Насущные задачи
литературной
критики
	НИИ
	В: послевоенные годы наша литература
обогатилась новыми произведениями, ярко
и многосторонне отражающими явления
советокой жизни, помогающими бороться и
побеждать на пути к коммунизму. Даль-
нойший рост и совершенствование литера-
туры, как и всего искусства, невозможны
663 помощи  выеокоидейной, ‘основанной
Ha учении маркоизма-ленинизма, принци-
пиальной, нелицеприятной и требователь-
ной критики. Нам нужна критика, которая
рассматривает литературу с. позиций жиз-
ни; является серьезным орудием пропа-
танды и коммуниетического воспитания,
критика, которая повседневно и оператив-
но освещает литературный процех и
злилет на его формирование.

Книга истинного критика-литературове-
48 — 910 самостоятельное литературное
произведение, имеющее и научное и худо-
жественное значение. Научное потому,
470 MOTOKOM ‚ве является метод научного
WADRCHCTCRO-ICHHECKOTO анализа; художе-
ственное потому, что она в конечном
счете участвует в художественном по-
знании мира, создавая образ произведения
и его творца в строгом соотношении в дей-
ствительностью.

Мы имеем замечательные традиции пе-
редовой критики, традиции революционных
демократов Белинского, Чернышевского, До-
бролюбова. Мы имеем теоретическое богат-
ство, на основе которого можно и лолжне
	‹ Строить научное обобщение литературного

‚ процесса, — это учение Маркеа—Энтель-
  са-—Ленина—Сталина. Статьи В. И. 1е-
нина © русских классиках Герцене, Чер-
нышевском, Толстом, письма В, И. Ленина
и И. В. Сталина к  литераторам, труды
И. В. Сталина по языкознанию, такие 0с-
ловополагающие ‘документы, как решения
партии по идеологическим вопросам; — вот
тот богатейший источник. который помо-
тает нашей критике ие только раскрыть
состояние нашей литературы, но и осве-
тить «прожектором путь вперед», в лите-
ратуру коммунизма. )

‚ Плодотворный опыт требовательной. бла-
гожедательной и глубокой критики мы
черпаем в критическом наеледии осново-
положника советской литературы А. М.
Горького.

Между тем состояние нашей критлки
тохня еще He может не вызывать беспс-
койства, хотя мы уже видим некоторые
признаки ее оживления.

Еще недостает нашим критикам того
гражданского публицистического  нафеса,
3 которого нет подлинного критического
чекусства. Еще не изжита пересказываю-
maa критика, анализ мастерства
писателей носит часто поверхностный
К формальный характер. Но уже появ-
ляются работы, авторы которых берутия
3s обобщение, за научный анализ лито-
ратурного процесса, появляются первые
творческие портреты писателей. ланные в
связи с общественно-исторической средой.
	33 последнее время появился ряд работ
	/ Монографического характера. Неудиватель-
	aN ys RAM AMAA SOUP Дос, веди HE
считать книг о классиках русской лите-
ратуры занимают книги о  Маяков-
ском. Без тщательного изучения
и анализа его творчества невозможно по-
нь развитие советской поэзии. Только
3а последние два года вышло тринадцать
книг, причем десять из них приходятся на
1950 год. Среди них книги Н. Маслина,
Е, Усиевич и других. Эти работы, & таж-
5 книга Е. Наумова «Семинарий 0
Маяковскому» и. некоторые другие
свидетельствуют о стремления. наших ис-
следователей к изучению вопросов ма-
серства лучшего, талантливейшего поэта
нашей эпохи. Попытки иных авто-
008, Kak, например, И. Гуторова, проана-
изировать поэтическое мастерство Мая-
товского оказались неудачными, но в рабо-
х других критиков мы. находим верные
черты его поэтического облика. Интересна
	книга В. Перцова о раннем Маяковском..
	вляющаяся итогом  двенадцатилетнего
Труха критика. Именно в толковании ран-
него Маяковского было наибольшее коли-
Чество путаных и неверных ‘утвержде-
ний. Исследование В. Перцова посвящено
периоду поэтических начинаний Маяков-
Ком. Начав работу над биографическим
оЧерком поэта. В. Перцов натисал и твор-
чекую биографию его ранних лет.

