Праздник в Сталинабаде
	в Таджикистане было строительство . боль-
нии и школ. Коренное преобразование
жизни было невозможно без культуры.

Русский народ пришел на помощь тал-
жикам ‘в научном изучении, страны, Kak
в свое время помог им освободиться от
угнетателей.

В 1928 году Академией наук СССР бы-
ла направлена на Памир первая комплекс-
ная экспедиция. В эти толы навсегда свя-
зали свою жизнь с Таджикистаном и CTa-
ли деятелями таджикской культуры рус-
ские ученые: зоолог-паразитолог Е. Пав-
ловский, геолог Jl. Шербаков, медик
Л. Парадоксов, почвовед И. Антипов-Ва-
ратаев, историк-археолог А. Якубовский и
многие другие.
	Мощная таджикская экспедиция 1932
года, руководимая А. Фереманом, B. Ko-
маровым, Д. Шербаковым, Bb. Федченко и
пругими крупнейшими учеными нашей
страны, охватила своими исследованиями
всю республику, Советская ‘наука опро-
кинула созданную иностранцами лживую
теорию о «металлогенической бесперепек-
тивности» Таджикистана. Множество цен-
ных месторождений ископаемых, необы-
чайное богатство’ флоры,  необъятность
эпергетических. ресурсов -- все это бы-
ло утверждено как научная  достовер-
ность. Таджикский народ увидел себя
	обладателем неисчислимых природных 00-
гатетв.
	Начался бурный распвет страны.
	Республика покрывалась линиями авто-
мобильных и железных дорог, строилиеь
города, вотупали в строй  гидрозлектро-
станции... На колхозных полях стали pa-
сти новые, заменившие египетский, ©0-
ветские селекнионные сорта тонковолок-
нистого хлопчатника. С каждой весной все
выше взбирались на Восточный Памир по-
севы ячменя. В горном Балахшане появи-
лись уливившие все население картофель
и редис. В Гиссаре были вывелены мети-
зированные породы овец. На Вахше шли
работы по уничтожению соли в почве. Вею-
ду осваивались новые технические куль-
туры. Горные рудники выдали первую
добычу редких и цветных металлов. Пет-
вая продукция пошла с новых комбина-
тов — шелка, мебель, обувь, консервы.

Вместе с богатством полей и городов
пришло к таджикам и богатство культу-
ры — просвещение, науки, своя литера-
тура. В 1937 году республика перешла
на новый алфавит. Впервые возникла тад-
жикская опера, Была создана филармо-
ния. Появились драматические театры.
Сталинабалекая киностудия начала  BbI-
пускать художественные и хокументаль-
ные фильмы. В 1941 году Москва аплоди-
	ровала участникам декады  таджикекого
ACKVCCTBA,
	А в вузах Москвы, Ленинграда, Таджи-
кистана упорно учились кадры будущих
таджикских ученых. В том же 1941 голу
создан был Таджикский филиал Академии
	наук СОХР. Ёго руководителем стал ака-
демик В. Павловский.
	Десять лет прошло с тех пор. За это
время возмужал Таджикистан, могуче. воз-
росла его индустрия, укрепилоеь сельское
хозяйство, Побив все мировые рекорды,
Таджикистан вышел на первое место в
CCCP no урожайности хлопчатника. а 10
	валовому сбору -—— на второе. Успехи. поч-
	воведения и новые с1п0600ы ирригации
позволили освоить огромные пространетва
прежде негодных для посевов земель, На
Вахше, в Гиссаре и в Ленинабалской до-
лине появились неведомые ранее цитруго-
	вые и эвкалипты. Успешно была разре-
ena проблема  каучуконосов. На tore
стали выращивать джут и сахарный
	тростник. № 1951 году в Таджикистане
было уже более 300 колхозов-миллионеров,

Но более всего выросли люди Таджики-
стана. Это увидел весь мир. В Ин-
дии прозвучали  пламенные речи поэ-
та Мирзо Туроун-заде, полные  гор-
дости за новый свободный Восток. Ие-
кусство Таджикистана пленяло города Че-
хословакии в выступлениях артистки
Ашуры Насыровой, инженер Хамро Тан-
рова посетила города Индии — женщина-
инженер, представительнина того Востока,
где тридцать лет тому назад женщина не

считалась человеком!

