НОВЫЕ КНИГИ КРИТИКОВ
		Л. СКОРИНО
	Борис ЛАВРЕНЕВ
		  ортрет
	Советская литература за трилцать три
года, истеклиих CO AHA ее рождения, иро-
шла огромный, полный тлубокого смысла
поучительный путь. Окруженная постоян-
ным, Неослабным вниманием и заботой
партии Ленина—Стазина и правительства,
наша литература. Как один из основных
элементов советской культуры в целом,
	Б. ДУДЫКЕВИЧ.,
	директор Львовского филнала
	Ленина
	Центрального музея В.
	Музей во Львове
		Львов... Старинный красивый украин-
ский город, возникший в середине ХШ ве-
ка, слава древней Руси. Давно ли он пере-
жил тяжелые дни войны? И вот залечены
раны, идет горячая стройка, растут повые
предирнятия, ширится сеть культурных
учреждений. Волею большевистской партии
город превращается в крупный индустри-
альный и культурный центр Украины.
	Еще не миновал год, как трудящиеся
города получили замечательный подарок:
по пнициативе товарища Сталина. 80
Львове в день 80-летней годовщины со
дня рождения Владимира Ильича Ленина
широко открылись лвери филиала Цент-
рального музея В. И. Ленина. Это был
	народный праздник лля трудящихся запад-
	ных областей Советской Украины.
	На 70-тысячном митинге в чееть от-
крытия аузея украинский писатель Петр
Козланюк говорил
	«Еще 11 лет тому назад трудящиеся
Западной Укранны отмечали дату рожде-
ния Владимира Ильича в глубоком под-
полье, в условиях жестокого’ нотицейекого
террора. Только 3a одно произнесение
имени Ленина здесь `карали ‘многими. гола-
ми тюремного заключения. истязаниями.
	Черные. мрачные лни ушли в прошлое,
им нет возврата. Трудящиеся западных
областей Украины живут теперь в друж-
ной, счастливой семье украиневого на-

рода»...

На хлорогах, ведущих к Львову, кажлый
выходной день встречаются  полводы н
автомашины, украшенные лозунгами и
алыми знаменами. Это колхозники H3 с03-
данных недавно колхозов Яьвовской. Ста-
ниславской, Дрогобычекой и других 05-
ластей влут во Львов. чтобы побывать в
филиале музея Ленина. За это время его
посетило свыше лвалчати тысяч колхоз-
ников. Побывав в музее с экскурсией,
многие колхозники посещают музей во
второй, третий раз. приводят своих роди-
чей. соседей.

Свыше 1.600 рабочих львовских заво-
дов и фабрик пришли в музей в день семи-
десятилетия вождя советского народа
Товариша Сталина. у
	Всего в течение восьми месяцев 1950
года музей посетило около двухсот пяти-
десяти тысяч человек.
		ры, лекторы музея рассказывают, Fas
‘однажды австрийские жандармы арестова-
ли в пограничной деревне группу кресть=
ян, везущих в Россию груз. В грузе была
  обнаружена «Искра», Австрийские погра-
  НЯчНИкИ пригласили c русокой стороны
‘границы царского жандармекого офипефа.
Тот предложил крестьянам большую сум-
му денег. чтобы они выдали получателей
этого груза. Но арестованные крестьяне
  anrpes отказались слелать это.
	Экепонируютея экземпляры ленинеких
газет «Вперед», «Пролетарий», «Соцпал-
демократ» в поллинниках, которые сохра-
нилиеь в льзовских библиотеках.
	5 залах музея собрано много докумен-
тов. статей Ленина и Сталина по нацию-
нальному вопросу, выдержек, цитат, $о-
токопий, которые наглядно показывают
борьбу Ленина и Сталина против веех
врагов и угнетателой украинского нарола:
	Тьвовчане гордятся тем, ‘что в 1925
rory во Львове был издан в переводе на
украинский язык классический труд
товарища Сталина ‘«Маркбизм и нацио-
нальный вопрос». По пензурным сообраз
жениям автор был назван И. Виеварионл=
вич. Эта книга еше в То время сыграла
огромную роль в борьбе‘ трудящихся 3а-
палной : Укранны против украинских и
польских напионалиетов. Сегодня эта зна-

менитая ЕВ работа экспонируется
в музее.
	Рабочие и колхозники, ученые и елуз
жащие, молодежь и дети оставляют взвол-
НнОВЗННыЫе@ записи. В KRHA OTSBIBOB.
	«Нет слов ‘для выражения благоларноз
сти И. В. Сталину, по чьей инициативе
был организован музей В. И. Ленича во
Львове; — пингут‚ рабочие одного львовского
  завода, — „Музей выграет громадную
роль в ознакомлении широких маее тру-
дятцихея западных областей УССР в, ве-

MRAM илоями Ленина».