‚`В сожалению, нельзя назвать  вы-
Mime} 3a последние два года работы
50 основоположнике советокой литературы
А.М. Горьком, глубоко вскрывающей его
творчество. А ведь разработка  готь-
ото = наследия играет решающую
ль в деле раскрытия литературного
процесса всего двадцатого века; разработ-
	КИ теории сопизлистического реализма и
	тругих первостепенной важности‘ проблем
советской литературы.
	Наша конкретная  критака;, занимаю-
	ПАМЯТИ В.
	Во всех уголках нашей страны — от
Курильских островов до Бреста, от Запо-
лярья до Памира — советские люди свято
чтут память великого Ленина.

В Москве необычайно многолюдны в.эти
дии залы Центрального музея В. И. Ленина.
C начала января здесь побывало свыше
53 тысяч человек. На родине В. И. Ленина,
в Ульяновске, тысячи экскурсантов посе-
тили дом-музей, rae прошло детство
Владимира Ильича. Среди посетителей —
Усквичи, казанцы, куйбышевцы и жите-
ли других городов Советского Союза.

Вечера, посвященные памяти В. Й.
Ленина, состоялись Ha предприятиях и
учрекдениях Пскова, где весной 1900 ro-
4 под руководством. Ленина проходило
историческое Псковское совещание, на ко-
тором обсуждался проект программного
заявления редакции газеты «Искра».

В столице Литвы — Вильнюсе — у под-
ножья горы Гедимина, начинаются кварта-
лы района, который в буржуазное время
был известен своими трущобами. Ныне
этот район, носящий имя В. И. Ленина,
превращен в промышленный и культурный
центр столицы республики. Здесь созданы
филармония, Лворец пионеров, музеи, би-
блиотеки. Трудящиеся района отмечают
	Mages вопросами гл- ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!
A A

ветской литературы, Е
РТ АВЕ В

все ‘еще отстает от
литезатуровеления У! -

‘2 8 (2726)
	ОРГАН ПРАБЛЕНИЯ СОЮЗА _
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР
	И. В. СТАЛИН-
всенародный кандидат
	Состоялись первые предвыборчые ору
ные совещания в союзных республиках,
где народ будет избирать своих депутатов
в Верховные Советы 25 февраля.

Особенно торжественно. прошли они в
избирательных окрутах, жители которых
выдвинули своим канлидатом в депутаты
товариша И. В. Сталина. Повсюлу канхи-
	`латуфа вождя была г0рячо и етинолушно
	поддержана представителями трудящихся.
Окружные предвыборные совещания еще
раз показали, как непоколебимо монолит
о наше общество, насколько беспредель-
на народная любовь в великому зодчелу
коммунизма.

„..Зал Госуларственното театра оперы и
балета имени Т. Шевченко в Киеве был
заполнен x0 предела. Коллективы пред
приятий и учреждений прислали на окруж-
ное совещание свыше двух тысяч своих
представителей, дав им наказ — поддер-
жать предложения коллективов Киевского
машиностроительного завода, Академии
наук УССР и Государственного универел-
тета имени Т. Шевченко © выдвижении
И. В. Сталина кандидатом в депутаты
Верховного Совета республики.

Долго не смолкали овации, когда в под-
держку этого предложения выступали;
мастер В. Ищенко, действительный член
Академии наук УССР В. Корецкий, писа-
тель Олесь Гончар, учительница T. [me
релюк и другие.

— Все, что есть дорогого в нашей жиз-
ни, -— сказал Олесь Гончар, — связано ©
именем великого. Сталина. Своим сущест-
вованием Украинское ‘советекое государ“
ство обязано Ленину, обязано Сталину.
Славный исторический путь прошла Co-
ветская Украина в семье братских социа-
листических народов. Под руководством
большевистской партии, под водительством
мудрого Сталина она превралилась в иве-
	тущую индустриально-колхозную  респуд-
лику, стала примером торжества ленинохо-
сталинской национальной политики.

Мы сильны мудростью Сталина, всегда
сотреты его заботой. Посмотрите вокруг:
все меньше разрушительных следов вой-

Везде кипит работа. Сколько нового
уже построено! А сколько чудесного мы
еще будем стронть! Сталин вдохновил нае
на великие мирные дела. Героические свои
пятилетки народ назвал сталинекими.

Великий Сталин — вдохновитель борь-
бы за мир. Это придает советским людям;
всему прогрессивному человечеству yRe-
ренность в своем будущем. В нему, знаме-
носцу мира, безгранична наша любовь.
Пусть живет мир на земле! Да здравет-
вует великий Сталин!