Выросли и свои ученые в Талжики-
стане. За последние годы появились пер-
вые кандидаты и доктора наук — таджи-
ки. Из них особенно популярен в стра-
не доктор филологических наук, осново-
положник таджикской советской литера-
туры писатель и историк Садриддин Айци,

В эти дни Сталинабал, утопающая в са-
дах столица Таджикистана, отмечает ра-
достное событие в жизни республики —
открытие Таджикской академии наук.
Расцвет хозяйства и культуры подготовил
ве рождение.

Нарядный и обширный зал  Госулар-
ственного театра оперы и балета, сияю-
щий огнями, переполнен. — Сверкание
орденов,  пестро  расшитых  тюбетеек,
оживленный говор на многих языках,
рукопожатия, приветствия, смех.  серьоз-
ные лица юношей и девушек, выискиваю-
щих в толие людей, известных всей стра-
не, величественные старцы c белой 60-
родой и темным. загаром на лице — знат-
ные мастера хлопка или знаменитые жи-
вотноводы, молодые инженеры и стаха-
новцы с лауреатскими медалями, русские
	академики, ученые Грузии, Узбекистана,
Велоруссии-—все это создает волнующую,
радостную картину. Творцы, труженики
республики, создатели ее благоденствия,
сколько силы в этих людях, сколько энер
гии в этих линах, сколько достоинства!
Какая прочность жизни, уверенность в
булушем чувствуется в них!

Через всю сцену на красном полотня-
ше яркие буквы: «Ла здравствует вели-
кий корифей передовой советской  изуки
	товарищ  Сталин!». Огромное шелковое
сюзанне служит фоном для портрета
товарища Сталина. Вот с тихим треском
вспыхивают «юпитеры», ослепительный
свет заливает портрет, стол, покрытый
алым шелком, зелень и цветы перед сто-
HOM.
	Горячими аплодисментами встречает зал
	ученых, писателей и поэтов, появляю-
шихея Ha сцене, Заседание открывается
речью _ председателя Совета Министров
	республики Д. Расулова.
	СООБШЕНИЕ
	Государственного Планового Комитета СССР
	и Центрального Статистического Управления СССР
об итогах выполнения четвертого (первого
		послевоенного) пятилетнего плана (СССР
на 1946—1950 годы
	(Окончание. Начало на 1-й стр.)
	ных мероприятий по ликвидации нерапиональных перевозок
средняя дальность перевозок грузов за пятилетие сократилась,
но установленное на 1950 год задание по сокращению даль-
ности перевозок недовыполнено.

Решающей задачей послевоенной пятилетки было проведение
работ по ликвидации болыпих разрушений, нанесенных желез-
нодорожному транспорту войной. Произведенные за годы пяти-
детки работы по восстановлению вторых путей, мостов, станций
и узлов обеспечили необходимую пропускную способность глав-
ных направлений железных дорог. Значительно обновлен и по-
полнен парк локомотивов за счет паровозов новых серий, тепло-
в0зов и электровозов, & также парк вагонов. Построены новые
железные дороги, в Частности в районах Севера и Средней
Азии. Электрифицирован ряд железнодорожных линий на Урале,
	в Закавказье и Кривом Роге. а также пригородных участков в
	Московском, Денинградеком, Рижеком, виевском, Бакинеком и
Таллинском железнодорожных узлах. Однако задание пятилет-
него плана по восстановлению и строительству железных дорог,
мостов и вокзалов недевыполнено.

Грузооборот речного транспорта в 1950 году превысил уро-
вень 1940 года на 26 процентов, но не лдостиг уровня, уста-
новленного пятилетним планом. Улучшено транспортное исполь-
зование Волги и ее притоков, & также сибирских и северных
рек. Использование мощностей буксирного флота в 1950 году
по сравнению с 1940 годом увеличилось на 30 процентов, а
использование грузоподъемности несамоходного флота увеличи-
лось на 43 процента. Значительно обновлен и пополнен речной
флот. Восстановлены  Беломорско-Балтийсклй канал имени
Сталина и Днепро-Бугский водный путь, а также речные порты
и судоремонтные предприятия.

