает темы с правдивой художественностью.
Многие натуралистические ошибки получаются в результате слащавости, сусальности, вносимой автором в трактовку сюжета. Сусально, с явным налетом пошлости снята молодежь Уралмаша А. Узляном. Грешили слащавостью снимки И. Шагина, сделанные несколько лет назад.
Откуда эти пороки — протокольность, механическое соединение, плохо уживающихся между со
бой компонентов, случайность трактовки тем, слащавость, приспособленчество?
Источник всех этих натуралистических ошибок— отсутствие глубоко продуманной идеи у автора. Верно, что «достоинство художественного произведения определяется в последнем счете удель
ным весом его содержания», но надо помнить, что в то время, как «публицист доказывает свою мысль с помощью логических выводов... художник вы
ражает свою идею образами» (Г. Плеханов, том XIV, стр. 137). Итак «образ», положение, выдвинутое художником, тоже должно быть «дока
зано», т. е. сделано убедительным. Это может быть достигнуто лишь приданием произведению
высокохудожественной формы. Вот об этом-то и забывают натуралисты. Между тем убедительно, правдиво лишь такое произведение, форма кото
рого целиком отвечает ему, органически сливаясь с его содержанием.
Об этом очень хорошо сказал М. И. Калинин в своей речи на собрании работников искусств
9 января 1939 г. «Реализм — это единство формы и содержания, когда дается не только правдивое внешнее описание, но и глубоко верно передается внутреннее содержание явления» («Известияот 10 июня 1939 г. ).
Не надо думать, что содержание вещи, тема «сама приведет» за собой форму произведения. Поиски формы длительный и иногда мучительный процесс. Просмотрите черновики Пушкина, Толстого, Горького, посмотрите эскизы
И. Репина над его «Запорожцам»... «Создание формы требует от художников огромной работы мысли, напряженных переживаний и очень боль
ших знаний» (из той же речи М. И. Калинина). Не сразу становится художественное произведение до конца убедительным. Л. Толстой несколько раз переписал свою «Войну и мир» пока решился сдать роман в печать. М. Горький бесконечно переде
лывал свою замечательную эпопею «Клим Самгин».
Особенность работы фотографа в том, что он далеко не всегда может «переделать», повторить снимок, он его очень часто должен сделать сра
зу правильно. Но ведь в таком же положении находится музыкант, и певец, и актер на сцене. Они тоже не могут «повторить» мелодии или монолога для того, чтобы в данном случае изме
нить или исправить неудачный акцепт выражения или нюансировку. Что же тогда делать фотогра
фу? Внимательно изучать тематический материал, явления жизни, людей и т. д. Художник должен знать жизнь в широком смысле слова, жизнь сво
ей страны, историю своего народа, историю его революционной борьбы, должен знать серьезно ту сферу хозяйства, культуры или быта, в которой работает.
Наконец, нельзя быть настоящим художником, не зная революционной теории Маркса — Энгельса — Ленина — Сталина. Не усвоив марксистского мировоззрения, никогда не будешь в состоянии пра
вильно понимать окружающие тебе явления а развивающийся в них процесс будешь неизбежно видеть лишь в его поверхностном, внешнем выражении.
Таковы условия и предпосылки преодоления натурализма.
Однако преодоление натурализма невозможно без активной и сознательной борьбы за социали
стический реализм. В понятие социалистического реализма входит тот же принцип о единстве формы и содержания, который Белинский определяет как сущность реализма. Идейные богат
ства марксизма-ленинизма позволяют художнику глубже анализировать изображаемые явления, лучше видеть что в этих явлениях случайно и преходяще и что является новым, растущим и побеждающим.
Подлинный художник должен уметь раскрывать не только те явления или характерные черточки, которые видны всякому, но и те, порой едва уловимые черты, которые для рядового наблюдателя остаются неуловимыми.
Нашим фотографам необходимо стремиться к тому уровню мастерства, к той художественной зрелости, соединенной с политической остротой, которая необходима для овладения принципами социалистического реализма, определяющего стиль советского искусства.