Окружное собрание единохуртно подхер-
жало кандидатуру вождя и обратилось в
нему с просьбой дать свое согласие балло-
тироваться в депутаты Верховного Совета
Украинской СОР по Сталинокому избира-
тельному округу г. Киева.

С просьбой дать согласие  баллотиро-
ваться’ в депутаты Верховном Co-
вета Белорусской ССР обратилось к
И. В. Сталину предвыборное окружное co-
вещание. состоявшееся вчера в Минске,
	И. В. Сталин зарегистрировая
кандидатом в депутаты °
Верховных Советов союзных
и автономных республик
	Дни, полные торжества и радости, пе-
реживают трудящиеся всей страны. Имя
товзрища Сталина—первого всенародного
кандидата в депутаты — У всех на устах.

Великий вождь изъявил согласие балло-
тироваться кандидатом в депутаты: Bep-
ховного Совета Карело-Финской ССР — по
Сталинскому избирательному округу г. Пет-
розаводска; Верховного Совета Грузинской
ССР-—по Ленинскому избирательному округу
т. Тбилиси: Верховного Совета Таджикской
ССР —по Сталинскому избирательному окру-
гу г. Сталинабала; Верховного Совета Мол-
давской СОР — по Сталинскому  избира-
тельному округу г. Кишинева; Верховного
Совета Киргизской ССР — по Фрунзенско-
	uy ~~ Первомайекому шестому  избира-

тельному _ORDYTY г. Фрунзе.
В обстановке огромного лолъема

Иосиф Виссарионович Сталин  зарегиет-
	рирован кандидатом в депутаты Верхов-
ных Советов автономных республик:
Татарской -— по Казанскому— Ленинскому
избирательному округу; Башкирекой — по
Сталинскому избирательному округу г. Уфы:
Мордовской — тю Промышленному избира-
тельному округу г. Саранска; Северо-Осе-
тинской -—— по СОталинскому избирательному
округу г. Дзауджикау; Марийской — no
Заводекому избирательному округу. г: Йош-
кар-Ола; Датестанской — по СОталинскому
избирательному округу г. Буйнакска, Якут-
ской — по Сталинскому избирательному
округу г. Якутска: — Удмуртской —
по Сталинскому избирательному округу
г. Ижевска: Вабарлинской-— по: Сталинско-
My избирательному округу г. Нальчика:
Kowa ACCP — по. Коммунистическому из-
бирательному округу г. Сыктывката.
#*

г *

Ближайнгие соратники и ученики вожля
товарищи В. М. Молотов, Г. М. Маленков,
1. П. Берия, В. Е. Вороптилов, А. И. Ми-
коян, Н. А. Булганин, Л. М. Катановин,
А. А. Андреев, Н. С. Хрущев. А. Н. Косы-
тин, Н. М. Шверник, М. А. Суслов, П. К,
Пономаренко. М. Ф. Шкирятов зарегистрие
	рованы кандидатами в депутаты Верхов-
ных Советов РОФСР, Таджикской. Молдав-
	ской и других союзных республик.
	Писатели — кандидаты
в депутаты
	Продолжают поступать сообщения овы-
движении писателей кандидатами в депу-
таты Верховных Советов союзных и авто-
номных республик.

Писатель Аркадий Первенцев зарегист»
рирован кандидатом в хепутаты Верховно-
го Совета РСФСР по Брюховецкому изби-
рательному округу Краснодарского края.

Канлидатами в депутаты Верховного (0+
вета Азербайджанской ССР выдвинуты
Расул Рза, Сулейман Рустам, Маркар Дав-
тян, Джафар Хандан.

Народные поэты Дагестана Ц. Гамзат и
А. Гафуров выдвинуты кандидатами в хе-
путаты Верховного ‘Совета Датестанской
АССР.

Среди кандихатов в’ депутаты Вертов
Horo Coseta Кабардинской АОСР—поэт
А. Шогенцуков.
		< литеротуровеления. у

рн ОЙ: нас есть. значитель-
- HEC труды, книги

В. Ермилова о Чехо-

ве, Я. Эльсберга о
ATHY КИ Герцене, С. Макаши-
  на о Салтыкове-Шед-
рине. Лучшие литера-

туроведческие труды о классиках, вы-
шедшие в 1950 тоду, такие, как иссле-
дование В. Орлова о русских  просБети-
телях, книга Г. Бялоо о _ Короленко,
Д. Благого о Пушкине, поднимают новые
материалы и новые проблемы литёпатуте_
	о о с I CLT я
ведения. vee

Поучительна в этом плане работа

«Творческий путь Пушкина» ДЛ. Блатого.
IL. Baarot DAMA ARPT ewmansranamns ПМ.
	д. олатой рассматривает. творчество Пуш-
кина в тесной связи со всей исторической
Жизнью русского народа, широко paspasa-
тывая проблему влияния Радищева на
Пушкина; вводя велико поэта в атмос-
Феру радищевского революционного свобо-
хомыслия. Анзлиз мастерства Пушкина у
Д. Блатого органически соединен с анали-
зом ‘идейно-историческим.