Грузооборот морского транспорта в 1950 году увеличился ло
сравнению с 1940 годом на 65 процентов, однако задание пя-
тилетнего плана по морским перевозкам недовыполнено. Закон-
чены в основном работы по восстановлению морских портов и
судоремонтных заводов. Мощность  судоремонтных заводов и
мастерских Министерства морского флота в 1950 году увеличи-
лась По сравнению с 1940 годом более чем в 2 раза и коли-
цество судоподъемных сооружений — в 1,6 раза,

Грузооборот автомобильного транспорта в 1950 году увели-
чился по сравнению с 1940 годом в 2,3 раза. Построено 16 ты-
CHT километров автомобильных дорог с твердым покрытием.
Введена в эксплуатацию автомобильная магистраль Москва —
Симферополь. Сеть автомобильных дорог с усовершенствованным
лы х концу пятилетки была больше, чем до войны, в

,D pasa.

За годы пятилетки восстановлены средства связи и радис и
обеспенено их дальнейшее развитие на базе новой техники.
Мошность телефонных станций превысила довоенный уровень.
План строительства радиовещательных станций за пятилетие
перевыполнен на 39 процентов. Увеличилась  радиоприемная
сеть. План восстановления и прокладки магистрального кабеля
за нять лет перевыполнен на 23 пропента. Протяженность
	звиапочтовых линий по сравнению с 1940 годом возросла в
23 раза.
	Вьъыполнение пятилетнего плана
в области национального дохода
и государственного бюджета
	Задание пятилетнего плана по увеличению национального
похода значительно перевыполнено. Пятилетним планом была
поставлена задача превысить довоенный уровень национального
дохода на 38 процентов. Фактически национальный доход в
1950. году увеличился по сравнению с 1940 годом, в сопоста-
вимых ценах, на 64 процента. Рост национального ° лохола
позволил значительно улучшить материальное положение рабо-
чих, крестьян и интеллигенции, осуществить крупные капи-
тальные вложения в народное хозяйство и накопить необходи-
	мые государственные материальные п продовольственные ре-
зервы.
	Б то время как в капиталистических странах больше поло-
вины национального дохода присваивается классом  капитали-
стов, в Советском Союзе весь напиональный лоход принадлежит
трухящимея. При этом трудящиеся ССОР для удовлетворениа
ввоих личных материальных и культурных потребностей полу-
чили в 1950 голу 74 процента национального дохода. а осталь-
ные 26 процентов национального дохода остались в распоря-
жении государства, колхозов и кооперативных организаций лля

расптирения социалистического производетва и на другие обще-
государственные и общественные нужды.
	5 результате роста национального дохода государственный
бюджет выполнялея из года в год с превышением доходов над
расходами. В расходах государственного бюджета неуклонно
	повышалась доля расходов на финансирование народного хозяй-
етва И на социально-культурное строительетво.
	Б результате роста национального дохода и успешного вы-
полнения государственного бюджета патилетний план по капи-
	тальным вложениям, в народное хозяйетво выполнен © превы- .
	шением на 22 процента. da 1946—1950 голы восстановлено,
построено и введено в действие свыше 6000 промышленных
	предприятий, не считая мелких государственных, кооператив-
ных и колхозных предприятий.
	Te же причины дали возможность провести в декабре 1947
года денежную реформу и отмену карточной системы на вее
продовольственные и промышленные товары. В течение 1947—
1950 годов было трижды проведено снижение цен на товары
массового потребления и подготовлены условия для проведенного
с 1 марта 1951 года нового снижения цен, Это обеспечило
серьезное повышение реальной заработной платы рабочих, слу-
жащих и интеллигенции и сокращение расходов крестьян на
покупку удешевленных промышленных товаров и привело к
еще большему укреплению рубля, повышению его покупатель-
	16 апреля 1951 гола
	Павел ЛУКНИЦКИЙ,

специальный корреспондент
«Литературной газеты»
	Таджикистане — весна.