От имени группы етудонтов иъвозското
медннетитута в записа говорится: «Мы
счастливы и горды тем, что живем в ca-
мой `переловой стране мира. Мы искренне
благодарим партию ‘болыцевиков” и лично
великого  прололжателя великого дела
Ленина — И. В. Сталина за парту свобода
‘ную и радостную жизнь...»

Львовский филнал музея В: И. Tenuta
стал Ha территорий молодых областей
Украины одним из самых популярных
центров пропаганды ленинеко-сталинских
идей. —

«Быть таким, как, Ленин, быть таким,
ran Сталин — гениальный продолжатель
бессмертного дела Ленина, —с таким
желанием уходим мы из музея великого
вождя. С такам желанием вступаем Ha
широкий путь жизли». В этих словах
выпускников Львовского государственного
универентета имени Ивана Франко выра-
жены чувства глубокой любви и предан-
` ности советекого народа к большевистской
napring и вс великим вождям Ленину и
Сталину.
	  И. Jlenana
	ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО
	Дело критики, говорил В. Г. Белинский,
состоит в TOM, чтобы, обратившись к изу-
цению творчества писателя, показать зна-
чение и смыел его таланта, то-есть «опре-
делить тот жизненный элемент, который
составляет исключительное свойство его
произведоний и которым он обогатил род-
ную литературу и жизнь своего общества».
	Книга В. Куриленкова, посвященная
oyHoMy ‘Ha зачинателей советской литера-
ryp А. С. Серафимовичу, — одна из тех
ти, которая решает эту задачу. Вни-
14 лает картину литературного движения
3 дооктябрьекие годы и рисует в нем ме-
(№ А. Серафимовича. писателя из горъ-
ховекого лагеря, участника борьбы за со-
зание литературы нового типа — боевой,
революционной,  отетаивающей коренные
хизненные интересы народа.

В книге В. Вуриленкова. основанной
ла обстоятельном изучении болышого ма-
периала, Нет того псевдоакадемического
босстрастия, каким еще подчае грешах
похотовые исслелователи. Критик убеж-
денно, страстно, Ha основе множества
	фактов, рисует яркий образ А. Серафимо-

a em a me пари а: СА ee
	BMG, писателя, всеми корнями своего
творчества CBASAAHOTO с большевистской
партией,

В. Куриленков воссоздает эпоху, когда
формировалось мировоззрение художника,
	  впоху переломную, Ala которой характер-
	‚ HA острая иденная и политическая борь-
36a. «Восьмидесятые годы буржуазно-либе-
( фальные историки называли временем
‚ кбезидейности» и «безидеальносети», —
пронически пишет критик. — «В действи-
  тельности они были одной из самых бур-
ных эпох в истории русской общественной
нысли», ибо тогда, как указывал Ленин,
«всего интенсивнее работала русская pe-
волюционная мысль, создав основы_социал-
демократического миросозерцания».

Исследователь показывает, что Серафи-
мович находился в самой гуще идейных
питересов своего времени, Он увлекается

‚ акциями великого русского физиолога—

цатериалиста Сеченова, работами Белин-
(г, Добролюбова, Чернышевекого. В
университете с группой передовых студен-
тов изучает политическую экономию, зна-
хкомится с трудами Маркса. Влаголаря тео-
лай Маркса, писал позже Серафимович,
в поколение смогло увидеть «ереди мра-
#8 царского и буржуазного владычества...
Фолепительный яркий огонь налвигающе-
тя», «явился смысл жить, работать, 00-
porpea».