В побледниё тоды вышли MOTIO-
графия Л. Скорино о Бажове, книги
И. Лежнева о Шолохове, И. Векслера об
А. Толстом, работа Е. Мозолькова 0 Янке
Купала. улостоенная Сталинской премии
за 1949 год, и другие. В 1950 году появи-
лись новые книги о советских писателях,
которые выпускаются уже не только в
московских, но и в республиканских из-
дательствах. Так, вышли две книжки об
Исаковском: собранные Н. Рыленковым
статьи и материалы — в Смоленске и на-
писанная В. Алексанхровым книга —
в Москве. Изданы очерки А. Тарасенкова
о М. Бажане, В. Куриленкова 06 А. Cepa-
фимовиче, монография Б. Брайниной о
К. Федине, книга о Н. Островском` С. Тре-
губа. Х. Теунов опубликовал монографию
об Али Шогенцукове, К. Григорьян — об
Ованесе Туманяне.

В вышедших за последнее время рабо-
тах, как, например, монография Б.  БраЗ-
нимой о К. Федине и очерк В. Вурилен-
кова 06 A. Серафимовиче, образ писате-
ця рисуется в тесной связи с историко-
литературным процессом, _ определяющим
место художника в этом процессе,

Разумеется, новые работы. наших кри-
тиков и литературоведов еще далеки от
совершенства. В каждой из них есть свои
недостатки. Используя опыт созданных
работ, критики должны добиваться новых
успехов.

К сожалению, наши  научно-исследова-
тельские институты (Институт мировой
литературы им. Горького в Москве, Пуш-
кинский дом в Ленинграде), а также 1
комиссия по теории литературы и критике
при Союзе советских писателей недостаточ-
но помогают в леле создания обобщающих
критических работ. Разработка основных
положений теории литературы должна 6о-
действовать решению конкретных залач
критики. И наоборот, в критических ис-
следованиях должны решаться проблемы
теории литературы, как это. было в заме-
чательных работах Белинского,  Черны-
шевското, Горького.

Все еще недостаточным является yua-
стих писателей в критической работе.
Редко, очень редко можно ветретить ‘на
	страницах нашей печати  критяческую
статью писателя. А ведь и в этой обла-
сти мы имеем богатую. традицию, илу-
щую еще от великого Пушкина; от Не-
юрасова, от Горького.

Наша критика все еще. недостаточно
оперативна, а в тех случаях, когда она
откликается на то или иное литературное
явление своевременно. этот отклик часто
не удовлетворяет читателя е точки зрения
глубины анализа и литературно-критиче-
ского мастерства. Язык критической ста-
тьи слишком часто. бывает . невыразитель-
ным и казенным, напоминая скорее кан-
целярскую переписку, Чем литературное
произведение.

Союз советских писателей, наша пе-
чать, в том числе и «Литературная та-
зета» и журналы «Знамя», «Октябрь»,
«Новый мир», «Звезда», должны в боль-
шей, чем до сей поры, мере содействовать
росту критики. Одна из самых важ-
ных наших задач — организация еи-
стематической принципиальной.  доброже-
лательной и строгой критики критиков.
Ведь о работах самих. критиков вономи-
нают весьма редко, главным образом тогда,
когла критик совернтил серьезную оптибку.
0 достижениях же того или иного писа-
теля. работающего в области критики, го-
ворят еще очень редко.

Перед нашими критиками и литературо-
велами стоят огромные задачи. Дело всей
низательской общественности всемерно со-
действовать успешному их решению, по-
могая укреплению ростков нового в <овет-
ской критике.

Тлубокая и ворная критика есть олно
из коренных условий. движения литературы
вперед. Вместе с тем она является и вос-
питателем широких маес народа, она ‘лол-
жна быть учителем жизни. помошнаком в
	познании искусства, ‘трибуном, зовушям
к борьбе за торжество. илей Ленина—
Сталина.
	И. ЛЕНИНА

память великого вождя  торжественно-
траурными собраниями.