В горах Памира мощные грейдеры и
бульдозеры счищают снег с автомобиль-
ных дорог на перевалах, сбрасывают ка-
менные осыпи в бурлящие горные реки,
	Зимовшики высочайшей в мире’ метео-
рологической обсерватории на леднике Фед-
ченко сообщают по ралио данные о том,
как ведет себя этот исполинский аккуму-
лятор влаги, питающий всю систему Аму-
Дарьи. Строители Главного Туркменского
канала, хлопководы, ирригаторы, садоводы
Таджикистана, Узбекистана, Туркмении
жадно ловят эти сигналы, от которых за-
висят прогнозы погоды, столь важные для
тружеников полей.
	На Кухистанеких хребтах горняки ук-
репляют мосты, ограждают входы в шах-
ты. которым угрожают лавины...
	В Дангаре животноводы составляют гра-
фики и намечают маритруты летнего от-
гона скота с зимних пастбищ’ в альпий-
ские зоны Гарма, приводят в порядок бз-
зы екотопрогонов, оборудуют ветеринарные
пункты, готовят радиосвязь:
	В субтропическом Кулябе у афганской
	границы машинно-животноводческие стан-
ции уже выводят в зеленеющие долины
свои сорокасильные самоходные  сеноко-
		ной способности и улучшению курса советевого рубля в отно-
шении иностранных валют.
	Выполнение пятилетнего плана
в области повышения матернального
и культурного уровня жизни народа
	В Советском Союзе безработицы не было и нет. По оконча-
нии, Великой Отечественной войны все демобилизованные из
Советской. Армии и Военно-Морского флота были полностью
обеспечены работой в соответствии с их квалификацией и спе-
циальностью. Численность рабочих и служащих в народном
хозяйстве СССР на конец 1950 года составила 39 миллионов
200 тысяч человек и возросла по сравнению © чиеленноетью
на конец 1940 года на 7 миллионов 700 тысяч человек.

Улучшилось материальное положение населения СССР. что
нашло свое выражение в росте денежной и реальной заработной
платы рабочих и ‘служащих и в увеличении доходов крестьян
как от общественного колхозного хозяйства, так и от приуса-
дебного и личного хозяйства. Общая сумма доходов рабочих и
служащих и доходов крестьян в 1950 голу возросла, по срав-
нению с 1940 годом, в сопоставимых ценах, на 62 процента.

Значительно возросли государственные расходы на культур-
но-бытовое обслуживание трудящихся. Население получило за
счет государства пособия и выплаты по социальному страхова-
нию рабочих и служащих, пенсии по социальному обеспечению,
бесплатно и по льготным ценам путевки в санатории,  хома
отдыха и детские учреждения, пособия многодетным и одиноким
матерям, бесплатную медицинскую помощь, бесплатное обучение
и повышение за счет государства квалификации трудящихся,
стипендии учащимся и ряд других вынлат и льгот. Далее, вое
рабочие и служащие ежегодно получали с сохранением заработ-
ной платы отпуска продолжительностью не менее двух недель,
а работники ряда профессий более продолжительный  отнуск.
В 1950 голу население получило указанных выплат и льгот
за счет госуларства на сумму свыше 120 миллиардов рублей,
то есть в три раза более, чем в 1940 году.

Олновременно с подъемом материального положения народа в
послевоенный период достигнут дальнейший расцвет культуры,
науки и искусства.

Количество учащихся в начальных, семилетних и средних
школах, техникумах и других средних учебных заведениях уве-
личилось за пятилетие на 8 миллионов и достигло в 1950 году
37 миллионов. При этом в техникумах и других средних спе-
пиальных учебных заведениях в 1950 голу училось 1 миллион
298 тысяч человек против 975 тысяч человек в 1940 году.
В высших учебных заведениях в 1950 году обучалось 1 мил-
лион 247 тысяч студентов против 812 тысяч в 1940 году.

Народное хозяйство получило за пять лет 652? тысячи спе-
	циалистов с выешим образованием и 1 миллион 278 тысяч го.
средним образованием. По сравнению с 1940 годом число епе-
	циалистов, работающих в народном хозяйстве, увеличилось на
84 процента,
	За истекшее пятилетие в нашей стране были сделаны круп-
Heine открытия и изобретения в различных отраслях науки п
	техники, 2а выдающиеся работы, изобретения и достижения в.
	области науки, техники, литературы и искусства в годы пяти-
летки удостоено звания лауреата Сталинской премии более ше-
сти с половиной тысяч человек. Сеть научно-исслеловательских
учреждений в 1950 году превысила довоенную в 1,5 раза, а
число научных работников в них возросло почти в два раза.