Будучи в ссылке, А. Серафимович
яапиеал свой первые рассказы, которые
показали, что он пойдет своим особым пу-
там, вне путей народнической литературы.
Писатель, говорит В. Куриленков, «пошел

дальше простой регистрации ужасов, по-

< рождаемых  помещичье-капиталистическим
Ястроем». Серафимович утверждал своими

произведениями, что «порочны, нетерпимы
не только отдельные явления жизни, & сама
основа, то, что эти явления ежечасно по-
рождает». ‘

В. Куриленков на протяжении, всей
Вииги раскрывает это революционное 6бос-
ROC направление творчества Серафимовича,
показывает, как оно крепнет, становится
№ более сознательным. идейно отточен-
вых, как приводит писателя в лагерь
большевиков,

‚ основные художественные побелы
\. Серафимолича- критик правомерно свя-
зывает с общим политическим подъемом,
‹ плейностью его мировоззрения. В книге
показано ‘огромное влияние на писателя
В. И. Ленина, той идейной борьбы с на-
дниками, с ренегатами всех оттенков и
иастей, какую вела партия. В годы пер-
вЙ русской революции А. Серафимович
Выступил с циклом рассказов, где «пока-
	С. Серафимович».
очерн. Издатель-
a». 160 стр.
	В. Куриленков, +А. С.
Критико-биографический = oF
ство «Советский писатель».
	Иван НОВИКОВ
	зал несокрупшимых, сильных людей, ска-
зал о них так, как учил его Горький:
они — созидатели ип устроители жизни,
ОНИ —— ©е сила, основа и будущее».

Куриленков подчеркивает, что именно
верность революционному идеалу  ленин-
ской большевистской партий помогла on-
	нмсателя
	но рассматривает каждый этап писатель-
‘свой лороги Федина, как следствие его со-
прикосновения с жизнью народа и страны;
‘эволюцию писателя она связывает с про-
исходившими в стране гигантскими про-
цессами в области политики, экономики И
культуры.  порожденными Великой Ок-
тябрьской революцией. Б. Брайнина пока-
зывает, как шт влиянием этих процессов
перестранвалось сознание самого хуложни-
ка, медленно к трудно освобождавшегося
от тяготевиих над ним буржуазно-нател-
яигентеких иллюзий, от идеалистического
мировоззрения. приводивнюго Федина в ря-
де произвелений к неудачам.

При этом положения, развиваемые авто-
ром монографии. подкрепляются живы-
ми и убедительными доказательствами,
основанными на произведениях ‘Федина,
его высказываниях и его литературной пе-
рециеке. О

Ценной чертой этой книги является так-
же независимость и объективность, прояв-
ляемая Брайниной в отношении Федина.
В книге нет ни лихих кавалерийских на-
летов на неудачи писателя, ни охопиеа-
тельных восторгов по отношению к его
усцехам. Эте тоже хорошее качество лите-
ратурно-вритического исследования. в ко-
тором сказывается уважение автора и к
объекту его изучения и к читателю.

Наиболее интересными разделами этой
‘книги являются: анализ взаимоотнотений
Федина’ и «серапионов». показывающий
внутреннее сопротивление Федина реакци=
онно-эстетским позициям «серапионов» п
преодоление им заблуждений этого перио-
qa, который угрожал Фелину  тупиком
творческими и общественным: разбор итей-
ных ошибок Федина в его книге «Горь-
кий срели нас» и тщательный разбор
композиции и построения образов и харак-
теров в романах Фелина «Братья». «Пер=
вые радости» и «Необыкновенное лето»,
опять-таки тесно связанный с историко-
политическим фоном, на котором развер-
тываются романы.

Книга Брайниной построена в логиче-
‘ской погледовательностью. Она наглялно
‘локазывает справелливосеть мнения А. М.

Горького ‘о писателе, мнения, высказанно-
го еще в начале литературной леятельно-
сти Федина: «Константин Фелин о писа-
тель серьезный.  сосрелоточевный.  рабо-
	  таюптий @е огторожяостью. Он из тех. вто
	не спентит сказать свое слово, но RTO Ууме-
ет сказать %0р0Ш0»:
	Брайнина не только показала широкому
читателю во весь рост большого, взыска=
тельного, умного мастера слова. художни-
ка. но и проследила илейно-политический
poct Фетина. неотрывный от общего роста
нашей страны и нашего народа, и показа-
ла. как. упоямо ломая препятствия на
ПУТИ ЭТОГО роста, Фелин  сТановитея He
только прекрасным мастером сочной. жи-
  вой ды речи. но и писателем-гражда-
‚Нилом, писателем, полнявшимея па высоту
и ied сталинекой эпохи.
	Внлга не лишена некоторых частных
неёлостатков. сказывающихея порой в неор-
танизованном распределении большого ма-

тёриала и в некоторой. иногда излишней,
приполнятости и воасивости фразы:
	В книге Б. Брайниной лан живой порт-
рет советского писателя, неутомимого тру-
женика. сознающего свою большую OTBCT-
ственность пПерел наролом за почетное дело
	развития советской литературы, литерату-
вы больших человеческих чувств и BCe-
	побежлающих большевистских идей.
	ИЗДАТЕЛЬСТВО
«МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ»
		сателю в годы реакции создать одно из, элементов советской культуры в целом,
своих значительных произвелений — т.   Тала самой нереловой. самой илейнон и
	гуманнон-—в противовес человеконенавист-
нической. впавшей в состояние  отврати-
тельного распала и маразма литературе
капитализма.