В старинном украинском селе Казац-
кое, раскинувшемся на берегу Днепра, в
районе створа будущего Каховского гидро-
узла три местных сельхозартели объеди-
нились в крупный колхоз. «Память Ленина».
В эти дни агитаторы и пропагандисты
рассказывают колхозникам села’ Казацкое
о всемирно-исторических победах совет-
ского народа, о торжестве ленинских идей
электрификации страны,

Нз выставке произведений В.И. Ленина,

открытой в Государственной публичной
библиотеке в Риге, экспонируются труды
вождя, изданные в переводе-на латышский
язык. Посетители видят номера подпольных
коммунистических газет «Циня» и «Ци-
няс биедрс», в которых в годы буржуаз-
ной диктатуры печатались › отдельные
статьи В. И. Ленина. За годы советской
власти ‘на латышском языке’ выпущены
отдельными изданиями все важнейшие
произведения В. И. Ленина. Их общий
тираж превысил миллион экземпляров.
_ Отмечая 27-ю годовщину со дня ‘смерти
Влалимира Ильича, советские люди де-
монстрируют свою непоколебимую верность
завотам Ленина.
	ЛДЛИКУЮШИИЙ ЛЕНИНГРАЛо
	Ленинград! Великий город на беретах
Невы, город Ленина и Сталина, город слав-
ных революционных традиций русского
рабочего класса, колыбель Октябрьской
революции. Здесь тридцать три года назад
осенней ночью прогремел выстрел «ABpo-
ры», возвестивший о наступлении новой
эры в истории человечества.

Много на памяти ленинградцев славных
событий и дат, но 17 января 1951 года
войдет в историю города-героя, Kak oma
из самых ярких, самых незабываемых. В
этот день любимый вождь и учитель © -
ветского народа Иосиф Виссарионович
Сталин дал своё согласие баллотироваться
в депутаты Верховного Совета РСФСР по
Кировскому избирательному округу Ленин-
града.

Трудню выразить словами то ликование,
которое переживают сегодня ленинградцы.
Hato видеть их счастливые, оживленные
лица, надо слышать, что и с каким волне-
нием, гордостью и радостью они товорят,
надо наблюдать их в цехах, лабораториях,
конструкторских бюро; на лесах ‘ново-
строек. чтобы ощутить, каким необычай-
ным, ни с чем не сравнимым творческим
трудовым подъемом охвачены ленинградцы
в эти дни,

..Вировский избирательный округ. Че-
ловек, который бывал здесь всего несколв-
ко’ лет назад, многого не узнает. На быв-
шей окраине, за Нарвской заставой, зы-
‘росли кварталы новых жилых домов. Толь-
ко в начале прошлого года на площади у
здания Вировекого райсовета был заложен
первый камень многоэтажного здания, 3
сегодня, накануне выборов, в этом доме-
гиганте уже идут отделочные работы.
Вскоре район получит еще семь. тысяч
квадратных метров жилой нлощади.

Близится к концу и сооружение  огром-
ного злания на’ проспекте Стачек. Напро-
		Вчера она дала на семнадцать тонн боль-
ше задания. Поавза, мы отстали от них
только Ha 200 килограммов, но все же
первенство принадлежит пока им.

Среднесортный стан, о котором идет
речь, находится на участке депутата Вер-
ховного Совета СССР А. Байкова. Это ему,
старому шюизводственнику. выпала ‘Честь
выдвинуть ‘от имени кировнев кандидатом
в децутаты Верховного Совета РСФСР
товарища Сталина.

Горячие, идушие от сердпа слова, с ко-
торыми А. Байков выступил. на митинге.
кировцев, находят ныне свое реальное
выражение в самоотворженном труде всех
рабочих и мастеров участка. Бригада
И. Иванова на стане № 1 этого участка
вчера дала проката на 17 тонн больше
плана, бригада К. Петрова, работающая
на крупносортном стане, перевыполниль
задание на 44 тонны.

В эти дни необычайно многолюдно на
территории завода и по вечерам. В цехо-
вых красных утолках сотни людей елу-
	шают локции и беседы о своем кандидате.
После смены молодые рабочие слешат в
клуб имени Газа, в политехнический ки-
нолекторий, в кабинет творческого солру-
жества. И о чем. бы ни зашел разговор,
всегда и неизменно он переходит на ту же
ноиссякавмую, волнующую всех тему:
товарищ Сталин дал согласие баллотиро-
ваться по Кировскому округу.