Восстановлена и превысила довоенные размеры сеть куль-
турно-просветительных учрежлений. В 1950 году в городе и
деревне было клубов и массовых библиотек на 15 процентов
больше, чем в 1940 году. Тираж книг в стране увеличился по
сравнению с 1940 годом на 84 процента. Число киноустановок
к концу 1950 года увеличилось в 1,5 раза по сравнению е
1940 годом.

В послевоенный период достигнуто дальнейшее улучшение
лечебнего и санаторно-профилактическего обслуживания насе-
ления. Число больничных коек в городах и сельских местно-
стях в 1950 году увеличилось на 25 процентов по сравнению
с 1940 годом. Восстановлены разрушенные во время войны
санатории. Количество врачей в стране увеличилось по cpaB-
нению с 1940 годом на 75 процентов.

Достигнуты серьезные успехи в деле развития  советеной
торговли. Розничный товарооборот государственной и кооперя-
THBHOH торговли значительно превысил уровень довоенного
1940 гола. В 1950 году продано в государственных и коопе-
ративных магазинах, не считая продажи товаров за счет мест-
ных ресурсов, больше, чем в 1940 году: мяса и мясных про-
дуктов на 38 процентов, рыбных продуктов на 51 процент.
масла животного на 59 процентов, масла растительного и дру-
	`гих жиров на 67 процентов, сахара на 33 процента. кондитер-
	ских изделий на 84 процента, обуви на 39 процентов, хлопча-
тобумажных, шерстяных, шелковых и льняных тканей Ha
47 пропентов, чулочно-носочных изделий на 39 процентов. Воз-
росла продажа населению ‘товарез культурного и хозяйствен-
ного обихода. В 1950 году продано больше. чем в ловоенном
1940 году; часов в 3,3 раза, радиоприемников в 6 раз, бы-
товых электроприборов в 1,5 раза, велосипедов в 2,9 раза,
швейных машин почти в 3 раза, мотоциклов в 16 раз, в_не-
сколько раз увеличилась продажа строительных материалов в
деревне.

Объем колхозной торговли в 1950 году значительно увели-
чилеля по сравнению с 1940 годом. Цены колхозного рынка за
период после отмены карточек и проведения денежной реформы
снизились.

В годы послевоенной пятилетки широко развернулось жми-
пищное строительстве. Государственными предприятиями, уч-
реждениями и местными Советами, а также населением городов
и рабочих поселков с помощью государственного кредита по-
строены и восстановлены жилые дома общей площадью свыше
100 миллионов квадратных метров. Кроме того. в селееких
	местностях восстановлено и построено 2 миллиона 700 тысяч
жилых домов.
	— Dror день, — говорит” он, — золоты-
ми буквами будет вписан в историю тад-
жикского народа. Сегодня мы открываем
Академию наук Таджикской ССР, учреж-
даемую по инициативе товарища Сталина:

Бурная овация гремит в ответ на эти
слова. Дорогое имя повторяется возгласа-
ми. сопровождается криками «ура».

После того как оглашены официальные
сообщения, на трибуну поднимается ака-
демик К. Павловский, больной и настой-
чивой работе которого многим обязана
наука в Таджикистане. Ето хоклал был
посвящен не только успехам науки в 1ес-
публике, но прежде всего — будущему.
Широкие перспективы открываются перед
учеными Таджикистана в связи © откры-
THEM собственной академии.

`Заседантте завершается приветствиями,
Их столько, что и перечислить трудяо.
Академия наук СССР, акалемии наук со-
юзных республик, правительства этих pec-
публик, отдельные академики, коллективы
высших учебных завелений, фабрик, ал-
волов. школ, институтов, комсомольские
организации .городов... Все поздравляют и
приветствуют молодую академию.