Советский писатель =— инженер  чело-
веческях душ -—= патрнот своей великой
	` Родины, верный сын народа, рое вместе с
	Родиной. И совершенно закономерно стрем-
ление литературовелов и критиков подве-
стн некоторые итоги развития советской
литературы. сделать’ обобщающие выводы
как в отношении всего, сделанного пиза-
телями за эти годы. так и в отношезчи
творчества отдельных выдающихся хулож-
ников слова нашей страны, проследить их
путь. связать егб @ историческими этаиа-
ми роста и развития нашего госухарства.
раскрыть успехи и неудачи писателя и
причины этих успехов и веутач.
	Издательство «Советский писатель»
сделало хороший почин, приступив к вы-
пуску верни монографий о советеких пиез-
телях. Давно назрела нужла в таких рабо-
тах, освещающих творчество писателя.
Одна из первых книг этой серий == моНо-
графия Б. Брайниной о творческом пути
Константина Фелина.
	Меня эта книга интересует, как чи-
тателя и кдк писателя. Вплоть до по-
следнем времени огромное  больнитиство
критико-литературоведческих работ, 10-
священных творчеству того или иного пи-
‘сателя, страдало тратиционным дефев-
том:  псследователи бгали творческую
личность писателя в отрыве от обществон-
‚ной среды, от социальной атмосферы, от
‘движения литературы, от жизни и, нако-
‚лов изолированный объект на  иселедова-
тельскую булавку. пазглядывали его. как
некую «вещь в себе». Читатель получал
писателя, так сказать. в готовом Bitte. Co
статистической скрупулезноетью  переска-
зывалось содержание вощей, на картотеку
заносплись уснехи и неуспехи, AO yiyce
калея из виду анализ формирования т8ор-
ческого ANNA писателя. его зависимость от
окружающей обстановки в ее динамике:
успехи и неуспехи не объяснялись этой
`завчеимостью.

В книге Б. Брайниной видна болыйлдя
работа, проделанная автором, всесторонне
изучивиим  творчёство Федина. Автор
привлек для этого массу  материа-
ла — как имевиютося в советской печати,
так и извлеченного из архива Фелина; в
частности, его длительную. интереснейнтую
и глубоко содержательную переписку с

Горьким. любовно следившим за развитьем
	Фетина -=—— хуложника слова.
	своих значительных произведений — po-
ман «Город в степи». Своим романом
А. Серафимович, как большой ХУДОЖНИК,
Ha BCI страну заявил: революция жи-
ва, не разгромлена, илет накопление сил
для нового штурма. Куриленков напцомн-
нает, что писатель работал нах «Городом
в стопи» в те годы, «когла в буржуазной
литературе и публицистике все настойчи-
nee понееилась первая русская  револю-
ция, а вышел роман в свет, когда либе-
раяьная печать уже откровенно ратовала
за необходимость «общественном = строи-
	тельства», то-есть приспособления К реак-
ЦИЯ».
	ритик подробно анализирует эстетиче-
скую сторону романа. лелая в этой 06б-
ласти целый ряд ценных; новых наблю-
дений, и подводит читателя к выводу. что,
чем послеловательнее прилерживалея (Се-
	‘рафимович передовой революпионной илен
	пролетарской борьбы. тем более  полно-
кровными становились его произведения.
Бесспорная заслуга критика в том. что
он не ограничивается сухими лекларация-
MA о неразрывлости мировоззрения и ма-
стеретва, но на конкретном анализе всего
творчества А. Сэрафимовича убехительно
раскрывает форму и характер связи этих
двух сторон творческого процесса,

В. Куриленков ‘не замыкает своего ис-
следования ни в рамках творчества писа-
теля, ни в рамках обособленно взятого лите-
ратурного процесса. Он выводит героя книги
на широкую арену истории. рассматривает
его творчество нё только на фоне. нон в
связи с общественными явлениями его
времени. Й это обогащает исследование,
помогает раскрыть много новых, пенных
сторон в произведениях писателя. Так. в
книге страница за страницей вырисовы-
вается целостный образ писателя-больнге-
вика, идейно и творчески развивавшегося
под влиянием партии Аенина— Сталина.
Закопомерным предстает путь А. Серафи-
мовича к Октябрьской революций,  созда-
	ние им крупнейшего из свойх ироизвеле-
ний -—— народной эпопеи «Железный по-
	ток». романа, вошедшего в золотой фонд
советской литературы.