Нет на славном Кировском заводе, нет
в районе ни одного человека, который бы
не понимал, какой большей чести удо-
стоились избиратели округа.

Славный Кировский завод, весь его
многотысячный коллектив, все трудящие-
ся Кировского  избиралельного округа
	оправдают доверие своего вождя!
Елена СЕРЕБРОВСКАЯ
ЛЕНИНГРАЛ, 19 января. (По телефону)
	знв строится квартал мнотоэтажных J0-
мов. Новый поселок из пятидесяти домов
вырос за Нарвской заставой...

Прекрасные жилые корпуса для `рабо-
чих; дворцы культуры, библиотеки, зда-
ния вузов, школ, детские учреждения, ко-
торые можно увилеть сеголня на террито-
рии Кировского округа, — свидетельство
неустанвой заботы партии, правительства
и лично товарища Сталина о Ленинграде
и ленинградцах.

С именем вождя живет и ВИНО MHO-
тотысячный коллектив трижды орденонос-
ного Кировского завода. Идут только вто-
рые сутки с того дня, когда ленинградцы
узнали о согласии товарища Сталина бал-
лотироватьея в Кировеком округе. Нов
ритме работы завода уже появилось нечто
новое. Всеобщая. гордость и тадость’ нахо-
дят свое естественное выражение в выео-
ких трудовых показателях, о которых еже-
чаено рапортуют из цехов завода.

..Прокатный цех. Грохочут прокатные
станы, ловко орудуют влешами вальцов-
щики. На стене — социалистическое `обя-
зательство бригады в выборам в Верхов-
ный Совет РОФСР.

— Но это обязательство ‹ уже yerape-
ло, — говорит нам бригадир А. Сучков.

— С каких пор?

— C 17 января. Наша бритада взяла
теперь новое обязательство. Цесле митинга
на Кировской площали мы решили: в
честь нашего кандидата в депутаты
товарища Сталина двухмесячный план за
январь и февраль выполнить ко AH} вы-
боров — 18 февраля.

Сучков указывает на показатели бри-
тады А. Реманова, работавшей ‘на том же
стане сменой раньше:

— Вотда мы приходим на работу, то
первым делом смотрим на эту доску ка-
кие показатели ‘были у предыдущей сме-
ны. A бригада Романова — передовая.
	TTT
	JHU БОЛЬШИХ ЗАСЛУГ.
	инженеров лучшие достижения советской
	TeAH HRA. .
На предвыборном собрании. ветеринар-
ный врач колхоза «Светциеме» («Светлый
	путь») тов. Максимов. предложил  выдви-
	нуть кандидатом в депутаты Верховного
Совета Латвийской ССР заслуженного дея-
теля культуры писателя Арвида Петровича
Григулиса. ,
	— Я называю имя Арвида Григулиса,—
сказал товариш Мзксимов, — потому что
это писатель народа, книги и пьесы кото-
рого помотают нам строить новую жизнь,
В бессмертном «Манифесте коммунистиче-
ской партии» Маркс и Энгельс справедливо
заметили, ‹ что буржуазия лишила священ-
ного ореола все роды деятельности, кото-
рые до сих пор считались почетными ина
которые смотрели с благоговейным трепе-
том. Врача, юриста, поэта, человека науки
буржуазия превратила в своих платных
наемных работников. Только социалистиче-
ский строй вернул писателям подлинное
вдохновение творчества, деятелям науки —
проетор мысли, В буржуазной Латвии’ не
мог со всей силой раскрыться талант на-
шего кандидата -— Арвида Григулиса. Его
талант заглох бы, как ручей, высохший
под губительным зноем.

Пьесы, рассказы и стихи Арвида Григу-
лиса способствуют созданию содиалисти-
ческой культуры, они пропагандируют
идеи большевистской партии. Вот почему
писателю, лауреату Сталинской премии
присвоено звание заслуженного деятеля
культуры, вот почему его второй раз вы-
двигают канлилатом в депутаты Верховного
	Совета республики.