В олиннаднать часов утра в новом До-
ме правительства, в зале заседаний Вет-
ховного Совета, состоялось первое общее
собрание Академии наук Таджикистана.
	Тайным голосованием единогласно были
избраны почетные члены академии: пре-
зилент Академии наук СССР академик
	А. Несмеянов, академик №. Павловский и
президент Казахекой акалемии паук ака-
демик №. Сатпаев. Презилентом Таджик-
ской академии наук единогласно — избран
по предложению Е. Павловского Салриддин
Айни. Избрание старейшего ученого и пи-
сателя, любимого Талжикским народом, бы-
ло встречено. овацией. Вице-президентами
вдиноглаено избраны действительные чле-

ны академии Б. Ниязмухамедов и Н. Смоль-
ский.
	Цосле объявления результатов голосо-
	  вания на трибуну полнялея президент Ва-
	захской академии наук академик В. Сат-
паев. Взволнованно прозвучали его ело-

Ba о том, что избрание его почетных
членом Таджикской  зкадемий — CBI
	тельетво сталинекой дружбы народов, что
он приложит весе усилия, чтобы ante 6o-
лее укрепить научные связи Казахстана
с Таджикистаном, народ которого. волевой
и пелеустремленный, достиг блестящих ус-
	пехов Ha пути, указанном великим
Слалиным.

Академия наук Таджикской ССР fiy-
дет состоять из двух отделений: есте-
ственных наук и общественных наук.
Входящие в ee состав институты =
истории, языка и литературы. геологиче-
ский. химический, ботанический, 300.10
гии И паразитологии. животноводетва, аг-
трономическая — обсерватория-—расширяют-
	CH, при них создаются новые секторы, ла-
боратории, научные станции, музеи. Hn
ститут истории, языка и литературы п19-
образуется в два института: Институт
истории, археологии и этнографии и Ин-
ститут языка и литературы. Учрежхаются
новые институты; Институт сейсмологии.
	Институт почвоведения, мелисрации ии:
РИГаЦИИ.
	Большие задачи стоят перед новой ава-
демией. Она призвана ответить возросшим
потребностям таджикского народа. Труд-
но представить себе все  разнообра-
зие тем, воторые подлежат ее разра:
ботке, — пути исследования  таджикоком
языка на основе тениальных трудов
товарища Сталина по языкознанию. ис
пользование  гигантсках энергетических
ресурсов талжикских рек, новые прин-
пипы орошения,‘ системы горного земледе-
лия, исследования ‘бесчисленных истори-
ческих памятников материальной культу-
ры и многое другое.

Так © братекой помошью русского наро-
да на новую ступень поднимается напио-
нальная социалистическая культура тад-
жиков.

Так сбываются слова великого Оталина,
сказанные четверть века тому назад: Ha
род Таджикистана превращает свою роди

HY B образцовую республику восточных
стран. к.
	СТАЛИНАБАД., (По телеграфу)
	РЕСТАВРАЦИЯ
ТУЛЬСКОГО КРЕМЛЯ
	Туле развернулось восстановление
Кремля, который является самым замена“
тельным из памятнихов русской старины;
расположенных на территории Тульской
области. Построенный в начале ХУГ века
для защиты Москозскога государства от
набегов кочевых племен, он был свидетз-
лем многих подвигов оусских воинов, За
четыреста’ с лишним лет существования
естами разрупились.

Сейчас закончилазь реставрация Пят
ницких ворот, началось восстановление 3а+
падной стены, а также обновление Крем:
левского собора, в котором разместится