В. Куриленков приводит слова самого
художника, который, приступая к работе,
ставил перел собой залачу создать произ-
	ведение, которое по своему размаху было”
	бы «хоть в каком-нибуль соответствии. С
тем, что гигантеки творилось среди” разва-
лин, обломков старо...» и давало бы
уже не отдельные эпизоды и факты. а
«синтез борьбы.  жесточайшей борьбы,
небывалой. не на жизнь, а на смерть».
	Плсатель-большевих. страстный пропа-
гандист и агитатор, пламенный  историЕ
Великой Октябрьской революции  вета-
ет во весь рост на страницах исследова-
ния В. Вуриленкова, и в этом — удача
КрИТИЕа.
	Есть ли в книге недостатки? Да, они
имеются, но это частности; которые не
могут повлиять на опенку работы в це-
лом. В. Вуриленков пишет очень сжато,
вонцентрированно й подчае бывает  кон-
спективен, оставляя желать большей пол-
ноты анализа отдельных произведений. Это
особенно касается конца книги, где уже
почти скороговорвой сказано 06 очерках
30-х голов, а также. о публидистике
А. Серафимовича эпохи Великой Отечест-
венной войны. Хитературный и обществен-
ный фон. так хоропю разработанный в на-
чале книги, в этих главках отсутствует.
Но и в таком виде, как она сейчас суше-
ствубёт, книга В. Куриленкова — удача. ис-
	следователя.
	Среди экспонатов обращают на себя
внимание женевские первоизлания трудов
Ленина. В свое время они присылалиеь из
ЗКеневы во Львов, читались прогрессивны-
ми деятелями, рабочими, студентами, & за-
тем берьжно пряталиеь и сохранились до
наших дней.

Собраны все подлинники  ленинской
«Искры», которая в 1901—1903
тодах перевозилась агентами «Искры» при
участии передовых крестьян Галиции че-
тез Львов в Россию. Говоря о роли и зна-
чении первой ленинской газеты. показы-
вая ее пожелтевшие драгоценные экземпля-
	Творческий облик Фелина прослеживает-
ся Брайниной от юных лет ло полной з0е-
лости его большого таланта.  лостигшего
распвета н мошиё в лвух его поеслелних ро-
манах: «Первые радости» и  «Необыкно-
венное лето».

H, воссоздавая литературно-критический
портрет Фелина, Брайнина нё отрывает пи-
сателя от жизни, не замыкается в рамки
узкого. чисто литературного исслехлованяя,
	В Брайнина, «Константин Федин». «Coe
	ветский писатель». 238 стр.
	ИЗПАТЕЛЬСТВО
AKADEMHH HAYH CCCP
	Каталог произведений В.
	В одном пз читальных Залов Го-
сударственной библиотеки СССР имени
В. И. Ленина — этом гигантском  книго-
хранилище — находится каталог произве-
хений Влалимнра Ильича.
	Труды В: И. Ленина изданы в Нашей
стране на семидесяти семи языках пародов
CCCP и на иностранных языках общим
	тиражом в 204,3. миллиона экземпляров.
	`В бибтиотехе имэони В. И. Ленана собраны
	издания всех ленинских работ — от от-
хельных редких дореволюционных изданий
до изданий сегодняшнего дня. Последияя
карточка поставлена в каталожный ящик
в коние хекабря 1950 года. Она извешает
читателей о том, что вбиблиотеку посту-
пил 35-Й том, завершающий четвертое из-
дание собрания Сочинений В. И. Ленина.
	Сведения на карточках очень скупы.
название работы, издательство. год выпу-
ска, тираж, «адрес книги» — то-есть в
каком книгохранилише она находится, Но
у каждого издания своя богатая история.
	Восстав поутру молчаливо,
Граф одевается лениво,
Отделкой розовых ногтей
	Зевая занялся небрежно,
И галстук вяжет неприлежно
	И мокрой щеткою своей
Не гладит стриженных кудрей
	—Щавтор книги обращает внимание своих
читателей на то, как с помощью этих только
чисто внешних описаний поэт с на-
тлядной ощутимостью дает нам полное
представление о внутреннем состоянии сво-
ero «героя» —— пустого,  легкомысленного
щеголя.