Й Якоб Яновач Гринфельд — заслужен-_
ный полиграфист. республики, печатающий
книги Арвида Григулиса и сотни тысяч
других книг, помогает писателям и всему
латышскому народу. отметившему его боль-
ой труд, строить передовую советскую

культуру. ++

Готовясь к выборам в Верховный Совет
республики, латышский народ называет
имена лучших из лучших — тех, у кого
‘ясная жизнь отдана народу, у кого благо-
родное сердце, у кого чистая совесть, не-
утомимые трудовые руки и тотовность
всегда защищать дело мира на всей земле.

Идут предвыборные собрания и совеща-
НИЯ.

На площади Фабрициуса, в здании Лат-
вийской  сельскохозяйственной академии
наук — центр Рижского третьего избира-
тельного округа, где выдвинут кандидатом
в депутаты Верховного Совета Латвийской
CCP великий вождь трудящихся,  луч-
ший’ друг латышского надода Иосиф
Виссарионович Сталин.

Мужчины и’ женщины приходят в
згитпункты, как в родной дом. Люди гово-
рят о жизни заводов и колхозов, о новых
научных открытиях и новых книгах,
о земле. отвоеванной у болот. о стаханов-

ском опыте прославленного токаря. Говорят
@ НОВОМ’ человеке сталинской эпохи — че-
	ловеке, которому посвящены замечатель-
ные строки из последней части ‚эпопеи
«Буря» Вилиса Лациса:

«...Новый Человек-—рожденный в бурях
века, выросший и закаленный в грозных
битвах, сильнее и умнее своих предшест-
венников. Он идет под солнцем твердым
шагом победителя и творца. Он знает
смысл своего существования, знает, для
чего живет, и, преисполненный силой
убеждения, неотступно приближается к
осушествлению самой великой и InpeRpac-
	HOW мечты человечества —в коммунизму!»
РИГА
	дости. Социализм воснитал во всех сферах
общества деятелей нового типа — таких,
как Иван Варлович Пурмалис.

; ыы

В эти дни латышекий народ на предвы-
борных собраниях выдвигал кандидатов в
Верховный Совет своей республики. Й кто
бы ни выступал на собрании: доярка или
зкадемик, слесарь или писатель, учитель
или рыбак, — все. прежде всего говорили о
том, что сопиалистический строй создал и
воспитал теперь нового ‘человека,
которого не знала еще история Латвии. 3a
тоды советской власти и в этой, одной из
самых молодых наших республик выросло
много людей больших заслуг перед наро-
дон.

Обратимся только к олной фактической
справке: с 16 февраля 1947 тода Пуези-
диум Верховного Совета Латвийской ССР
присвоил 43. товарищам звание заслужен-
ного деятеля искусств, 39 — звание ‘за-
служенного артиста, 55 труженикам шко-
лы — звание заслуженного учителя, 33 ра-
ботникам здравоохранения — звание. заслу-
женного врача, четырем новаторам. социа-
листического производства —— звание. заслу-
женного деятеля науки и техники, еще че-
тырем — звание заслуженного . деятеля
культуры, двум передовым ученым — зва-
ние заслуженного деятеля науки, четырем
отличным типографам — звание заслужен-
ного полиграфиста, наконец, одному, .И. К.
Пурмалису, звание заслуженного зоотех-
ника республики. :

Заслуженные люди республики...

Свыше сорока лет отдал воспитанию де-
тей учитель Отто Карлович. Синатс из пер-
вой Сигулдской семилетней школы. Он пре-
подает математику. Но разве только этой
науке учит детей Отто Варлович? Он вос-
питывает в них любовь к труду, к ролной
земле; он учит их быть честными и храб-
рыми, мужественными и принципиальными.

Долгие годы Синатс учительствует в де-
penne. Ато. знал его в буржуазной Латвии,
	Кто пенил его труд. кто пеошрял его дея-
	тельноеть? у
Сегодня заслуженный учитель республи-
ки с удовольствием глядит на успехи со-
ветской школы в Латвии: он знает — дети,
сидящие за партой, видят яркую  зарю
своего будущего. Дети, если захотят, станут
моряками, летчиками, токарями,  агронома-
ми, инженерами, врачами,  теологами. И
старый учитель, понимая это, отдает лю-

бимому делу все силы и богатый жизнен-
нй опт рее  втохновение болыпого
	ный опыт, все вдохновение  ОольНюго

серхпа-
Заслуженный врач республики Майя
	Андреевна Иостынь, главный врач Добель-
ской больницы, — беспартийная  больше-
вичка, как назвали ее избиратели, недавно
выбравшие доктора Иостынь депутатом
районного Совета. Тогда на предвыборном