Тульский музей оружия, созданный па
указу Петра [.
	ностью сохраняется
	А oe

тарого Кремля. Ра-  !
	ружили недавно схв*
	При реставрации Bou
архитектурный стиль с-
	ботники архива обяз
Mh я пла па.
	В Гиссарсекой, Вахшекой, Денинададской
долинах экскаваторы роют новые волосбор-
ные коллекторы, выгребают`ил из маги-
стральных каналов...
	Бурильшики Нефтеабада монтируют но-
вые выпгки...
	В эти весенние дни в Сталинабал при-
бывали делегаты научных учреждений
многих республик Советского Союза. Их
тепло встречали, им подносили букеты
цветов. Двери красивого  двухртажного
здания распахивалиеь перед ними.
	Всего несколько дней тому назад ‘на
этом доме висела доска © надписью: «Пре-
зидиум Таджикского филиала Академии
наук СССР». Теперь надпись заменена но-
вой: «Академия наук Таджикекой ССР».
	На этом месте еще четверть века на-
зад не было ни мостовых, ни домов, ни
перевьев. Был пыльный пустырь.
	Веадники, приезжавшие с гор, расети-
fain брезенты на потрескавшейся глине
и, измученные жарой, малярией, мухами,
% нередко и боевыми схватками с баема-
чами, ложились спать возле жалкой чай-
ханы, где, кроме мутного чая и лепешек,
нельзя было купить ничего. Здесь тотда
еще не было Сталинабада. В разрущенном
басмачами Дюшамбе насчитывалось всего
42 глинобитных мазанки и 3 хеоева.
	Чтобы представить вебе, что было в
Таджикистане до Великого Октября, не
нужно углубляться в историю —— доста-
точно бросить взгляд на ту сторону реки
Пяндж, составляющую границу с Афгани-
станом. Таджикские колхозники вихят на
том берегу только жалкие камышовые об-
мазанные глиной лачуги. Желтые облака
пыли обрушиваются на маленькие поля
чахлой гузы. Здесь в жизни проетых лю-
дей все происходит так, как происходило
в Восточной Бухаре при эмире. Голодные,
бесправные крестьяне- рабы ссыпают
осенью мизерный свой урожай в кучи.
Чиновники беков, ханов и прочих прави-
телей-феодалов делят эти кучи на части.
Каждый выдирает себе львиные доли,
«довлеющие богу и беку», лолю «толко-
вателя шариата», долю «вновь  обрашен-
ных в ислам», новую дань за очередное
жестоко подавленное восстание, и подать
© соломы, и налог за проданную baw a

жены десятилетнюю дочь... Сухи поля,
Впрягается крестьянин В деревянный
омач заодно се быком — желтый, изнурен-

ный, истощенный, проклинающий свою
беспросветную жизнь. Только две двери
открыты перед ним: дверь его жалкого
жилища и дверь тюрьмы.
	Тридцать с лишним лет тому назад так
было и здесь. Стоит ли говорить, что во
времена эмирата угнетенный — кровожал-
ными и невежественными  властителями
таджикский народ не мог ‘изучать науки,
не мог развивать свое искусство.

Между тем в далеком прошлом именно
этот народ создал замечательную культу-
ру, выдвинул из среды своей таких поэ-
тов, как Рудаки, Фирдоуси, таких фило-
софов и ученых, как замечательный эн-
циклонедист, родоначальник научной ме-
дицины Авиценна  (Абу-Али-Ибн-Сина),
как мыслитель и поэт Носир.. Хиероу, и
	многих других корифеев поэзии и науч-
ной мысли.
	После победы Великого Октября нача-
лась новая эра в истории древнего и
славного народа. Одна из знаменательных
дат этой эры — март 1925 года, когха
в Дюшамбе пришло приветствие товарища
Сталина. Поздравляя таджикский народ
с созданием Таджикской АССР, товарищ
Сталин писал: «Горячо желаю веем тру-
женикам Таджикистана успехов в деле
превращения своей республики в образ-
цовую республику восточных стран.
	...Работники Таджикистана! Подымайте
культуру своей страны, развивайте ее хо-
зяйство, помогайте труженикам города и
деревни, сплачивайте вокруг себя лучших
сынов родины и покажите всему Востоку,
что вы являетесь лучшими потомками
своих предков, крепко держащими в своих
руках знамя освобожления».
	Глубокое провидение будущего было в
ЭТИХ словах.
	Первым мероприятием советской власти
			Государственный Плановый Комитет СОСР
Центральное Статистическое Управление СССР
	председателя Бюджетной комиссии депу-
тата С. П. Афанасьева начались прения
по бюджету, продолжавшиеся вчера, 16 ап-
реля, на дневном и вечернем заседаниях.
	Депутаты, выступавшие в прениях.
единодуитно одобрили бюджет Российской
Федерации на 1951 rox с поправками
Бюджетной комиссии, как полностью от-
вечающий жизненным интересам совет-
ского народа, задачам, поставленным пар-
тией и правительством в области комму-
нистического строительства в нашей стра-
не и укрепления могущества нашей вели-
кой социалистической Родины,
	Б ходе прений, когда депутаты упоми-
нали имя гениального зодчего коммунизма
товарища И. В, Сталина, в Большом Врем-
левском Дворце возникали продолжитель-
ные овации. Во всех речах звучала
непоколебимая уверенность в торжество
великого дела построения коммунизма.
	Сегодня первая сессия Верховного Совета
РОФОР продолжает свою работу,
	TERDTUERLYUEETTAS HET CER EATEN HY
	Б Болыпом Кремлевском Дворце
	народа и его сплоченности вокруг больше-
вистской партии, вокруг нашего вождя и
учителя товариша Сталина,

Бурными аплодисментами было ветре-
чено сообщение о том, что первым дену-
татом народ‘ избрал товарища И, В. Сталина.