Нам хотелось бы, чтобы анализ пуш-
кинского мастерства, художественной роли
детали давался автором пощедрее.

Интересно замечание Д. Благого о влия-
нии пушеяневого «Графа Нулина» на Го=
	голя. Автор считает, что «верность нату-
pe» 970й стихотворной повести делала ее
	несомпенной предшественницеи творчества
Гоголя и писателей «натуральной школы».

Д. Влатой напоминает, как «сам Пу-
БИН 60 свойственным ему метким и точным
лаконизмом назвал с6бя «поэтом лействи-
тельности». Й, развивая эту мысль, автор
книги о Пушкине говорит: «Правда и Кра-
сота, поэзия и действительность слиты У

Пушкина вовлино. Пушкин — величайщий
«поэт действительности». В
этом и состоит тот драгоценный вклад, ко-
торый в его лице русская литература
внесла в развитие литературы всемирной».

У книги есть свое будущее, и автор
еще сам, со всей требовательностью, смо-
жет над ней поработать, по слову Пуш-
кина, «усовершенствуя плолы любимых
дум». Д. Благой, несомненно, должен пол-
нев разработать тему о языке Пушкина:
неблагоприятные условия ‘аля ев разработ»
Ки теперь навсегла отошли в прошлое,

В заключение мы Можем лишь повто-
рить, Что Труд Д. Благого «Творческий
путь Пушкина» является весьма ценным
	вкладом в наше пушкиноведение.
	Вот ленинокая работа «Экономическое
содержание народничества и критика его
в книге г. Струве». Статья’ написана
В И Тениным в 1894 г. и направаена
	> против «легального марксизма». Разуножа-
	и на тектографе по 50—100 экземпля-
‚ров. В 1895 году под. псевдонимом «В. Ту-
` лин» Владимир Ильич включил ее в сбор-
` ник «Материалы в характеристике нашего
хозяйственного развития», вышедишй в
легальной типографии Петербурга тиражом
ыы 2000 экземпляров.
	Ну. несмотря на такое «безобилное» на-
звание, сборник вызвал в правительствен-
ных кругах настоящую панику, и к нему
была применена крайняя мера — особым
побтановлением комитета министров сбор-
ник был конфискован и сожжен. Удалось
спасти нелегальным путем сотню экзем-
пляров;, которая и распространилась по
соцпал-демократическим кружкам и грун
пам столапы и периферии.
	Эдесь ке хранится и’ другое редкостное
издание работ. Ленина —— сборник «За 12
	лет». Под псевдонимом «Вл. Ильин»
Владимир Ильич решил в 1907 году вы-
пустить в пбтербуртском издательстве
	«Зерно» трехтомнов собрание своих сочи-
нений. В ‘первый том он включил статью
«Экономическое содержание народничества
н критика его в книге г. Струве» и дру-
гие материалы. В сборнике была переиз-
дана работа «Шаг вперед, двь шага на-
зад». Издание было конфисковано, и В
библиотеке хранится экземиляр из числа
тех. которые удалось в то время спасти.
	Путешествуя по «адресам», указанным
на каталожных Барточках, мысленно пред-
ставляешь- города, тде печатались труды
В. И. Ленина, и тогда перед глазами пред-
стает весь земной шар. Произведения вели-
кого Ленина издаются в столицах союзных
п автономных республик. краевых, 0б-
ластных центрах и крупных городах СССР,
почти во всех столицах мира, а за послед-
нее время во многих городах етран народ-
ной демократии. Вот каталожные карточ-
ки изданий В, И. Ленина на китайском
языке: Пекин, Шанхай, Мукден,. Харбин,
Чанчунь..;

Самым большим тиражом из всех parted
выходивших изданий отпечатано четвёртое
издание Сочинений В. И. Ленина. Важдый
из 35 томов, изданных на русском языке,
имеет полумиллионный тираж. Вроме того,
уже вышли 24 тома этого издания на
украинском, 20 на армянском; 19 на. ла-
тьыниском, 18 на белорусском, 15 на
азербайджанском, 14 na грузинском, 10
на казахском, 5 на узбекском, 4 на ScTOH-
ском, 2 ‘на литовском языках...

Общий тираж всех вышежиих 10
	MOB четвертого ‘Издания Сочинений
В. И. Ленина превышает 44 миллиона эк-
	земпляров,
Tl МАКРУШЕНКО

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
№ 8 20 января 1951 г. 3
	Перцов В. Маяковский. Жизнь и творче-
ство (ло Великой Октябрьской социалисти-
ческой революции). 468 стр. 23 р.
ГОСЛИТИЗДАТ

Бялый Г. В. Г. Короленко. 1853—1921,
Творческий путь. 372 стр. 7, p.