собрании она говорила:
—— Путеводной звездой моей жизни слу-

жат слова, сказанные. величайщим и муд-
рейшим человеком нашей эпохи: «...из
всех ценных капиталов, имеющихся в ми-
ре, самым ценным и самым решающим
капиталом являются люди...»
Заслуженный деятель науки и техники
Георгий Иванович Гайле ныне выдвинут
кандидатом в депутаты Верховного Co-
вета Латвийской ССР. Скажу только, что
руководимый товарищем  Гайле завод
«ВЭФ» освоил сейчас новый мощный три-
налцатиламновый ‚ радиоприемник — оче-
редное достижение советской радиотехники.
Отличительная черта товариша Гайле
— умение передавать свои знания, ши-
роко развивать опыт передовиков и дейст-
венно пропагандировать среди рабочих и
	В Риге есть особняк, построенный аме-
‘риканским ‘посланником во времена dyp-
`жуазной Латвии. Посланник этот собирал-
ся обосноваться здесь надолго и строил ка-
питально, масбивно, прочно. Ееть в kbn-
струкции здания что-то мрачное, тяжело-
весное:. посланник боялея людей, света,
солнца — и это сказалось в архитектуре
дома. «Мы, американцы, принесем Латвии
технику и культуру, которую латышский
народ не сумает создать  самостоятель-
	но», — неоднократно утверждал этот ди-
	пломат-нтион, распоряжавшийся в чужой
стране, как на собственной ферме,

Особняк стоит на площади Яна Фабри-
циуса. прославленного героя гражданской
войны. Сейчас здесь одно из советских уч-
реждений, люди которого трудятся во имя
мира на земле.

Рядом плещутся воды Даугавы, Напро-
тив — здание Латвийской сельскохозяйст-
венной академии. Там учатся дети колхоз-
ников, лучшие люди латышской деревни:
зоотехники, ветеринары, агрономы, лесово-
ды — люди, воспитанные советской вла-
стью и большевистской партией.

По ступенькам академии стремительно
поднимаются девушка и юноша — Дзилра
Розите и Сергей Пурмалис. В коридоре они
прощаются: им в разные аудитории.

— Передай отцу, что я хотела бы по-
смотреть Пурмалисовские бюллетени 3a
1950 год, — говорит на прошанье Дзидра.

Пурмалисовские бюллетени!
	Так, по имени заслуженного зоотехника.

Латвийской ОСР Ивана КАарловича Пурма-
лиса, названы выпускаемые Министерством
совхозов республики материалы, в которых
обобщается опыт работы передовых живот-
новодов и даются советы труженикам сель-
ского хозяйства.

Пурмалису — шестьдесят два года. Ему
первому в Латвии присвоено звание заслу-
женного зоотехника республики,

На днях я побывал у товарища Пурма-
лиса. Зоотехник совхоза «Буртниеке» Эми-
лия Ансовна Пёрышкина приехала к нему
© материалами годового отчета, приехала
посоветоваться.  Между ними шел оживлен-
ный разговор. Хозяин дома вышел в дру-
тую комнату и возвратился с несколькими
фотографиями.

— Какова красавица? — с улыбкой по-
казал он.

На фотографии снята корова. Подпись
гласит: «Рекордеменка и AOR 38
год — 10.345 литров».

Успех, достигнутый коллективом с0вх03а
под руководством И. К. Пурмалиса, поелу-
жил толчком для его научной работы. Стз-
рый зоотехник взялся за перо, и теперь
уже появилась его брошюра 0б опыте рабо-
ты совхоза.

Какими же проблемами занят сетодня
Иван Карлович Нурмалис, сын безземель-
ного латышского крестьянина, умершего в
1930 тоду на помещичьем поле?

Иван Карлович раскрывает папку. Вот
докладная министру совхозов Латвийской
CCP тов. Вациетису. Речь идет о планиро-
вании надоя от каждой коровы. В доклад-
ной записке Пурмалис разработал вопросы
кормления коровы, выращивания молодня-
ка, создания кормовой базы. Он заканчи-
вает работу над справочником об индиви-
дуальном кормлении коров. Такой справоч-
ник — полезное пособие для животновохов
республики; по ‘указанию министра оно бу-
дет размножено и разослано зоотехникам.

Советский общественный строй расковал
могучие силы латышского’ народа, вызвал
к жизни неиссякаемые народные таланты,
пробухил в людях стремление к труду, ко-
торый стал источником вдохновения и ра-