В Верховный Coser PCCP избраны
депутаты 29 национальностей, Среди
них — 16 Героев Советского Союза, 51 Ге-
рой Социалистического Труда, 53 лаурез-
та Сталинской премии. 698 человек на-
	граждены орденами
Союза.
	и мелалями Советского
		Второе заседание Верховного Совета
РСФСР, состоявшееся в субботу 14 атре-
ля, началось докладом председателя Ман-
датной комиссии депутата И, Т. Гришина.

Мандатная комиссия проверила доку-
менты на каждого депутата в отдельности
и установила, как сообщил. председатель
комиссии, что выборы депутатов в Вер-
ховный Совет РОФСР по всем избиратель-
ным округам проведены в точном соответ-
ствии с Конституцией и Положением 06
этих выборах. Приведя данные о количе-
стве избирателей, участвовавиих в выбо-
рах и голосовавших за кандидатов блока
коммунистов и беспартийных, депутат
И. Т. Гришин заявил, то блестящая побела
сталинского блока коммунистов и 0ес-
партийных является новым ярким еви-
детельством дальнейшего укрепления м0-
рально-полигического единства нашего
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
9 17 апреля 1951 г. № 46
	Вечер памяти В. Маяковского в Политехническом музее
	Около сорока раз выступал’ Владимир
Владимирович Маяковский в Большой зуди-

тории Политехнического музея, И 14 апре-
ля, в день 21-й годовщины смерти пеэта,
	имя его вновь привлекло в эту аудиторию
множество москвичей.
	Вечер открыл секретарь правления Сою-
за советских писателей СССР А, Софро-
нов. Н, Маслин во вступительном слове
	говорил о всемирном значении поэзии
В. Маяковского.
	С горячей речью выступил заместитель
генерального секретаря Союза советских
	писателей А, Сурков.
	большим вниманием и интересом зы-
слушали собравшиеся выступления наших
французских друзей, прогрессивных  писа-
телей Эльзы Триоле и Луи Арагона,
Э. Триоле поделилась воспоминаниями ©
своих встречах с Мзяковским. Она ‘гово
рила об огромном влиянии великого поэта

на французскую поэзию, о значении его
слова для дела борьбы за мир во всем
	— Гений Маяковского, — подчеркнул В
своем выступлении Луи Арагон, — заклю-
чается в том, что он был создателем з0-
временной политической поэзии. Отныне
этот путь — путь всех поэтов.
	С воспоминаниями о встречах с Маяков-
секим выступили 1. Никулин и. Кассиль.
	Аудитория аплодировала стихам Н. Ассе.
	Сы: У)

ва, М. Львова, С. Кирсанова и С. Смир-
нова, посвященным В. Маяковскому.
	Мастера искусств исиолнили ряд произ-
ведений Владимира Маяковского.
	Социальный состав депутатов характе-
ризуется следующими данными: рабочих—
233 человека, из них находятся на пар-
тийной, советекой, общественной: хозяй-
ственной и военной работе 162 человека:
крестьян — 162 человека; 74 процента
депутатов -—= члены и кандидаты в чле-
ны Веесоюзной коммунистической партии
	(большевиков),
Сессия ean
Манлатной к
	единогласно утвердила Доклад
комиссии. Пооле  сотлоклата
	— Мы видим,--сказал он,—что творчество
Маяковского стало достоянием советскэго
	оч почем $190) достголпием советского

народа. Его’ поэзия эстафетой проходит
через весь мир. В Дании, Шотландии. в
	Польше, в Англии лучшие поэты перево-
	AAT Маяковского, развиваются под воздай-
ствием его гения.
		“ планы некоторых его сооружений в

ВЯ , tem ett