Пархоменко М. Иван. Франко и русская
литература. 200 стр. 3 р.
	ИЗЛАТЕЛЬСТВО
«СОВЕТСКИЙ ПИСАТЕЛЬ»
	Гидаш А. Шандор Петефи. 1823—1849.
Второе дополненное издание. 367 стр. 6 р.
50 к. (Серия «Жизнь замечательных лю-
дей»). *“

Григорьян К. Ованес  Туманян.  1869—
1923, 273 стр. бр. (Серия «Жизнь. замеча-

тельных. людей»). _
Сизова М. Михайло Ломоносов. 432 стр.

Пр .
Трегуб С. Николай Алексеевич Остров-

ский (1904—1936). 464 стр. 10 р. (Серия
«Жизнь замечательных людей»).
	Енига Д. Благого говорит о первой ло-
ловине творческого пути поэта. Этот боль-
	ой и чрезвычайно важный период в твор-
	ческой жизни Пушкина автор исследует с
большою внимательностью, останавливаясь
и на раннем периоде пушкинского твор-
чества (лицей и время межлу лицеем и
свылкой), и на периоде южной свылки. С

обобою углубленностью рассматривает он
периол пребывания Пушкина в ссылке в
Михайловском. .

Наиболее удачно и подробно раскрыта pa-
	бота Пушкина над «Борисом Годуновым»
п нат <«Песнями о Стеньке Разине». В этом
	анализе автору помогает способность зано-
во подойти в давно известным вещам. Эта
способность автора чувствуется и в других
разделах книги, так же как тонкое и по-
этическое чутье — свойство, к сожалению,
халеко не вбвегда присущее ученым иселе-
дователям литературы. А между тем нзоб-
ходимо признать, we bes этого качества
нельзя раскрыть подлинный смысл поэти-
	ческих произведений.
		Усиевич Е, Владимир Маяковский: Очерк
жизни и творчества. 311 стр. 7 р.
	BH HY wu dd sD
Радищева, книга которого, несомненио,
была революционным актом, -— H BOCCTAa-
	нием 1825 гола,
	следователь Должен, в меру CBUHA чи»,
стремиться помочь этому».

Автор книги поработал в полную меру
своих сил. Он создал весьма ценную книгу
в области пушкиноведения. Прежде всего
бросается в глаза тот огромный труд, кото-
рый пеобходимо было проделать для пол-
ного изучения вопроса. Достаточно про-
смотреть обильные  библиографические при“
мечания в Конце книги; чтобы почуветво-
вать это. В этом обильном и сложном ма-
териале ДЛ. Благой чувствует себя, как

дома.

Автор исследования сираведливо полага-
ет, однако, что для понимания Пушкина
не ловольно еще‘ «поставить его творчество
в связь со всем развитием русской литера-
туры», ибо «Пушкин — великое › явление
не только русской литературы, но и всей
	русской культуры, даже еще шире — всей
исторической жизни русского народа».
Следуя этому заданию, Д. Благой не ог-
раничиваетея тем; что весьма широко ис-
пользует своё детальное знакомство с рус-
ской литературой ХУШ века, история ко-
торой выявлена им с большой полнотой в
особом исследовании, но одновременно дает
почувствовать и исторические перемены В
	самой жизни. С собою тщательностью
	обследован им важный вопрос о влиявии
на Пушкина творчества Радищева. Среди
этих сопоставлений, которыми автор по-
рою увлекается даже. может быть, и не-
сколько ‘чрезмерно, есть зато настоящие
находки. Имя Радищева поистине красною
нитью проходит через все исследование.
	Это большое и дорогое всем советским
людям имя позволяет автору очень орга-
нично ввести Пушкина не только в Круг
литературных воздействий его предшост-
венников. но и в живую атмосферу рево-
люционно-политического своболомыеслия,
плушего от Радищева. Д. Благой так и нд-
мечает этот период — между выступлением
	Уж название книги Д.  Благого
«Творческий путь Пушкина» обещает мно-
	  и обязывает автора ко многому: это пе
	только история пушкинского творчества,
но одновременпо и углубленный ‘анализ. са-
мого творчества. Нечего и говорить oO TOM,
6 каким повышенным интересом наш чи-
татель должен встретить подобный труд.

В нашу эпоху Пушкин вошел в жизнь
народа, как никогда доселе. И творения его,
H Bech его облик — великого художника и
патриота — дороги нам. Читателем Пушки-
на является сегодня весь народ, строящии
Новую, достойную человека жизнь на зем-
18, — вот почему так важна работа иселе-
дователей жизни и творчества гениального
поэта. Каждый шаг вперед в этом направ-
лении, каждый серьезный труд, открываю-
щий нам в Пушкине новое, является поэто-
му достижением не одной лишь литерату-
ры, но и жизни, подлинным вкладом в 0б-
щую народную культуру.

(Свое исследование Д. Благой начинает
проникновенными словами Белинского, ко-
	торые поражают нас уже одним тем, что
	они зародились и оформились еше в столь
авнюю эпоху: «Пушкин принадлежит к
Вечно живущим и лвижущимея явлениям,
на обтанавливающимея Ha той точке. на
	Которой застала их смерть. но продолжа-
	ЮЩим ‘развиваться в сознании общества.
	Важдая эпоха произносит о них св0$ суж-
	хение и какбы ни верно поняла она их, 80
	всегда оставит слелующей за нею ЭПОХЕ
сказать что-нибуль новое и более верное... >

Д. Благой говорит в связи с этим: «Вы-
разить сознание нашей эпохи по OTHOIIE-
нию к Пушкину, лать подлинно научную

ara.
	NF

оценку всего ero творчества нашим Nl

атм по наших позиций — задача все-
		шкина»,
14950 г,
	00 WC HATH A VeRO
то советского литературоведения В
Но понятно, что и каждый отдельв
	Д. Благой. «Творческий ПУТЬ Пу
Издательство Академии наук СССР.
580 стр.
	Интересно построение этого исследова-
ния. Не внешние Факты биографии, не
содержание отдельных, избранных произве-
дений поэта, но его творческое развитие,
широкое и стремительное, становится сю-
жетом книги, Каждая новая поэма, новое
стихотворение ‘рассматриваются автором,
как новый шаг в утверждении пушкинско-
го реалистического метода. И поэтому
интерее этой книги основан Ha самом

существе вопросов, а не Ha внешней
беллетризации изложения, эффектной «no-
лаче» материала и Т. п,
	Олна из отличительных черт Благого-
исследователя — глубокое знание материа-
ла, многосторонний анализ произведений,
обоснованность аргументации. Художествен-
ный анализ у него не «сосуществует» ©
идейным == они связаны неразрывно. Гово-
ря’о поэме «Цыганы» или «Песнях о
Стеньке Разине», автор все время идет от
разбора ихейного замысла К анализу его
конкретного творческого роплошения,
	Само собою разумеется, что одно знание
материала никак не решает задачи исело-
дователя. нужно уметь им пользоваться,
«чувствовать его изнутри». И у автора
«Творческого пути Пушкина» sto ocodoro
рода дарование есть, оно позволяет ему по-
рою давать свежие сопоставления, как 970
вилно на примере 6 Радишевым. Но и 910
является лашь одним из подетупов к ре-
шению задачи в целом, Главное, решающее
значение приналлежит собственным взгля-
дам исследователя. Мы знаем, что Д, Бла-
гой проделал большой и нелегкий путь в
поисках верного полхода в Пушкину: 979
ПУТЬ папряженных и сложных исканий,
Освободивигивь от свопх прежних вульгара
но-сопиологических ошибок. автор создал
	глубокую и содержательную работу.

Для того чтобы дать некоторое пред-
ставление о характере отдельных наблю-
дений, замечаний и выводов автора, при-
велем несколько кратких примеров.
	Так. говоря о «Руслане и Людмиле»,
Д. Блатой высказывает очень верное на-
блюление, что стих «Евгения Онегина» по
самой своей фактуре, 0 звучанию
наиболее близок из всех  предшествую-
щих произведений Пушкина именно
«Руслану и Людмиле». И это законо-
мерно. В «Руслане и. Людмиле» — этом
	прообразе пушкинского «романа B  СТИ-
хах» — уже в какой-то мере найден и
осушебтваен TOT особый лиро-эпический,
«полусмешной, полупечальный, простона-
родный, идеальный» характер и тов повест-
вования, которые во всей своей полноте
прозвучат в «Евгении. Онегине», :
	ЛД. Благой умеет тонко подчеркнуть роль
художественной детали. Так, приведя из
	Пушкина описание утреннего туалета гра-
фа Нулина